32RS0027-01-2018-003727-08
Дело № 2а-3569(2018)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гор. Брянск 11 октября 2018 года
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Азаренковой Н.Ю.,
с участием представителя административного истца Елизаровой И.Г.,
представителя административного ответчика Изотова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акционерного общества «Клинцовский автокрановый завод» к Государственной инспекции труда в Брянской области о признании частично незаконным распоряжения и исключении из перечня документов - части документов, которые необходимо представить,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Клинцовский автокрановый завод», обратилось в суд с указанным административным иском к Государственной инспекции труда в Брянской области о признании частично незаконным распоряжения и исключении из перечня документов - части документов, которые необходимо представить, ссылаясь на то, что 02.03.2018 года в адрес административного истца поступило распоряжение Государственной инспекции труда в Брянской области о проведении плановой проверки юридического лица от 02.03.2018 года № 8-ПП/2018-1/8/609/11/1.
В данном распоряжении указан перечень документов, который необходимо представить должностным лицам Государственной инспекции труда в Брянской области, с которым административный истец частично не согласен.
В соответствии с частью 2 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно части 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (пункт 8).
В силу части 11 статьи 11 и пункта 3 статьи 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя документы, не относящиеся к предмету проверки.
Так в распоряжении Государственной инспекции труда в Брянской области о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 02.03.2018 №8-ПП/2018- 1/8/609/11/1 указано, что АО «КАЗ» необходимо представить перечень документом, в том числе:
пункт 43 платежные ведомости, иные документы, подтверждающие выплату работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, компенсационных выплат (районных коэффициентов) с приложением расчета;
пункт 44 расчетные и платежные ведомости (иные платежные документы), подтверждающие оплату труда работников организации, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;
Данное требование незаконно, так как работники АО «КАЗ» не осуществляют трудовую деятельность в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям.
Требование о предоставлении документов, изложенных в пункте 61 Распоряжения Государственной инспекции труда в Брянской области (предоставление приказа о продлении срока действия инструкций по охране труда) также незаконны, так как в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Данной нормой закона не установлен срок пересмотра работодателем утвержденных инструкций по охране труда для работников.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных первым заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации 13.05.2004 года, проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.
Между тем, указанные Методические рекомендации по своей форме, реквизитам и источнику опубликования не соответствуют требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» и Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Таким образом, указанные Методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются обязательными к применению.
Требование должностного лица Государственной инспекции труда в Брянской области о предоставление документов, изложенных в пункте 14 документы, свидетельствующие о наличии или отсутствии задолженности по заработной плате, карточек счета №50 (касса) и №51 (расчетный счет), сведения о дебиторской задолженности с указанием адресов должников, сумм и принимаемых мерах по ее погашению, график погашения задолженности по заработной плате; пункте 80 договор на повышение квалификации работника; пункте 89 графики планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования «Обеспечение производственного оборудования»; пункте 90 журналы технического состояния оборудования «Обеспечение производственного оборудования»; пункте 91 приказ (распоряжение) по подразделению организации о назначении лица, ответственного за сохранность и исправность электроинструмента; пункте 92 журнал учета, проверки и испытаний электроинструмента и вспомогательного оборудования к нему; пункте 93 приказ (распоряжение) по подразделению о назначении работодателем ответственного работника за содержанием в исправном состоянии конкретных видов инструмента; пункте 94 приказ (распоряжение) по подразделению о назначении работника, ответственного за содержание пневмоинструмента в исправном состоянии. Журнал проверки пневмоинструмента. Приказ (распоряжение) по подразделению о назначении лица, ответственного за испытание абразивного и эльборового инструмента; пункте 95 журнал испытания абразивного и эльборового инструмента; пункте 96 приказ (распоряжение) по подразделению о назначении работника, ответственного за содержание инструмента с приводом от двигателя внутреннего сгорания, пиротехнического инструмента; пункте 97 приказ (распоряжение) о назначении лиц, ответственных за организацию и безопасное проведение работ на высоте, за выдачу наряда-допуска, составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, а также проводящих обслуживание и периодический осмотр СИЗ; пункте 98 журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений; пункте 99 документ о приемке лесов в эксплуатацию; пункте 100 журнал приемки и осмотра лесов и подмостей; пункте 101 журнал учета работ по наряду-допуску; пункте 102 проект производства работ на высоте; пункте 103 перечень работ на высоте и наряд-допуск для производства работ на высоте; пункте 104 приказ о назначении, ответственных лиц за безопасного эксплуатацию транспортных средств; пункте 105 приказ о назначении ответственных лиц за техническое состояние транспортных средств; пункте 106 протоколы аттестации ответственных лиц за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств; пункте 107 приказ о проведении обучения работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживанию и ремонт транспортных средств безопасным методам и приемам труда; пункте 108 приказ о назначении комиссии по проверке знаний безопасных методов и приемов труда у работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств; пункте 109 протоколы проверки знаний безопасных методов и приемов труда работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств; пункте 110 удостоверение на право вождения транспортных средств; пункте 111 графики профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств; пункте 112 путевой лист; пункте 113 журнал учета выдачи путевых листов; пункте 114 журнал технического состояния и выпуска на линию транспортных средств; пункте 115 приказ о назначении ответственного лица за выпуск автомобиля на линию; пункте 116 приказ о создании службы технического надзора за состоянием, содержанием и ремонтом зданий и сооружений; пункте 118 графики планово-предупредительных ремонтов к осенне-зимнему периоду; пункте 119 планы подготовки зданий и сооружений к осенне-зимнему периоду; пункте 120 приказ о назначении технической комиссии по проверке и приемке зданий и сооружений; пункте 121 акты осмотров зданий и сооружений; пункте 122 акты приемки объектов после ремонта; пункте 123 технический паспорт на здания и сооружения; пункте 124 технический журнал по эксплуатации промышленного здания - пункт 12.9 «Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений. ПОТ РО 14000-004-98» (утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики РФ 12.02.1998); пункте 132 журнал учета и содержания средств защиты - Приказ Минэнерго России от 30.06.2003 года № 261 «Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках»; пункте 133 журнал испытаний средств из диэлектрической резины и полимерных материалов (перчаток, бот, галош диэлектрических и изолирующих накладок); пункте 134 списки распределения инвентарных средств защиты между объектами, в соответствии с системой организации эксплуатации, местными условиями и нормами комплектования; пункте 135 перечень работ выполняемых в порядке текущей эксплуатации; пункте 136 приказ о назначении лица, ответственного за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, а также лицо, ответственное за организацию лифтов; пункте 137 положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов; пункте 138 журнал ежесменного осмотра лифтов, журнал учета выдачи ключей от машинных и блочных помещений лифта; пункте 139 акт полного технического освидетельствования лифта; пункте 140 акт периодического технического освидетельствования лифта, также незаконны, так как не имеют никакого отношения к соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации инспекторы труда могут безвозмездно получать от представителей работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, в любой момент (статья 357), а возможность получения объяснений от работников организации ограничена лишь случаями расследования несчастных случаев (статья 229).
Однако в распоряжении Государственной инспекции труда в Брянской области о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 02.03.2018 года №8-ПП/2018- 1/8/609/11/1 указано, что Общество обязано представить справки (пункты 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 43, 45, 46), что противоречит действующему законодательству, так как предъявляя данное требование Государственная инспекция труда в Брянской области выходит за рамки своей компетенции.
Кроме того, территориальный орган Роструда не может требовать у работодателя сведения и документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций (пункт 8 статьи 15 Закона № 294-ФЗ, пункт 51 Регламента). Роструд должен получать их в рамках межведомственного информационного взаимодействия (часть 8 статьи 7 Закона № 294-ФЗ, пункт 51.1 Регламента). К таким сведениям и документам, в частности, относятся (Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в _ рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация (утв. Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р), п. 51.1 Регламента): сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРН, ЕГРИП; сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности; сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательства; сведения из реестра дисквалифицированных лиц; сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
Таким образом, требование должностных лиц Государственной инспекции труда в Брянской области о предоставлении устава юридического лица (пункт 1), приказ о назначении руководителя (пункт 2) и свидетельства о регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 3) незаконны.
Просило признать частично незаконным Распоряжение Государственной инспекции труда в Брянской области о проведении плановой выездной проверки АО «КАЗ» от 02.03.2018 №8-ПП/2018-1/8/609/11/1 и исключить из перечня документов, который необходимо представить должностным лицам Государственной инспекции труда в Брянской области пунктах 1,2, 3, 14, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 43,44,45, 46,61, 80, 89-124, 132-140.
В судебном заседании представитель административного истца Елизарова И.Г., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала, просила удовлетворить. Просила восстановить срок для предъявления иска, поскольку административный истец первоначально обращался в арбитражный суд Брянской области, который производство по делу прекратил.
Представитель административного ответчика Изотов А.М., действующий на основании доверенности, административный иск не признал, просил отказать, поскольку при подготовке списка требуемых документов был указан расширенный список документов (пункт 13 распоряжения), поскольку невозможно до начала проверки знать имеются в распоряжении юридического лица указанные документы или нет. В ходе проведения проверки документы, которые отсутствуют у работодателя и не являются обязательными для ведения работодателем, не запрашивались. До начала проверки в адрес АО «КАЗ» также было направлено информационное письмо от 26.03.2018 года № 6-498-18-ПВ\404\1, где указывалось, что документы, указанные в пункте 13 распоряжения, которые не относятся к деятельности юридического лица, административный ответчик запрашивать не будет. При проведении плановой выездной проверки в отношении административного истца, документы, которые не относятся к сфере деятельности, не запрашивались, в связи с чем, права и интересы административного истца нарушены не были. Кроме того, считали, что административным истцом пропущен процессуальный срок обращения за судебной защитой, приведенные доводы пропуска срока не являются уважительными.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
02.03.2018 года вынесено распоряжение № 8-ПП/2018-1/8/609/11/1 Государственной инспекции труда в Брянской области о проведении плановой проверки юридического лица Акционерного общества «Клинцовский автокрановый завод».
В распоряжении установлены все сведения, необходимые для проведения проверки, в том числе: наименование и место нахождения проверяемого лица; указан перечень лиц уполномоченных на проведение плановой проверки, указано, что проверка проводится в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Проверка проводится с целью защиты прав и интересов работников (осуществление комплекса мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и официальном сайте Государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации) в сети «Интернет» (пункт 8 Плана на 2018 год). Задачами проверки являются надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, их представителями и иными должностными лицами требований установленных Трудовым законодательством Российской Федерации, Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 года, другими Федеральными законами, а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
В распоряжении установлен срок проведения проверки с 14.03.2018 года по 10.04.2018 года, то есть не более 20 рабочих дней, что соответствует сроку, указанному в ежегодном плане проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год.
Указан перечень документов, который необходимо представить должностным лицам Государственной инспекции труда в Брянской области.
Указанное распоряжение получено административным истцом 02.03.2018 года.
Административным истцом оспариваются пункты 1,2, 3, 14, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 43,44,45, 46,61, 80, 89-124, 132-140 распоряжения от 02.03.2018 №8-ПП/2018-1/8/609/11/1.
Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с части 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 356 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в т.ч., осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Порядок проведения проверки регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому выделяют следующие виды проверок: плановые проверки, внеплановые проверки, документальные проверки и выездные проверки.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3).
Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом (часть 5).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Положениями статьи 11 Закона Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
В силу статьи 361 Трудового кодекса Российской Федерации решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке распоряжение, являющегося документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.
В связи с чем, предметом судебного контроля по настоящему делу является соблюдение работодателем требований трудового законодательства Российской Федерации, а также соответствие закону оспариваемого распоряжения.
Документы, требуемые в распоряжении, указанные в пунктах 1, 2, 3, 14, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 61, 80, 89-124, 132-140 соответствуют действующему законодательству (статьям 19, 136, 173, 196, 360 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Методическим рекомендациям по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 года № 80, Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, ПОТ РО – 14000-002-98 Обеспечение безопасности производственного оборудования, Правилам по охране труда при работе инструментом приспособлениями, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.08.2015 года № 552-н, правилам по охране труда при работе на высоте, утвержденных министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 года № 155н, Межотреслевым правилам по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта ПОТ РМ-008-99, утвержденных министерством труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 года № 18, Положению «техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений» ПОТ РО-14000-004-98, утвержденных Департаментом экономики машиностроения Министерства экономики Российской Федерации от 12.02.1998 года, Инструкции по применению и испытаний защитных средств, используемых на предприятиях, связанных с электроустановками, приборами и прочими устройствами, утвержденной приказом Минэнрго России № 261 от 30.06.2003 года, Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 года № 328н, необходимы для выполнения надзорных и контрольных функций административного ответчика, не выходит за рамки компетенции административного ответчика, документы требуются с целью защиты прав и интересов работников (осуществление комплекса мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
Возможность истребования документов административных документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия, не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика.
Требование документов, подтверждающих выплату работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, компенсационных выплат (районных коэффициентов) с приложением расчета; расчетные и платежные ведомости (иные платежные документы), подтверждающие оплату труда работников организации, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, также не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика, поскольку данные документы подлежат представлению в случае их наличия, а, при проведении плановой проверки в случае установления отсутствия указанных документов, не требуются административным ответчиком для предоставления в рамках проводимой проверки.
Суд полагает, что распоряжение административного ответчика, принято уполномоченным органом, в установленном законом порядке, в установленные сроки, само по себе, права административного истца не нарушает, нарушений при издании оспариваемого распоряжения не установлено.
На основании частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Административным истцом не доказано, что оспариваемыми пунктами распоряжения, нарушены его права и законные интересы, в судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки документы, которые отсутствуют у административного истца, и не являются обязательными для ведения работодателем, не запрашивались. До начала проверки в адрес АО «КАЗ» также было направлено информационное письмо от 26.03.2018 года № 6-498-18-ПВ\404\1, где указывалось, что документы, указанные в пункте 13 распоряжения, которые не относятся к деятельности юридического лица, административный ответчик запрашивать не будет. К ответственности за не предоставление документов, указанных оспариваемых пунктах распоряжения, административный истец не привлекался, никаких негативных последствий в связи с указанием в распоряжении документов, указанных в оспариваемых пунктах распоряжения, у административного истца не последовало.
В связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу статьи 95 части 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим, установленный Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальный срок может быть восстановлен.
Как следует из материалов дела об оспариваемом распоряжении, административному истцу стало известно 02.03.2018 года, данная дата сторонами не оспаривалась, процессуальный срок обращения с административным исковым заявлением истек 02.06.2018 года, с настоящим административным иском, административный истец обратился 15.06.2018 года, то есть, по истечении установленного срока.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения за судебном защитой, в обоснование которого указали, что первоначально указанное административное исковое заявление было подано в арбитражный суд Брянской области, но определением от 17.06.2018 года производство по делу было прекращено.
Однако, неправильное определение вида судопроизводства не может быть признано уважительной причиной восстановления срока обращения за судебной защитой для юридического лица, которое в своем распоряжении имеет профессиональных юристов, которые в силу юридической квалификации, обязаны определить вид судопроизводства правильно. Юридическое лицо действовало неразумно и неактивно, не проявило добросовестного поведения, не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка, в связи с чем, пропустило срок обращения за судебной защитой.
Никаких иных уважительных причин пропуска срока обращения за судебной защитой, административным истцом не приведено.
На основании изложенного, требования административного истца не подлежат удовлетворению, по основанию пропуска срока обращения за судебной защитой.
Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Акционерного общества «Клинцовский автокрановый завод» к Государственной инспекции труда в Брянской области о признании частично незаконным распоряжения и исключении из перечня документов - части документов, которые необходимо представить, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца с момента принятия решений в окончательной форме.
Судья Г.В.Курнаева
Мотивированное решение принято в окончательной форме 12.10.2018 года