Дело №2а-354/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,
при секретаре Новиковой О.С.,
помощник судьи Е.Ю,,
с участием представителя административного ответчика отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Колпашевскому району УМВД России по Томской области И.С., действующего на основании доверенности № от Д.М.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, к ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области, УМВД России по Томской области о признании незаконным и отмене решения о неразрешении временного проживания на территории Российской Федерации, возложении обязанности выдать временное разрешение на проживание на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области, УМВД России по Томской области, с учетом уточнения административных исковых требований, о признании незаконным и отмене решения начальника ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области о неразрешении временного проживания на территории Российской Федерации от Д.М.Г, возложении на административного ответчика обязанность выдать временное разрешение на проживание на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является гражданином <адрес> и в настоящее время проживает в <адрес>. Д.М.Г его представитель ФИО2, действующий на основании нотариальной доверенности от Д.М.Г, зарегистрированной в реестре за №, от его имени обратился в ОМВД России по <адрес> для получения временного разрешения на проживание на территории Российской Федерации, а именно в <адрес>. В связи с тем, что он ранее, в период с Д.М.Г по Д.М.Г, в том числе Д.М.Г, будучи гражданином <адрес>, проживал в общежитии, расположенном по адресу Российская Федерация, <адрес>, так как был принят на работу 2-м пилотом АН-2 в 9 ЛО, 2АЭ <данные изъяты>, то имел право на упрощенную форму регистрации на временное проживание. Также Д.М.Г он получил архивную справку с копией карточки о его проживании в период с Д.М.Г по Д.М.Г на территории <адрес>, в связи с тем, что адрес проживания в карточке был указан карандашом и другие сведения о его проживании и пользовании недвижимым имуществом по указанному адресу отсутствуют. Факт его проживания в <адрес> в указанный период подтверждается трудовой книжкой, архивной справкой, а также могут подтвердить свидетели. Считает вынесенное ОМВД России по <адрес> решение незаконным, нарушающим его законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В предыдущем судебном заседании административные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> нарушены положения статей 5, 6, 6.1 Федерального закона РФ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Д.М.Г он обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Заявление было подано в электронной форме через сайт ОМВД. Ответ также был получен в электронной форме в этот же день Д.М.Г. Отказ в разрешении на въезд на территорию Российской Федерации не оспаривается, в данной части была допущена техническая ошибка.
Представитель административного ответчика ОМВД Российской Федерации по Колпашевскому району УМВД России по Томской области И.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования ФИО1 не признал в полном объеме по доводам, изложенным в возражении на административное исковое заявление, суть которого сводится к следующему: в ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области поступило обращение ФИО2 (вх. № от Д.М.Г), в котором он, являясь представителем по доверенности ФИО1, ходатайствует о предоставлении последнему временного разрешения на проживание на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>. Данное обращение подано ФИО2 в электронной форме. Заявление было рассмотрено в ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес>. Д.М.Г по данному обращению был дан ответ заявителю (ФИО2). Из поданного в электронной форме обращения ФИО2 следует, что ФИО1 является гражданином <адрес>. Согласно соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан» граждане Казахстана могут на законных основаниях въезжать на территорию Российской Федерации и пребывать на территории Российской Федерации не более 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 дней. ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области своим отказом в принятии заявления не препятствовал гражданину ФИО1 въезжать на территорию Российской Федерации. Однако в принятии заявления было отказано на основании того, что ФИО1 подал данное заявление и приложение к нему, через представителя по доверенности ФИО2 Федеральный закон №115 и Административный регламент не предусматривают подачу заявления о разрешении на временное проживание и приложений к этому заявлению через представителя по доверенности. Отказ в принятии оспариваемого заявления не умаляет право истца, въезжать и пребывать на территории Российской Федерации в соответствии с действующими международными договорами, законодательством Российской Федерации, а также не препятствует повторному (личному) обращению ФИО1 в ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области с аналогичным обращением. Порядок предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее - Государственная услуга) определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 08.06.2020 №407. Исходя из положений пункта 2, Административный регламент не признает заявителем представителя по доверенности. Исходя из системного толкования положений пунктов 2, 82, 86 Административного регламента следует, что истцу при подаче заявления о разрешении на временное проживание на территории Российской Федерации следовало лично обратиться в подразделение ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области, либо обратиться в консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации в Республике Казахстан. Исходя из положений рассматриваемого нормативного акта считает, что подача заявления о разрешении на временное проживание является нарушением требований, предъявляемых к форме заявления. Таким образом, истцом был нарушен порядок предоставления государственной услуги, утверждённый Административным регламентом, что послужило основанием для отказа в предоставлении государственной услуги
Дополнительно представитель административного ответчика И.С. в судебном заседании пояснил, что прием документов от иностранных граждан в рамках оказания услуги по рассмотрению заявления о разрешении на временное проживание осуществляется на основании Положения об отделе МВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области, которое предусматривает, что прием заявлений осуществляется в территориальном отделе ОМВД в <адрес>. Иных способов подать документы нет. Иностранный гражданин собирает документы и подает их в территориальный отдел ОМВД, после чего они направляются в Управление МВД по Томской области, где принимают решение о возможности выдать разрешение на временное проживание на территории РФ. ФИО1 может заново обратиться с заявлением.
Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика УМВД России по Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных административного истца, его представителя, представителя административного ответчика.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Иностранный гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, что предусмотрено статьей 46 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Положением ч. 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из даты вынесения обжалуемого решения, даты обращения с административным иском в суд, суд приходит к выводу о том, что установленные ч. 1 ст.219 КАС РФ сроки обращения с административным исковым заявлением в суд административным истцом не пропущены.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан установлен Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, определяющим их правовое положение в Российской Федерации и регулирующим возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации отношения между ними, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны (статья 1 данного Федерального закона).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (абз. 6 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).
Выдача такого документа, как разрешение на временное проживание, является правом, а не обязанностью Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1, 3 ст. 6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона. Форма заявления и порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок подачи документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, перечень предоставляемых документов, основания для непринятия документов к рассмотрению и их возврата определяется Административным регламентом МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 08 июня 2020 года № 407 (далее - Административный регламент).
Административным регламентом определен круг заявителей, которым может быть предоставлена государственная услуга, к которым относится, в том числе, иностранный гражданин, проживающий за пределами Российской Федерации, достигший восемнадцатилетнего возраста, в том числе в отношении получающего разрешение совместно с ним иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, или иностранного гражданина, достигшего восемнадцатилетнего возраста и признанного недееспособным либо ограниченного в дееспособности, законным представителем которого он является (пункт 2).
В соответствии с п.п. 19 и 20 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами МВД России на региональном уровне. Территориальные органы МВД России на районном уровне участвуют в предоставлении государственной услуги по решению руководителя (начальника) соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, осуществляющие прием заявлений, руководствуются Административным регламентом в рамках своей компетенции.
Пункт 30 Административного регламента определяет перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые иностранный гражданин, достигший возраста 18 лет, должен подать в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания.
Согласно п. 61 Административного регламента, заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представленные заявителем лично в подразделение по вопросам миграции, регистрируются сотрудником данного подразделения в день их поступления в журнале учета заявлений о выдаче разрешений (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к Административному регламенту) и вводятся в базу данных ведомственного сегмента МВД России в единой информационно-технологической инфраструктуре Государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.
В силу п. 86 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо поступление такого заявления из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации (приложения N 1 и N 2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов.
Статьей 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оспаривания действия административного ответчика УМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области, административный истец и его представитель указывают на то, что при обращении к ответчику за предоставлением государственной услуги, им было отказано.
Так, в судебном заседании установлено, что ФИО1 Д.М.Г года рождения, является гражданином <адрес>, в настоящее время проживает по адресу: <адрес> (л.д. 10, 11).
Д.М.Г в ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> поступило заявление ФИО2, представителя ФИО1 по доверенности, с просьбой выдать ФИО1 временное разрешение на проживание по адресу: <адрес>. Принимающая сторона в лице В.Б, обязуется принять и разместить у себя ФИО4 Г года рождения, паспорт №, на весь период пребывания на территории России в <адрес>. К заявлению были приложены: копия паспорта ФИО1, копия доверенности и копия паспорта В.Б, (л.д. 32, 33).
В ответе от Д.М.Г на указанное обращение ФИО2 ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области сообщает, что правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирование отношений между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяется Федеральным законом Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно данному Федеральному закону разрешением на временное положение является подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые ему для получения разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьёй 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приёма в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, или заявление о выдаче вида на жительство. Правила оформления, выдачи и отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину регламентируется статьёй 6, 6.1, 7 вышеуказанного Федерального закона. В связи с указанным, согласно части 2 статьи 6.1 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подаёт в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел следующее: заявление о выдаче разрешения на временное проживание; документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; миграционную карту с отметкой пограничного органа федерального службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание; документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации (л.д.16-17).
В соответствии с архивной справкой от Д.М.Г, выданной МКУ «Архив», в документах архивного фонда <данные изъяты> согласно приказам по личному составу за Д.М.Г, имеются сведения о работе ФИО4 Г года рождения: принять с Д.М.Г в 9 ЛО вторым пилотом с-та Ан-2, третьего класса, с заключением срочного трудового договора в 2 АЭ (приказ о принятии № от Д.М.Г), уволить второго пилота с-та Ан-2, 2 АЭ, 9 ЛО с Д.М.Г по сокращению штатов (приказ об увольнении № от Д.М.Г). Другие работники с фамилией, именем и отчеством ФИО1, в приказах по личному составу за указанный период не значатся. В личной карточке формы Т-2 ФИО1 в графе: «домашний адрес» имеется запись, выполненная карандашом: <адрес>. <данные изъяты> находились на территории <адрес> (л.д. 12, 13, 14-15).
Свидетель Ю.В. в судебном заседании показал, что в Д.М.Г по распределению после училища приехал работать в <адрес> вторым пилотом АН-2 на предприятии <данные изъяты> В общежитии предприятия он познакомился с ФИО1, который также проживал в общежитии и работал в качестве второго пилота АН-2. ФИО1 приехал ранее, в Д.М.Г Они проживали в одном здании общежития на <адрес> в <адрес>, комнаты были разные. ФИО1 находился и работал в <адрес> в период времени Д.М.Г. Когда начались сокращения штатов работников предприятия, первыми под сокращение попали пилоты АН-2. ФИО1 одним из первых попал под сокращение штатов, и ему пришлось уехать. Проживая в общежитии, они были там прописаны, в личной карточке был указан адрес общежития, в паспорте ставили штампы о том, что они были прописаны в общежитии на <адрес>.
В соответствии со статьей 84 КАС Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Из материалов дела усматривается, что ответ на заявление ФИО2, направленное в адрес административного ответчика Д.М.Г, дан государственным органом, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
Так, Д.М.Г УМВД по <адрес> издан приказ № «Об утверждении Положения об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Колпашевскому району» (л.д. 110-117).
Настоящее Положение определяет основные полномочия и организацию деятельности Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Колпашевскому району Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (п. 1 Положения).
В соответствии с п. 9 раздела II Положения, ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области, реализуя на территории Колпашевского района Томской области задачи и полномочия органов внутренних дел, в том числе, осуществляет в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере миграции (п. 9.28); осуществляет по решению руководителя (начальника) УИВД России по Томской области выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства и аннулирование разрешений на временное проживание в Российской Федерации (п. 9.29.5).
По делу установлено, что информация по вопросам предоставления государственной услуги о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации размещена на официальном сайте МВД РФ. Так, иностранным гражданам, желающим получить соответствующую государственную услугу, разъяснены порядок и способы подачи заявления о предоставлении государственной услуги, в том числе через Единый портал:
«С заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации, обращается с заявлением в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту предполагаемого проживания, за исключением:
1. иностранных граждан, состоящих в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, которые подают заявление в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту жительства супруга (супруги);
2. иностранных граждан, признанных носителями русского языка в соответствии со статьей 331 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которые подают заявление в подразделение по вопросам территориального органа МВД России миграции на территории обслуживания территориального органа МВД России, решением комиссии которого данный иностранный гражданин признан носителем русского языка;
3. лиц, которые проживают в Российской Федерации и у которых прекращено гражданство Российской Федерации, а также лиц, проживающих в Российской Федерации и в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации, которые подают заявление в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту своего жительства;
4. лиц, указанных в части первой или третьей статьи 411 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которые подают заявление в подразделение по вопросам м территориального органа МВД России миграции по месту жительства или месту пребывания (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту его фактического проживания, в случае, если заявитель не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Заявитель, проживающий за пределами Российской Федерации, обращается с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания.
Гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, проживающий на территории Российской Федерации на основании разрешения или вида на жительство, обращается с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в отношении иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, или иностранного гражданина, достигшего восемнадцатилетнего возраста и признанного недееспособным либо ограниченного в дееспособности, законным представителем которого он является, в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту своего жительства (пребывания).
Для возможности подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание через Единый портал заявитель должен быть зарегистрирован в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Формирование заявления о выдаче разрешения на временное проживание в форме электронного документа осуществляется гражданином посредством заполнения электронной формы этого заявления на Едином портале. При подаче заявления заявитель обеспечивает надлежащее заполнение установленной формы заявления.
Заявление о выдаче разрешения на временное проживание, поданное в электронной форме, считается принятым и зарегистрированным после направления заявителю уведомления о приеме заявления».
Таким образом, основанием для предоставления государственной услуги на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации является личная подача гражданином заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделении по вопросам миграции, с приложением всех необходимых документов, либо обращение с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания иностранного гражданина, либо путем заполнения электронной формы заявления на Едином портале, с условием регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Исследовав материал проверки № по обращению ФИО2 о выдаче разрешения на временное проживание ФИО1, представленный суду в виде надлежащим образом заверенной копии, суд приходит к выводу о том, что административный истец ФИО1 лично не обращался Д.М.Г за предоставлением государственной услуги по выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации в установленном порядке, в том числе в электронной форме, и им не были представлены все необходимые документы и при этом в приеме документов ему не было административным ответчиком отказано.
Применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу, что порядок рассмотрения обращения ФИО2 соблюден, содержание данного гражданину ответа основано на нормативных правовых актах, регулирующих спорные отношения, незаконного действия (бездействия) в осуществлении прав и законных интересов ФИО1 административными ответчиками не допущено. В рассматриваемом случае ФИО1 фактически не отказано ни в выдаче разрешения на временное проживание, ни в приеме документов, а дан ответ разъясняющего характера. Доказательств нарушения оспариваемым решением прав ФИО1 на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, тем самым, не представлено.
Принимая во внимание обстоятельства дела, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным и отмене решения ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области о неразрешении временного проживания на территории Российской Федерации от Д.М.Г.
Суд также не усматривает оснований для удовлетворения требований административного иска о возложении на ОМВД по Колпашевскому району УМВД России по Томской области выдать ФИО1 разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, к ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области, УМВД России по Томской области о признании незаконным и отмене решения о неразрешении временного проживания на территории Российской Федерации, возложении обязанности выдать временное разрешение на проживание на территории Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В. Бакулина
Мотивированный текст решения изготовлен Д.М.Г.
Судья: Н.В. Бакулина
№
№
№