ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-354/2018 от 07.02.2018 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Мотивированное решение составлено 07 февраля 2018 года

Дело № 2а-354/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2018 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе

Председательствующего судьи Лазаревой М.И.

При секретаре Кузиковой Н.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Ростовской области, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязании произвести государственную регистрацию права,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что 16.11.2016г. через МФЦ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, а именно: хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн, УН: , расположенный на земельном участке (кадастровый номер ) по адресу: г. <адрес>, принадлежащий истцу на праве собственности, о чем в книге учета входящих документов внесена запись , а также с прилагаемыми к заявлению документами - декларацией об объекте недвижимого имущества от 16.11.2016г., чеком- ордером об уплате государственной пошлины от 15.11.2016г. (2000 рублей), что подтверждается прилагаемой распиской регистрирующего органа от 16.11.2016 года.

27.12.2016 г. Административный ответчик отказал Административному истцу в государственной регистрации права собственности, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации от 27.12.2016г. . Не согласившись с отказом, ФИО1 оспорила его в суде.

24.04.2017г. решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону в удовлетворении административного искового заявления было отказано. Однако апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 28.06.2017г. решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону было отменено и принято новое решение, которым решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 27.12.2016 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн УН: <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. признано незаконным, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обязано рассмотреть повторно заявление ФИО1 о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.

25.08.2017г. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области истцом было направлено заявление с просьбой сообщить о результатах повторного рассмотрения заявления во исполнение решения суда.

19.09.2017г. на обращение истца был дан ответ с приложением уведомления от 28.07.2017г. № о приостановлении государственной регистрации, на что 20.10.2017г. в адрес административного ответчика было направлено заявление с пояснением: ФИО1 просила осуществить государственную регистрацию права на указанный объект недвижимого имущества с учетом первоначальной даты подачи заявления и действующих на эту дату требований нормативно-правовых документов, регулирующих сферу, возникших правоотношений.

27.10.2017г. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн УН: , расположенный по адресу: <адрес>, ФИО1 было отказано. Уведомление об отказе, согласно отметке почтового штемпеля на конверте, получено истцом 02.11.2017г.

Полагая, что отказ административного ответчика в государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект недвижимости является незаконным, ФИО1 обратилась с настоящим иском в суд.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, положения действующего законодательства, ФИО1 просит суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в государственной регистрации за ФИО1 права собственности на объект недвижимого имущества вспомогательного характера: хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн общей площадью 61,5 кв.м., 2016года постройки, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: г.Ростов-на-Дону Разъездная 8, содержащийся в сообщении об отказе в государственной регистрации права от 27.10.2017 года . Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области осуществить государственную регистрацию права собственности ФИО1 на указанный объект недвижимого имущества вспомогательного характера.

ФИО1 в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить. Пояснила, что, по ее мнению, при осуществлении государственной регистрации государственный регистратор должен был руководствоваться законодательством, действующим на дату подачи заявления.

Представитель Управления Росреестра по Ростовской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований ФИО1 возражала по доводам, изложенным в возражениях на иск, просила в иске отказать. Пояснила, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости является законным и обоснованным. ФИО1 отказано в регистрации права собственности на объект недвижимости, не учтенный государственном кадастре недвижимости. Согласно нормам действующего законодательства не допускается регистрации права собственности на объект недвижимости, не поставленный на кадастровый учет. Государственная регистрация права и государственный кадастровый учет носят заявительный характер, однако, ФИО1 не обращалась в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете спорного объекта недвижимости.

Государственный регистратор ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Дело в отсутствие государственного регистратора рассмотрено судом в порядке ст. 226 КАС РФ.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

До 01.01.2017 государственная регистрация прав осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

После 1 января 2017 года государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу части 3 статьи 14 Закона о регистрации Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона;

2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

В части 4 статьи 14 Закона о регистрации перечислены случаи, когда возможно провести государственную регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета, а именно:

1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;

2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 настоящей статьи;

3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

4) переходом права на объект недвижимости;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

В соответствии с пунктом 5 части 1, частью 2 статьи 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При этом в силу положений статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Судом установлено, что 16.11.2016г. ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, а именно: хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн, УН: , расположенный на земельном участке (кадастровый номер ) по адресу: <адрес>, а также с прилагаемыми к заявлению документами: декларацией об объекте недвижимого имущества от 16.11.2016г., чеком- ордером об уплате государственной пошлины от 15.11.2016г. в размере 2000 рублей, что подтверждается прилагаемой распиской регистрирующего органа от 16.11.2016 года.

27.12.2016 г. Административный ответчик отказал Административному истцу в государственной регистрации права собственности, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации от 27.12.2016г. . Не согласившись с отказом, ФИО1 оспорила его в суде.

24.04.2017г. решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону в удовлетворении административного искового заявления было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 28.06.2017г. решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону было отменено и принято новое решение, которым решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 27.12.2016 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн УН: , расположенный по адресу: <адрес>. признано незаконным, а Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обязано рассмотреть повторно заявление ФИО1 о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.

24.07.2017 в Управление поступило решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.04.2017 и апелляционное определение Ростовского областного суда от 28.06.2017 по административному делу № 2а-13 89/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению о признании незаконным отказа в государственной регистрации права для исполнения.

25.08.2017г. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области истцом было направлено заявление с просьбой сообщить о результатах повторного рассмотрения заявления во исполнение решения суда.

19.09.2017г. на обращение истца был дан ответ с приложением уведомления от 28.07.2017г. о приостановлении государственной регистрации, на что 20.10.2017г. в адрес административного ответчика было направлено заявление с пояснением, в котором ФИО1 просила осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимого имущества с учетом первоначальной даты подачи заявления и действующих на эту дату требований нормативно-правовых документов, регулирующих сферу, возникших правоотношений.

Из уведомления от 28.07.2017г. о приостановлении государственной регистрации следует, что государственная регистрация права приостановлена в связи с тем, что объект недвижимости не учтен в государственном кадастре недвижимости и заявление о государственном кадастровом учете объекта недвижимости в Управление не поступало.

27.10.2017г. в государственной регистрации объекта недвижимого имущества - хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн УН: , расположенный по адресу: <адрес>, ФИО1 было отказано в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в статье 26 настоящего Федерального закона. Уведомление об отказе, согласно отметке почтового штемпеля на конверте, получено истцом 02.11.2017г.

Не согласившись с отказом, административный истец оспорил его в суде.

Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн УН: , расположенный по адресу: <адрес>, принято уполномоченным должностным лицом (государственным регистратором) в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из материалов дела следует, что указанный объект недвижимого имущества создан в 2016 году и в ЕГРН отсутствуют сведения о регистрации права на данный объект недвижимости. Между тем, данный объект недвижимости, как следует из материалов дела и не оспаривалось административным истцом при рассмотрении дела, не учтен в государственном кадастре недвижимости. При этом ФИО1 не обращалась в Управление в заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости: хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн УН: , расположенный по адресу: <адрес>

Во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 28.06.2017 г. Управлением было повторно рассмотрено заявление ФИО1 о регистрации права на хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн УН: , расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону <адрес>.

В виду того, что ФИО1 не были устранены причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права, государственным регистратором правомерно отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн УН: , расположенный по адресу: <адрес>.

Довод ФИО1 о том, что государственная регистрация права собственности на вновь созданный хозяйственно-бытовой блок, сауна, бассейн УН: , расположенный по адресу: <адрес> может быть произведена без учета данного объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости, на основании ранее действующего законодательства, основан на неверном толковании норм материального права.

Наличие судебного акта, являющегося основанием для повторного рассмотрения заявления ФИО1 о государственной регистрации права, не освобождает ее от представления документов, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации.

Принимая во внимание установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, основания для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 отсутствуют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Управлению Росреестра по Ростовской области, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязании произвести государственную регистрацию права, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий