ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3565/15И от 15.06.2020 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №2а-3565/20 15 июня 2020 года

()

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Чистяковой Т.С.

При помощнике судьи Кукаевой И.Б.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Имущество Санкт-Петербурга» о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ во внесении материалов топогеодезических работ в региональную систему «Геоинформационная система Санкт-Петербурга»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Имущество Санкт-Петербургу», где просила признать незаконным решение административного ответчика об отказе во внесении материалов топогеодезических работ в региональную информационную систему «Геоинформационная система Санкт-Петербурга», которое изложено в письме от ДД.ММ.ГГГГ и обязать устранить допущенные нарушения путем внесения материалов топогеодезических работ в региональную информационную систему «Геоинформационная система Санкт-Петербурга». В обоснование своих требований указала, что является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, указанный жилой дом находится на земельном участке с аналогичным адресом. В соответствии с информацией предоставленной ГУП ГУИОН ПИБ ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: СПб, Новоорловская, <адрес>, лит.А, ранее имел адрес: <адрес>, площадь земельного участка составляет 2287 кв.м.. Права на земельный участок до настоящего времени за собственником жилого дома не оформлены в соответствии с действующим законодательством, однако имеются установленные Земельным кодексом РФ основания для этого и предпринимаются необходимые действия для оформления таковых. Так в частности, ООО «Простая геодезия», предоставляющая кадастровые услуги, по поручению административного истца, обратилось в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», осуществляющее согласно постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Санкт-Петербургского государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» и устава Учреждения, утвержденного распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, с заявлением о внесении материалов топогеодезических работ в региональную информационную систему «Геоинформационная система Санкт-Петербурга», выполненных Обществом в отношении земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил об отказе внесения материалов топогеодезических работ в региональную информационную систему «Геоинформационная система Санкт-Петербурга». В качестве основания указал, что документы подтверждающие возможность формирования земельного участка площадью 2287 кв.м. отсутствуют, а именно в предоставленном комплекте документов не представлен договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ, что в свою очередь, не позволяет определить вид права, на котором наследодатель получил земельный участок, а также площадь земельного участка. Административный истец полагает, что оспариваемое решение незаконно, нарушает ее права, поскольку внесение в региональную информационную систему «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» является одним из первых этапов формирования земельного участка для целей оформления прав на него и не предполагает предоставления каких-либо правоустанавливающих документов в отношении прав на земельный участок. В частности согласно раздела 5 Порядка подготовки материалов для утверждения границ и схемы расположения земельного участка, утвержденного приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка подготовки материалов для утверждения границ или схемы расположения земельного участка» исполнитель передает в орган формирования земельного участка только: сопроводительное письмо к материалам выполненных топогеодезических работ по земельному участку по установленной форме; топогеодезический регистр в электронном виде и приложения к нему; электронный образ схемы преобразования земельного участка в формате PDF (в случае установления (снятия) в отношении земельного участка зон с особым режимом использования, образования земельных участков в результате раздела земельного участка, объединения земельных участков, перераспределения земельных участков, уточнения местоположения границ и(или) площади земельного участка). Из указанного следует отсутствие императивного требования о предоставлении правоустанавливающих документов. Таковые предоставляются после промежуточного формирования участка и при процедуре непосредственного оформления прав. Также административный истец указывает, что несмотря на отсутствие обязанности по предоставлению документов на данном этапе, в адрес административного ответчика было представлено заключение инвентарный номер от ДД.ММ.ГГГГ Исполкома Выборгского райсовета депутатов трудящихся, согласно которого за жилым домом закреплен земельный участок, его площадь составляет 2287 кв.м., указан вид права, на основании которого осуществлена регистрация – право застройки, имеется ссылка на договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ, план земельного участка и жилого строения. Таким образом, административный истец полагает, что вид права был определен. Договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ к настоящему времени не сохранился. Вместе с тем, помимо указанного заключения, были представлены также платежные извещения от 1940 года по оплате земельной ренте в отношении земельного участка площадью 2287 кв.м..

Административный истец в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы представителю.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал. Также указал, что ссылки на Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга не могут быть приняты во внимание, поскольку земельный участок не составлял менее 1200 кв.м.. Также указывал, что оспариваемым отказом, нарушены права именно административного истца, поскольку топогеодезические работы проводились ООО «Простая Геометрия» по поручению административного истца и в его интересах.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала по основаниям, изложенными в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела. Также указала, что оспариваемым отказом, права административного истца не нарушаются, поскольку в адрес административного ответчика обращалась топогеодезическая организация ООО «Простая Геодезия».

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что ФИО1 является собственником ? доли жилого <адрес>, лит.А по <адрес>.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу за ФИО1 было признано право собственности на ? долю в домовладении по адресу6 СПб, <адрес>, по праву наследования по завещанию после смерти наследодателя ФИО4.

Право собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, не зарегистрировано.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 223-35 "О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург" Правительством Санкт-Петербурга утверждено постановление Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 281 "О создании Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" и устав Учреждения, предметом деятельности которого является материально-техническое обеспечение реализации полномочий Комитета имущественных отношений в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга.

Сторонами административного дела не оспаривалось то, что по поручению административного истца для формирования земельного участка, ООО «Простая Геодезия» произвела топогеодезические работы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: СПб, муниципальный округ Коломяги, Новоорловская улица, участок 80, площадью 2287 кв.м..

В соответствии с заявлением топогеодезической организации ООО «Простая геодезия» от ДД.ММ.ГГГГ, в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» были предоставлены для проверки и приемки материалы топогеодезических работ, выполненных на основании дополнительных сведений региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» _6575 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка расположенного по адресу: СПб, муниципальный округ Коломяги, Новоорловская улица, участок 80, площадью 2287 кв.м..

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» сообщило об отказе внесения материалов топогеодезических работ в региональную информационную систему «Геоинформационная система Санкт-Петербурга», выполненных ООО «Простая Геодезия», поскольку формируемый участок в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» расположен в границах территориальной зоны Т1Ж2-2 –жилая зона индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 квадратных метров с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры. В представленном комплекте документов не представлен договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ, что в свою очередь не позволяет определить вид права, на котором наследодатель получил участок, а также площадь земельного участка. В связи с изложенным отсутствуют документы, подтверждающие возможность формирования участка площадью 2287 кв.м..

Порядок подготовки материалов для утверждения границ или схемы расположения земельного участка утвержден приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 247.

Настоящий Порядок определяет состав и содержание работ при подготовке материалов для утверждения границ земельного участка или схемы расположения земельного участка в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ.

В соответствии с п. 1.3 вышеназванного Порядка, подготовка материалов осуществляется Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Имущество Санкт-Петербурга" (Управлением землеустройства и обеспечения кадастровых работ Комитета) (далее - ГКУ, УЗиОКР), Управлением городского кадастра и мониторинга земель" (далее - УГКиМЗ) Комитета и топогеодезическими организациями (кадастровыми инженерами) (далее - Исполнитель).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что в целях подготовки материалов осуществляются работы по топогеодезической съемке земельного участка (земельных участков).

Согласно п. 4.1 Порядка, по результатам выполненных топогеодезических работ Исполнителем осуществляется формирование топогеодезического регистра в электронном виде в формате, установленном в Приложении N 5 к Порядку, и приложений к нему.

В бумажном виде Исполнителем подготавливается:

- сводный план земельного участка (в масштабе 1:500, или 1:1000, или 1:2000) в 1 экземпляре;

- протокол установления границ земельного участка (не требуется в случае установления (снятия) в отношении земельного участка зон с особым режимом использовании, образования земельных участков в результате раздела земельного участка, объединения земельных участков, перераспределения земельных участков) и приложения к нему (при наличии).

В электронном виде Исполнителем подготавливается:

- сводный план земельного участка (в масштабе 1:500, или 1:1000, или 1:2000), изготовленный в формате PDF;

- схема расположения земельного участка - приложение к распоряжению Комитета об утверждении схемы расположения земельного участка (об утверждении границ земельного участка), изготовленная в формате PDF и DOC (версия не выше 2003).

Согласно пункту 5 Порядка подготовки материалов для утверждения границ или схемы расположения земельного участка утвержден приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 247, Исполнитель передает в орган формирования земельного участка (ГКУ или УЗиОКР) следующие материалы:

-сопроводительное письмо к материалам выполненных топогеодезических работ по земельному участку (замкнутому контуру многоконтурного земельного участка) по форме Приложения N 9 к Порядку;

- топогеодезический регистр в электронном виде и приложения к нему в соответствии с пунктом 4.1 Порядка;

- электронный образ схемы преобразования земельного участка в формате PDF (в случае установления (снятия) в отношении земельного участка зон с особым режимом использования, образования земельных участков в результате раздела земельного участка, объединения земельных участков, перераспределения земельных участков, уточнения местоположения границ и(или) площади земельного участка);

- электронный образ графического материала, в случае если его формат отличается от A4.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка, проверка и приемка результатов топогеодезических работ осуществляется ГКУ в случаях первичного формирования земельных участков, за исключением земельных участков, ведение дел по которым относится к компетенции УЗиОКР.

Согласно пункту 6.3.1, ГКУ регистрирует сопроводительное письмо к материалам выполненных топогеодезических работ по земельному участку в течение 3 рабочих дней с даты поступления материалов от Исполнителя, при этом прикрепляет к данному зарегистрированному электронному документу все файлы, представленные в электронном формате, и электронный образ зарегистрированного сопроводительного письма. ;

Согласно пункту 6.3.2 Порядка, ГКУ в срок не более 3 рабочих дней с даты регистрации сопроводительного письма (в срок не более 2 рабочих дней с даты регистрации сопроводительного письма - в случае образования земельных участков в результате раздела земельного участка, объединения земельных участков, перераспределения земельных участков):

- размещает в ИТС "Кадастр-2" электронный образ протокола установления границ земельного участка (в случае его оформления), электронный образ схемы преобразования земельного участка в формате PDF (в случае установления (снятия) в отношении земельного участка зон с особым режимом использования, образования земельных участков в результате раздела земельного участка, объединения земельных участков, перераспределения земельных участков, уточнения местоположения границ и(или) площади земельного участка), электронный образ графического материала (в случае если его формат отличается от A4);

- проверяет Схему на соответствие протоколу установления границ, графическому материалу, сведениям РГИС (в случае если результаты топогеодезических работ подлежат проверке в УГКиМЗ);

- в случае если результаты топогеодезических работ подлежат проверке в УГКиМЗ и у органа формирования земельного участка отсутствуют замечания к Схеме, посредством ИТС "Кадастр-2" направляет материалы топогеодезического регистра с приложениями к нему, представленные в электронном формате, а также документы в электронном формате (электронный образ зарегистрированного заявления, электронный образ протокола установления границ земельного участка (при наличии), электронный образ схемы преобразования земельного участка (при наличии)) на проверку в УГКиМЗ;

- приобщает сопроводительное письмо и приложения к топогеодезическому регистру в бумажном виде к делу по объекту недвижимости.

В случае наличия замечаний к Схеме орган формирования земельного участка (ГКУ или УЗиОКР) возвращает материалы Исполнителю для исправления посредством направления письма по электронной почте либо почтовым отправлением.

Пунктом 6.5 Порядка, установлен порядок проверки и приемки результатов топогеодезических работ ГКУ, согласно которому ГКУ осуществляет проверку результатов топогеодезических работ, включая проверку Схемы, в срок не более 5 рабочих дней с даты выполнения пункта 6.3.2 Порядка.

По результатам указанных проверок в случае отсутствия замечаний:

- вносит сведения о результатах топогеодезических работ в РГИС с присвоением идентификационного номера (в случае отсутствия замечаний);

- размещает Схему в формате PDF и DOC (версия не выше 2003) и сводный план земельного участка в формате PDF в ИТС "Кадастр-2";

В случае наличия замечаний - подготавливает Акт отказа, в котором указывает выявленные замечания. Акт отказа подписывается начальником отдела формирования земельных участков ГКУ. Акт отказа подлежит регистрации в течение 3 дней с даты подписания Акта отказа начальником отдела формирования земельных участков ГКУ. Акт отказа вместе со всеми представленными материалами передается Исполнителю.

Так в оспариваемом отказе административный ответчик в качестве основания указал на непредставление договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ, что не позволяет сформировать земельный участок площадью 2287 кв.м., поскольку невозможно определить вид права, на котором наследодатель получил земельный участок, а также его площадь.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что в комплекте материалов топогеодезических работ было представлено, заключение БТИ РЖУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации строения по адресу: СПб, Ново-Орловская, <адрес> (55), лит.А на земельном участке площадью 2287 кв.м., из которого следует, что право на домовладение по указанному выше адресу возникло на ? долю у наследодателя ФИО4 на основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ, договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в Управлении Жилищного хозяйства Ленсовета 05.09.1935т года в реестре за номером 1139, вид права определен как застройка, категория фонда как частновладельческий фонд. Решением Выборгского Исполкома Райсовета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано указанное домовладение по праву застройки в том числе на ? долю за ФИО4 (наследодателем ФИО1).

К указанному заключению представлен план дворового участка площадью 2287 кв.м. с техническим поэтажным планом домовладения, утвержденные в установленном порядке.

Также в комплекте материалов топогеодезических работ были представлены, платежное извещение по земельной ренте и налогу со строений и их расчет.

Кроме того, были представлены сведения ПИБ ГУП ГУИОН, согласно которым по данным филиала ГУП ГУИОН ПИБ Северо-Западное по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был учет по адресу: <адрес><адрес>, литера А. Согласно плану земельного участка оот 1936 года и заключению с инвентарным номером 552/174 от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка 2287 кв.м.. По данным технического учета, проведенного в декабре 1958 года адрес объекта: <адрес>, литерА. Несмотря на изменявшуюся в разные временные периоды адресную характеристику объект под перечисленными выше адресами является одним и тем же строением.

Так в период действия Гражданского кодекса РСФСР 1922 года индивидуальное жилищное строительство производилось на основании договора о застройке (ст. 71).

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города, для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.

ДД.ММ.ГГГГ издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов". В соответствии с данным Указом статьи Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. (71 - 84) признаны утратившими силу, из других статей Кодекса исключено упоминание о праве застройки.

Таким образом, законодателем право застройки было трансформировалось в право бессрочного пользования земельным участком, в связи с чем положения Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, в которых речь идет о праве застройки, следует расценивать как право бессрочного пользования земельным участком.

Инструкция о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденная ДД.ММ.ГГГГН. Комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР, согласованная с Н. Комиссариатом юстиции РСФСР (далее - Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ) (утратила силу в связи с изданием Приказа Министерства коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 83), предусматривала, что бюро инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных комитетов местных Советов в целях уточнения права владения строениями и учета строений по соответствующим жилищным фондам ведут по установленным формам реестры домовладений и производят регистрацию строений, в том числе строений отдельных граждан.

Объектом регистрации являются домовладения в целом, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации, с обслуживающим его самостоятельным земельным участком. При этом право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке, определенном Инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ, отдельно не регистрируется.

Для составления реестров и регистрации строений за владельцами бюро инвентаризации среди прочего обязаны:

установить владельцев строений, на которые право собственности или право застройки оформлено в установленном законом порядке;

выявить владельцев строений, не имеющих документов, удостоверяющих их право собственности на строение, - для последующего определения правовой принадлежности данного строения;

выявить самовольно возведенные строения, о чем сообщить горкомхозам и горжилуправлениям, для принятия в отношении таких застройщиков мер (сноса или переноса), установленных Постановлением Совета Н. К. РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 390, а также для принятия мер к их регистрации инвентаризационными бюро в соответствии с решением местных Советов по данному строению.

В этих целях бюро инвентаризации в своей работе по регистрации предварительно обязаны:

истребовать и ознакомиться с документами, представляемыми в том числе и частными лицами, как основанием их права собственности на строения или права застройки;

выявить возникновение и порядок перехода к указанным лицам права собственности на строения или права застройки, полноту и оформленность документов, подтверждающих переход прав, число фактических владельцев и долевое их участие во владении;

дать по документам письменное заключение, в котором должны быть указаны: 1) адрес домовладения; 2) площадь земельного участка; 3) количество основных строений; 4) последовательность перехода прав по домовладению со ссылкой на документы; 5) детальный перечень представленных документов, устанавливающих современных владельцев; 6) наименование владельцев с указанием: для частных лиц - фамилии, имени и отчества; 7) вид права (право государственной, кооперативно-общественной и личной собственности или право застройки); 8) долевое участие совладельцев, категория фонда.

В Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ также предусматривалось, что все строения, находящиеся в черте города, не отнесенные к ведомственному фонду и не значащиеся по праву собственности или праву застройки за юридическими и физическими лицами, регистрируются на праве государственной собственности по фонду местных Советов.

На основании собранных материалов при участии представителей городских жилищных управлений бюро инвентаризации производит проверку документов, подтверждающих право собственности на строения, а при их отсутствии - документов, косвенно подтверждающих указанное право, и составляет письменные заключения, в том числе:

о наличии данных, устанавливающих за отдельными гражданами право собственности на строение или право застройки;

о фактах бездокументного владения строениями;

о фактах самовольной застройки.

Заключения инвентаризационных бюро о праве владения строениями со всеми документами представляются на рассмотрение и утверждение исполкома, в том числе городского, Совета депутатов трудящихся, и на основании соответствующих решений этих исполкомов производится регистрация строений за их владельцами.

Также в Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ был определен и перечень документов, которые прямо или косвенно подтверждают право собственности на строения и право застройки. Документы, косвенно подтверждающие это право, принимаются при отсутствии подлинных или надлежаще заверенных копий правоустанавливающих документов, в том числе таковыми могут служить платежные документы об оплате земельной ренты и налога со строений, а также страховые полисы.

Как указывалось, после вступления в силу Указа от ДД.ММ.ГГГГ право застройки трансформировалось в право бессрочного пользования земельным участком, в связи с чем положения Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, в которых речь идет о праве застройки, следует расценивать как право бессрочного пользования земельным участком.

Основные положения Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, приведенные выше, в соответствующей редакции предусмотрены в Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 83. Эта же Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ N 83 установила необходимость постоянной сохранности реестровых книг, являющихся документом учета собственников строений;

в Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утв. Приказом Центрального статистического управления СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 380;

в Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N 37 (далее - Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ N 37). Этим же Приказом вышеуказанная Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ N 380 признана не действующей на территории Российской Федерации. Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ N 37 помимо прочего определила, что учетно-техническая и правоустанавливающая документация (или копии с нее) на объекты жилищного фонда, в том числе инвентарные дела на домовладения, инвентарные книги, реестровые книги, алфавитные карточки собственников, подлежат постоянному хранению в архиве бюро технической инвентаризации, относящейся к государственному архивному фонду Российской Федерации, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на основании правовых норм, изложенных выше, отсутствие договора о застройки в виде отдельного документа, при предоставлении заключения о регистрации строения от 1947 года, где отражено решение Исполкома Выборгского Райсовета депутатов трудящихся о регистрации по праву застройки, а также указаны сведения об основаниях предоставления земельного участка площадью 2287 кв.м. наследодателю, его размере и виде права, исходящего от органа, наделенного полномочиями подтверждать данное право в силу ранее действующего законодательства, у административного ответчика отсутствовали основания требовать предоставление договора застройки от 1935 года. Кроме того, как следует из пояснений административного истца, предоставление его невозможно в силу утраты в связи с большим временным периодом.

В связи с чем, оспариваемый отказ административного ответчика нельзя признать законным.

Доводы административного ответчика о том, что административный истец является ненадлежащим административным истцом, судом отклоняются, поскольку обращение топогеодезической организации с заявлением о внесении материалов топогеодезических работ в РГИС «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» следовало по поручению административного истца с целью оказания услуг для формирования земельного участка под строением, принадлежащим ей на праве собственности, и последующего обращения по вопросу предоставления земельного участка в собственность административного истца. Оспариваемый отказ является препятствием для последующего этапа оформления прав административного истца на земельный участок. Таким образом, оспариваемым отказом непосредственно затрагиваются права административного истца.

В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительно компетенции.

При таком положении на административного ответчика должна быть возложена обязанность рассмотреть представленные ООО Простая геодезия» материалы топогеодезических работ с учётом указанных в решении суда обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Имущество Санкт-Петербурга» от ДД.ММ.ГГГГ во внесении материалов топогеодезических работ в региональную систему «Геоинформационная система Санкт-Петербурга».

Обязать Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» рассмотреть представленные ООО Простая геодезия» материалы топогеодезических работ.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Смольнинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.С. Чистякова