ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-356/20 от 18.01.2021 Беломорского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-4/2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2021 года г.Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Седлецкого А.В.,

при секретаре Стаскевич А.С.,

с участием, посредством ситемы видеоконференц-связи, представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимого имущества,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением по следующим основаниям. 18.05.2011 между ним и ООО «РУСЛАТДОМ» заключен договор купли-продажи объекта незавершенного строительства – причала, расположенного по адресу: .... Оплата произведена в полном объеме. Объект передан по акту приема-передачи №1 от 18.05.2011. Однако до настоящего времени в ЕГРП право собственности ФИО1 не зарегистрировано. Управлением Росреестра по РК в государственной регистрации перехода прав на объект недвижимости отказано по тем основаниям, что ООО «РУСЛАТДОМ» заявление на регистрацию не представило в связи с ликвидацией организации. При таких обстоятельствах просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия произвести государственную регистрацию перехода прав на указанный объект недвижимости.

В судебном заседании административный истец ФИО1 не участвовал о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании, исковые требования поддержала, с учетом дополнительной позиции по делу от 18.05.2020. Кроме того, пояснила, что договор купли-продажи имущества не противоречит закону, поскольку содержит все условия, существенные для договоров данного вида. Одновременно с причалом ФИО1 приобрел у ООО «РУСЛАТДОМ» объекты недвижимого имущества по тому же адресу, что и спорный объект.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебном заседании не участвовал, уведомлены о рассмотрении дела должным образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили отзыв, согласно которому указывают, что ранее направляли свою позицию, изложенную в отзыве от 29.04.2020. Вместе с тем, 23.07.2020 по результатам рассмотрения заявления Межрегионального территориального управления Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия и приложенных документов, в том числе выписки из реестра федерального имущества от 20.07.2020, в ЕГРН внесена запись о праве собственности Российской Федерации на сооружение с кадастровым номером 10:11:0011403:131. В связи с чем возражают против удовлетворения исковых требований.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещены о рассмотрении дела должным образом, согласно представленному ходатайству просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, против исковых требований ФИО1 не возражают и оставляют удовлетворение данных требований на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица – Межрегионального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещены о рассмотрении дела должным образом, согласно представленному отзыву просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В своем отзыве на административное исковое заявление возражают против удовлетоврения требований ФИО1, указывая при этом, что по учетным данным в Реестре федерального имущества учитывается объект недвижимого имущества – сооружение «Причал», протяженностью 118 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: .... Учет ведет МТУ Росимущество в Мурманской области и Республике Карелия. Спорный объект недвижимого имущества является собственностью Российской Федерации, право собственности зарегистрировано 23.07.2020. Основанием возникновения права федеральной собственности явилось ранее возникшее право в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, поскольку данный объект недвижимого имущества не вошел в перечень основных средств, включенных в уставный капитал ОАО «Беломорско-Онежское пароходство», утвержденный Распоряжением Министерства государственной собственности Республики Карелия от 09.01.2002 № 8. Согласно п. 2.1.17 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, утвержденный Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 № 2980-1, портовые сооружения и объекты относятся к предприятиям и объектам, приватизация которых запрещена. Данный запрет также продублирован в Распоряжении Госкомимущества РФ от 16.09.1992 № 444-р, согласно которому к перечню предприятий и объектов, не подлежащих приватизации в 1992 году отнесены портовые сооружения и объекты, в том числе – гидротехнические сооружения (волноломы, оградительные сооружения, причалы, подходные каналы, маяки и навигационные знаки). Запрет на приватизацию причалов, находящихся в государственной собственности, обусловлен тем, что причалы имеют стратегическое значение. Этот запрет распространяется как на случаи приватизации, осуществляемой в порядке, установленном законодательством о приватизации, так и на приобретение государственного имущества по другим основаниям.

Суд, заслушав представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что в 1991 году Отделом Архитектуры и градостроительства Межрайонного Совета народных депутатов Беломорского района Беломорско-Онежскому пароходству Беломорский морской порт выдано разрешение на реконструкцию причала по приему с судов хозфекальных стоков КОФ по адресу строительства: ..., правый берег Беломорско-Балтийского канала между 18 и 19 шлюзами на территории Беломорского морского порта. Актом от 15.05.2002 в составе комиссии принят законченный строительством объект недвижимости – причальная стенка (первая очередь причала), длиной 118.1 пог.м., оборудованный причальными тумбами и отбойным приспособлениями в .... Строительство объекта – причала КОФ Беломорского морского порта было начато в ноябре 1991 года и фактически эксплуатировалось с октября 1996 года, между тем оставалось в незавершенном производстве, что следует из акта.

Из копии технического паспорта следует, что причал (территория порта) с инв. по ..., 1989 года постройки, имеет протяженность 118,14 п.м., ширину 9,53 п.м., высоту 4,8 м., площадь 1125,87 кв.м.

15.01.2009 ЗАО «Туристическая компания Беломорско-Онежского пароходства» заключило с ООО «РУСЛАТДОМ» договор купли-продажи объекта недвижимого имущества – первая очередь причала КОФ БМП, длиной 118,1 м., расположенного по адресу: ..., территория порта, инв.. Договор купли-продажи №232-д от 15.01.2009 подписан генеральным директором продавца Я., генеральным директором покупателя З. и скреплен печатями сторон сделки. Объект передан продавцом покупателю на основании акта о передаче от 23.01.2009.

ЗАО «Туристическая компания Беломорско-Онежского пароходства» прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией 12.01.2011, что следует из выписки из ЕГРЮЛ от 16.12.2020.

На основании договора купли-продажи №04-РЛД от 18.05.2011 ООО «РУСЛАТДОМ» продало ФИО1 объект незавершенного строительства – причал длиной 118,1 м., расположенный по адресу: .... Согласно условиям договора, государственная регистрация права собственности является обязанностью продавца и осуществляется им за свой счет (п.2.5). Цена предмета продажи определена в размере 612007 руб., оплата производится не позднее 01.07.2011 (п.п.5.1, 5.2). Договор подписан сторонами, скреплен печатью продавца ООО «РУСЛАТДОМ». Актом приема-передачи от 18.05.2011, скрепленным подписями сторон и печатью продавца, указанный объект передан продавцом покупателю.

Копией квитанции к приходному кассовому ордеру №92 от 18.05.2011 подтверждается оплата ФИО1 на счет ООО «РУСЛАТДОМ» в соответствии с вышеуказанным договором купли-продажи денежных средств в размере 612007 руб.

27.06.2011 от ФИО1 в адрес генерального директора ООО «РУСЛАТДОМ» З. направлено обращение с просьбой провести процедуру регистрации вышеуказанного объекта недвижимости. В ответ на данное обращение письмом от 01.08.2011 было сообщено о том, что в течение текущего года будут предприняты меры по проведению государственной регистрации объекта. Впоследствии 27.02.2012, 04.03.2014 ФИО1 обращался с заявлениями к генеральному директору ООО «РУСЛАТДОМ» В. о принятии мер по регистрации объекта.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем ООО «РУСЛАТДОМ» с 09.09.2011 являлся В., 17.06.2019 организация прекратила деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 08.04.2019. В период с 04.10.2007 по 26.08.2011 генеральным директором являлся ФИО3, что следует из копии постановления Девятого Арбитражного Апелляционного суда №09АП-55189/2016 по делу №А40-60015/14 от 17.11.2016 (л.д.139).

19.12.2019 ФИО1 обратился в Межрайонный отдел филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Псковской области с заявлением о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: ..., на основании договора купли-продажи от 18.05.2011.27.12.2019 государственная регистрация прав приостановлена по тем основаниям, что документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости, о чем ФИО1 направлено уведомление №КУВД-001/2019-16471060.

Как следует из отзыва Управления Росреестра по Республике Карелия на административное исковое заявление, по результатам рассмотрения заявления о государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером , представленного ФИО1 19.12.2019 №КУВД-001/2019-16471060, государственным регистратором прав 28.09.2020 принято решение об отказе в проведении государственной регистрации прав.

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с п.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу п.п.1, 6 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В силу п.1 ст.551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Согласно п.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.

Как следует из п.3 ст.165 ГК РФ если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

ООО «Туристическая компания «Беломорско-Онежское пароходство – Карелия» сведениями о принадлежности причала, а также документами, подтверждающими права ЗАО «Туристическая компания «Беломорско-Онежское пароходство – Карелия» на его продажу обществу с ограниченной ответственностью «РУСЛАТДОМ», также не располагает, поскольку акции компании ЗАО «Туристическая компания «Беломорско-Онежское пароходство – Карелия» были приобретены действующим собственником 15.11.2010, то есть после заключения договора купли-продажи от 15.01.2009.

Из представленных ГБУ РК «Национальный архив Республики Карелия» документов следует, что в 1993 году по Беломорскому морскому порту проводилась инвентаризация объектов, 03.04.2001 составлен акт №1 приема-передачи недвижимого имущества, неправомерно включенного в уставный капитал ОАО «Беломорско-Онежское пароходство» в собственность Российской Федерации, в числе которого значатся объекты по ..., в том числе Причалы , 1952, 1953, 1955, 1961 годов ввода в эксплуатацию. Актом приема-передачи недвижимого имущества из аренды по договору от 25.06.2001 №247 от 01.12.2002 Причалы , 1961, 1952, 1953 года ввода в эксплуатацию, находящиеся в Беломорском морском порту, возвращены ОАО «Беломорско-Онежское пароходство» (арендатор) Министерству госсобственности Республики Карелия (арендодателю). В соответствии с Приложением к письму Мингоссобственности Республики Карелия от 19.10.2001 №АМ-04/5276 Причалы относятся к федеральной собственности.

Из копии кадастрового паспорта земельного участка по адресу: ..., с кадастровым номером по состоянию на 22.05.2009 следует, что его собственником является Российская Федерация, его разрешенное использование – для размещения производственной базы, под размещение и эксплуатацию сооружений Беломорского морского порта, в отношении земельного участка установлено ограничение в пользу ООО «РусЛатДом». Согласно актам инвентаризации, представленным ГБУ РК «Национальный архив Республики Карелия», данный земельный участок по состоянию на 01.01.2006, 01.04.2006, 01.07.2006, 01.10.2006, 01.01.2007, 01.04.2007, 01.07.2007, 01.10.2007 находился в пользовании ОАО «Беломорско-Онежское пароходство».

Как следует из сообщения МИ ФНС №2 по Республике Карелия от 02.06.2020, в базе данных инспекции отсутствует информация о спорном объекте недвижимости, за период с 2017 по 2019гг. юридическими лицами налог исчислен и уплачен не был, предоставить информацию об уплате налогов за период с 1991 по 2016гг. не представляется возможным, в связи с тем, что налоговая отчетность в указанный период не предусматривала отражение объектов недвижимости, в отношении которых исчислялся налог.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержатся сведения об объекте недвижимости – причале с инвентарным , общей протяженностью 118 м., 1989 года завершения строительства и ввода в эксплуатацию, которому присвоен кадастровый , что подтверждено выпиской из ЕГРН по состоянию на 10.11.2020. Правообладателем указанного объекта недвижимости является Российская Федерация.

В силу положений ч.1, п.2, 6, 8 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, помимо прочего, являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Судом установлено, что 18.05.2011 между ООО «РУСЛАТДОМ» и ФИО1 заключен договор купли-продажи №04-РЛД объекта недвижимого имущества – причала длиной 118,1 метра, расположенного по адресу: ..., территория порта, ранее приобретенный Обществом у ЗАО «Туристическая компания Беломорско-Онежского пароходства» на основании договора купли-продажи.

Вместе с тем, с учетом того, что передача имущества произведена после введения в действие Закона о регистрации, установлено совершение сделки купли-продажи при отсутствии надлежащим образом оформленных прав у продавца, несоответствие договора купли-продажи имущества нормам действующего законодательства, несоблюдение заявителем требований Закона о регистрации о представлении на государственную регистрацию права собственности полного пакета документов.

Ликвидация продавца имущества не являлась единственным препятствием для регистрации перехода права собственности на спорный объект.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принадлежность спорного объекта недвижимого имущества, момент возникновения прав на него, что не позволяет суду дать оценку обстоятельствам приобретения права собственности продавцом, наличия у него права на распоряжение данным имуществом, признать эти права юридически действительными в отсутствие государственной регистрации.

На основании вышеизложенных исследованных судом доказательств следует вывод о том, что у регистрирующего органа отсутствовали законные основания, предусмотренные Законом о регистрации, для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества за административным истцом, поскольку в нарушение требований Закона о регистрации в регистрирующий орган не были представлены документы, подтверждающие принадлежность отчужденного имущества ЗАО «Туристическая компания Беломорско-Онежского пароходства», ООО «РУСЛАТДОМ», которые выступали продавцами по договорам купли-продажи имущества от 15.01.2009, 18.05.2011. Данное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации права собственности (перехода права).

При этом суд также учитывает, что в течение длительного периода времени с момента заключения договора купли-продажи от 18.05.2011 до ликвидации продавца административный истец с заявлением, в том числе в судебном порядке, по разрешению возникшего с продавцом спора относительно уклонения от обращения в регистрирующий орган, не обращался. С момента последнего обращения к продавцу о принятии мер по регистрации истекло более 5 лет (с 04.03.2014 по 05.02.2020).

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Седлецкий

Решение в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2021г.