ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3563/2023 от 04.10.2023 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Мотивированное решение изготовлено 04.10.2023г.

Дело (номер обезличен)а-3563/2023

УИД:52RS0(номер обезличен)-23

Р Е Ш Е Н И Е

ИИ

(адрес обезличен) 21 сентября 2023 года

Кстовский городской суд (адрес обезличен) в составе председательствующего судьи Заказовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Д,

с участием административного истца К, представителя административного истца – адвоката Ф (действующей на основании ордера (номер обезличен) от (дата обезличена)),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К к ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)», военному комиссару (адрес обезличен), Кстовского и (адрес обезличен)ов (адрес обезличен)М о признании незаконными действий по порче военного билета, признании записей в военном билете недействительными,

УСТАНОВИЛ:

К обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением в суд, в обоснование которого указал, что в сентябре 2022 года он обратился в Кстовский городской суд (адрес обезличен) с административным исковым заявлением о признании действий военного комиссариата (адрес обезличен), Кстовского и (адрес обезличен)ов (адрес обезличен), связанных с удержанием военного билета, оформленного на имя К, отказом передачи данного документа в органы внутренних дел по месту службы последнего и постановки К на специальный воинский учет незаконными, обязании административного ответчика устранить нарушение прав законных интересов К, признать записи в военном билете (номер обезличен)

Решением Кстовского городского суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) по административному делу (номер обезличен) его исковые требования удовлетворены частично, а именно суд решил:

Признать действия ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)», направленные на удержание военного билета (номер обезличен), выданного на имя К, (дата обезличена) года рождения, незаконными.

Признать отказ ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)» в передаче военного билета (номер обезличен) имя К, (дата обезличена) года рождения, в Отдел МВД России по (адрес обезличен) и в постановке К, (дата обезличена) года рождения, на специальный воинский учет незаконным.

Признать соответствующими действительности записи военного билета (номер обезличен), выданного на имя К, (дата обезличена) года рождения.

Возложить на ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)» обязанность передать военный билет (номер обезличен), оформленный на имя К, (дата обезличена) года рождения, в Отдел МВД России по (адрес обезличен) и осуществить постановку К, (дата обезличена) года рождения на специальный воинский учет.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)» в пользу К, (дата обезличена) года рождения, уроженца (адрес обезличен), гражданина РФ ((номер обезличен)

Указанное решение вступило в законную силу (дата обезличена), ответчиком по делу не обжаловалось.

(данные обезличены)

(данные обезличены)

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от (дата обезличена)(номер обезличен)-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Таким образом, ответчиком по делу, вопреки решению Кстовского городского суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) по делу (номер обезличен), являющегося обязательным к исполнению, испорчен военный билет (номер обезличен), поскольку: перечеркнув запись на стр. 13, а также, сделав дополнительную незаконную запись на стр. 18, и незаконное исправление категории учета с 1 на 2 на стр. 11, требование в решении о признании соответствующими действительности записи военного билета (номер обезличен), выданного на имя К, (дата обезличена) года рождения, является не исполнимым.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 218, 226 КАС РФ, административной истец просил:

признать незаконными действия военного комиссара (адрес обезличен), Кстовского и (адрес обезличен)ов (адрес обезличен)М, ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)» по порче военного билета AM (номер обезличен)К, (дата обезличена) г.р., путём: перечеркивания стр. 13 (тринадцать), осуществления записи на стр. 18 (восемнадцать) о недействительности записи п. 29 военного комиссара М и печатью Военного комиссариата (адрес обезличен) Министерства обороны РФ, исправления категории учета с 1 на 2 на стр. 11 (одиннадцать);

признать недействительными записи в военном билете АМ (номер обезличен)К, (дата обезличена) г.р., на странице 18 (восемнадцать) о недействительности записи п. 29 военного билета за подписью военного комиссара М и печатью Военного комиссариата (адрес обезличен) Министерства обороны перечеркивание стр. 13 (тринадцать), исправления категории учета с 1 на 2 на стр. 11 (одиннадцать).

В судебном заседании административный истец К, его представитель – адвокат Ф (действующая на основании ордера (номер обезличен) от (дата обезличена)) заявленные административные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)», военный комиссар (адрес обезличен), Кстовского и (адрес обезличен)ов (адрес обезличен)М, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не представили. От представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)» Д поступили письменные возражения на административное исковое заявление.

Иные лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя ОМВД России «Кстовский» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, вопрос о признании незаконными действий по порче военного билета, признании записей в военном билете недействительными, оставили на усмотрение суда.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения административного истца, его представителя, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Порядок оформления военного билета и внесения записей в него, установлены Приказом Министра обороны РФ от (дата обезличена) N 500 (ред. от (дата обезличена)) «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) N 719 (вместе с Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, Порядком проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) (Зарегистрировано в Минюсте России (дата обезличена) N 10791) (далее по тексту - Приказ).

Данным Приказом утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, приложениями к которой в т.ч. являются формы документов воинского учета (военного билета) с описанием содержания и последовательности страниц и пунктов военного билета.

Согласно приложению (номер обезличен) п.2-3 общих положений Порядок ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана «2. Военный билет должен вестись (заполняться) аккуратно, без исправлений, помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи и подписи должностных лиц в военном билете производятся только тушью черного цвета или черной пастой. Подписи должностных лиц должны быть разборчивыми и включать в себя следующие реквизиты: наименование воинской должности (должности), воинское звание, инициалы имени и фамилию должностного лица. Запрещается производить в военном билете записи чернилами, шариковыми (кроме черного цвета), гелиевыми и другими ручками, а также карандашами.

3.Записи в военном билете делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, свидетельство об окончании образовательного учреждения, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания и т.п.).

Внесение в военный билет сведений, отметок и записей, не предусмотренных настоящим Порядком ведения и хранения военного билета (далее именуется - Порядок), запрещается».

Согласно п. 24 Порядок ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана Пункты 23 - 27 военного билета заполняются в военном комиссариате: пункт 23 заполняется цифрой 1 или 2 в зависимости от продолжительности военной службы, степени обученности или участия в боевых действиях на территории других государств, выполнения служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

(номер обезличен)

(номер обезличен)

Суду на обозрение был представлен подлинник военного билета АМ (номер обезличен) на имя К, в соответствии с которым имеющиеся в нем исправления в виде зачеркивания страницы 13 (тринадцать) спорного военного билета, наличии записи: «Запись, сделанную в п. 29, считать недействительной» за подписью Военного комиссара М, а также исправление категории учета с 1 на 2 путем перечеркивания цифры 1, имеют место быть.

Между тем, как следует из анализа вышеприведенных норм, подобные зачеркивания, в спорном документе (военном билете) недопустимы, кроме того, они ничем не обоснованны, административным ответчиком правовых оснований для зачеркивания страницы 13 (тринадцать) военного билета за № (номер обезличен), а также зачеркивания категории запаса 1 и указания цифры 2 вместо 1 в п. 23 не приведено, и судом при рассмотрении дела не добыто.

Наличие указанного, приводит к выводу о незаконности действий военного комиссара (адрес обезличен), Кстовского и (адрес обезличен)ов (адрес обезличен)М, ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)», которые фактически привели к порче военного билета AM (номер обезличен)К, (дата обезличена) г.р., путём перечеркивания стр. 13 (тринадцать), осуществления записи на стр. 18 (восемнадцать) о недействительности записи п. 29 военного комиссара М и печатью Военного комиссариата (адрес обезличен) Министерства обороны РФ, исправления категории учета с 1 на 2 на стр. 11 (одиннадцать), и как следствие, признании их недействительными.

Кроме того, решением Кстовского городского суда (адрес обезличен) от 12(номер обезличен) Вячеславовича, (дата обезличена) года рождения.

В частности, вышеуказанным решением суда признана соответствующей действительности запись, сделанная на стр. 13 военного (номер обезличен) от (дата обезличена) о признании К годным к военной службе.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (постановление от (дата обезличена) N 30-П, определения от (дата обезличена) N 1739-О, от (дата обезличена) N 492-О, от (дата обезличена) N 1133-О и др.).

С учетом вышеизложенного, подлежат признанию недействительными записи в военном билете AM (номер обезличен)К, (дата обезличена) г.р., на стр. 18 (восемнадцать) о недействительности записи п. 29 военного билета за подписью военного комиссара М и печатью Военного комиссариата (адрес обезличен) Министерства обороны РФ, перечеркивание стр. 13 (тринадцать).

Принимая во внимание, что фактически порча военного билета, одного из основных документов гражданина РФ, может повлечь негативные последствия для административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление К к ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)», военному комиссару (адрес обезличен), Кстовского и (адрес обезличен)ов (адрес обезличен)М о признании незаконными действий по порче военного билета, признании записей в военном билете недействительными – удовлетворить.

Признать незаконными действия военного комиссара (адрес обезличен), Кстовского и (адрес обезличен)ов (адрес обезличен)М, ФКУ «Военный комиссариат (адрес обезличен)» по (номер обезличен)

Признать недействительными записи в военном билете АМ (номер обезличен)К, (дата обезличена) г.р., на (номер обезличен)

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Кстовский городской суд (адрес обезличен) в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья Н.В.Заказова