РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 августа 2021 года г.Самара Кировский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Башмаковой Т.Ю., при секретаре Путылиной А.Ю., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3541/2021 по административному иску ФИО2 к Правительству Самарской области, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании отказа в исключении границ охранной зоны памятника природы регионального значения незаконным, обязании подготовить текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны без учета земельного участка, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратилась в суд с административным иском с учетом уточнений к Министерству лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самаркой области, Правительству Самарской области о признании решения незаконным и возложении обязанностей, мотивируя свои требования тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ФИО3<адрес> площадью 6500 кв.м., который приобрела в 2009 году. Земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРН внесена запись № от ДД.ММ.ГГГГ На день приобретения земельный участок имел кадастровый №, относился к землям населенных пунктов. Ограничения (обременения) в отношении земельного участка в ЕГРН отсутствовали. С момента приобретения она добросовестно реализовывала свои права собственника. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Губернатора №-р создана охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения». Согласно сведениям публичной кадастровой карты в охранную зону входит земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к землям населенных пунктов, приобретенный административным истцом в 2009 г., о чем ей стало известно в начале 2020 г. Получить информацию о включении принадлежащего административному лицу земельного участка в границы охранной зоны непосредственно после вступления в силу ФИО3 о создании охранных зон не представлялось возможным, поскольку: опубликованный текст Распоряжения Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О создании охранных зон памятников природы регионального значения» не содержит описания границ охранной зоны (опубликовано в газете «Волжская коммуна» № (30047) от ДД.ММ.ГГГГ, на официальном сайте интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru); в государственный кадастр недвижимости сведения об охранной зоне (координаты границ зоны) внесены через 1,5 года, а именно ДД.ММ.ГГГГ; на местности граница охранной зоны специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками не обозначена (п.7 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№); земельный участок включен в границы зоны охранной зоны без предварительного осмотра и извещения собственника. В рамках требования п.3 Распоряжения Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р контроль за выполнением Распоряжения возложен на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, которым было подготовлено в электронной форме текстовое и графическое описание местоположение границ охранной зоны, в последующем представленное для внесения в ЕГРН. ДД.ММ.ГГГГ г. она обратилась в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с просьбой исключить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 6500 кв. м., из охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения». Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ ей было отказано по причине того, что предлагаемое уменьшение охранной зоны памятника природы регионального «Древостой дуба естественного происхождения» не способствует сохранению природных объектов памятника природы. Ссылаясь на то, что включение земельного участка в границы охранной зоны значительно ограничило ее права как собственника, в том числе в возможности размещения на участке объектов капитального строительства садовых построек, размещения на земельном участке асфальтированной площадки, отсутствия древостоя дуба, расположение земельного участка в части охранной зоны, которая не граничит с особо охраняемой природной территорией памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения», просит признать отказ в исключении из границ охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» земельного участка с кадастровым номером 63:01:0207001:123, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6500 кв.м., незаконным; обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области подготовить текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны без учёта земельного участка с кадастровым номером 63:01:0207001:123, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6500 кв.м., и направить для внесения в ЕГРН в Управление Росреестра по Самарской области. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить. Представитель административного ответчика Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самаркой области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, предоставил отзыв на административные исковые требования в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель административного ответчика Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 6500 кв.м. Земельный участок приобретен в собственность на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРН внесена запись № от ДД.ММ.ГГГГ На день приобретения земельный участок имел кадастровый №, относился к землям населенных пунктов. Ограничения (обременения) в отношении земельного участка в ЕГРН отсутствовали. ДД.ММ.ГГГГ. распоряжением Губернатора Самарской области №-р создана охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения». Согласно сведениям публичной кадастровой карты в охранную зону входит земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к землям населенных пунктов. ФИО2 обратилась в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением об исключении земельного участка с кадастровым номером №, из охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения». Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 было отказано по причине того, что предлагаемое уменьшение охранной зоны памятника природы регионального «Древостой дуба естественного происхождения» не способствует сохранению природных объектов памятника природы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства; право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (статья 2; статья 35, части 1 и 2), будучи одной из основ конституционного строя России, неприкосновенность права частной собственности наряду с другими непосредственно действующими правами и свободами человека и гражданина определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного либо несоразмерного ограничения имущественных прав. Фундаментальные правовые начала собственно как владение и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного либо несоразмерного ограничения имущественных прав. Фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, установление объема их защиты и правомерных ограничений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 г № 3-П и от 16.07.2008 г. № 9-П). Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановление от 16.07.2008 г. № 9-П, от 31.01.2011 г. №1-П, от 31.10.2019 г. № 32-П), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере. Вводимые ограничения права собственности должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности, обеспечивать баланс конституционно признаваемых ценностей, чтобы лицо не подвергалось чрезмерному обременению. Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Частью 10 статьи 2 Закона № 33-ФЗ установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Подпунктом «б» пункта 11 статьи 2 Федерального закона от14 марта 1995 г. № 33-ФЗ определено, что решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 названной статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Согласно пункту 19 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» решения о создании охранных, зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» установлена на основании статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо, охраняемых природных территориях» в соответствии с Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138. Положение об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» установлено распоряжением Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р. Сведения об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного, происхождения» внесены в ЕГРН в декабре ДД.ММ.ГГГГ г., присвоен реестровый №.ДД.ММ.ГГГГ. При установлении границ охранной зоны вышеупомянутого памятника природы не были учтены границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0207002:123, расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, площадью 6500 кв.м., принадлежащего административному истцу, границы которого на местности были определены и право собственности на который было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения сведений об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» в ЕГРН, что повлекло необоснованное и незаконное включение земельного участка в состав охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения». Включение земельного участка, сформированного до создания охранной зоны, в состав таковой охранной зоны противоречит требованиям п.4 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, в том числе, в связи с отсутствием доказательств ценности такового участка. Кроме того, включение земельного участка административного истца в границы охранной зоны не соответствует целям образования охранной зоны, определенным п.2.1 Положения об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» - сохранение природных комплексов и объектов памятника природы, поскольку на земельном участке, находящемся в частной собственности, отсутствуют древесная и кустарниковая природная растительность, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных, что подтверждается соответствующим заключением ООО «ГЕО-КОМПАС», согласно которому природоохранная ценность земельного участка утрачена, виды, занесенные в Красную книгу Самарской области, на участке не обнаружены. В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В рамках требований ст.11 Гражданского кодекса РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Согласно 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом. Отнесение земельного участка административного истца к охранной зоне нарушает его права и законные интересы, поскольку пунктом 1.7. Положения предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», в границах охранной зоны памятника природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение его сохранности. В соответствии с пунктом 3.1 данного Положения на территории охранной зоны памятника природы запрещается (не допускается) деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в частности строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, строительство зданий и сооружений, возведение временных строений и сооружений, строительство магистральных автомобильных дорог, временных дорог, железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, что препятствует истцу пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему объектом недвижимого имущества. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, суд полагает заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Административный иск ФИО2 к Правительству Самарской области, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании отказа в исключении границ охранной зоны памятника природы регионального значения незаконным, обязании подготовить текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны без учета земельного участка удовлетворить. Признать отказ в исключении из границ охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6500 кв.м, незаконным. Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области подготовить текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны без учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0207001:123, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6500 кв.м, и направить для внесения в Единый государственный кадастр недвижимости в Управление Росреестра по Самарской области. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение месяца, со дня составления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме составляется в течение 10 дней. Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционной жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и вправе знакомиться с материалами дела, с аудиопротоколированием, с поступившими жалобами, представлением и поступившими возражениями относительно них, подавать замечания на протокол судебного заседания. Председательствующий подпись Т.Ю. Башмакова Решение суда изготовлено в окончательной форме 12.08.2021 года. |