Мотивированное решение составлено 01 июня 2020 года
66RS0020-01-2020-000231-58
Дело № 2а-355/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,
при секретаре судебного заседания Лялиной М.А.,
с участием административного истца Савельева А.А., его представителя Цан И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савельева Е. С. к Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду,
установил:
Савельев Е.С. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным решение Администрации Белоярского городского округа № 01-16/8729 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 595 кв.м; возложить на Администрацию Белоярского городского округа обязанность предварительно согласовать заключение договора аренды на испрашиваемый земельный участок сроком на 3 года.
В обоснование требований административный истец указал, что 22 октября 2019 года обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 595 кв.м, на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
04 февраля 2020 года им получено решение, изложенное в письме за № 01-16\8729 от 30 декабря 2019 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, в связи с отсутствием в представленном пакете документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
С указанным решением административный истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права, поскольку им было подано заявление в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, как гражданином для использования земельного участка в целях выращивания сельскохозяйственных культу и сенокошения, а исходя из толкования статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что гражданин до обращения с заявлением о предварительном согласовании земельного участка обязан создать фермерское хозяйство.
Определением суда, изложенным в протоколе судебного заседания от 01 апреля 2020 года, в качестве заинтересованного лица привлечен Глава Белоярского городского округа Горбов А.А.
Административный истец Савельев Е.С., его представитель Цан И.С., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, в судебном заседании требования административного искового заявления поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Белоярского городского округа, заинтересованное лицо Глава Белоярского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом – электронной почтой, в том числе посредством размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области.
От представителя административного ответчика поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, указывая, что в ходе правовой экспертизы представленных административным истцом документов было установлено, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется частью 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, и в силу подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации. Однако при обращении с заявлением административным истцом в нарушение требований земельного законодательства не был представлен документ, подтверждающий его участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, в связи с чем оспариваемое решение об отказе является законным и обоснованным. Также представитель просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку указанные лица, участвующие в деле были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав административного истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов содержится в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Порядок предоставления, в том числе в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регулируется статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также документах, которые должны быть к нему приложены содержаться в статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так в силу пункта 1 статьи 39.15 указанного Кодекса в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; 8) цель использования земельного участка; 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В силу пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержатся в пункте 8 указанной статьи.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании 22 октября 2019 года Савельев Е.С. через представителя обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 595 кв.м, предположительное месторасположение: <адрес>, д. <адрес>, сроком на 3 года, на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно для использования земельного участка в качестве сельскохозяйственного угодья – выращивания сельскохозяйственный культур, а также сенокошения. Одновременно с заявлением Савельев Е.С. представил схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Решением Администрации Белоярского городского округа, изложенным в письме № 01-16/8729 от 31 декабря 2019 года, Савельеву Е.С. отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с непредставлением документа, подтверждающего участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. В обоснование решения об отказе указано, что в силу пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предоставление земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, в аренду осуществляется крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, однако таких документов Савельевым Е.С. представлено не было.
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом решении в силу следующего.
Действительно Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (часть 1 статьи 2 указанного Федерального закона).
В силу части 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
Согласно положениям части 1 статьи 10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, в силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться, в том числе гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
- земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 15);
- земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подпункт 19).
Из представленных документов, а именно из заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду следует, что земельный участок испрашивается Савельевым Е.С. на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для выращивания сельскохозяйственный культур, а также сенокошения, то есть заявление подано гражданином, а не главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
При таких обстоятельствах, из анализа указанных правовых норм Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам, в том числе и для сенокошения.
При этом ни Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, ни Земельный кодекс Российской Федерации не содержат требований о предоставлении гражданином документов, подтверждающих участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в случае подачи последним заявления о предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что оспариваемого решение административного ответчика, не содержит сведений, по каким основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (ссылка на которые имеется в подпункте 2 пункта 8 статьи 39.15 указанного Кодекса), испрашиваемый земельный не может быть предоставлен заявителю.
Таким образом, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не соответствует вышеуказанным положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административным ответчиком доказательств законности решения об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду не представлено.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение не соответствуют требованиям законодательства и нарушает права административного истца, имеются основания для признания такого решения незаконным с возложением на административного ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения прав Савельева Е.С.
При этом требование административного истца о возложении обязанности на административного ответчика предварительно согласовать предоставление Савельеву Е.С. испрашиваемого земельного участка в аренду удовлетворению не подлежит, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Савельева Е. С. к Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Белоярского городского округа от 30 декабря 2019 года № 01-16/8729 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Возложить на Администрацию Белоярского городского округа обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца Савельева Е. С..
Об исполнении решения уведомить Савельева Е. С. и Белоярский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Т.А. Пархоменко