ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3555/2022 от 03.08.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-3555/2022

59RS0007-01-2021-003637-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф.,

при секретаре Наркевич Я.А.,

с участием административного истца Смольянина Г.Ф., представителя административного ответчика Управления жилищных отношений администрации по доверенности ФИО1, заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО8, ФИО11, ФИО5, ФИО9, ФИО7, ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смольянина Г. Ф. к Управлению жилищных отношений администрации , Городской межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции об обжаловании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Смольянин Г.Ф. обратился в суд с административным иском к Управлению жилищных отношений администрации , Городской межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции об обжаловании решения органа местного самоуправления.

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником , который административным ответчиком признан аварийным и подлежащим сносу.

Признание дома аварийным регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

На заседании городской межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен технический отчет, подготовленный ООО «» по итогам обследования технического состояния многоквартирного дома истца, принято заключение от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания многоквартирного жома аварийным и подлежащим сносу. На основании заключения межведомственной комиссии начальник Управления жилищных отношений издал распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 4 распоряжения установлен срок для расселения муниципалитетом граждан из «аварийного» дома – до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3.13 ГОСТ 31937-2011 аварийное состояние несущих конструкций означает опасность обрушения. Это же определение повторено в техническом отчёте. Очевидно, что административный ответчик не считает дом аварийным, если признал безопасным проживание в нем людей на протяжении почти 6 лет без капитального ремонта дома, который согласно ч. 2 ст. 169 ЖК РФ не осуществляется в домах признанных аварийными.

Пунктом 2 распоряжения установлен срок 6 месяцев для освобождения помещений, и он равен сроку для сноса. Пунктом 2 распоряжения установлен срок 6 месяцев для сноса дома собственниками. Административный ответчик дал собственникам на исполнение их обязанности по сносу в 10 раз меньший срок, чем для исполнения их обязанности по расселению. Устанавливая собственникам неразумный, нереально короткий срок для сноса, административный ответчик злоупотребил своим правом, обеспечивая муниципалитету возможность изъять у собственников земельный участок в центре города.

Обжалуемые решения нарушают права истца как собственника недвижимости – незаконно возложена обязанность снести дом, установлены нереально сжатые сроки для исполнения обязанности. В результате чего истец лишится не только квартиры, но и земельного участка.

На основании изложенного просит суд признать незаконным заключение Городской межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ о наличии оснований для признания многоквартирного дома по адресу: аварийным и подлежащим сносу, распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части, относящейся к многоквартирному дому по адресу: .

Административный истец в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, по доводам, указанным в письменных возражениях.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО8, ФИО11, ФИО5, ФИО9, ФИО12., ФИО6 требования административного искового заявления поддержали, просили удовлетворить.

Прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) задачей административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ), в частности, Постановлением от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Как следует из материалов дела, Административный истец является собственником жилого помещения , расположенного в многоквартирном доме по адресу: с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН, Свидетельством о государственной регистрации права (

Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотренных документов – копии технического паспорта на дом и технического заключения ООО «» по результатам обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу:от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, согласно п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, городская межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания многоквартирного аварийным и подлежащим сносу. Обследование многоквартирного дома городской межведомственной комиссией не проводилось

На основании указанного заключения, распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации , от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», многоквартирный дом по адресу:, признан аварийным и подлежащим сносу

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения.

На основании ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (абз. 1).

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (абз. 3).

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (абз. 4).

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию (абз. 5).

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, (абз. 7).

В соответствии с пунктом 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.Согласно пункту 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В силу пункта 47 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решением Пермской городской Думы от 25.02.2020 № 36 функции, возложенные на территориальные органы администрации в сфере жилищных отношений (организация деятельности межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального и частного жилых фондов непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции), в целях централизации и повышения эффективности их исполнения переданы в управление жилищных отношений администрации

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о городской межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Постановление ).

Таким образом, вопрос об обследовании на предмет аварийности многоквартирного решался на городской межведомственной комиссии.

Согласно утвержденному составу, в городскую межведомственную комиссию вошли следующие представители государственных органов: заместитель начальника УЖО администрации г, начальник отдела регистрации прав и распределения специализированного фонда УЖО администрации , главный специалист отдела ЖКХ и жилищных отношений администрации , консультант – муниципального жилищного инспектора отдела муниципального жилищного контроля департамента ЖКХ администрации .

В соответствии с вышеуказанным, межведомственная комиссия сформирована в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

При рассмотрении дела об оспаривании заключения городской межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

Таким образом, действующая городская межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его не жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в представленном составе членов комиссии, правомочна принимать решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. от 24.12.2018), основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения).

Таким образом, с учетом технического отчета ООО «» по результатам обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу суд приходит к выводу о наличии признаков аварийности многоквартирного дома.

Следует отметить, что выводы судебной экспертизы « «»» проведенная на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ о том, что техническое состояние многоквартирного дома, расположенного по адресу: , на дату обследования (ДД.ММ.ГГГГ) не является аварийным, во внимание судом не принимается.

Как следует из экспертного заключения, опасности для пребывания жильцов и собственников жилых/нежилых помещений, сохранности инженерного оборудования многоквартирного дома расположенного по адресу: не обнаружено. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: эксплуатироваться в дальнейшем может лишь при условии значительного капитального ремонта.

Конструктивные элементы многоквартирного дома, расположенного по адресу: находятся в следующих технических состояниях: Фундамент – ограниченно – работоспособное, отмостка – неудовлетворительное, стены наружные - ограниченно – работоспособное, перекрытия - ограниченно-работоспособное, кровля – неудовлетворительное, крыша – неудовлетворительное. Внутренние сети отопления, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, электроосвещения - не удовлетворительное

Конструктивные элементы крыши имеют признаки исчерпания несущей способности.

Экспертное заключение не может быть принято судом во внимание, поскольку указанная выше экспертиза проведена без оценки технического паспорта жилого дома по адресу от ДД.ММ.ГГГГ в котором имеются сведения об износе дома на ДД.ММ.ГГГГ., а именно фундамент дома по адресу износ составил %; перекрытия износ 55%; крыша износ %, полы износ %, проемы износ %, наружная отделка износ %; санитарно и электротехнические работы %; иные работы износ %. Общий процент износа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год составлял %.

Таким образом, оспариваемое заключение городской межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения не пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым жилой дом по адресу: признан аварийным и подлежащим сносу вынесено в пределах полномочий, с соблюдением порядка принятия, во исполнение соблюдения процедуры и порядка решения вопросов, связанных с признанием жилых помещений жилого дома непригодными для проживания, их соответствием требованиям закона, является правильным.

Основанием для признания многоквартирного дома не пригодным для проживания, послужило наличие выявленных ухудшений конструктивных элементов дома, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья жителей дома.

Заключение межведомственной комиссии приняты в соответствии с имеющимися полномочиями вопросы признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, созданной уполномоченным органом, в данном случае - администрацией .

Выводы о соблюдении порядка принятия заключения Межведомственной комиссией и о соответствии ее выводов положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности многоквартирных жилых домов для проживания граждан, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.

Поскольку заключение Межведомственной комиссии принято при наличии оснований и с соблюдением установленного порядка, суд пришел к выводу о законности распоряжения Управления жилищных отношений администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, заключение городской межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: соответствуют требованиям действующего законодательства, права административного истца не нарушены, то требования административного истца о признании незаконным заключения, распоряжения удовлетворению не подлежат.

Следовательно, в удовлетворении требований административного истца следует отказать в полном объеме.

Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Смольянина Г. Ф. к Управлению жилищных отношений администрации , Городской межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконным заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещениям, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Городской межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконным распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», в части относящейся к многоквартирному дому по адресу: – отказать в полном объеме.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Д.Ф. Кочегарова

Мотивированное решение изготовлено 02.09.2022 года.