ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3559/2018Г от 05.06.2018 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а-3559/2018г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июня 2018 года г. Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего Акимовой Е.А.,

при секретаре Кондратьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сальниковой Натальи Павловны к Управлению Министерства внутренних дел России по Липецкой области об оспаривании действий по хранению и обработке персональных данных, исключении сведений о привлечении к уголовной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Сальникова Н.П. обратилась в суд с административным иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Липецкой области об оспаривании действий по хранению и обработке персональных данных, исключении сведений о привлечении к уголовной ответственности, указывая, что 15 декабря 2017 года на основании ее заявления УМВД России по Липецкой области была изготовлена справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования. В выданной справке от 15 декабря 2017 года была отражена информация о привлечении административного истца к уголовной ответственности в 1999 году по части 1 статьи 200 УК РФ, 15 ноября 1999 года уголовное преследование прекращено по статье 7 УПК РСФСР. На заявление Сальниковой Н.П. от 09 января 2018 года о несоответствии данной справки действительности УМВД России по Липецкой области 19 января 2018 года дало ответ о законности внесенных сведений, а также о том, что указанное уголовное дело уничтожено за истечением срока хранения. Считая, что действия административного ответчика, выразившиеся в неправомерном хранении и обработке персональных данных о факте прекращения в отношении нее уголовного дела по статье 7 УПК РСФСР, нарушают ее конституционные права, просит обязать Управление МВД России по Липецкой области исключить сведения о факте привлечения ее к уголовной ответственности и о прекращении уголовного дела по статье 7 УПК РСФСР с пофамильного учета и перевести в архивные фонды автоматизированных оперативно-справочных карточек путем присвоения знака логического удаления.

Административный истец Сальникова Н.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

В судебном заседании представитель административного истца Сальниковой Н.П. по доверенности Пимонов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика – Управления МВД России по Липецкой области по доверенности Яковлева С.А. исковые требования не признала, возражала против удовлетворения заявленных требований, объяснив, что в соответствии с утвержденным Приказом МВД России от 07 ноября 2011 года № 1121 «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ. В справке о наличии (отсутствии) судимости в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации» при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости. При отсутствии сведений об освобождении указывается: «Сведений об освобождении не имеется». В графе «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации» указываются: дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, дата и основание прекращения уголовного преследования, при наличии сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, в том числе в связи с деятельным раскаянием. Удаление сведений из базы данных ИЦ по заявлениям граждан не предусмотрено.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, защиту своей чести и доброго имени.

Вместе с тем, права и интересы одних не должны вступать в противоречия с правами и законными интересами других лиц (статья 17 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пунктам 1, 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Из статьи 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" следует, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, осужденных за совершение преступления.

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и выражается в предоставлении информации о судимости по заявлению каждого обратившегося за ней лица.

В соответствии с пунктами 40, 41 Приказа Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 г. «О едином учете преступлений» учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основаниями учета лица, совершившего преступление, являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Согласно пункту 33 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право использовать в деятельности информационные системы, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Как следует из статьи 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием по статье 7 УПК РСФСР не является реабилитирующим основанием, и не означает, что информация о таких лицах и фактах уголовного преследования подлежит уничтожению.

Согласно части 8 статьи 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Необходимость обработки подобных персональных данных граждан, связанных с фактами уголовного преследования, обусловлена положениями статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации и корреспондирующей статьи 331 этого же Кодекса, абзацем 3 части 2 которой предусмотрено, что к педагогической деятельности не допускаются лица, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

В силу положений подпункта «к» пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" МВД России обязано выдавать физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Названный документ представляется МВД России по межведомственному запросу регистрирующего органа в порядке и сроки, которые установлены Правилами представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1092.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (подпункт 1).

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (подпункт 3);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных (подпункт 8).

Пункт 7 статьи 5 приведенного Закона предусматривает, что хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что 15 декабря 2017 года на основании заявления Сальниковой Н.П. УМВД России по Липецкой области изготовило справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования (л.д. 14).

В выданной справке от 15 декабря 2017 года имелась информация о привлечении административного истца к уголовной ответственности в 1999 году по части 1 статьи 200 УК РФ.

15 ноября 1999 года уголовное преследование было прекращено на основании статьи 7 УПК РСФСР, то есть с деятельным раскаянием.

С учетом изложенного обстоятельства прекращения уголовного преследования не являются реабилитирующими.

На обращение административного истца в УМВД России по Липецкой области от 09 января 2018 года об исключении данных о привлечении его к уголовной ответственности из ИЦ УМВД России по Липецкой области, 19 января 2018 года дан ответ за , которым Сальниковой Н.П. отказано в исключении сведений поскольку по письменным заявлениям граждан данные действия не осуществляются и разъяснено положение о погашение судимости и содержание законодательных актов, регламентирующих необходимость в обработке, хранении и предоставлении сведений о наличии либо отсутствии судимости (л.д. 15-17).

Порядок ведения оперативных учётов определён приказом МВД России № 89дсп, Минюста России № 19дсп, МЧС России № 73дсп, Минфина России № 1дсп, Минобороны России № 113дсп, ФСБ России № 108дсп, ФСКН России № 75дсп, ФСО России № 93дсп, СВР России № 19дсп, ФТС России № 324дсп, ФМС России № 133дсп, ГФС России № 63дсп, СК России № 14, Генпрокуратура России № 95дсп от 12.02.2014 «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно –криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации». В силу пунктов 19.2, 19.3 Правил формирования, ведения и использования системы данных о преступлениях и лицах, подозреваемых, обвиняемых в их совершении, информация о лицах и совершённых ими преступлениях хранится до достижения лицом 80-летнего возраста, а после окончания срока хранения поступает в архив, где остаётся на хранении в течение десяти лет. По истечении указанных сроков ИЦ осуществляет снятие соответствующей информации с централизованного учёта. В соответствии с п.74 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», утверждённого приказом МВД России № 1121 от 07 ноября 2011 года при наличии имеющейся судимости, а также снятой или погашенной судимости в соответствующих графах указываются дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, статья УК, срок и вид наказания, дата освобождения, основания погашения или снятия судимости. Согласно пункту 23 и пункту 50 данного Административного регламента по запросам предоставляются сведения как о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой, и (или) факта уголовного преследования, так и о прекращении уголовного преследования. Пунктом 23.3 Административного регламента закреплено право получения выписок для осуществления деятельности, к занятию которой в соответствии с законодательством РФ не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся либо подергавшиеся уголовному преследованию. Следовательно, в оперативно-справочных учётах ИЦ учётные данные хранятся независимо от снятия или погашения судимости.

Как следует из ответа ИЦ УМВД России по Липецкой области от 26 мая 2018 года на запрос суда, уголовное дело (фонд , опись , арх. ) в отношении Епифанской Н.П. уничтожено по истечении срока хранения (акт от 30 ноября 2010 года).

Межведомственным приказом утверждены Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ». Приложением к данному Наставлению являются Правила формирования, ведения и использования системы данных о преступлениях и лицах, подозреваемых, обвиняемьк в и совершении. Так, согласно п. 3 объектами системы являются раскрытые и нераскрытые преступления; лица, подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений. Согласно п.4 Правил основаниями для постановки объектов в систему данных или коррекции данных являются: постановление о возбуждении уголовного дела (пункт 4.1), постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям, не дающим право на реабилитацию (пункт 4.2), постановление о выделении уголовного дела (пункт 4.3), постановление о соединении уголовных дел (пункт 4.4) постановление о передаче уголовного дела руководителю следственного органа или прокурору для направления по подследственности (территориальности) (пункт 4.5), постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение (пункт 4.6); протокол задержания лица в порядке статей 91, 92 УПК РФ (пункт 4.7), уведомление о подозрении в совершении преступления (пункт 4.8), иные материалы уголовных дел, содержащие информацию об объектах учёта (пункт 4.9). Согласно пункту 19.2 Правил информация о лицах и совершённых ими преступлениях хранится до достижения лицом 80-летнего возраста, а после окончания срока хранения поступает в архив, где остаётся на хранении в течение десяти лет.

Из приведённых положений закона следует, что информация о наличии у лица судимостей хранится в базе данных Информационного центра независимо от снятия либо погашения судимостей.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что сведения в отношении Сальниковой Н.П. были внесены в базы данных ИЦ УМВД России по Липецкой области на законных основаниях, размещенные в базе данных сведения в отношении административного истца носят достоверный характер и подлежат длительному хранению, исключение указанной информации действующим законодательством не предусмотрено. Наличие данных сведений в базе данных не нарушает права и интересы истца. Указание в справке сведений о факте прекращения уголовного преследования, в том числе в связи с деятельным раскаянием, не означает установления виновности лица в совершении преступления, не противоречит действующему законодательству и само по себе не ограничивает право на труд или осуществление предпринимательской деятельности или иных прав гражданина.

Доводы стороны административного истца о том, что сведения о привлечении к уголовной ответственности не относятся к Сальниковой Н.П., которая никогда не привлекалась к уголовной ответственности, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Так, из адресной справки следует, что Епифанская Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В справке указано, что ДД.ММ.ГГГГ убыла на «Сальникову».

Также из адресной справки следует, что Сальникова Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В справке указаны паспортные данные административного истца.

С учетом изложенного у суда не имеется оснований полагать, что Сальникова (ранее Епифанская) Н.П. не привлекалась к уголовной ответственности.

Проанализировав приведенные правовые нормы во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на Управление МВД России по Липецкой области исключить сведения о факте привлечения Сальниковой Н.П. к уголовной ответственности и о прекращении уголовного дела по статье 7 УПК РСФСР.

Поскольку суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме, оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. также не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Сальниковой Натальи Павловны к Управлению Министерства внутренних дел России по Липецкой области об оспаривании действий по хранению и обработке персональных данных, исключении сведений о привлечении к уголовной ответственности, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через Советский районный суд города Липецка в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Акимова

Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2018 года