Дело № 2а-3554/2021 55RS0003-01-2021-005205-05 | ||
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
Ленинский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Верещагиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Царёвой Н.А.,
помощнике судьи Шелудяк М.А.,
рассмотрев в помещении суда по адресу: <...> в открытом судебном заседании 14 сентября 2021 года административное дело № 2а-3554/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Ленинского АО г. Омска о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав в обоснование, что он, как член ГСК «Мотор-47», является собственником гаражного бокса №Б, который входит в состав объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного в пределах земельного участка, предоставленного ГСК «Мотор-47» для размещения гаражей. Указанные обстоятельства доведены им до сведения администрации Ленинского АО *** в ответе на письмо административного ответчика от ХХ, в котором содержалось требование о предоставлении документов на земельный участок. Несмотря на указанные обстоятельства распоряжением главы администрации Ленинского АО *** от ХХ№ железобетонный гараж площадью № кв.м., установленный относительно дома, имеющего почтовый адрес: г. *** «Мотор-47», определен самовольно размещенным движимым имуществом и принудительно вывезен.
Отмечая, что является добросовестным членом ГСК «Мотор-47», просит суд признать незаконным распоряжение главы администрации Ленинского АО *** от ХХ№ в части определения железобетонного гаражного бокса площадью № кв.м., установленного относительно дома, имеющего почтовый адрес: *** ГСК «Мотор-47», самовольно размещенным движимым имуществом, а также в части принудительного вывоза на площадку, расположенную по адресу: ***
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Ленинского АО г. Омска по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Дополнительно пояснила, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен ГСК «Мотор-47» распоряжением первого заместителя главы администрации г.Омска от ХХ в постоянное бессрочное пользование для строительства капитальных гаражей. ХХ в адрес администрации Ленинского АО *** поступило обращение гражданина с просьбой о проведении проверки размещения гаражей вдоль ***. В ходе проверки доводов обращения по результатам обследования указанного земельного участка сотрудником отдела архитектуры, строительства и землепользования, а также помощником прокурора Ленинского АО *** путем визуального осмотра установлено, что гаражный бокс № расположен за границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Указанное обстоятельство, а также вид объекта, не являющегося капитальным гаражом, послужило основанием для вынесения оспариваемого постановления. Дополнительно указала, что право собственности на земельный участок, находящийся под гаражом, административным истцом не оформлено.
Представитель заинтересованного <данные изъяты> судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, указал, что ФИО1 является членом гаражного кооператива, гаражный бокс № №, принадлежащий ему, находился в пределах земельного участка, предоставленного ГСК для размещения гаражей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела ХХ в адрес администрации Ленинского АО г. Омска поступило заявление ФИО4, в котором заявитель просит провести проверку правомерности размещения гаражей вдоль ***.
Согласно акту от ХХ главный специалист отдела архитектуры, строительства и землепользования администрации Ленинского АО г. Омска ФИО5, помощник прокурора Ленинского АО г. Омска ФИО6 провели обследование территории ГСК *** юго-западнее относительно ориентира жилого дома, имеющего почтовый адрес: ***, в результате которого установили, чо на земельном участке с кадастровым <данные изъяты> с видом разрешенного использование «для размещения объектов транспорта» фактически расположен *** продолжении линейки гаражных боксов размещены временные гаражные боксы в № штук. Собственников установить не представилось возможным.
ХХ в адрес ФИО1 администрацией Ленинского АО г. Омска направлено сообщение о результатах обследования земельного участка, с требованием предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок, занимаемый гаражным боксом №Б.
Распоряжением главы администрации Ленинского АО г. Омска от ХХ№ железобетонный гараж площадью № относительно дома, имеющего почтовый адрес: ***» определен самовольно размещенным движимым имуществом на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Определен срок для добровольного выноса самовольно размещенных объектов – до ХХ, принудительный вынос обозначен до ХХ.
Согласно акту № от ХХ осуществлен вынос железобетонного гаража площадью № кв.м., установленного относительно дома, имеющего почтовый адрес: ***, *** временного хранения по адресу: ***.
Полагая распоряжение главы администрации Ленинского АО *** от ХХ№ незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд считает необходимым отметить следующее.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством (п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1). Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью (п. 2).
Землепользователи определены в абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ как лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.
Исходя из положений ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ правом на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением наделены землепользователи, на которых, в свою очередь, возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Землепользователь вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ХХ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до ХХ в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до ХХ по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 3 Федерального закона от ХХ N 137-ФЗ).
При этом согласно п. 2.1 Федерального закона от ХХ N 137-ФЗ Пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены гаражным потребительским кооперативам. Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и сроком не ограничивается.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 Федерального закона от ХХ N 137-ФЗ).
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что распоряжением первого заместителя главы администрации г. Омска от ХХ№-р кооперативу автолюбителей «Мотор-47» предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 0,5463 га, фактически занимаемый с 1978 года капитальными боксовыми гаражами в коммунальной зоне по *** административном округе.
Таким образом, гаражно-строительный кооператив, созданный и действующий в установленном порядке, на законном основании владеет земельным участком, предназначенном именно для размещения и обслуживания гаражей.
Согласно договору купли-продажи от ХХ ФИО1 приобретен у «ТСК МастСтрой» гараж железобетонный сборный с воротами.
В соответствии с членской книжкой члена кооператива индивидуальных гаражей ФИО1 с ХХ является членом ***.
По сведения Единого государственного реестра недвижимости гаражный бокс №Б, расположенный по адресу: ***, ГСК «Мотор-47, имеет кадастровый № и входит в состав объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Полномочия администрации Ленинского АО *** определены соответствующим Положением, утв. Решением Омского городского Совета от ХХ N 420, согласно п. п. 6,8, 8.1, 8.2 раздела 3 которого в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация принимает участие в выявлении самовольных построек; осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства ***, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством *** предусмотрена административная и иная ответственность (далее - земельное законодательство), в отношении земельных участков, занятых объектами индивидуального жилищного строительства, гаражными кооперативами и иными гаражными объединениями, капитальными гаражами, металлическими и сборными железобетонными гаражными боксами, погребами; в целях обеспечения соблюдения требований земельного законодательства проводит проверки целевого использования, обследования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности ***, либо земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории округа и занятых объектами индивидуального жилищного строительства, гаражными кооперативами и иными гаражными объединениями, капитальными гаражами, металлическими и сборными железобетонными гаражными боксами, погребами; выявляет самовольно размещенные металлические и сборные железобетонные боксы при осуществлении муниципального земельного контроля, проведении проверок и обследований.
Вопросы выявления самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности ***, а также на земельных участках, расположенных на территории ***, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок их выноса и (или) демонтажа предусмотрены Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утв. Постановлением Администрации *** от ХХ N 95-п.
Согласно п. 4 Положения выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации *** - администрации административных округов ***. Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (п. 6).
При этом действие Положения не распространяется на земельные участки, предоставленные на каком-либо праве третьим лицам (п. 2 Положения).
Оценив установленные по делу обстоятельства применительно к изложенному правовому регулированию суд приходит к выводу, что оснований для признания железобетонного гаража площадью 22 кв.м., установленного относительно дома, имеющего почтовый адрес: *** самовольно размещенным движимым имуществом на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, у административного ответчика не имелось.
Материалами административного дела достоверно установлено, что гаражный бокс №Б, принадлежит на праве собственности ФИО1, который является членом ГСК «Мотор-47». Указанный гаражный бокс стоит на кадастровом учете и входит в состав объекта недвижимости, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:428. Указанным земельным участком на законном основании (праве постоянного бессрочного пользования) владеет ГСК «Мотор-47». При этом гаражный бокс № Б является продолжением линейки гаражей ГСК «Мотор-47, что достоверно подтверждается, в том числе схемой расположения объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:090303:10216. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду не представлено.
Ссылки административного ответчика на акт осмотра, составленный ХХ главным специалистом отдела архитектуры, строительства и землепользования администрации Ленинского АО *** ФИО5, помощником прокурора Ленинского АО *** ФИО6, несостоятельны, поскольку указанные лица не обладают специальными знаниями и полномочиями по определению границ земельного участка на местности.
Пояснения представителя администрации Ленинского АО ***, согласно которым вопреки распоряжению о предоставлении земельного участка в пользование ГСК, гаражный бокс ФИО1 является железобетонным, а не капитальным не могут быть приняты судом во внимание, поскольку обязанности по строительству на предоставляемом земельном участке капитальных гаражей распоряжение от 02.11.1999 № 1231-р не содержит.
Подлежат отклонению доводы ответчика об отсутствии у административного истца права собственности на земельный участок, занимаемый гаражным боксом, поскольку судом установлено, что ФИО1 пользуется земельным участком как член ГСК «Мотор-47», которому указанный объект недвижимости предоставлен на законном основании в постоянное бессрочное пользование.
Принимая во внимание, что доказательств законности оспариваемого распоряжения в материалы дела не представлено, при том, что в силу прямого указания КАС РФ обязанность по доказыванию соответствующих обстоятельств лежит на органе местного самоуправления, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании обжалуемого распоряжения незаконным подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к администрации Ленинского административного округа г. Омска о признании незаконным распоряжения удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение администрации Ленинского административного округа г. Омска от 01 июня 2021 года № № в части определения железобетонного гаражного бокса площадью № кв.м., установленного относительно дома, имеющего почтовый адрес: г. *** самовольно размещенным движимым имуществом на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Омска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья | Т.Ю. Верещагина |
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2021