ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3568/2021 от 25.06.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-3568/2021

УИД 27RS0001-01-2021-004231-47

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 июня 2021 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Дудко Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Крук В.А.

с участием: административного истца ФИО3, его представителя в порядке ч. 5 ст. ст. 57 КАС РФ ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации города Хабаровска, заместителю мэра города – управляющему делами ФИО10 о признании незаконными требования о предоставлении сведений, не предусмотренных Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» для проведения публичного мероприятия,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации <адрес>, заместителю мэра города - управляющего делами ФИО2 и просил признать незаконными требования о предоставлении сведений, не предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» для проведения публичного мероприятия, а именно о предоставлении списка транспортных средств, планируемых к участию в автопробеге с указанием марок автомобилей и государственных номеров регистрации транспортных средств, а также фамилии, имени, отчества водителей автомобилей - участников автопробега.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 33 мин. в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» им было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме автопробега (демонстрации при передвижении на транспортных средствах) ДД.ММ.ГГГГ с 16:00 час. до 18:30 мин.. Цель автопробега: выражение мнений, обсуждение проблем политической, экономической, социальной жизни города, края, страны, а также проблемы экологии; поддержка политически репрессированных граждан, выступление с осуждением политических репрессий, за обеспечение органами государственной власти реализации гражданами конституционных прав, обращение к гаранту Конституции РФ по указанным в уведомлении вопросам. Указанное уведомление также содержало информацию о маршруте проведения публичного мероприятия, предполагаемом количестве участников (до 50 человек), транспортных средств (25 единиц). ДД.ММ.ГГГГ с нарушением срока для ответа администрацией города в лице заместителя мэра города - управляющего делами ФИО5 письмом № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было предложено предоставить список транспортных средств, планируемых к участию в автопробеге с указанием марок автомобилей и государственных номеров регистрации транспортных средств, а также фамилии, имена, отчества водителей автомобилей - участников автопробега. Посчитав требование о предоставлении указанных сведений незаконным, необоснованным и заведомо невыполнимым им был дан ответ с обоснованием причин невозможности выполнения требований ФИО2. Данное требование административный истец считает незаконным, необоснованным. Информация, которую требует предоставить сотрудник администрации <адрес> - заместитель мэра города - управляющий делами ФИО2, противоречит самой сути публичного мероприятия. Учитывая, что агитация о планируемом публичном мероприятии не проводилась, представить запрашиваемую административным ответчиком информацию не представляется возможным. От предоставления информации, запрашиваемой ФИО2, не зависит организация дорожного движения по маршруту проведения автопробега и обеспечение безопасности участников дорожного движения. Учитывая изложенное, ФИО1 считает, что действиями ФИО2 при уклонении (отказе) от согласования проведения публичного мероприятия нарушены права организаторов и участников автопробега, предусмотренные ст. 31 Конституцией, 54-ФЗ, обязанности органа местного самоуправления, предусмотренные 54-ФЗ. Действия должностного лица ФИО2 восприняты административным истцом, как воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них по смыслу ст. 149 Уголовного кодекса РФ.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования и изложенные в нем доводы. ФИО1 также просил суд указать способ устранения допущенных администрацией <адрес> нарушений, о чем представил дополнения.

Представитель административного истца ФИО6 по устному ходатайству в судебном заседании поддержала исковые требования и дополнения к ним. ФИО6 пояснила, что в представленных суду дополнениях отражены нормы права, которые, по их мнению, нарушены административным ответчиком. Кроме того административным ответчиком не был предложен такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволил бы организаторам реализовать цели заявленного мероприятия.

Представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО7 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения административных исковых требований. В ходе телефонного разговора ФИО7 указал, что требования администрации <адрес> являются законными и обоснованными. Данные требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения при проведении планируемого административным истцом публичного мероприятия.

С учетом положений, предусмотренных ст.150 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 33 мин. от ФИО1, ФИО8 административному ответчику представлено уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 18 часов 30 минут публичного мероприятия в форме автопробега, целью которого является: выражение мнений, обсуждение проблем политической, экономической, социальной жизни города, края, страны, а также проблемы экологии; поддержка политически репрессированных граждан, выступление с осуждением политических репрессий, за обеспечение органами государственной власти реализации гражданами конституционных прав, обращение к гаранту Конституции РФ по указанным в уведомлении вопросам. Маршрут проведения публичного мероприятия: Речной вокзал - <адрес><адрес><адрес> <адрес> - Речной вокзал. Предполагаемое количество участников до 50 человек, транспортных средств до 25 единиц (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1, ФИО8 направлено уведомление из администрации <адрес> за № о необходимости предоставления списка транспортных средств, планируемых к участию в автопробеге с указанием марок автомобилей, государственных номеров регистрации транспортных средств, а также фамилии, имена, отчества водителей автомобилей – участников автопробега (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил в адрес администрации <адрес>, сообщение о невозможности предоставления запрашиваемых данных, ввиду того, что агитация о мероприятии не проводилась. ФИО9 также указал на нарушение сроков ответа на поданное им уведомление о проведении публичного мероприятия (л.д. 14-15).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на незаконность требований административного ответчика о предоставлении списка транспортных средств, планируемых к участию в автопробеге с указанием марок автомобилей, государственных номеров регистрации транспортных средств, а также фамилии, имена, отчества водителей автомобилей – участников автопробега, выраженных в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № ДД.ММ.ГГГГ-8331.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

На обеспечение реализации указанного конституционного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ), предусматривающий, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5).

Указанным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий. В соответствии с положениями указанного закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 4 статьи 5), в котором указывается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка, в том числе: место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия (пункты 3 - 5 части 3 статьи 7).

Из содержания поданного административным истцом уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно соответствует указанным требованиям.

Уполномоченный орган после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения его организатора в течение трех дней со дня получения этого уведомления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона N 54-ФЗ).

Применительно абзаца 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" неисполнение органом публичной власти иных обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях, также не может расцениваться как отказ данного органа в согласовании проведения публичного мероприятия.

Таким образом, учитывая, что в установленный законом трехдневный срок административными ответчиками предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия его организаторам не направлялись, суд приходит к выводу о согласовании проведения публичного мероприятия в указанный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ срок.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

В силу пункта 8 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ регламент проведения публичного мероприятия должен содержать повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 83 "О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования" орган местного самоуправления, в который организатор публичного мероприятия подал уведомление в течение одного рабочего дня со дня получения уведомления направляет его копии в органы внутренних дел, компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, органы государственного пожарного надзора в соответствии с их компетенцией.

Информация о нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, при проведении публичного мероприятия, поступившая от органов внутренних дел, компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, органов государственного пожарного надзора в соответствии с их компетенцией в сроки, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 54-ФЗ, является основанием для направления уполномоченным органом организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 83).

Таким образом, исходя из буквального толкования указанных норм права, уведомление о проведении публичного мероприятия, подаваемое в орган местного самоуправления организатором, должно содержать лишь сведения об использовании транспортных средств, т.е. об их фактическом наличии при проведении публичного мероприятия, о чем и было указанно в уведомлении.

При этом материалы дела не содержат сведений об истребовании органами внутренних дел, компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, органами государственного пожарного надзора у административных ответчиков сведений идентифицирующих участников автопробега целях проведения проверки безопасности планируемого публичного мероприятия и невозможности проведения данного публичного мероприятия в отсутствии запрашиваемых административным ответчиком данных.

Кроме того необходимо отметить, что на участников публичного мероприятия во время его проведения в силу закона возложена обязанность соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ).

Таким образом, действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, не предусмотрена обязанность организаторов публичного мероприятия предоставлять сведения о транспортных средств, планируемых к участию в автопробеге с указанием марок автомобилей, государственных номеров регистрации транспортных средств, а также фамилии, имена, отчества водителей автомобилей – участников автопробега, а следовательно требования Администрации <адрес>, выраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № , являются незаконными.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконными требований Администрации <адрес> о предоставлении сведений, не предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» для проведения публичного мероприятия в форме демонстрации (автопробега), выраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № .

Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия).

Применительно п. 20 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28 судам разъяснено, что при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа публичной власти до даты проведения публичного мероприятия суд может обязать орган публичной власти не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих проведению публичных мероприятий, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность не препятствовать проведению административным истцом публичных мероприятий, в заявленные время и место, с учетом возложенных на него ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ обязанностей.

В соответствии с ч. 8 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда в части возложения на Администрацию <адрес> обязанности подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Признать незаконными требования Администрации <адрес> о предоставлении сведений, не предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» для проведения публичного мероприятия в форме демонстрации (автопробега), выраженные в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № .

Возложить на Администрацию <адрес> обязанность не препятствовать проведению публичного мероприятия, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 18 часов 30 минут, цель и маршрут которого определён в уведомлении ФИО1, ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда подлежит незамедлительному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут.

Председательствующий (подпись)

Судья Н.Е. Дудко