ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-354/20 от 04.06.2020 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-354/2020

УИД: 26RS0023-01-2019-005796-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.............. года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гориславской Ж.О.,

при секретаре ФИО13,

с участием:

ФИО4 административного истца ФИО7 по ордеру адвоката Сорокина Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному исковому заявлению ФИО7 к ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .............., государственному регистратору прав ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..............ФИО2, государственному регистратору прав ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..............ФИО3 о признании незаконным уведомления об отказе в снятии приостановления кадастрового учета и регистрации права собственности на объект недвижимости и от ............................, о признании незаконным сообщения от ............................ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО7 обратился в суд с иском к ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, государственному регистратору прав ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..............ФИО2 о признании уведомления об отказе в снятии приостановления кадастрового учета и регистрации права собственности на объект недвижимости незаконным от ............................/..............

В дальнейшем административный истец дополнил административный иск требованиями к ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, государственному регистратору прав ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..............ФИО3 о признании незаконным сообщения от ............................ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.

В обоснование административного иска административный истец указал, что решением Минераловодского городского суда от .............. иск ФИО7 о признании права общей долевой собственности на жилой дом и выделе доли в натуре из общего жилого дома удовлетворен. Судом за ФИО7 признано право собственности на жилой дом, литер «А», площадью 506, 6 кв.м., .............. по .............. в доле 3/5.

Судом ФИО7 в счет его доли 3/5 в праве собственности выделено в натуре из общего жилого дома, литер «А», площадью 506, 6 кв.м., .............. по ..............: автономный жилой блок .............., состоящий из: коридор .............. площадью 13, 40 кв.м, жилая комната .............. площадью 14, 40 кв.м., нежилая комната .............. площадью 11, 90 кв.м., кухня .............. площадью 11, 40 кв.м., коридор .............. площадью 8, 40 кв.м., санузел .............. площадью 4, 70 кв.м., жилая комната .............. площадью 19, 60 кв.м., жилая комната .............. площадью 13, 20 кв.м. - общей площадью 97,0 кв.м.; автономный жилой блок .............., состоящий из: коридор .............. площадью 25, 80 кв.м., коридор .............. площадью 10, 80 кв.м., жилая комната .............. площадью 23, 10 кв.м., жилая комната .............. площадью 19, 90 кв.м., коридор .............. площадью 7, 00 кв.м., санузел .............. площадью 6, 70 кв.м., кухня .............. площадью 30, 30 кв.м., гараж .............. площадью 52, 70 кв.м., жилая комната .............. площадью 49, 10 кв.м. - общей площадью помещений 225,4 кв.м.,

Судом прекращено право общей долевой собственности ФИО7 на жилой дом, литер «А», площадью 506, 6 кв.м., .............. по ...............

Кадастровым инженером с 29.08.2018г. подготовлены технические планы на данные автономные жилые блоки и сданы в МФЦ.

С этого времени неоднократно регистратором прав выносились различные уведомления о приостановлении. В итоге все претензии государственного регистратора к недостаткам заявления ФИО7 были сняты ФИО7 путем подачи дополнительных документов, последний раз это было сделано им путем подачи документов с заявлением от 28.06.2019г. .............. к учетному делу .............. от 16.04.2019г., однако, государственным регистратором прав вынесено уведомление о приостановлении кадастрового учета и регистрации права собственности от 18.07.2019г.............. которым ФИО7 указано на невозможность кадастрового учета и регистрации права собственности на жилой блок истца в связи с назначением земельного участка с кадастровым номером .............. под блоком - «ИЖС», что не предусмотрено.

Право ФИО7 на постановку на кадастровый учет и регистрацию его права собственности на его жилой дом блокированной застройки подтверждено решением суда, вступившим в законную силу, в связи с чем присвоение назначения земельного участка с кадастровым номером .............. «под жилыми домами блокированной застройки» возможно только после регистрации права собственности на жилой дом.

Реализация права собственности гражданина по решению суда не может быть поставлена в зависимость от причин, указанных регистратором в обжалуемом уведомлении.

ФИО7 лишен и возможности исполнить решение суда и зарегистрировать свое право собственности, и в дальнейшем лишен права пользоваться и распоряжаться своими жилыми блоками, так как без документов о регистрации права эти правомочия осуществить невозможно.

Данное уведомление получено истцом 28.11.2019г., о чем имеется отметка МФЦ на уведомлении, ранее орган кадастрового учета и МФЦ не предоставляли истцу информации о принятом решении о приостановлении, в связи с чем просит суд о восстановлении срока на обжалование данного уведомления.

На основании изложенного, просил суд признать незаконным уведомление о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 18.07.2019г. .............., вынесенное государственным регистратором прав ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии Торишным В.А.

Затем, в ходе судебного разбирательства уточнил свои требования и просил суд признать незаконным сообщение от 22.01.2020г. .............. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, вынесенное государственным регистратором прав ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО3

Административный истец ФИО7, будучи надлежащем образом извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании ФИО4 административного истца адвокат Сорокин Т.В. просил иск удовлетворить по доводам, изложенным в первоначальном и дополнительном административном иске, а также в дополнении к мотивировке иска. Пояснил, что права наследников умершего ФИО8 ничем не нарушаются, они получают то, что принадлежало наследодателю, ФИО7 желает зарегистрировать, поставив на кадастровый учет, имущество, выделенное ему в личную собственность решением суда. Полагает, что препятствий для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности не имеется. Относительно досудебного порядка пояснил, что уведомление о приостановлении получено административным истцом спустя три месяца, в связи с чем утрачена возможность обжалования в месячный срок решения о приостановлении в апелляционную комиссию, по истечении которого жалоба не принимается к рассмотрению, а восстановление срока обжалования в апелляционную комиссию закон не предусматривает. Кроме того, законом «О государственной регистрации недвижимости» положениями п.12 ст.29 предусмотрено обжалование приостановления и отказа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав непосредственно в суд. Просил восстановить срок для обжалования уведомления о приостановлении и административный иск удовлетворить, признать незаконным уведомление о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 18.07.2019г. .............. признать незаконным сообщение от 22.01.2020г. .............. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.

ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК извещен надлежащем образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в лице ФИО4 по доверенности Моховой Н.А. представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК.

В материалы дела представлены возражения ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, в которых указано, что .............. в ФИО4 с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объекты недвижимости: блок, часть жилого дома блокированной застройки, расположенные по адресу: ФИО1, .............., Минераловодский городской округ, .............., обратились ФИО5 (в интересах которого по доверенности от .............., реестровый .............. действует ФИО6), ФИО7, о чем в книге учета входящих документов сделаны записи .............., ..............

В качестве правоустанавливающего документа представлен Технический план от .............., подготовленный в связи с образованием четырех зданий, расположенных по адресу: ФИО1, .............., Минераловодский городской округ, .............., в результате раздела здания с кадастровым номером ..............

Также для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права представлено Решение Минераловодского городского суда .............. от .............., согласно которому произвести выдел в натуре из общего жилого дома, литер А, площадью 506.6 кв.м. .............. по .............. в счет 3/5 доли в праве собственности ФИО7 следующее имущество: автономный жилой блок .............., общей площадью 97.0 кв.м., автономный жилой блок .............., площадью 225,4 кв.м., ФИО5 в счет его 1/5 доли в праве собственности блок .............., площадью 122.5 кв.м; ФИО8, в счет его 1/5 доли право собственности на блок .............. общей площадью 61,7 кв.м. Прекратить право общей долевой собственности ФИО7а А.П. А.П., ФИО5, ФИО8 на жилой дом, литер "А", площадью 506.6 кв.м. .............. по ...............

При проведении правовой экспертизы, предусмотренной ст. 29 Закона о регистрации, установлено следующее.

В соответствии с нормами действующего законодательства, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

В нарушение норм ст. 41 Закона о регистрации для постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на образованный объект недвижимости не представлено заявление ФИО8 для осуществления вышеуказанных учетно-регистрационных действий.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, осуществления регистрационных действий приостановлено .............. сроком до ...............

.............. в орган регистрации поступили заявления ФИО7.............., .............. о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества: Блок, части жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: .............., в связи с необходимостью доработки документов по делу. На основании данного заявления осуществление регистрационных действий приостановлено с .............. по ...............

При этом .............. в орган регистрации с заявлением .............. к учетному делу .............. о донесении дополнительных документов для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права представлен Технический план от .............., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием четырех зданий, расположенных по адресу: ФИО1, .............., Минераловодский городской округ, .............., в результате раздела здания с кадастровым номером ..............

В состав Приложения к Техническому плану от .............. включена Справка Записи акта о смерти .............. от .............., выданная Отделом записи актов гражданского состояния ФИО4 записи актов гражданского состояния ............... Согласно данной справке: ФИО8 (дата рождения ..............) дата смерти .............., выдано Свидетельство о смерти серия 1-ДН ...............

Исходя из вышеизложенного, на момент вынесения Решения Минераловодского городского суда .............. от .............. о выделе в натуре имущества из жилого дома, ответчик - ФИО8 умер (дата смерти ..............), а наследство, состоящее из 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, принято наследниками по закону: ФИО9 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от .............., номер в реестре ..............ФИО10 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от .............., номер в реестре ..............

Таким образом, к участию в деле о выделе в натуре имущества из жилого дома в качестве ответчика был привлечен ФИО8 (дата смерти ..............), и не были привлечены ФИО9 и ФИО10.

Согласно сведениям ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ............................ внесены записи о государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО9 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от .............., номер в реестре 3564, а также права общей долевой собственности ФИО10 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от .............., номер в реестре 2617.

При проведении правой экспертизы также установлено, что представленный Технический план от .............. подготовлен в связи с разделом жилого дома. Согласно п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других ФИО4 законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими ФИО4 законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими ФИО4 законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместе с тем, административный истец обратился в ФИО4 с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объекты недвижимости: Блок, часть жилого дома блокированной застройки.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, необходимо отметить, что согласно определению, содержащемуся в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

Также необходимо учитывать положения Приказа .............. от .............. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», исходя из которых, размещение Блока, части жилого дома блокированной застройки на земельном участке с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», не предусмотрено.

Кроме того, решение от .............. об отказе в снятии приостановления принято также в связи с тем, что по заявлению .............. осуществление регистрационных действий приостановлено по .............., и на момент принятия решения об отказе в снятии приостановления (..............), заявлений о возобновлении государственной регистрации не поступало. Таким образом, рассмотреть вопрос о снятии приостановления не представлялось возможным.

Считает, что заявителем не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора так как обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Заявления об обжалования уведомления об отказе в приостановлении осуществления регистрационных действий от .............. в апелляционную комиссию не поступало.

Необходимо также обратить внимание, что согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

В связи с тем, что уведомление об отказе в снятии приостановления вынесено .............., а согласно сведениям официального сайта Минераловодского городского суда .............. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» административное исковое заявление о признании незаконным уведомления об отказе в снятии приостановления вынесено .............. зарегистрировано судом .............., административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением.

Дополнительно указали, что по истечении срока приостановления и неустранения причин приостановления, на основании ст. 27 Закона о регистрации, .............. государственным регистратором принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта: Блок, части жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: .............., документы на которую были представлены с заявлением от ............................;..............

Обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделённых отдельными государственными иди иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца. Оспариваемое решение принято в строгом соответствии с положениями норм действующего законодательства.

Исполнение должностным лицом, наделенным отдельными государственными полномочиями, равна, как и государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия государственного регистратора и ФИО4 (принимаемые решения) как незаконные.

На основании вышеизложенного, считают, что оспариваемое уведомление об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от .............. является законным и обоснованным. Просят суд в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объеме.

Государственным регистратором прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..............Торишным В.А. также представлено письменное возражение на административное исковое заявление, аналогичное по содержанию возражениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ...............

Государственные регистраторы прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..............Торишный В.А., ФИО3 в судебное заседание не явились, представив ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, указали, что поддерживают позицию, изложенную ранее в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо ФИО5 и его представитель Лобко К.Н., извещенные надлежащем образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указывают, что позицию ФИО7 поддерживают.

Определением суда от .............. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены ФИО9, ФИО10, извещенные надлежащем образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.

Определением суда от .............. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Кисилева Л.В., Яровенко Г.В., Иванова И.Ю. извещенные надлежащем образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их ФИО4, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.

Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Как следует из материалов дела, .............. административный истец ФИО7 А.А. и ФИО5 обратились в ФИО4 с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объекты недвижимости: блок, часть жилого дома блокированной застройки, расположенные по адресу: .............., Минераловодский городской округ, .............., о чем в книге учета входящих документов сделаны записи .............., .............. качестве правоустанавливающего документа представили технический план от .............., подготовленный в связи с образованием четырех зданий, расположенных по адресу:, .............., Минераловодский городской округ, .............., в результате раздела здания с кадастровым номером ..............

Кроме того к заявлению приложили решение Минераловодского городского суда от .............., которым удовлетворены исковые требования ФИО7а А.П. А.П. о признании за ним права собственности на жилой дом, литер «А», площадью 506, 6 кв.м., .............. по .............. в доле 3/5, выделе в натуре из общего жилого дома, литер «А», площадью 506, 6 кв.м., .............. по .............. в счет 3/5 доли в праве собственности ФИО7а А.П. Александра Петровича следующее имущество:

- автономный жилой блок .............., состоящий из: коридор .............. площадью 13, 40 кв.м, жилая комната .............. площадью 14, 40 кв.м., нежилая комната .............. площадью 11, 90 кв.м., кухня .............. площадью 11, 40 кв.м., коридор .............. площадью 8, 40 кв.м., санузел .............. площадью 4, 70 кв.м., жилая комната .............. площадью 19, 60 кв.м., жилая комната .............. площадью 13, 20 кв.м. - общей площадью 97,0 кв.м.;

- автономный жилой блок .............., состоящий из: коридор .............. площадью 25, 80 кв.м., коридор .............. площадью 10, 80 кв.м., жилая комната .............. площадью 23, 10 кв.м., жилая комната .............. площадью 19, 90 кв.м., коридор .............. площадью 7, 00 кв.м., санузел .............. площадью 6, 70 кв.м., кухня .............. площадью 30, 30 кв.м., гараж .............. площадью 52, 70 кв.м., жилая комната .............. площадью 49, 10 кв.м. - общей площадью помещений 225,4 кв.м.,

Встречные исковые требования ФИО5 так же были удовлетворены, за ФИО5 признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ............... 44, площадью 506, 6 кв.м., в доле 1/5, а так же на жилой дом, расположенный по адресу: .............. жилым домом блокированной застройки, состоящий из 4 блоков.

Произведен реальный раздел жилого дома, расположенного по адресу: .............. выделив ФИО5 в счет его 1/5 доли в праве собственности блок .............., часть жилого дома блокированной застройки, назначение жилое, состоящее из жилой комнаты .............. площадью 16.3 кв.м., коридор .............. площадью 14.3 кв.м., кухня .............. площадью 12.2 кв.м., санузел .............. площадью 4.0 кв.м., жилая комната .............. площадью 8.4 кв.м., жилая комната .............. площадью 20.5 кв.м., жилая комната .............. площадью 46.8 кв.м. - общей площадью помещений 122,5 кв.м.

Выделено ФИО8 в счет его 1/5 доли в праве собственности на жилой .............. блок .............., часть жилого дома блокированной застройки, назначение жилое, состоящее из: коридор .............. площадью 3,8 кв.м, кухня .............. площадью 12,2 кв.м, жилая комната .............. площадью 8,5 кв.м, ванная .............. площадью 4,7 кв.м, жилая комната .............. площадью 20,5 кв.м, жилая комната .............. площадью 12,0 кв.м - общей площадью помещений 61,7 кв.м.

Прекращено право общей долевой собственности ФИО7а А.П. Александра Петровича, ФИО5, ФИО8 на жилой дом, литер «А», площадью 506, 6 кв.м., .............. по ...............

Так же в решении суда было указано, что решение является основанием для постановки на государственный кадастровый учет выделенных объектов и государственной регистрации права собственности на них.

Согласно ч. 1 ст. 41 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Таким для постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на образованный объект недвижимости ФИО7 А.П. не представил заявление ФИО8 для осуществления вышеуказанных регистрационных действий.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В связи с чем, осуществления регистрационных действий было приостановлено 21.03.2019 до 03.07.2019.

..............ФИО7 А.П. обратился в орган регистрации с заявлением о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества: Блок, части жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: .............., в связи с необходимостью доработки документов по делу, на основании которого осуществление регистрационных действий было приостановлено с .............. по ...............

..............ФИО7 А.П. вновь обратился в орган регистрации с заявлением о предоставлении дополнительных документов для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права и представил технический план от .............., с приложением справки записи акта о смерти .............. от .............., согласно которой ФИО8, умер .............. на основании которой выдано свидетельство о смерти серия 1-ДН ...............

Наследниками после смерти ФИО8 являются ФИО9 и ФИО10, которые получили свидетельства о праве на наследство в 2009 и 2010 годах соответственно.

При вынесении решения суда от .............. права и обязанности ФИО9 и ФИО10 разрешены не были.

.............. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 26:24:040140:279 внесены записи о государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО9 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от .............., а также права общей долевой собственности ФИО10 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от ...............

Считая себя собственником спорного имущества на основании решения суда от .............., ФИО7 А.П. полагает указанное приостановление незаконным, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая заявленные истцом требования, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе из: 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; 9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

При этом, как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 года N 132-О, государственная регистрация права призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов; в соответствии с частями 3 - 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу положений части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 названного федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч. 2. ст. 14 указанного Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Решение суда является одним из оснований для осуществления в том числе государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Как установлено судом, решением Минераловодского городского суда от .............. постановлено: Признать за ФИО7 право собственности на жилой дом, литер «А», площадью 506, 6 кв.м., .............. по .............. в доле 3/5.

Произвести выдел в натуре из общего жилого дома, литер «А», площадью 506, 6 кв.м., .............. по .............. в счет 3/5 доли в праве собственности ФИО7 следующее имущество: - автономный жилой блок .............., состоящий из: коридор .............. площадью 13, 40 кв.м, жилая комната .............. площадью 14, 40 кв.м., нежилая комната .............. площадью 11, 90 кв.м., кухня .............. площадью 11, 40 кв.м., коридор .............. площадью 8, 40 кв.м., санузел .............. площадью 4, 70 кв.м., жилая комната .............. площадью 19, 60 кв.м., жилая комната .............. площадью 13, 20 кв.м. - общей площадью 97,0 кв.м.; - автономный жилой блок .............., состоящий из: коридор .............. площадью 25, 80 кв.м., коридор .............. площадью 10, 80 кв.м., жилая комната .............. площадью 23, 10 кв.м., жилая комната .............. площадью 19, 90 кв.м., коридор .............. площадью 7, 00 кв.м., санузел .............. площадью 6, 70 кв.м., кухня .............. площадью 30, 30 кв.м., гараж .............. площадью 52, 70 кв.м., жилая комната .............. площадью 49, 10 кв.м. - общей площадью помещений 225,4 кв.м., Признать за ФИО5 право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ............... 44, площадью 506, 6 кв.м., в доле 1/5. Признать жилой дом, расположенный по адресу: ...............44 жилым домом блокированной застройки, состоящий из 4 блоков. Произвести реальный раздел жилого дома, расположенного по адресу: .............. выделив ФИО5 в счет его 1/5 доли в праве собственности блок .............., часть жилого дома блокированной застройки, назначение жилое, состоящее из жилой комнаты .............. площадью 16.3 кв.м., коридор .............. площадью 14.3 кв.м., кухня .............. площадью 12.2 кв.м., санузел .............. площадью 4.0 кв.м., жилая комната .............. площадью 8.4 кв.м., жилая комната .............. площадью 20.5 кв.м., жилая комната .............. площадью 46.8 кв.м. - общей площадью помещений 122,5 кв.м. Выделить ФИО8 в счет его 1/5 доли в праве собственности на жилой .............. блок .............., часть жилого дома блокированной застройки, назначение жилое, состоящее из: коридор .............. площадью 3,8 кв.м, кухня .............. площадью 12,2 кв.м, жилая комната .............. площадью 8,5 кв.м, ванная .............. площадью 4,7 кв.м, жилая комната .............. площадью 20,5 кв.м, жилая комната .............. площадью 12,0 кв.м - общей площадью помещений 61,7 кв.м. Прекратить право общей долевой собственности ФИО7, ФИО5, ФИО8 на жилой дом, литер «А», площадью 506, 6 кв.м., .............. по ............... На основании вышеуказанного решения ..............ФИО7 и второй собственник ФИО5 обратились в ФИО4 с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объекты недвижимости: блок, часть жилого дома блокированной застройки, расположенные по адресу: .............., Минераловодский городской округ, .............., о чем в книге учета входящих документов сделаны записи .............., ...............Государственный кадастровый учет приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета названные в статье 26 указанного федерального закона в течение срока приостановления, не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).Действительно, решение суда является одним из оснований для осуществления в том числе государственного кадастрового учета, однако в соответствии с п. п. 2, 3 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.Под домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (часть 2 статьи 49 ГрК РФ). Как следует из указанных норм, жилой дом, дом блокированной застройки и многоквартирный дом обладают различными характеристиками, при этом квартирой признается только помещение, находящееся в многоквартирном доме.В качестве правоустанавливающего документа представлен технический план от .............., подготовленный в связи с образованием четырех зданий, расположенных по адресу:, .............., Минераловодский городской округ, .............., в результате раздела здания с кадастровым номером 26:24:040140:279...............ФИО7 обратился в орган регистрации с заявлением о приостановлении государственной регистрации права собственности сроком до .............. для доработки документов, что подтверждается представленным заявлением с подписью ФИО7 На основании заявления ФИО7 осуществление регистрационных действий приостановлено с .............. по ...............

При проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).

В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от .............. указаны основания для приостановления - на основании заявления ФИО7, предоставлен срок для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении - до ...............

.............. в орган регистрации с заявлением .............. к учетному делу .............. о донесении дополнительных документов для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права представлен Технический план от .............., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием четырех зданий, расположенных по адресу: ФИО1, .............., Минераловодский городской округ, .............., в результате раздела здания с кадастровым номером ..............

При этом решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением N 1 к приказу Минэкономразвития России от .............. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".

К техническому плану, представленному в регистрирующий орган ФИО7 приложена справка Отдела ЗАГС ФИО4 ЗАГС .............. записи акта о смерти ФИО8, который умер ...............

Таким образом, на момент вынесения решения суда от .............., вступившего в законную силу ..............ФИО8 умер, данным решением разрешены права и обязанности умершего лица- ФИО8, право собственности признано решением суда за умершим.

.............. Уведомлением ............../РКФ/19-34658 государственного регистратора Ториного В.А. отказано в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

На момент вынесения Уведомления от .............. и Уведомления от .............. имелись наследники ФИО8- ФИО9, ФИО10 получившие свидетельства о праве на наследство по закону от .............., номер в реестре 3564, и от .............., номер в реестре 2617 соответственно.

При этом само приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ............................ФИО7 не обжаловал, с заявлениями в апелляционную комиссию или суд не обращался.

На основании ч. 1 ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1 названной статьи).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правам.

По смыслу закона решение о виде объекта недвижимости, подлежащего учету в связи с его образованием из существующего объекта, состоящего на кадастровом учете, принимается собственником такого объекта самостоятельно, но оно не может быть произвольным и должно согласовываться с назначением здания, с видом разрешенного использования земельного участка, а также с требованиями градостроительных регламентов.

При обращении истца за постановкой на кадастровый учет и регистрации права на объекты недвижимости: Блок, часть жилого дома блокированной застройки вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен выделенный блок (часть жилого дома блокированной застройки)- «индивидуальное жилищное строительство».

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

При этом, в отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, согласно определению, содержащемуся в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

Согласно Приказа № 540 от 01.09.2014 г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», размещение блока, части жилого дома блокированной застройки на земельном участке с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», не предусмотрено.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Вид или виды разрешенного использования земельного участка, категория земли являются характеристиками земельных участков, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости и документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943, в запись кадастра недвижимости о земельном участке указывается, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, вид (виды) разрешенного использования. Категория земли является важнейшей правовой характеристикой земельного участка, от которой зависят его оборотоспособность, порядок приобретения прав, предельный или минимальный размер, кадастровая стоимость для целей налогообложения.

Как указано в п. 233 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы, в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта, удостоверяется в: 1) надлежащем оформлении копии судебного акта; 2) вступлении судебного акта в законную силу; 3) наличии в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.

Вопрос об изменении назначения земельного участка в результате изменения статуса жилого дома, решением суда от 16.04.2018 года не разрешался.

Назначение вида земельного участка на момент обращения ФИО7 не изменено, земельный участок за каждым отдельным блоком (домом блокированной застройки) не сформирован.

Согласно сведениям ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ............................ внесены записи о государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО9 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от .............., номер в реестре 3564, а также права общей долевой собственности ФИО10 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от .............., номер в реестре 2617.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

.............. государственным регистратором ФИО3 принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта: Блок, части жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: .............., документы на которую были представлены с заявлением от ............................

В данном случае основания для отказа в государственной регистрации послужили положения пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

При рассмотрении дел в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует учитывать, что подпункт 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет судебной коллегии сделать вывод, что основанием для признания действий незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца (либо лиц, в защиту интересов которых он в силу требований закона выступает), незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании действий незаконными своей целью преследует именно восстановление прав указанных лиц, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав.

Статья 20 Закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; положений Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество".

Согласно частям 1, 3 статьи 41 Закона о недвижимости в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. При этом снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Следует отметить, что наличие зарегистрированных 31.12.2019 года прав по ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 26:24:040140:279 31 декабря 2019 в праве общей долевой собственности Ильиных Л.В., Иванова А.В., чьи права и обязанности не разрешались решением суда от 16.04.2018 года, что также является препятствием для осуществления учетно- регистрационных действий, поскольку вышеуказанным решением суда прекращено право общей долевой собственности, а в ЕГРН имеются сведения о регистрации права собственности на спорный объект в долях, зарегистрированные после вынесенного судебного решения.

При таких обстоятельствах, Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по .............. от 18.07.2019г. .............. вынесенное государственным регистратором прав ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии Торишным В.А. и сообщение от ............................ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности обоснованно приостановлено осуществление государственного кадастрового учета и регистрации прав ФИО7 ввиду отсутствия необходимых документов, являющихся основанием для регистрации права собственности.

При этом доводы представителя истца адвоката Сорокина Т.В. о наличии у ФИО7 прав, установленных решением суда от .............., а соответственно отсутствии препятствий для осуществления регистрационных действий, суд полагает основанными на неверном толковании действующего законодательства, поскольку невозможность осуществления регистрационных действий обусловлена отсутствием необходимых для производства учетно-регистрационных действий документов.

Суд полагает, что Уведомление от .............. и Уведомление от .............. вынесены государственными регистраторами обоснованно и законно.

Согласно ч. 9 ст. 26 ФИО4 закона от .............. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий ФИО4 закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 ФИО4 закона от .............. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Положениями ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке.

При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Как следует из содержания указанных норм, досудебный порядок обжалования решения о приостановлении государственной регистрации в административном порядке предусмотрен только в случае осуществления кадастрового учета.

В данном случае, оспаривается Уведомление об отказе в снятии приостановления не только кадастрового учета, но и регистрации перехода права собственности, следовательно, у истца отсутствовала обязанность обращаться в досудебном порядке в апелляционную комиссию с заявлением о признании незаконным Уведомления от .............. об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.

В силу части 12 статьи 29 Закона о регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Вместе с тем, с .............. законодателем установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Так, пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" Закон о кадастре дополнен статьей 26.1, действующей в настоящее время и предусматривающей обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе.

Однако обязательный досудебный порядок введен лишь при обращении в суд с заявлением об оспаривании решений органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета.

При таких обстоятельствах, довод административного ответчика о несоблюдении досудебного порядка подлежит отклонению.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административным ответчиком в опровержение доводов истца доказано, что оспариваемые решения приняты в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемых решений имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Доводы ответчика о пропуске срока обращения в суд подлежат отклонению по следующим причинам.

В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, а решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 № 367-О указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Таким образом, вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Как установлено судом о вынесении Уведомления от .............. административному истцу стало известно .............., когда им получено данное уведомление, что подтверждено штампом на обороте уведомления от .............. Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Минераловодского городского округа, иной даты получения административном истцом уведомления от .............. материалы дела не содержат, административным ответчиком доказательств того, что ФИО7 знал или получал Уведомление от .............. ранее .............., не представлено.

Таким образом, материалами дела подтвержден факт осведомленности административного истца о вынесении оспариваемого решения от .............. только .............. и позже, в суд истец обратился ............... При таких обстоятельствах срок подлежит восстановлению.

Установив и проверив обстоятельства, предусмотренные п. 1, 2 ч. 9. ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик действовал в полном соответствии с требованиями закона, в пределах своих полномочий, не нарушая прав и законных интересов истца ФИО7, что в совокупности является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить ФИО7 срок на обращение в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .............., государственному регистратору прав ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..............ФИО2, о признании незаконным уведомления об отказе в снятии приостановления кадастрового учета и регистрации права собственности на объект недвижимости и от ............................

В удовлетворении административного искового заявления ФИО7 к ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .............., государственному регистратору прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..............ФИО2, государственному регистратору прав ФИО4 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..............ФИО3 о признании незаконным уведомления об отказе в снятии приостановления кадастрового учета и регистрации права собственности на объект недвижимости и от ............................/.............., о признании незаконным сообщения от ............................ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (11 июня 2020 года).

Судья Ж.О.Гориславская

Дело № 2а-354/2020

УИД: 26RS0023-01-2019-005796-96