ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-356/20 от 30.01.2020 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-______/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2020 года город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Сунгатуллина А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Миграновой Р.К.,

с участием истца ФИО1, представителя Управления МВД России по г.Уфе-Манахова Н.П., действующего по доверенности от 31 декабря 2019 года №42/25-34255, представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России №31 по Республике ФИО2, действующей по доверенности от 18 декабря 2019 года №08-30/16027, представителя административного ответчика Башкортостанской таможни-Кунцевич Н.Н., действующей по доверенности от 24 декабря 2019 года №01-07-51/16764,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению МВД России по г.Уфе, Межрайонной ИФНС России №31 по Республике Башкортостан, Башкортостанской таможне, Черниковскому РОВД Приморского края, ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г. Уфа о признании бездействий ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г.Уфе, по перерегистрации транспортного средства в категорию легковых автомобилей незаконным, обязании произвести перерегистрацию транспортного средства в категорию легковых автомобилей, обязании произвести перерасчет уплаченного транспортного налога за прошедший период после постановки на учет в органах ГИБДД,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению МВД России по г.Уфе, Межрайонной ИФНС России №31 Управлению МВД России по г.Уфе, Межрайонной ИФНС России №31 по Республике Башкортостан, Башкортостанской таможне, Черниковскому РОВД Приморского края, ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г. Уфа о признании бездействий ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г.Уфе, по перерегистрации транспортного средства в категорию легковых автомобилей незаконным, обязании произвести перерегистрацию транспортного средства в категорию легковых автомобилей, обязании произвести перерасчет уплаченного транспортного налога за прошедший период после постановки на учет в органах ГИБДД.

В обоснование административного иска указал, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль марки TOYOTA TOWN ACE, государственный регистрационный знак , разрешенная максимальная масса 2030/1590 кг., паспорт транспортного средства 25 , тип транспортного средства 98, код типа 49, Автобус прочее категории В, на 7 мест.

Отделом ТН и РАМТС произведены регистрационные действия в отношении принадлежащего ему микроавтобуса, согласно представленного транспортного средства наименование (ТИП ТС) микроавтобус, согласно справочника базы данных ФИС ГИБДД-М (код типа: 49-Автобус, прочее), категория ТС: В (письмо начальника ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г.Уфе) ФИО3 от 12 декабря 2018 года).

Считает, что в органах ГИБДД его автомобиль неверно был поставлен на учет, как автобус, в связи с чем со стороны налогового органа не обосновано исчисляется транспортный налог в отношении принадлежащего ему автомобиля.

Его автомобиль относится к классу автобусов. Транспортный налог налоговая инспекция исчисляет по категории «Д»- как «Автобус», но он полагает, что его автомобиль относится к категории «В»-«Легковой». Он оплачивал транспортный налог по ставке категории «Д-Автобус» 105 рублей с лошадиной силы, по квитанциям приходящим по почте из налоговой инспекции каждый год, за 2017 года им было уплачено 5250 рублей. Между тем, он должен был оплатить по ставкам «В-легковой автомобиль» за этот период времени 900 рублей. Таким образом, он переплатил 4350 рублей.

Просит признать бездействие ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по <адрес> по перерегистрации принадлежащего ему транспортного средства TOYOTA TOWN ACE, государственный регистрационный знак <***> в категорию легковых автомобилей незаконным, обязать ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по <адрес> произвести перерегистрацию принадлежащего ему транспортного средства TOYOTA TOWN ACE, государственный регистрационный знак <***> в категорию легковых автомобилей, обязать МРИ ФНС России по РБ исчислять транспортный налог в отношении принадлежащего ему транспортного средства TOYOTA TOWN ACE, государственный регистрационный знак <***> как категория «легкового» автомобиля, произвести перерасчет уплаченного транспортного налога за прошедший период после постановки на учет в органах ГИБДД.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Управления МВД России по г.Уфе-Манахов Н.П. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении административного иска. Суду пояснил, что 24 мая 2016 года от ФИО1 подразделением ОРАМТС ГИБДД Управления МВД России по г.Уфе были произведены регистрационные действия транспортного средства TOYOTA TOWN ACE, государственный регистрационный знак , так согласно сведений указанных в заявлении, подтверждаемых паспортом транспортного средства <адрес> выданного РЭО ГИБДД Черниговского РОВД Приморского края РФ взамен <адрес> от 03 декабря 2004 года, указанный автомобиль относится к категории микроавтобусов и имеет тип легковой. ОТН и РАМТС ГИБДД Управления МВД России не уполномочено самовольно изменить тип категории транспортного средства TOYOTA TOWN ACE, государственный регистрационный знак <***> с «Автобус прочее», ввиду наличия в ПТС сведений указанного т/с тим категории микроавтобус, на тип «легковой».

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №31 по Республике ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска. Суду пояснила, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип транспортного средства, в связи с чем, при исчислении суммы транспортного налога, подлежащего уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога применяется налоговыми органами на основании и в соответствии с данными о ТС, представленными подразделениями ГИБДД.

Представитель административного ответчика Башкортостанской таможни-Кунцевич Н.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика Черниковского РОВД Приморского края, представитель ответчика ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г. Уфа извещенные о дне, времени и месте судебного разбирательства должным образом, в суд не явились, каких-либо ходатайств и отзывов не представили.

На основании ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.

В силу положений ст.46 Конституции РФ, ст.218 КАС РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно пунктам 2 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и пунктам 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Постановлением Правительства РФ "О введении паспортов транспортных средств" № 477 от 18.05.1993г. одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта Российской Федерации "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" № 19 от 01.04.1998г.), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Как указано в приведенном Постановлении, Госстандартом России в 1992 году введена сертификация автомоторных средств и прицепов, которая основана на международных принципах, нормах и процедурах Женевского Соглашения 1958 года.

В соответствии с пунктом 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение), установлено, что в строке 3 "Наименование ( тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

В соответствии с пунктом 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее — Положение о ПТС), в строке «4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968.

В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств «B» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении №3 к вышеуказанному Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1–Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), № 1 – Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (категория В), M2–Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн (категория D).

В соответствии с приложением № 1 к Техническому регламенту Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №877), по п. 2. 1 - 2. 2 указанного документа под категорию M1 попадают транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили. Автобусами, троллейбусами, специализированными пассажирскими транспортными средствами признаются транспортные средства, относящиеся к категории М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т., а также к категории M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5т.

В Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№001МР/СЭ) (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12 октября 2004 г., РФЦСЭ при Минюсте РФ 20 октября 2004 г., ЭКЦ МВД РФ 18 октября 2004 г., НПСО "ОТЭК" 20 октября 2004 г.) содержится определение термина автобус, согласно которому автобус - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя.

В судебном заседании установлено, что 21 мая 2016 года ФИО1 обратился в Отдел ТН и РМТС ГИБДД Управления МВД России по г.Уфе с заявлением о регистрации транспортного средства TOYOTA TOWN ACE, государственный регистрационный знак год выпуска -1984, категория ТС-микроавтобус, цвет серый, максимальная масса -2030, без нагрузки -1590, паспортом транспортного средства от 26 июля 2005 года и договором купли-продажи транспортного средства от 20 мая 2016 года, заключенного между ФИО4 и ФИО1.

Впоследствии истцу было выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серии 0238 №047839, согласно которого ему принадлежит на праве собственности автомобиль марки TOYOTA TOWN ACE, государственный регистрационный знак

Из письма Отдела ТН и РМТС ГИБДД Управления МВД России по г.Уфе следует, что регистрационные действия в отношении транспортного средства TOYOTA, государственный регистрационный знак были произведены на основании представленных документов согласно требований приказа МВД России от 26 июня 2018 года №399. Согласно представленного паспорта транспортного средства: наименование (ТИП ТС) микроавтобус, согласно справочника базы ФС ГИБДД-М (код типа: 49-Автобус, прочее), категория ТС:В.

Письмом заместителя начальника УГИБДД МВД по Республике Башкортостан от 29 декабря 2018 года №27/4-13731 сообщено, что в соответствии с ч.2 «Классификация транспортных средств» приложения 1 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»,- «Категория –М Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров». Категория М1-транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места для водителя, но не более восьми мест для сидения-легковые автомобили. Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе: категория М2-Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5т.

Как видно из карточки учета транспортного средства автомобиля TOYOTA TOWN ACE, государственный регистрационный знак , ПТС 25 МВ 132373 от 26 июля 2015 года, указный автомобиль имеет тип ТС 49 Автобус прочее, категорию «В».

В сравнительной таблице ( Приложение №3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств ) категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии и по классификации Конвенции о дорожном движении вообще нет сравнительного разграничения транспортных средств для классификации на легковые, грузовые и автобусы. Для разграничения используются иные характеристики (количество пассажирских мест, максимальная масса и пр.)

Согласно данному Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. совместным приказом МВД РФ №496, Министерства промышленности и энергетики РФ №192, Министерства экономического развития и торговли РФ №134 от 23 июня 2005 года) к транспортным средствам категории "В" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны. Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "В" не свидетельствует само по себе о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам. По данной сравнительной таблице автобус в любом случае не может быть отнесен к транспортным средствам категории «В».

В строке "3. Наименование ( тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением (п. 27).

Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 26 Положения в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства, указывает на его тип (вид) автомобиля. Так, для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль: "2" - автобусы; "3" - грузовой автомобиль; "7" - фургоны: "9" - специальные.

Таким образом, категория транспортного средства определяется исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства. При этом тип транспортного средства определяется совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях, и установленным производителем транспортного средства.

«Одобрение типа транспортного средства » выдается в соответствии с требованиями Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 № 19, компетентным административным органом Российской Федерации в соответствии с Женевским Соглашением 1958 года, а именно - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Принадлежащий ФИО1 на праве собственности автомобиль относится к типу «Автобус».

Таким образом, судом не установлен факт бездействия ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г.Уфе по перерегистрации транспортного средства в категорию легковых автомобилей незаконным, не установлены законные основания для возложения на органы ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г.Уфе обязанности произвести перерегистрацию транспортного средства в категорию легковых автомобилей.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными бездействия ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г.Уфе по перерегистрации транспортного средства в категорию легковых автомобилей незаконным, обязании произвести перерегистрацию транспортного средства в категорию легковых автомобилей, не имеется.

Согласно ч.1 ст.362 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, предоставляемые в налоговые органы вышеуказанные регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащему налогоплательщику в том числе характеризующие его категорию и тип, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений указанных в ПТС.
Из ответа Межрайонной ИФНС России №31 по Республике Башкортостан от 19 сентября 2019 года №18-17/0372335, на обращение ФИО1, следует, что сведения для исчисления транспортного налога о транспортных средствах, лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, а также о снятии с регистрационного учета транспортных средств, в налоговый орган, в соответствии с п.4 ст.85 Кодекса, предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Согласно сведениям, предоставленными органами ГИБДД, за ФИО1 с 24 мая 2016 года зарегистрирован автобус TOYOTA TOWN ACE. Без подтверждения регистрирующего органа указанных Вами сведений налоговый орган не вправе вносить изменения в расчеты (перерасчеты) имущественных налогов. В связи с отсутствием сведений об изменении вида транспортного средства основания для перерасчета Вам транспортного налога за указанное транспортное средство отсутствуют.

В паспорте транспортного средства 25 МВ №132373, выданного на автомобиль марки TOYOTA TOWN ACE, государственный регистрационный знак , указано, что автомобиль зарегистрирован за собственником ФИО1 В третьей строке ПТС "Наименование ( тип ТС)" указано - " микроавтобус ", в четвертой строке "Категория ТС (A.B.C.D)" указано - "B". В десятой строке "Мощность двигателя, л.с. (квт)" указано – 105-77. Аналогичные сведения указаны в свидетельстве о регистрации ТС, выданного истцу.

Таким образом суд проанализировав нормы права и оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, приходит к выводу поскольку указанный автомобиль по своим конструкторским особенностям и назначению относится к автобусам, то при исчислении суммы налога применению подлежала налоговая ставка для автобусов.

При таких обстоятельствах оснований для возложения обязанности на Межрайонную ИФНС России №31 по Республике Башкортостан произвести перерасчет уплаченного транспортного налога за прошедший период после постановки на учет в органах ГИБДД, не имеется.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь статьями 290, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению МВД России по г.Уфе, Межрайонной ИФНС России №31 по Республике Башкортостан, Башкортостанской таможне, Черниковскому РОВД Приморского края, ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г. Уфа о признании бездействий ОТН и РАМТС ГИБДД УМВД России по г.Уфе, по перерегистрации транспортного средства в категорию легковых автомобилей незаконным, обязании произвести перерегистрацию транспортного средства в категорию легковых автомобилей, обязании произвести перерасчет уплаченного транспортного налога за прошедший период после постановки на учет в органах ГИБДД - отказать.

Решением может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан, путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца через Октябрьский районный суд г.Уфы.

Судья А.Ю.Сунгатуллин