ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-355/20 от 19.06.2020 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-355/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бологое 19 июня 2020 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

судьи Бондаревой Ж.Н.,

при помощнике судьи Морозовой Т.В.,

с участием прокурора Корниловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению заместителя Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений,

у с т а н о в и л:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.

Иск мотивирован тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области.

В соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

С учетом изменений от 06.07.2016, ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», дополнена ст. 5.2. согласно которой органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности, терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Данная норма федерального закона «О противодействии терроризму» соотносится с п.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, обладают полномочиями по изданию (принятию) муниципальных правовых актов.

Частью 4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактики терроризма) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Президентом Российской Федерации 05.10.2009 утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5, 6 Концепции, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, которая призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Согласно п. 7 Концепции, субъектами противодействия терроризму являются, в том числе органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

Пунктом 12 Концепции определено, что противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: а) предупреждение (профилактика) терроризма; б) борьба с терроризмом; в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма согласно пп. «е» п. 21 Концепции, относятся, в том числе организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Пунктом 42 Концепции предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетных субъектов Российской Федерации, местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи, с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Правовые и организационные основы противодействия экстремисткой деятельности, установление ответственности за ее осуществление, определены Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующие осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В силу ст. ст. 4, 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 28.11.2014 №Пр-2753, разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму.

В соответствии с пп. «в» п. 4 Стратегии, органы местного самоуправления относятся к субъектам противодействия экстремизму.

Основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму, согласно пп. «в,г» п. 26 Стратегии, являются: консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма; организация в средствах массовой информации информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет" информационного сопровождения деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданской общества и организаций по противодействию экстремизму, а также реализация эффективных мер информационного противодействия распространение идеологии экстремизма.

Пунктом 27 Стратегии определено, что к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности относятся принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов, а в сфере государственной национальной политики разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по противодействию экстремизму.

Согласно п. 29 Стратегии, настоящая Стратегии реализуется субъектами противодействия экстремизму при формировании и исполнении бюджетов всех уровней принятия, в том числе муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Частью 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федераций определено, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Таким образом, анализ вышеприведенной нормативной базы свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложены обязанности по разработке и принятию муниципальных программ по противодействию и профилактике терроризма и экстремизма.

Проведенной Бологовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что муниципальные программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории МО «Бологовский район» Тверской области отсутствуют. Отдельные мероприятия в сфере профилактики терроризма и экстремизма осуществляются в рамках задачи 2 подпрограммы 3 «Общественная безопасность и профилактика правонарушений в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области» муниципальной программы «Муниципальное управление и гражданское общество на 2018-2023 г.г.», которая утверждена постановлением администрации МО «Бологовский район» Тверской области от 20.12.2017 №325-п. При этом финансирование мероприятий в сфере профилактики терроризма и экстремизма в рамках подпрограммы не предусмотрено.

Согласно письму Минфина России от 30.09.2014 № 09-05-05/48843 муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с требованиями федерального законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по разработке и реализации муниципальных программ в области профилактики противодействия терроризму и экстремизму, которая до настоящего времени н исполнена.

По данному факту 14.06.2019 Бологовской межрайонной прокуратурой в адрес Главы администрации МО «Бологовский район» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Бездействие администрации МО «Бологовский район» Тверской области данной части влечет, как следствие, нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь, охрану здоровья и общественную безопасность, профилактику террористической и экстремистской деятельности, интересов Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и экстремизма, является противоправным и недопустимым.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

В целях защиты прав неопределенного круга лиц, прокурор в силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераций вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле каждого жителя МО «Бологовский район» Тверской области, пребывающих на территории МО «Бологовский район» Тверской области, чьи права нарушены, и нарушение прав граждан продолжается, прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст. 39, ч.4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Бологовский район» Тверской области, выразившееся в непринятии муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений. Обязать администрацию МО «Бологовский район» Тверской области разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.

В судебное заседание представитель ответчика администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области М.А.К. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, решение по иску оставила на усмотрение суда.

С учетом положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с п. 7.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

С учетом изменений от 06.07.2016, ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», дополнена ст. 5.2., согласно которой органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности, терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Данная норма федерального закона «О противодействии терроризму» соотносится с п.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, обладают полномочиями по изданию (принятию) муниципальных правовых актов.

Частью 4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактики терроризма) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Президентом Российской Федерации 05.10.2009 утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5, 6 Концепции, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, которая призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Согласно п. 7 Концепции, субъектами противодействия терроризму являются, в том числе органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

Пунктом 12 Концепции, определено, что противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: а) предупреждение (профилактика) терроризма; б) борьба с терроризмом; в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма согласно пп. «е» п. 21 Концепции, относятся, в том числе организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Пунктом 42 Концепции, предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетных субъектов Российской Федерации, местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи, с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Правовые и организационные основы противодействия экстремисткой деятельности, установление ответственности за ее осуществление, определены Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующие осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В силу ст. ст. 4, 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 28.11.2014 №Пр-2753, разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму.

В соответствии с пп. «в» п. 4 Стратегии, органы местного самоуправления относятся к субъектам противодействия экстремизму.

Основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму, согласно пп. «в,г» п. 26 Стратегии, являются: консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма; организация в средствах массовой информации информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет" информационного сопровождения деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданской общества и организаций по противодействию экстремизму, а также реализация эффективных мер информационного противодействия распространение идеологии экстремизма.

Пунктом 27 Стратегии, определено, что к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности относятся принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов, а в сфере государственной национальной политики разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по противодействию экстремизму.

Согласно п. 29 Стратегия, настоящая Стратегии реализуется субъектами противодействия экстремизму при формировании и исполнении бюджетов всех уровней принятия, в том числе муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Частью 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федераций определено, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Таким образом, анализ вышеприведенной нормативной базы свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложены обязанности по разработке и принятию муниципальных программ по противодействию и профилактике терроризма и экстремизма.

Проведенной Бологовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что муниципальные программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории МО «Бологовский район» Тверской области отсутствуют. Отдельные мероприятия в сфере профилактики терроризма и экстремизма осуществляются в рамках задачи 2 подпрограммы 3 «Общественная безопасность и профилактика правонарушений в муниципальном образовании «Бологовский район» Тверской области» муниципальной программы «Муниципальное управление и гражданское общество на 2018-2023 г.г.», которая утверждена постановлением администрации МО «Бологовский район» Тверской области от 20.12.2017 №325-п. При этом финансирование мероприятий в сфере профилактики терроризма и экстремизма в рамках подпрограммы не предусмотрено.

Согласно письму Минфина России от 30.09.2014 № 09-05-05/48843 муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с требованиями федерального законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по разработке и реализации муниципальных программ в области профилактики противодействия терроризму и экстремизму, которая до настоящего времени н исполнена.

По данному факту 14.06.2019 Бологовской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации МО «Бологовский район» Тверской области внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Согласно ответу Главы администрации от 26.07.2019, представление оставлено без удовлетворения по следующим основаниям.

На территории МО «Бологовский район» организована работа антитеррористической комиссии МО «Бологовский район» Тверской области.

Комиссия осуществляет свою работу на основании утвержденного плана работы на год, который формируется на основании поступивших рекомендаций АТК в Тверской области.

В целях профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории МО «Бологовский район» разработан и утвержден план противодействия идеологии терроризма в МО «Бологовский район» Тверской области на 2019 - 2023 годы, в реализации которого задействованы: отдел организационно - контрольной работы и связей с общественностью Администрации МО «Бологовский район» Тверской области, ГУ «Центр занятости населения Бологовского района», ПСУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения Бологовского района», отдел образования, Управление культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации МО «Бологовский район» Тверской области, ГБПОУ «Бологовский колледж», ОМВД России по Бологовскому району Тверской области, ФКУ УФСИН России по Тверской области.

По информации ОМВД России по Бологовскому району оперативная обстановка за первое полугодие 2019 года в сфере противодействия идеологии терроризма, как и за первое полугодие аналогичного периода (далее - АППГ), продолжает оставаться контролируемой.

Предпосылок к обострению ситуации в межнациональной и межконфессиональных сферах деятельности неформальных общественно-политических, молодёжных и прочих организаций и группировок, а также негативной деятельности различных социальных групп не выявлено.

Организация и проведение каких-либо акций, прямо или косвенно способствующих возможности возникновения террористических или экстремистских проявлений, за истекший период не зарегистрировано (за АППГ - не зарегистрировано). Уголовные дела по факту распространения экстремистской и террористической направленности не заводились (за АППГ - отсутствуют).

Организована профилактическая работа с населением по вопросам соблюдения бдительности и правилам действия в различных ситуациях.

Положительные результаты в данной сфере свидетельствуют о грамотно поставленной и организованной профилактической работе лиц, задействованных в реализации плана противодействия идеологии терроризма в МО «Бологовский район» Тверской области.

В Администрации МО «Бологовский район» Тверской области разработана муниципальная программа «Муниципальное управление и гражданское общество МО «Бологовский район» Тверской области на 2018-2023 годы», которая включает в себя подпрограмму «Общественная, безопасность и профилактика правонарушений в МО «Бологовский район» Тверской области.

Подпрограмма ориентирована на выполнение такой задачи, как «Профилактика терроризма на территории г. Бологое и Бологовского района», реализация которой предусматривает уменьшение количества проявлений экстремизма и негативного отношения к лицам нерусской национальности й религиозных конфессий.

Решение задачи осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий:

а) информирование населения города и района по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

б) содействие правоохранительным органам в выявлении правонарушений и преступлений данной категории, а также ликвидация их последствий.

Финансирование данных мероприятий не предусмотрено.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа по профилактике в области терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений ведется в соответствии с указаниями и требованиями вышестоящего органа АТК в Тверской области, а также планом работы.

На территории МО «Бологовский район» Тверской области при АТК МО «Бологовский район» Тверской области утверждены 2 рабочие группы:

- рабочая группа по обследованию объектов ЖКХ, ТЭК и транспорта МО «Бологовский район» Тверской области;

- рабочая группа по обследованию объектов культуры, спорта, образования и здравоохранения МО Бологовский район Тверской области.

Председателем рабочей группы по обследованию объектов ЖКХ, ТЭК и транспорта МО «Бологовский район» Тверской области является заместитель Главы Администрации МО «Бологовский район» Тверской области Г.А.С..

Председателем рабочей группы по обследованию объектов культуры, спорта, образования и здравоохранения МО Бологовский район Тверской области является заместитель Главы Администрации МО «Бологовский район» Тверской области Ш.Ю.А..

Рабочие группы осуществляют свою деятельность на основании утвержденных планов работы.

Рабочей группой по обследованию объектов ЖКХ, ТЭК и транспорта МО «Бологовский район» Тверской области за первое полугоде 2019 года организована работа по обследованию объектов: 5 многоквартирных домов и 1 объект ТЭК (котельная) на предмет антитеррористической защищенности.

03 июня 2019 проведено комиссионное обследование пяти котельных (№ 1, 2, 3, 7, 10) МУП «Тепло - Сервис» по определению категории антитеррористической защищенности. Всем котельным присвоена вторая категория по антитеррористической защищенности.

В настоящее время организована работа по разработке паспортов антитеррористической защищенности данных котельных.

Рабочей группой по обследованию объектов культуры и спорта, образования и здравоохранения МО «Бологовский paйон» Тверской области за первое полугодие 2019 года организована работа по обследованию 17 подведомственных учреждений на предмет антитеррористической защищенности (из них: 15 школ; 1 детский оздоровительный лагерь «Радуга»; 1 ГБУЗ «Бологовская ЦРБ»).

05 мая 2017 проведено категорирование МКУК «Бологовская МБС», а именно взрослой и детской библиотек, расположенных по адресу: <...>. По итогам обследования присвоена вторая категория безопасности. На данные объекты составлены паспорта антитеррористической защищенности, В настоящее время требуется согласование УФСБ г. Твери.

Работа по категорированию других объектов, входящих в МКУК «Бологовская МБС» ведется.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры и формы паспортов безопасности этих объектов» организована работа по проведению категорирования МБУ «Городской музей им. Н.И. Дубравицкого». В мае 2017 года паспорт антитеррористической защищенности МБУ «Городской музей им. Н.И. Дубравицкого» направлялся на согласование в УФСБ г. Твери и возвращен для устранения замечаний.

На основании замечаний УФСБ г. Твери принято решение о создании новой комиссии по проведению категорирования музея, которая была создана в мае 2018 года.

План мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года на территории МО «Бологовский район» Тверской области на 2017-2025 годы (далее План мероприятий) утвержден постановлением Администрации МО «Бологовский район» в соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 10.02.2017 № 58-рп «О плане основных мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года на территории Тверской области», где сроки проведения мероприятий также не конкретизированы определенными датами. Культурно-просветительские мероприятия Плана, а также мероприятия, подлежащие проведению в образовательных учреждениях приурочены к государственным праздникам Российской Федерации ежегодным областным фестивалям, районным праздникам (День России, День русского языка, областной фестиваль «Андреевские дни», районный праздник «Троицкие гуляния»).

Комплексный план основных мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года в МО «Бологовский район» (далее Комплексный план) утвержден постановлением Администрации МО «Бологовский район» в соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 25.04.2016 № 171-рп «Об утверждении плана основных мероприятий по реализации стратегии государственной; национальной политики РФ на период до 2025 года на территории Тверской области в 2016-2018 годах», где сроки проведения мероприятий также не конкретизированы определенными датами.

В соответствии с разделом 2 Комплексного плана на территории Бологовского района проводятся различные районные конкурсы и фестивали, этновыставки, а также ведется еженедельный мониторинг межнациональной напряженности и анализ межэтнической ситуации в районе, после чего специалистом по связям с общественностью формируется отчет и направляется в Правительство Тверской области каждый понедельник до 15.00 часов.

Положение о порядке и системе мониторинга; этноконфессиональных отношений и оперативного реагирования на проявления межнациональной напряженности на территории MO «Бологовский район» утверждено постановлением Администрации МО «Бологовский район» от 18.12.2014 № 276-п.

В соответствии с разделами 3, 4 Комплексного плана на территории Бологовского района проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам (День России, День народного единства), a также в образовательных учреждениях района проводятся тематические родительские собрания, Дни толерантности среди учащихся (один раз в квартал), тематические мероприятия в летних лагерях с дневным пребыванием детей (в летний-период соответственно), различные конкурсы и внеклассные мероприятия, призванные воспитывать чувство национальной гордости, патриотизма и толерантности.

В соответствии с разделом 1 Комплексного плана в Администрации МО «Бологовский район» 1 раз в квартал проводятся заседания: Консультативного Совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Главе Бологовского района Консультативный Совет ведет свою деятельность по утвержденному плану работы, в соответствии с которым ответственные исполнители отчитываются о выполнении пунктов Плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму на территории Бологовского района, а также Комплексного плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики.

Вопросы социальной и культурной адаптации мигрантов, социализации учащихся ОУ из семей, прибывших из республик ближнего и дальнего зарубежья, включены в план работы Консультативного Совета и рассматриваются на его заседаниях.

В связи с отсутствием на территории Бологовского района конфликтов на почве межнациональной розни и экстремистских проявлений можно сделать вывод о том, что профилактика противодействия терроризму и экстремизму ведется в достаточном объеме.

Вопреки доводам ответчика, непринятие администрацией МО «Бологовский район» Тверской области муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений для реализации на территории поселения, свидетельствует о ее бездействии и ненадлежащем исполнении вопроса местного значения, в части участия в профилактике экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления в границах поселения и влечет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности правам и свободам граждан, что является противоправным и недопустимым.

Поскольку материалами дела подтверждается, что в нарушение требований Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 №Пр-2753, муниципальная программа по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений администрацией МО «Бологовский район» Тверской не принята, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.

При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных ч.1 ст.39 и ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Требуемые прокурором сроки исполнения решения суд считает разумными и обоснованными.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление заместителя Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Бологовский район» Тверской области, выразившееся в непринятии муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.

Обязать администрацию МО «Бологовский район» Тверской области, разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ж.Н. Бондарева

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2020 года.

Дело №2а-355/2020 г.