Административное дело № 2а-356/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2017 года г. Рязань
Рязанский районный суд Рязанской области в составе: судьи Подкользиной Л.М.,
при секретаре Стариковой М.С.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2,
представителя административного ответчика Рязанской районной Думы муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, ФИО3,
представителя заинтересованного лица ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Рязанской районной Думе муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании недействительными результатов конкурса на замещение должности главы администрации, признании незаконным решения Рязанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ и об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО1 обратился в Рязанский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании недействительными результатов конкурса на замещение должности главы администрации, признании незаконным решения Рязанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании устранить допущенные нарушения.
В связи с уточнениями, требования мотивировал тем, что Решением Рязанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ объявлен конкурс на замещение должности главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области.
Решением Рязанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ итоговое заседание по результатам указанного конкурса утверждено на ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения представления комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ решением Рязанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО4 назначена на должность главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Рязанского муниципального района были допущены существенные нарушения федерального и регионального законодательства, не был соблюден порядок принятия решения об итогах конкурса, установленный федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, регулирующих данные правоотношения. Сообщение о проведении конкурса не было опубликовано (обнародовано) в телекоммуникационной сети «Интернет», вышеуказанная информация была опубликована только в печатной версии газеты «<данные изъяты>», имеющей незначительный тираж, в свободную продажу не поступающей, на территории других районов Рязанской области не распространяющейся. Таким образом, административный истец, проживающий на территории <адрес>, был лишён права на получение своевременной информации о вакантной должности главы администрации Рязанского района, в результате чего был поставлен в неравные условия с другими кандидатами, в частности с ФИО6 и ФИО25., в связи с чем, не смог качественно подготовиться к участию в конкурсе.
Также состав конкурсной комиссии не исключал возможность возникновения конфликтов интересов.
Положение о порядке и условиях конкурса на замещение должности главы администрации Рязанский муниципальный район утверждено Решением Рязанской районной Думы Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район».
Согласно пункту 8 статьи 5 указанного Положения состав конкурсной комиссии должен формироваться таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
Решением Рязанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены члены комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район, в число которых вошли ФИО26. - начальник архивного отдела администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район, ФИО27 - директор МБОУ УДОД «Полянская детская школа искусств администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области».
Указанные должностные лица находятся в прямом служебном подчинении главы администрации Рязанского муниципального района, глава администрации наделена правом их приема и увольнения с работы, правом награждать указанных лиц, правом применения к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий, инициирования проведения служебных проверок и принятия мер реагирования по их результатам, материального стимулирования, премирования и т.д.
ДД.ММ.ГГГГ действующим главой администрации Рязанского муниципального района ФИО4 подано заявление на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Рязанского муниципального района. Решением Рязанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО4 назначена исполняющей обязанности главы администрации Рязанского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ до заключения контракта с главой администрации Рязанского муниципального района по результатам конкурса.
Таким образом, у ФИО27 и ФИО26 имелась и имеется личная заинтересованность при принятии решений ими, как членами конкурсной комиссии, поскольку они связаны имущественными, корпоративными и иными близкими отношениями с главой администрации Рязанского района ФИО4, обусловленными возможностью получения доходов в виде денег от заработной платы, премий, мер материального стимулирования, а также иных выгод и преимуществ в виде наград, продвижения по службе, получаемых по месту их работы, при том, что ФИО4 является их работодателем.
ФИО26ФИО27 и ФИО4 состоят в корпоративных отношениях, то есть, объединены в один трудовой коллектив, имеющий структуру, иерархию, подчиняющийся единым поведенческим правилам и общим корпоративным нормам.
Следовательно, конкурсная комиссия была сформирована таким образом, что не была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
Претендент ФИО4 не могла быть допущена к участию в конкурсе в связи с представлением ею недостоверных сведений.
Пункт 2 части 1 статьи 4 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район, утвержденного Решением Рязанской районной Думы Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), устанавливает, что гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию, в том числе, собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 года N 667-р.
Пункт 15 указанной Анкеты предусматривает указание претендентом сведений о пребывании за границей (где, когда, с какой целью).
Пункт 23 Анкеты гласит: «Мне известно, что сообщение о себе в анкете заведомо ложных сведений и мое несоответствие квалификационным требованиям могут повлечь отказ в участии в конкурсе и приеме на должность, поступлении на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
ФИО4 в подтверждение того, что она обладает высшим образованием, полученным ею в <адрес><адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году, представила диплом, согласно которому она в ДД.ММ.ГГГГ году поступила в <данные изъяты> и в ДД.ММ.ГГГГ году окончила полный курс бакалавриата названного института.
Принимая во внимание, что ФИО4 постоянно проживает в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ года, то для получения высшего образования в другом государстве она была вынуждена пересекать границу Российской Федерации, выезжать в <адрес> для прохождения сессий, сдачи зачётов, экзаменов, государственного итогового экзамена, получения самого диплома.
Однако в Анкете, заполненной собственноручно ФИО4 не указывается о пребывании ею за границей, в том числе в <адрес>.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 7 Положения, гражданин, подавший заявление на участие в конкурсе, не допускается к участию в конкурсе в случае представления подложных документов или недостоверных сведений.
В силу пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Таким образом, ФИО4 не могла быть допущена к конкурсу и принята на должность муниципальной службы.
В силу этого результаты конкурса, утверждённые на заседании конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, не могут являться законными.
Незаконные результаты конкурса от ДД.ММ.ГГГГ повлекли принятие незаконного решения Рязанской районной Думы «О назначении Главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№, которым на должность главы администрации Рязанского района была назначена ФИО4.
Административный истец просит признать недействительными результаты конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, оформленные Протоколом заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение Рязанской районной Думы «О назначении Главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области» от ДД.ММ.ГГГГ. №, обязать Рязанскую районную Думу устранить допущенные нарушения путем повторного проведения конкурса.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали уточненные административные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Рязанской районной Думы муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области требования административного истца не признал.
В судебное заседание представитель административного ответчика конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области не явился. О дате, времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, возражает в удовлетворении уточненных административных исковых требований.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО4 с уточненными административными исковыми требованиями не согласна.
В судебное заседание прокурор Рязанского района Рязанской области не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика Рязанской районной Думы муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, представителя заинтересованного лица ФИО4, ФИО5, исследовав письменные доказательства по делу, представленные в порядке ст. 62 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы законом №25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Согласно ст.17 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ (ред. от 30.06.2016г.), при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.
Оспариваемый конкурс проводился на основании Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район, утвержденного решением Рязанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от 13.11.2014г. №).
Согласно п.п. 1,2 ст.2 Положения, решение о проведении конкурса принимается Рязанской районной Думой и публикуется в газете «<данные изъяты>».
Также установлено, что Рязанской районной Думой было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области», которым решено было провести конкурс ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Решением Рязанской районной Думы №, продлен срок проведения конкурса до ДД.ММ.ГГГГ и внесены в решение № от ДД.ММ.ГГГГ. следующие изменения: пункт 1 изложен в новой редакции - «Провести ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> конкурс на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район».
Вышеназванные решения были опубликованы в газете «<данные изъяты>» в № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в администрации Рязанского района были опубликованы в сети «Интернет» на официальном сайте Рязанского муниципального района.
Согласно ст.5 Положения, конкурсная комиссия является коллегиальным органом, образованным для проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район.
Общее количество членов конкурсной комиссии составляет 10 человек. ФИО7 членов комиссии назначаются Рязанской районной Думой, а другая половина - Губернатором Рязанской области.
(часть вторая в ред. Решения Рязанской районной Думы Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ N №
Конкурсная комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря конкурсной комиссии.
Председатель конкурсной комиссии осуществляет общее руководство работой конкурсной комиссии, проводит заседание комиссии, распределяет обязанности между членами комиссии.
В полномочия конкурсной комиссии входит осуществление рассмотрения документов, представленных для участия в конкурсе; проверка достоверности представленных кандидатами сведений и документов; прием решения о допуске кандидатов к участию в конкурсе; осуществление сравнительной оценки кандидатов и представление в Рязанскую районную Думу кандидатов на должность главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район с указанием рейтинга, присвоенного каждому кандидату.
Судом установлено, что решением Рязанской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ членами комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район были назначены: ФИО26., ФИО27, ФИО34ФИО35ФИО25 Также, вышеназванным решением было поручено председателю Рязанской Думы, обратиться к Губернатору Рязанской области с ходатайством о назначении 5 членов комиссии.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район присутствовало 7 членов: ФИО34ФИО38, ФИО35ФИО40., ФИО41ФИО42ФИО43.. Согласно повестке дня были рассмотрены следующие вопросы: об избрании секретаря комиссии; рассмотрения представления прокуратуры Рязанского района от ДД.ММ.ГГГГ; о принятии решения о допуске кандидатов к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации и об утверждении списка кандидатов, допущенных к участию в конкурсе. По результатам решений конкурсной комиссии до участия в конкурсе допущены 5 кандидатов: ФИО44., ФИО4, ФИО45 ФИО1, ФИО46
Как следует из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании происходило вскрытие запечатанных конвертов и заслушивание выступлений кандидатов по представленным основным направлениям социального и экономического развития муниципального образования – Рязанский муниципальный район, предлагаемой схеме организации управления районным хозяйством и структуре администрации.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ закрытого итогового заседания комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО-Рязанский МР, учитывая результаты рейтингового голосования, было принято решение представить в Рязанскую районную Думу для назначения на должность главы две кандидатуры с наилучшим рейтингом: ФИО4 и ФИО25
В соответствии со ст.9 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район, по результатам конкурса конкурсной комиссией оформляется представление в Рязанскую районную Думу на кандидатов (не менее двух), принявших участие в конкурсе, с указанием рейтинга каждого из них. К представлению прикладываются протокол итогового заседания, а также протокол подведения итогов конкурса и сводная таблица о рейтинге каждого из кандидатов.
Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме (заказное письмо) в течение трех рабочих дней со дня его завершения.
Все условия оформления результатов конкурса комиссией были выполнены, документы ДД.ММ.ГГГГ направлены в Рязанскую районную Думу Рязанской области.
В повестку дня внеочередного заседания комитета по регламенту, депутатской этике и вопросам организации местного самоуправления Рязанской районной Думы, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, на основании единогласного решения присутствовавших членов комитета был включен дополнительный вопрос: «О назначении на должность главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области».
Рассмотрев данный вопрос, было принято решение: «Вынести на рассмотрение Рязанской районной Думы вопрос «О назначении на должность главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области».
Поскольку за предложение назначить на должность главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области ФИО4 депутаты проголосовали единогласно, Рязанской районной Думой было принято решение: назначить ФИО4 на должность главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Доводы административного истца, о том, что у членов комиссии ФИО26 и ФИО27 имелась личная заинтересованность, поскольку они связаны имущественными, корпоративными и иными близкими отношениями с ФИО4 при принятии решений как членами конкурсной комиссии не принимаются судом, поскольку не подтверждены никакими доказательствами. Кроме того, данные члены комиссии не принимали участие в работе конкурсной комиссии в день проведения конкурса.
Также не могут быть приняты судом доводы о том, что ФИО4 не могла быть допущена к участию в конкурсе в связи с представлением ею недостоверных сведений в анкете.
Согласно ст.13 Федерального закона от 02.03..2007 года № 25-ФЗ (ред. от 30.06.2016г.), гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.
То обстоятельство, что ФИО4 в представленной комиссии анкете не указала часть сведений, а именно то, что она выезжала в <адрес>, меняла гражданство, является предоставлением неполных сведений, что не свидетельствует о подложности документа.
Кроме того, в ходе конкурса осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Ответственность за представление неполных сведений в комиссию по проведению конкурса на замещение должности главы администрации района действующим законодательством не предусмотрена.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что при проведении конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области не было допущено никаких нарушений действующего законодательства.
Нарушений Рязанской районной Думой при принятии решения № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области» судом также не установлено, решение принято в соответствии с действующим законодательством.
Проверив законность проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район, решения Рязанской районной Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области», исследовав доказательства представленные сторонами, суд полагает возможным отказать административному истцу в заявленных требованиях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Рязанской районной Думе муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании недействительными результатов конкурса на замещение должности главы администрации, признании незаконным решения Рязанской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ и об обязании устранить допущенные нарушения, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья:
Копия верна. Судья: Подкользина Л.М.