Дело № 2а-356/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе судьи Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия Гладких Р.А., с участием помощника прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Свирко О.С., представителя административного ответчика - Ширинского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» Буравлевой Н.Е., административного ответчика Чуняева А.В., при секретаре судебного заседания Матвеевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-356/2016 по административному исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании действий по изготовлению технических паспортов и присвоению инвентарных номеров незаконными и о возложении обязанности внести сведения о недействительности выданных технических паспортов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Ширинского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» (далее по тексту – Ширинский филиал) по присвоению инвентарных номеров №.. и №.. и изготовлению технических паспортов на домовладения, местоположение которых указано как: ..., а также обязать административного ответчика не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и внести сведения о недействительности присвоенных инвентарных номеров и выданных технических паспортах на указанные домовладения.
В обоснование своих исковых требований прокурор указал на то, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о государственном учете жилого фонда в Российской Федерации. В ходе проверки было установлено, что 29 мая 2015 года техник Ширинского филиала Чуняев А.В. в нарушение требований действующего законодательства изготовил технические паспорта на жилые дома, расположенные за пределами населенного пункта и при отсутствии необходимых документов о присвоении указанным объектам соответствующих адресов. Изготовление Чуняевым А.В. технических паспортов на объекты недвижимости в последующем позволило третьим лицам воспользоваться указанными техническими паспортами и поставить на миграционный учет иностранных граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Свирко О.С. исковые требования поддержала и сообщила аналогичные обстоятельства.
Представитель административного ответчика - Ширинского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» Буравлева Н.Е., а также административный ответчик Чуняев А.В. предъявленные прокурором исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что действующим законодательством предусмотрена возможность технического учета самовольно возведенных объектов недвижимости, в том числе расположенных на землях лесного фонда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав приобщенные к административному делу документы, суд приходит к следующему выводу.
Как было установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривалось, в мае 2015 года в Ширинский филиал ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» обратилось ООО «...» с просьбой изготовить документы технического учета. 28 мая 2015 года между Ширинским филиалом ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» и ООО «...» был заключен договор на выполнение работ по подготовке документов технического учета в отношении двух жилых домиков, расположенных по адресу: .... По условиям указанного договора ООО «...» была обязана своевременно представить исполнителю правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, справку (заключение) об адресе на объекты недвижимости, имеющуюся техническую (проектную) и иную документацию, необходимую для выполнения работ, а также копии платежных документов. На следующий день, то есть 29 мая 2015 года техником Ширинского филиала Чуняевым А.В. при отсутствии правоустанавливающих документов и справки (заключения) об адресе на объекты недвижимости были изготовлены технические паспорта на домовладения, расположенные по адресам: ....
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Частью 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственный учет жилищного фонда, как указано в части 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 (ред. от 30.01.2013) «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» и приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 № 37 (ред. от 04.09.2000) «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В силу пункта 4 указанного Положения бюро технической инвентаризации осуществляют технический учет жилищного фонда независимо от его принадлежности только в городских и сельских поселениях.
Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится бюро технической инвентаризации путем ведения реестра жилищного фонда (пункт 12 указанного Положения).
В соответствии с разделом 1 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание. На каждый объект составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело. Учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд.
Согласно пункту 1.4. Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации техническая инвентаризация производится в городах и в иных поселениях с соблюдением определенной очередности работ, включая составление списка и установление нумерации домовладений, зданий; изучение материалов предшествовавших обследований, имеющих прямое или косвенное отношение к объектам инвентаризации; изучение похозяйственных книг; разбивку обследуемой территории на соответствующие районы и последних - на участки; измерение в натуре, описание конструктивных элементов зданий и определение физического износа, составление абрисов и планов земельных участков и зданий, а также экспликаций к ним, производство оценки зданий; проверку и приемку выполненных исполнителем работ, включение материалов технической инвентаризации в архив бюро технической инвентаризации.
Кроме того, разделом 9 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации предусмотрено обязательное указание адреса домовладения на титульном листе технического паспорта.
Однако в нарушение приведенных выше законоположений административными ответчиками были изготовлены технические паспорта и присвоены инвентарные номера на домовладения, находящиеся вне населенных пунктов, при отсутствии разрешения на строительство указанных объектов и документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, а также без присвоения указанным объектам соответствующих адресов и установления нумерации домовладений. На титульных листах технических паспортов были указаны несуществующие адреса, которые не присваивались органами местного самоуправления.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются приобщенными к делу документами, в том числе сообщениями главы Приискового сельсовета, копиями технических паспортов и другими документами.
Доказательств, которые бы опровергали установленные судом обстоятельства, административными ответчиками не представлено.
Таким образом, действия административных ответчиков в части присвоения инвентарных номеров №.. и №.. и в части изготовления технических паспортов на домовладения, местоположение которых указано как: ..., не соответствуют требованиям приведенных выше нормативных правовых актов.
Следовательно, имеются основания для признания действий Ширинского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218 - 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.
Признать незаконными действия Ширинского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» по присвоению инвентарных номеров №.. и №.. и изготовлению технических паспортов на домовладения, местоположение которых указано как: ....
Обязать Ширинский филиал Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и внести сведения о недействительности присвоенных инвентарных номеров и выданных технических паспортах на домовладения, местоположение которых указано как: ....
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Ширинский филиал Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» обязан устранить допущенные нарушения, а также сообщить в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия и прокурору Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
В соответствии с частью 7 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после вступления настоящего решения в законную силу направить копию решения в вышестоящую в порядке подчиненности организацию – в Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации».
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.
Решение в окончательной форме принято 11 октября 2016 года.
Судья
Орджоникидзевского районного суда
Республики Хакасия
Гладких Р.А.