ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3550/18КОПИ от 08.08.2018 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-3550/2018 Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Челябинск 08 августа 2018 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Карпинской Ю.А.,

при секретаре Грищенко В.Е.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО1 к директору ФГБУ «ФКП Росреестр» ФИО4, Управлению Росреестра по <адрес>, ОГУП «Областной ЦТИ» по <адрес>, заместителю председателя КУИиЗО Администрации <адрес>ФИО5 о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением к директору ФГБУ «ФКП Росреестр» ФИО4, Управлению Росреестра по <адрес>, ОГУП «Областной ЦТИ» по <адрес>, заместителю председателя КУИиЗО Администрации <адрес>ФИО5 о признании действий незаконными, возложении обязанности. Административными истцами заявлены следующие требования:

- признать действия директора ФГБУ «ФКП Росреестр» ФИО4 по предоставлению сведений об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером незаконными;

- возложить на Управление Росреестра по <адрес> обязанность по снятию земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета;

- снять с кадастрового учета здание с кадастровым номером и возложить на Управление Росреестра по <адрес> обязанность по внесению в единый государственный реестр информации о здании по <адрес> в <адрес> как государственной собственности общей площадью 2668,8 кв.м, исключив сведения о площади 4359,9 кв.м;

- внести изменения в сведения об основных характеристиках <адрес> в <адрес> с кадастровым номером путем внесения следующей информации: номера кадастрового квартала , ранее присвоенный государственный учетный номер: <адрес> здании – инв. номер здания по <адрес>; площадь <адрес>, наименование и назначение: 2/3 квартиры, кадастровая стоимость не установлена до реконструкции здания и внешних сетей дома. Кадастровый номер, в пределах которого находится <адрес>, инв. <адрес> как государственная собственность с внешними сетями <адрес> разрешенного использования: квартира в инв. ;

- возложить на Управление Росреестра по <адрес> обязанность по бесплатной выдаче сведений о <адрес> в <адрес> и о кадастровых номерах;

- возложить на Управление Росреестра по <адрес> обязанность по исключению кадастрового учета <адрес> в здании с кадастровым и сохранить кадастровый учет <адрес> государственном здании многоквартирного дома с инвентарным номером ;

- возложить на Управление Росреестра по <адрес> и директора ФГБУ «ФКП Росреестр» ФИО4 представить в суд копии технического паспорта 2011 года <адрес> в <адрес> с общей площадью помещений 4359,9 кв.м. и оригинал технического паспорта государственного здания общей площадью 2668,8 кв.м. жилищного фонда ФГУП ЧРЗ «Полет» 1996 года;

- возложить на заместителя председателя КУИиЗО Администрации <адрес>ФИО5 обязанность по предоставлению информации об арендаторе земельного участка .

В обосновании иска административные истцы указали, что права истца ФИО3, как собственника доли в <адрес> в <адрес> и права истца ФИО1, как собственника доли в <адрес> в <адрес>, нарушены. Здание многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, находящееся на балансе ФГУП «Челябинский радиозавод «Полет» до декабря 2006 года, было незаконно передано Администрации <адрес> и поставлено на кадастровый учет. Земельный участок с кадастровым номером был сформирован без решения собрания собственников дома, с учетом придомовой территории. Административные ответчики препятствуют ФИО3 в получении информации о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. ФГБУ «ФКП Росреестр» превысило свои полномочия по предоставлению сведений из ЕГРН. Сведения об основных характеристиках <адрес> в <адрес> не позволяют установить номер квартала <адрес> () и вид разрешенного использования жилого помещения . Сведения о здании многоквартирного <адрес> в <адрес> в конкретном квартале, не были представлены, ошибочно указана площадь квартиры. Сведения технического паспорта ОГУП «Областной ЦТИ» по <адрес> игнорированы, указана не инвентаризационная стоимость <адрес>, а кадастровая стоимость. В ответ на запрос ФИО3 о выдаче кадастрового плана территории квартала ФГБУ «ФКП Росреестр» предоставило информацию о кадастровом номере земельного участка по <адрес>, чем превысило свои полномочия. ФИО3 лишена возможности инициировать собрание собственников дома и не обладает долей в праве общей собственности в реконструированном доме. Земельный участок многоквартирного <адрес> с придомовой территорией, является неделимым участком, что нарушает права ФИО3, лишает ее права собственности на земельный участок, площадь которого должна быть в четыре раза больше, как страховой резерв на случай взрыва дома или разрушение по другим причинам. ФИО3 не информирована о реконструкции здания многоквартирного дома при выборе управляющей компании, данные кадастрового учета искажены, что препятствует административным истцам принять наследство, в том числе на долю земельного участка . Нотариусы ФИО6 и ФИО7 нарушили права С.В.Н., не представили ей необходимую информацию. При оформлении завещания на квартиру нотариус ФИО7 должна была информировать С.В.Н. о необходимости учета доли земельного участка и отказа от права на земельный участок в пользу третьих лиц.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель административного ответчика Управление Росреестра по <адрес>ФИО2 в судебном заседании возражала против исковых требований.

Административные ответчики ОГУП «Областной ЦТИ» по <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестр» по <адрес> в судебное не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

Административные ответчики директор ФГБУ «ФКП Росреестр» ФИО4, Управление Росреестра по <адрес>, заместитель председатель КУИиЗО Администрации <адрес>ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили.

Заинтересованные лица нотариусы ФИО7, ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не предствили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Суд, заслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления, решения должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При рассмотрении дела установлено, подтверждается объяснениями истца ФИО1 и не оспаривалось ответчиками, что ФИО3, является собственником доли в праве общей собственности на <адрес> в <адрес>, а ФИО1, является собственником доли в праве общей собственности на <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истцов С.В.Н., что подтверждается копией свидетельства о смерти серии III –ИВ .

Наследниками С.В.Н. являются ее дети: ФИО3 и ФИО1

Как следует из завещания от ДД.ММ.ГГГГ, С.В.Н. завещала квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>ФИО3

Как следует из наследственного дела ДД.ММ.ГГГГ год, после смерти С.В.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ, ее дети ФИО3 и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратились к нотариусу ФИО7 с заявлениями о принятии наследства.

Доказательств того, что нотариусы ФИО6 и ФИО7 нарушили права административных истцов, материалы дела не содержат.

Мнение истцов ФИО3, ФИО1 о необходимости регистрации права собственности на долю в жилом помещении совместно с долей в праве собственности на общедовомое имущество и земельный участок по состоянию на 1972 год, является ошибочным, поскольку основано на неверном толковании законодательства.

Возникновение права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме неразрывно связано с возникновением права собственности на жилое помещение в этом доме, является производным от него. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

В соответствии с Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п., жилой дом по <адрес> передан в муниципальную собственность по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, довод истцов о незаконной передаче жилого дома Администрации <адрес> и постановке на кадастровый учет не соответствуют действительности.

Мнение истцов о том, что административные ответчики препятствуют ФИО3 в получении информации о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, не нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения административного дела. Напротив, как следует из приложений к административному иску, истцы активно пользуются правами на истребование информации, о чем свидетельствуют ответы организаций и учреждений на их запросы и выписки из единого государственного реестра недвижимости.

Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В силу п.п.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

В соответствии со ст. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества… Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Органом регистрации прав, осуществляющим государственную регистрацию и государственный кадастровый учет на территории <адрес>, является Управление Росреестра по <адрес>.

На основании ч.2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

Частями 1, 4 ст. 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Административным истцам ФИО3, ФИО1 по их запросу были представлены сведения, содержащиеся в едином государственном реестре в отношении объектов недвижимости. Указанные сведения были представлены уполномоченным органом, в рамках осуществления функций, возложенных законом. Оснований для признания действий по предоставлению сведений незаконными у суда не имеется.

На основании чего, требования административных истцов о признании действия директора ФГБУ «ФКП Росреестр» ФИО4 по предоставлению сведений об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером незаконными, удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, является платной услугой.

Таким образом, требования истцов о возложении обязанности по бесплатной выдаче сведений, содержащихся в едином государственном реестре, удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Доказательств наличия оснований для внесения изменений в единый государственный реестр, административными истцами не представлено. Внесение изменений в единый государственный реестр на основании волеизъявления граждан, полагающих содержание сведений недостоверными, не предусмотрено действующим законодательством.

Таким образом, требования истцов о возложении на Управление Росреестра по <адрес> обязанность по снятию земельного участка с кадастровым номером 74:36:0515005:139 с кадастрового учета, о

снятии с кадастрового учета здания с кадастровым номером и возложении на Управление Росреестра по <адрес> обязанности по внесению в единый государственный реестр информации о здании по <адрес> в <адрес> как государственной собственности общей площадью кв.м, исключив сведения о площади кв.м, о внесении изменений в сведения об основных характеристиках долей <адрес> в <адрес> с кадастровым номером , о возложении на Управление Росреестра по <адрес> обязанность по исключению кадастрового учета <адрес> в здании с кадастровым и сохранении кадастрового учета <адрес> государственном здании многоквартирного дома с инвентарным номером , удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Административными истцами ФИО3, ФИО1 заявлены требования о возложении на Управление Росреестра по <адрес> и директора ФГБУ «ФКП Росреестр» ФИО4 по представлению в суд копии технического паспорта ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> в <адрес> с общей площадью помещений кв.м. и оригинал технического паспорта государственного здания общей площадью кв.м. жилищного фонда ФГУП ЧРЗ «Полет» ДД.ММ.ГГГГ года, возложении на заместителя председателя КУИиЗО Администрации <адрес>ФИО5 обязанности по предоставлению информации об арендаторе земельного участка .

При рассмотрении данного административного дела предоставление указанных доказательств не требуется. Сведений о том, что в предоставлении указанных документов было отказано административным истцам и данный отказ нарушает их права, материалы дела не содержат.

Довод административных истцов о незаконном формировании земельного участка с кадастровым номером является необоснованным.

Земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м. был сформирован для эксплуатации многоквартирного жилого дома, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома.

Доводы истцов об ошибочном указании площади в виде 2/3 квартиры, кадастровой, а не инвентаризационной стоимости, подлежат отклонению как необоснованные.

В соответствии с п.п.8 п. 35, п.п.5 п. 36 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, при внесении в кадастр недвижимости записи о помещении, площадь указывается в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра, вносятся сведения о кадастровой стоимости помещения.

Иные сведения о жилом помещении также были внесены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с учетом Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, исковые требования о возложении обязанности по представлению в суд копии технического паспорта, оригинала технического паспорта, информации об арендаторе земельного участка, удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Административными истцами не представлены доказательства нарушения их прав и законных интересов действиями, либо бездействием ответчиков, на основании чего оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3, ФИО1 к директору ФГБУ «ФКП Росреестр» ФИО4, Управлению Росреестра по <адрес>, ОГУП «Областной ЦТИ» по <адрес>, заместителю председателя КУИиЗО Администрации <адрес>ФИО5 о признании действий незаконными, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда, через Центральный районный суд <адрес>.

Судья п/п Ю.А. Карпинская

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья Ю.А. Карпинская

Секретарь В.Е. Грищенко