Дело № 2а-3552/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2016 года г. Магнитогорск
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Филимоновой А.О.,
при секретаре: Зиннатуллиной Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абгоряна А.Н. к УМВД РФ по г. Магнитогорску Челябинской области, администрации МО «Город Магнитогорск» о признании бездействия незаконным, обязании произвести замену паспорта,
УСТАНОВИЛ:
03.11.2016 года Абгорян А.Н. обратился в суд с административным иском к УМВД РФ по г. Магнитогорску Челябинской области, администрации МО «Город Магнитогорск» о признании бездействия незаконным, обязании произвести замену паспорта. Требования мотивировал тем, что в 2008 году обратился в ЗАГС Ленинского района, в том числе с заявлением о выдаче свидетельства о расторжении брака. Начальник ЗАГСа отказалась выдать свидетельство. Процесс обращения записан на видео. 03.02.2016 он обратился в МАУ «МФЦ» с заявлением о замене паспорта в связи с достижением 45-летия. Сотруднику было сказано, что он разведен, но свидетельства о расторжении брака не имеет. В заявлении им было указано, что брак расторгнут и приложены документы: решение суда и свидетельство о расторжении брака на имя бывшей жены. 16.02.2016 года выяснилось, что паспорте проставлена отметка о том, что он состоит в браке. В паспорте также появилась отметка о воинском учете, однако, других документов в УФМС он не предоставлял. Неоднократные обращения к начальнику миграционной службы не привели к результату, паспорт ему не заменен, приложенные к заявлению документы возвращены 13.10.2016. Полагал, что за испорченный при оформлении бланк паспорта госпошлина не взимается. (л.д.5)
В судебном заседании Абгорян А.Н. при должном извещении участия не принял. В силу повторной неявки административного истца без уведомления суда об уважительности причин такой неявки, с учетом мнения представителя административного ответчика судом рассмотрено дело в отсутствие административного истца. (л.д.30, 42-44)
Представитель ответчика МВД России по г. Магнитогорску Челябинской области Андрианов А.В. с требованиями административного иска не согласился указав, что отметки в паспорте истца были проставлены согласно Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30.11.2012 № 391, паспорт не считается испорченным, поэтому для замены паспорта истцу необходимо помимо представления прочих документов оплатить государственную пошлину. (л.д.54-57)
Представитель администрации МО «Город Магнитогорск» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила отзыв о несогласии с иском в том числе в связи с пропуском истцом сроков для обжалования действий сотрудников ЗАГСа в 2008 году. (л.д.27-29)
Суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает требования административного истца не подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из частей 1, 5 и 8 статьи 219 названного Кодекса административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о паспорте в паспорте производятся отметки:
о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета либо уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.02.2016 N 72)
об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы;
о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.02.2014 N 122)
В соответствии с п. 7 Положения о паспорте по достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Приказ ФМС России от 30.11.2012 N 391 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" устанавливает перечень административных процедур, выполняемых при выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации.
В соответствии с п. 60 вышеназванного регламента, основанием для начала административной процедуры является подача заявления о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (приложение N 1 к Административному регламенту) и всех необходимых документов.
В 30-дневный срок после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 Регламента, для выдачи (замены) паспорта граждане представляют документы и личные фотографии, необходимые для получения (замены) паспорта, непосредственно в подразделение либо через сотрудников многофункциональных центров (в случае если с многофункциональным центром заключено соглашение).
В силу п. 26 Регламента к документам, необходимым для проставления обязательных отметок в паспорте, относятся, документы воинского учета (при наличии соответствующего основания); свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака (при наличии указанного факта); свидетельства о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (при наличии); документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства (при наличии регистрации по месту жительства).
Судом установлено, что Абгорян А.Н. 03.02.2016 обращался в МАУ «МФЦ» с заявлением о замене паспорта в связи с достижением 45-летия. Им были представлены следующие документы: квитанция об уплате государственной пошлины; паспорт, подлежащий замене; фотографии; форма 1П. Также Абгоряном А.Н. ответчику были предоставлены решение мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 01.12.2006 года о расторжении брака между Абгорян А.Н. и ФИО, свидетельство о расторжении брака, выданное ФИО (л.д.59-60)
Данные обстоятельства установлены решением Ленинского районного суда город Магнитогорска от 20 июня 2016 года и не требуют повторного доказывания в силу ст.64 КАС РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска от 20 июня 2016 года вступившим в законную силу 29 августа 2016 года в удовлетворении административного иска Абгоряна А.Н. о признании действий ОУФМС России по Челябинской области в Ленинском районе г. Магнитогорска незаконными, обязании выдать паспорт без отметок о воинском учете и регистрации брака – отказано. (л.д.61-70) Суд пришел к выводу о том, что при обращении с заявлением о замене паспорта заявителем (административным истцом) не было представлено надлежащих документов, подтверждающих факт расторжения брака с гр. ФИО Кроме того суд указал на возможность при предоставлении истцом (заявителем) свидетельства о расторжении брака на его имя проставления в выданном паспорте штампа о расторжении этого брака.
Из оригинала паспорта серии № на имя Абгоряна А.Н., представленного истцом одновременно с иском видно, что в нем имеются отметки о воинском учете и регистрации брака с ФИО. (л.д.8)
Решением мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области брак между Абгорян А.Н. и ФИО расторгнут. Решение вступило в законную силу 12.12.2006 года(л.д.9)
Согласно ст. 18 СК РФ расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями 21 - 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке.
Статья 25 настоящего Кодекса, устанавливающая момент прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу, применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 года.
Таким образом, брак между Абгорян А.Н. и ФИО прекращен со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу.
При очередном обращении с заявлением о замене паспорта 13.10.2016 года Абгоряном А.Н. административному ответчику были предоставлены:
Заявление о замене паспорта, паспорт, фото, решение суда (л.д.6-7)
13.10.2016 года заявление о замене паспорта ему было возвращено в связи с непредставлением в числе поданных документов свидетельства о расторжении брака для проставления штампа о расторжении брака в имевшемся паспорте, а для замены паспорта не представлены сведения об оплате государственной пошлины. (л.д.13)
В силу п.90.3 Административного регламента отметки о регистрации и расторжении брака производятся:
путем проставления оттиска штампа о регистрации брака по форме N 12П (приложение N 12 к Административному регламенту) или путем внесения оттиска штампа по форме N 13П (приложение N 13 к Административному регламенту) с заполнением его с использованием специального принтера;
путем проставления оттиска штампа о расторжении брака по форме N 14П (приложение N 14 к Административному регламенту) или путем внесения оттиска штампа по форме N 15П (приложение N 15 к Административному регламенту) с заполнением его с использованием специального принтера.
Отметка о регистрации брака не производится в паспорте, выдаваемом гражданину, имевшему ранее такую отметку в паспорте, но не состоящему к моменту выдачи паспорта в брачных отношениях вследствие смерти супруга, признания брака в установленном порядке недействительным или расторгнутым.
Отметка о расторжении брака производится в паспорте только в отношении последнего расторгнутого брака на основании представленного свидетельства о расторжении брака.
Отметка о регистрации брака (расторжении брака) производится в паспорте при его выдаче и замене, а также в ранее выданном паспорте подразделениями по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения на основании свидетельства о заключении брака (расторжении брака), выданного органом ЗАГС на территории Российской Федерации, или при предъявлении гражданином выданных уполномоченным органом иностранного государства и легализованных в установленном порядке документов о регистрации (расторжении) брака за пределами Российской Федерации.
Отметка в паспорте об отношении к воинской обязанности предусмотрена Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 во исполнение Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в частности, пункты 23, 49).
В силу п. 49 вышеуказанного Положения о воинском учете, в паспортах граждан Российской Федерации военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы (только при замене в установленном порядке паспортов граждан Российской Федерации) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности в порядке и по образцам, которые установлены Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно подпункту 34.5 Административного регламента для получения паспорта гражданин лично представляет документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте (военный билет, свидетельства о рождении детей в возрасте до 14-ти лет, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака).
Как видно из содержания пункта 23 Административного регламента, непредставление документов, названных в подпункте 34.5, не является основанием для отказа в выдаче паспорта.
В силу п. 90.2 Административного регламента отметка об отношении к воинской обязанности производится путем проставления оттиска штампа об отношении к воинской обязанности по форме N 10П (приложение N 10 к Административному регламенту) или путем внесения оттиска штампа по форме N 11П (приложение N 11 к Административному регламенту) с заполнением его с использованием специального принтера.
Апелляционным определением от 29 августа 2016 года судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда действия административного ответчика при проставлении обязательных отметок в паспорте административного истца при его замене о воинском учете и семейном положении признаны правомерными.
Так как Абгорян А.Н. вновь при обращении 13.10.2016 года к ответчику не предоставил военный билет, свидетельство о расторжении брака на свое имя для проставления штампа о расторжении брака в имеющемся паспорте, а так же не приложил документ удостоверяющий оплату государственно пошлины для замены паспорта, то действия УМВД по г. Магнитогорску по возврату его заявления со всеми приложенными документами соответствуют действующему законодательству.
Государственная пошлина не взимается с гражданина, если при проверке им правильности внесенных в паспорт сведений, отметок и записей обнаружена ошибка. При обнаружении в паспорте неправильных сведений, отметок и записей гражданину оформляется другой паспорт (п. 96.2 Административного регламента).
В рассматриваемом случае заявитель получил паспорт с внесенными обязательными отметками, которые считает ошибочными.
Однако доводы истца об ошибочности внесенных ответчиком в его паспорт сведений о воинском учете и семейном положении противоречат состоявшемуся судебному акту, а доводы об отсутствии у него обязанности по оплате государственной пошлины за замену паспорта основаны на неверном толковании положений Административного регламента.
В соответствии с п. 30 Административного регламента при обращении по вопросу замены паспорта во всех случаях, установленных пунктом 2.2 Административного регламента, в том числе при обнаружении неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей, гражданин дополнительно к документам, предусмотренным п.п. 23-27 Административного регламента, представляет паспорт, подлежащий замене, и иные документы. В пункте 27 Административного регламента указаны - реквизиты квитанции об уплате государственной пошлины.
Таким образом, Административным регламентом предписано, что замена паспорта осуществляется при оплате государственной пошлины, бланк паспорта в данном случае не считается испорченным, поэтому не имеется оснований полагать, что заявитель в данном случае подлежит освобождению от оплаты государственной пошлины.
Требования административного иска о признании незаконным бездействия администрации г. Магнитогорска, выразившегося в отказе в 2008 году начальника ЗАГС Ленинского района г. Магнитогорска выдать Абгоряну А.Н. свидетельство о расторжении брака суд находит не подлежащими удовлетворению в силу недоказанности административным истцом факта нарушения его прав и свобод при обстоятельствах изложенных в иске в нарушение ст.62 КАС РФ, а так же в силу пропуска истцом без уважительных причин трехмесячного срока обращения в суд с такими требованиями (ст.219 КАС РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования Абгоряна А.Н. к УМВД РФ по г. Магнитогорску Челябинской области, администрации МО «Город Магнитогорск» о признании бездействия незаконным, обязании произвести замену паспорта оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий