УИД 59RS0005-01-2022-003486-25
Дело № 2а-3564/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при секретаре Гладышевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Пермской городской общественной организации по сохранению природной среды «Зеленый мир» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из ЕГРЮЛ,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в суд с административным иском к Пермской городской общественной организации по сохранению природной среды «Зеленый мир» о ликвидации некоммерческой организации и об её исключении из ЕГРЮЛ, указав в обоснование требований, что решение о государственной регистрации Пермской городской общественной организации по сохранению природной среды «Зеленый мир» принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю 21.09.2018, сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю 27.09.2018, ОГРН – №. Организация действует на основании Устава в редакции от 28.08.2018.
Согласно ст. 29 Закона № 82-ФЗ на общественные объединения возложена обязанность: по ежегодному информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения (т.е. Управление), о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; по информированию об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использовании иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Организацией допущены грубые нарушения положения ст. 29 Закона № 82-ФЗ. Подтверждением данного факта является:
1. Отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2021 г. в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО;
2. Отсутствие в учетном деле организации документов, информирующих Управление о продолжении деятельности организации с указанием действительного места нахождения ее постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях в объеме сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, за 2021 г.
Кроме того, в нарушение абз. 3 части 1 ст. 29 Закона № 82-ФЗ организацией не исполнила обязанность по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества или обеспечению доступности ознакомления с указанным отчетом.
До настоящего времени организация не устранила перечисленные выше нарушения законодательства Российской Федерации. При этом организация не обеспечивает публичности своей деятельности, что препятствует должному общественному контролю за ней, нарушает права граждан на достоверную информацию о ее деятельности, тем самым допускает грубые нарушения законодательства Российской Федерации. Каких-либо мер по установлению нарушений организацией не предпринято.
Фактическое прекращение деятельности подтверждается письмом Президента Организации ФИО1, направленным 28.04.2022 в Управление. Как следует из письма ФИО1, организация не осуществляет деятельность по достижению уставных целей с 2020 года и дальнейшая ее деятельность нецелесообразна. ФИО1 просит оказать содействие в ликвидации организации в судебном порядке и исключении из ЕГРЮЛ.
Непредставление организацией в контролирующий орган (т.е. Управление) информации о своей деятельности значительно затрудняет возможность государственного контроля за деятельностью организации, и как следствие этого, влечет затруднительность выявления нарушений законности в ее деятельности, что может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представленные ФИО1 пояснения подтверждают прекращение деятельности организации и нецелесообразность деятельности в дальнейшем. Учитывая фактическое прекращение деятельности с 2020 года, выявленные нарушения влекут невозможность их устранения законным способом.
Административный истец просит ликвидировать и исключить Пермскую городскую общественную организацию по сохранению природной среды «Зеленый мир» из Единого государственного реестра юридических лиц, в целях поддержания сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в актуальном состоянии.
Административный истец в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, на удовлетворении требований, изложенных в административном исковом заявлении, настаивают в полном объеме.
Представитель административного ответчика Пермской городской общественной организации по сохранению природной среды «Зеленый мир» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом путем направления судебного извещения по месту регистрации юридического лица, почтовая корреспонденция адресатом получена не была, конверт вернулся в суд за истечением срока хранения.
Как следует из пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что судом были предприняты все необходимые меры к извещению ответчика о времени и месте судебного заседания, и в соответствии со ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заинтересованное лицо – Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направили, извещены, представили письменные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела, полагают, что суд вправе принять решение о ликвидации ответчика Пермская городская общественная организация по сохранению природной среды «Зеленый мир», просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в силу следующего.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 29 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:
соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и приказом Минюста России «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации» Управление является органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории Пермского края, их уставным целям.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» от 03.03.2014 № 26 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю определено как территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705.
В силу п. 3 и абз. 1 п. 5 названного Положения государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» за неисполнение требований законодательства к организации в 2022 году Управлением не применяются меры реагирования.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом на основании статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В судебном заседании установлено, что Пермская городская общественная организация по сохранению природной среды «Зеленый мир» зарегистрирована в качестве юридического лица 27.09.2018, в ЕГРЮЛ внесены сведения о регистрации организации в качестве юридического лица, присвоен ОГРН № (л.д.13-15).
Пермская городская общественная организация по сохранению природной среды «Зеленый мир» ведет свою деятельность в соответствии с Уставом от 28.08.2018.
Организация не выполнила требования ст. 29 Закона № 82-ФЗ, приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности», что свидетельствует об отсутствии деятельности организации.
Подтверждением данного факта является: 1. отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2021 г. в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО; 2. отсутствие в учетном деле организации документов, информирующих Управление о продолжении деятельности организации с указанием действительного места нахождения ее постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях в объеме сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, за 2021 г.
Кроме того, фактическое прекращение деятельности подтверждается письмом Президента Организации ФИО1, направленным 28.04.2022 в Управление. Как следует из письма ФИО1, организация не осуществляет деятельность по достижению уставных целей с 2020 года и дальнейшая ее деятельность нецелесообразна.
Согласно сведений, представленных УФССП по Пермскому краю, по состоянию на 28.07.2022 исполнительные производства в отношении должника Пермская городская общественная организация по сохранению природной среды «Зеленый мир» (ИНН №) на исполнении в подразделениях Управления отсутствуют.
Из ответа ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми следует, что по состоянию на 26.07.2022 за Пермской городской общественной организацией по сохранению природной среды «Зеленый мир» (ИНН №) в карточках «расчеты с бюджетом» задолженности не числится.
Учитывая, что доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на организацию положениями ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», нашли подтверждение при рассмотрении дела, в материалах дела отсутствуют доказательства фактического осуществления Пермской городской общественной организацией по сохранению природной среды «Зеленый мир» уставной деятельности, допущенные нарушения в силу ст. 29 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный, систематический характер на протяжении длительного периода времени, и отсутствие сведений о деятельности организации указывает на то, что ответчик является фактически недействующим юридическим лицом, что в свою очередь может привести к невозможности прохождения им процедуры ликвидации в порядке, установленном ст. 63 ГК РФ, а, следовательно, невозможности исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц, как заключительного этапа ликвидации.
При таких обстоятельствах, исковые требования о ликвидации Пермской городской общественной организации по сохранению природной среды «Зеленый мир» подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю – удовлетворить.
Ликвидировать Пермскую городскую общественную организацию по сохранению природной среды «Зеленый мир».
Исключить Пермскую городскую общественную организацию по сохранению природной среды «Зеленый мир» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: подпись. Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: