ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-355/20 от 07.05.2020 Кировского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 мая 2020 года город Новопавловск

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кошкидько Г.В., при секретаре Сушко А.И., с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2 и ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю о признании незаконным бездействие отдела образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа, и администрации Кировского городского округа,

установил:

Из искового заявления следует, что организация питания воспитанников дошкольных образовательных организаций осуществляется на основании постановления администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 23.01.2018 г № 46 «Об организации питания обучающихся в образовательных организациях Кировского городского округа Ставропольского края, реализующих основную образовательную программу дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» и постановления администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 26.02.2019 г. № 444 «О внесении изменений в постановление администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 23 января 2018 г. № 46 «Об организации питания обучающихся в образовательных организациях Кировского городского округа Ставропольского края, реализующих основную образовательную программу дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»». Между тем, организация питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений не соответствует требованиям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Так, изучением примерного меню на зимне-весенний период в ДОУ с 10-ти часовым пребыванием детей в возрасте от 3-7 лет, установлено, что питание в учреждениях 4-х разовое, включая второй завтрак. В среднем за 10 дней энергетическая ценность (калорийность) рациона соответствует требованиям санитарных норм. В тоже время, энергетическая ценность рациона обусловлена содержанием углеводов, и частично белками, но количество жиров пищи, как основного источника энергии, ниже допустимых значений. Аналогичная ситуация отмечена при анализе выполнения норм питания воспитанников от 0 до 3-х лет. Просит признать незаконным бездействие отдела образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа по непринятию мер по устранению нарушений санитарного законодательства, в части невыполнения норм питания и энергетической ценности рациона воспитанников бюджетных дошкольных образовательных учреждений и бездействие администрации Кировского городского округа по неустановлению финансовых норм питания в день на одного воспитанника бюджетных дошкольных образовательных учреждений, позволяющих обеспечить выполнение норм питания в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Обязать отдел образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа пересмотреть стоимость питания на одного воспитанника бюджетных дошкольных образовательных учреждений и разработать примерное меню, с учетом норм питания по основным видам продуктов и энергетической ценности рациона, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», администрацию Кировского городского округа рассмотреть и утвердить финансовые нормы питания в день на одного воспитанника бюджетных дошкольных образовательных учреждений, позволяющих разработать примерное меню, с учетом норм питания по основным видам продуктов и энергетической ценности рациона, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования просила удовлетворить, пояснив, что нарушения санитарных норм при организации питания в дошкольных образовательных учреждениях нарушает права воспитанников.

Представитель административного ответчика, отдела образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа Ставропольского края ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что финансирование питания воспитанников детских садов не соответствует требованиям санитарных норм, о чем, неоднократно направлялись письма в адрес главы администрации Кировского городского округа.

Представитель административного ответчика, администрации Кировского городского округа Ставропольского края ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив об отсутствии денежных средств, на улучшение питания воспитанников детских садов.

Суд, выслушав процессуальных участников, ознакомившись с доводами административного искового заявления, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Вывод суда основан на следующем.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным юридических лиц.

В соответствии с п.2 статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

При организации питания обучающихся и воспитанников дошкольных образовательных учреждений должны соблюдаться требования, установленные санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Глава XV).

При организации питания воспитанников образовательных учреждений рекомендуется реализовывать задачи соответствия энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников образовательных учреждений; питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии (п.15.1. Таблица 3 СанПиН 2.4.1.3049-13); питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (п.15.3. СанПиН 2.4.1.3049-13).

При составлении примерного меню следует руководствоваться распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи. Для детей с дневным пребыванием 8 - 10 час. завтрак (20 - 25%), 2 завтрак (5%), обед (30 - 35%), полдник (10 - 15%) (п.15.4 СанПиН 2.4.1.3049-13); в примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 - 15% от калорийности рациона, жиров 30 - 32% и углеводов 55 - 58%; фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню (п.15.5 СанПиН 2.4.1.3049-13); суммарные объемы блюд по приемам пищи должны составлять в возрасте от 3-х до 7-ми лет Завтрак 400 – 550, Обед 600 – 800, Полдник 250 – 350 гр. (п.15.6 СанПиН 2.4.1.3049-13); в дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 - 3 раза в неделю (п.15.7 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Из исследованных доказательств следует, что организация питания воспитанников образовательных учреждений установлена постановлением администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 23.01.2018 г № 46 «Об организации питания обучающихся в образовательных организациях Кировского городского округа Ставропольского края, реализующих основную образовательную программу дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» и постановлением администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 26.02.2019 г. № 444 «О внесении изменений в постановление администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 23 января 2018 г. № 46 «Об организации питания обучающихся в образовательных организациях Кировского городского округа Ставропольского края, реализующих основную образовательную программу дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»», которыми утвержден Порядок организации горячего питания обучающихся в образовательных организациях Кировского городского округа, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее Порядок).

Согласно п. 2 Порядка, примерное десятидневное меню разрабатывается исходя из финансовых норм питания на одного воспитанника. Основными задачами при организации горячего питания обучающихся в образовательной организации является: обеспечение обучающихся горячим питанием, соответствующим возрастным и физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного горячего питания.

Стоимость питания в день на одного ребенка для воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений составляет 30,5 рублей.

Из содержания меню в детских садах (МБОУ д/с№3, д/с №27) следует, что изначально заложено невыполнение норм по молоку (-9%), сметане (-34%), сыру (-79%), мясу (-19%), рыбе (-32%), яйцо (-27%), фруктам свежим (-45%), хлеб ржаному (-17%). Восполнение калорийности рациона осуществляется за счет увеличения углеводсодержащих продуктов, а именно +78% крупа (злаки), +36% - мука картофельная (крахмал), + 20% - хлеб пшеничный, +57% фрукты сухие, +22% - сахарный песок, +9% - макаронные изделия.

Аналогичная ситуация отмечена при анализе выполнения норм питания воспитанников от 0 до 3-х лет. В меню заложено невыполнение норм по молоку (-13%), сметане (-15%), сыру (-70%), мясу (-48%), птица (-8%), рыбе (-49%), картофель (-17%), овощи разные (-27%), фруктам свежим (-18%), сокам (-69%), хлеб ржаному (-8%), при этом +91% крупа (злаки), + 17 – макаронные изделия, +90% - мука картофельная (крахмал), + 47% - хлеб пшеничный, +57% фрукты сухие, +66% - сахарный песок.

Из содержания меню в детском саду ( МБОУ д/с «Светлячок» <адрес>) следует, что изначально заложено невыполнение норм по молоку (-21,9%), сметане (-19,5%), творогу (-21%), сыру (-100%), мясу (-19%), рыбе (-54%), яйцу (-15%), фруктам свежим (-21%), хлебу ржаному (-36%).

Превышение норм осуществляется за счет увеличения углеводсодержащих продуктов, а именно +27% крупа (злаки), +174% - мука картофельная (крахмал), + 12% - хлеб пшеничный, +16% - сахарный песок, +55% - макаронные изделия, +10% кондитерские изделия.

Аналогичная ситуация отмечена при анализе выполнения норм питания воспитанников от 1,5 до 3-х лет. В меню заложено невыполнение норм по молоку (-31%), сметане (-18%), сыру (-100%), мясу (-25%), рыбе (-53%), творог (-30%) картофель (-10%), овощи разные (-33%), фруктам свежим (-31%), сокам (-60%), хлеб ржаному (-33%), при этом +27% крупа (злаки), + 55% – макаронные изделия, +174% - мука картофельная (крахмал), + 32% - хлеб пшеничный, +16% - сахарный песок.

Из содержания меню в детском саду (МБОУ д/с «Сказка» <адрес>) следует, что для воспитанников от 3- до 7 лет изначально заложено невыполнение норм по молоку (-35%), творогу (-34%), сыру (-100%), маслу сливочному (-34%), мясу (-18%), рыбе (-29%), яйцу (-23%), фруктам свежим (-25%), овощи, зелень (-25%), хлебу пшеничному (-50%).

Превышение норм осуществляется по продуктам: +84% крупа (злаки), + 23% -мясо птицы, +40 % фрукты (плоды) сухие, + 85 % хлеб ржаной, +19% - мука картофельная (крахмал), + 12% - хлеб пшеничный.

Аналогичная ситуация отмечена при анализе выполнения норм питания воспитанников от 1,5 до 3-х лет. В меню заложено невыполнение норм по молоку (-28%), сыру (-100%), мясу (-36%), рыбе (-43%), творог (-30%), картофель (-11%), овощи разные (-30%), яйцо (-69%), соки фруктовые (-60%), фруктам свежим (-7%), сокам (-60%), при этом +63% крупа (злаки), + 32% - хлеб пшеничный,+33% хлеб пшеничный, + 73% – макаронные изделия, +36% фрукты сухие, +11% - птица, +59% - сметана.

Из содержания меню в детском саду (МБОУ д/с «Теремок» <адрес>) следует, что для воспитанников от 3- до 7 лет изначально заложено невыполнение норм по творогу (-16%), сыру (-78%), мясу (-50%), рыбе (-27%), овощи (-16%), фруктам свежим (-100%), соки фруктовые (овощные) (-100%).

Превышение норм осуществляется за счет увеличения углеводсодержащих продуктов, а именно +31% картофель, +26,5 фрукты (плоды) сухие, +68% крупа (злаки), +29% - мука картофельная (крахмал), + 33% - хлеб ржано- пшеничный, + 20% - хлеб пшеничный, +45% - макаронные изделия, кроме этого, превышение норм по молоку (+10%), сметане (+25,2%), птица (+13,7%), яйцо (+27%).

Аналогичная ситуация отмечена при анализе выполнения норм питания воспитанников от 1,5 до 3-х лет. В меню заложено невыполнение норм по творогу (-6%), сыру (-68%), мясу (-56%), птице (-22%), рыбе (-33%), овощи (-17%), фруктам свежим (-100%), соки фруктовые (овощные) (-100%). Превышение норм хлеб ржано- пшеничный, + 33%, хлеб пшеничный +48%, крупа (злаки) +121%, макаронные изделия + 70%, масло сливочное + 18%, кофейный напиток +89,2%, молоко (+17%).

Из содержания меню в детском саду (МБОУ д/с «Журавлик» <адрес>) следует, что для воспитанников от 3- до 7 лет изначально заложено невыполнение норм по сметане (-27%), сыру (-30%), рыбе (-36%), яйцо (-22%), овощи (-10%), фруктам свежим (-48%), соки фруктовые (овощные) (-45%).

Превышение норм осуществляется за счет увеличения углеводсодержащих продуктов, а именно +45% крупа (злаки), +23% - мука картофельная (крахмал), + 53% - хлеб пшеничный, кроме этого, превышение норм по маслу сливочному (+10%), какао порошок (+68%), соли (+15%).

Аналогичная ситуация отмечена при анализе выполнения норм питания воспитанников от 1,5 до 3-х лет. В меню заложено невыполнение норм по творогу (-19%), сметане (-27%), мясу (-39%), птице (-11%), рыбе (-46%), яйцу (-22%), овощам (-36%), фруктам свежим (-22%), соки фруктовые (овощные) (-75%), макаронные изделия (-53%), мука пшеничная (-68%). Превышение норм хлеб пшеничный +78%, крупа (злаки) +52%, мука картофельная (крахмал) + 55%, какао порошок +100%.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив предоставленные истцом доказательства, суд находит доказанным факт невыполнения норм питания и энергетической ценности рациона воспитанников бюджетных дошкольных образовательных учреждений, и отсутствие финансирование норм питания в день на одного воспитанника бюджетных дошкольных образовательных учреждений, позволяющих обеспечить выполнение норм питания в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Согласно с п. 1 ст. 37 Закона об образовании на образовательные организации возложена обязанность по организации питания обучающихся. Согласно Устава дошкольных образовательных учреждений, Кировский городской округ является учредителем и собственником имущества дошкольных образовательных учреждений, а полномочия учредителя и собственника в отношении указанных учреждений осуществляет отдел образования и молодежной политики администрации Кировский городской округ Ставропольского края.

Из писем территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Георгиевск и Георгиевском районе №148 от 03.05.2018 года, №11 от 11.01.2019 года, №269 от 05.08.2019 года, направленных в адрес главы администрации Кировского городского округа следует, что о неудовлетворительном питании в дошкольных образовательных систематически информировался глава Кировского городского округа.

С учетом, установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд находит доказанным факт непринятия мер отделом образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа по устранению нарушений санитарного законодательства, в части невыполнения норм питания и энергетической ценности рациона воспитанников бюджетных дошкольных образовательных учреждений, в связи с чем, исковые требования в этой части подлежат удовлетворению, с возложением на отдел образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа обязанности пересмотреть стоимость питания на одного воспитанника бюджетных дошкольных образовательных учреждений и разработать примерное меню, с учетом норм питания по основным видам продуктов и энергетической ценности рациона, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

С учетом, установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд находит доказанным факт не установления администрацией Кировского городского округа финансовых норм питания в день на одного воспитанника бюдетных дошкольных образовательных учреждений, позволяющих обеспечить выполнение норм питания в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», в связи с чем, исковые требования в этой части подлежат удовлетворению, с возложением на администрацию Кировского городского округа обязанности рассмотреть и утвердить финансовые нормы питания в день на одного воспитанника бюджетных дошкольных образовательных учреждений, позволяющих разработать примерное меню, с учетом норм питания по основным видам продуктов и энергетической ценности рациона, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-ст.180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие отдела образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа по непринятию мер по устранению нарушений санитарного законодательства, в части невыполнения норм питания и энергетической ценности рациона воспитанников бюджетных дошкольных образовательных учреждений.

Признать незаконным бездействие администрации Кировского городского округа по не установлению финансовых норм питания в день на одного воспитанника бюджетных дошкольных образовательных учреждений, позволяющих обеспечить выполнение норм питания в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Обязать отдел образования и молодежной политики администрации Кировского городского округа пересмотреть стоимость питания на одного воспитанника бюджетных дошкольных образовательных учреждений и разработать примерное меню, с учетом норм питания по основным видам продуктов и энергетической ценности рациона, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Обязать администрацию Кировского городского округа рассмотреть и утвердить финансовые нормы питания в день на одного воспитанника бюджетных дошкольных образовательных учреждений, позволяющих разработать примерное меню, с учетом норм питания по основным видам продуктов и энергетической ценности рациона, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 7 мая 2020 года.

Судья Г.В. Кошкидько