ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-356/2021 от 06.12.2021 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2а - 356/2021

УИД48 RS0017-01-2021-000552-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2021 года с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Богомаз М.В.,

при секретаре Лапшиной В. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Черкизово -Растениеводство» к Управлению Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям, государственному инспектору отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ФИО1, Управлению лесного хозяйства Липецкой области о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Черкизово -Растениеводство» обратилось в суд с административным иском к Управлению Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям о признании незаконным предписания № 48-0107/04-ЗН-ВЛ от 30.07.2021 года. В обоснование требований указало, что на основании решения Управления осуществлена внеплановая выездная проверка, по итогам которой составлен акт и вынесено предписание, мотивированное тем, что обществом не проведены мероприятия (расчистка мелиорируемых земель от древесной и травяной растительности, кочек, пней, мха, камней иных предметов, проведение иных культуртехнических работ) по вовлечению в сельскохозяйственное производство части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью не менее 20 га, расположенном в Тербунском районе Липецкой области. Решением от 17.08.2021 года заместителя руководителя Управления предписание оставлено без изменения. Полагали данное предписание незаконным.

На основании определения суда от 17.09.2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ФИО1, в качестве заинтересованных лиц правообладатели земельного участка с кадастровым номером : ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО3, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41

На основании определения суда от 12.11.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГАУ «Тербунский лесхоз», в качестве административного ответчика Управление лесного хозяйства Липецкой области.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Черкизово- Растениеводство» по доверенности ФИО42 административный иск поддержала, ссылаясь на изложенные в нем доводы. Дополнительно объяснила, что в ходе проведения переговоров по мирному урегулированию спора было установлено, что на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , на площади 11 га находятся лесные насаждения, статус которых до настоящего времени не определен. ООО «Черкизово -Растениеводство» не приняло решение, будут ли сохраняться данные лесные насаждения, в то время как Управление лесного хозяйства Липецкой области ориентирует их на сохранение лесов. В связи с чем, в настоящее время не возможно исполнение вынесенного предписания. При собственном проведении обследования части земельного участка установлено, что из 20 га имеются древесные насаждения на площади 11 га (лес), защитная лесополоса и овраг глубиной 2 м. на площади 5,44 га, и может быть введена в сельхозоборот и проведены культур технические мероприятия на площади лишь 3,56 га. Просила административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ФИО43 просила в удовлетворении административного иска отказать, указав на ошибочность выводов административного истца, в то же время при рассмотрении дела не оспаривала, что на части земельного участка произрастают лесные насаждения, правовой статус которых не определен. Полагала, что предписание вынесено в отношении надлежащего субъекта, уполномоченным лицом, содержит характеристику допущенных нарушений, не затрагивает интересы общества, исполнимо, поэтому является законным и отмене не подлежит.

Государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ФИО1 поддержала позицию представителя Управления ФИО43

Представитель заинтересованного лица ГАУ «Тербунский лесхоз» - директор ФИО44 просил предписание отменить, указав, что на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером на площади 11 га, в 2014 году посажены лесные насаждения, которые, по его мнению, являются лесом. На площади 3 га произведено содействие естественному обновлению, нарезаны борозды для посева семян. Высадка лесных насаждений осуществлена в рамках государственной программы, на малопродуктивных землях сельхозназначения, с уведомлением администрации. Культуры посажены в целях предотвращения эрозии, поскольку из –за неровного, холмисто- овражного рельефа местности верхний плодородный слой почвы смывался. Ранее этот участок использовался для выпаса скота и никогда не использовался под пашню. Просил сохранить лесные насаждения.

Заинтересованные лица, представитель административного ответчика Управления лесного хозяйства Липецкой области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия)…должностного лица…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении заявления полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что на основании решения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ФИО46, принятого в силу п. 2 ч. 1 ст. 57 ФЗ от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации в соответствии с планом проведения плановых поверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год в рамках осуществления государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в период с 19.07.2021 г. по 30.07.2021 г. была проведена плановая выездная проверка ООО «Черкизово- Растениеводство», а именно земельных участков расположенных по адресу: <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; , ; ); <адрес> (земельные участки с кадастровыми номерами, , ). К проведению выездной проверки были уполномочены: государственные инспекторы отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ФИО1, ФИО45 Номер проверки 36210861000000357983.

Актом выездной плановой проверки № 48-0107/08-ЗН-ВЛ от 30.07.2021 года установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного производства) с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 353,52 га, используемом обществом с ограниченной ответственностью «Черкизово-Растениеводство» на праве долгосрочной аренды (сроком действия с 17.12.2011 г. на 25 лет), согласно структуре посевных площадей отделения Тербуны, в 2021 году на поле № ЛЮ-Т-3-2 расположены посевы сои на площади 233 га и посевы кукурузы на поле № ЛЮ-Т-3-3 на площади 108 га. Часть данного земельного участка площадью не менее 20 га (координатная точка фотографирования ), не входящая в структуру посевных площадей общества, зарастает сорной травянистой (пырей ползучий, цикорий обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, полынь обыкновенная) и древесно-кустарниковой растительностью (клен канадский, береза обыкновенная). Следы сенокошения и выпаса скота отсутствуют, что является нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации и ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельхоз назначения».

В связи с чем, контролирующим органом сделан вывод о том, что ООО «Черкизово-Растениеводство» не выполняются обязательные требования и мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв.

По результатам указанной проверки должностным лицом - государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ФИО1 ООО «Черкизово -Растениеводство» выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 30.04.2022 года, а именно в соответствии с разработанным проектом культуртехнической мелиорации провести комплекс мероприятий (расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; проведение иных культур-технических работ) по вовлечению в сельскохозяйственное производство части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью не менее 20 га, расположенного <адрес> и используемого ООО «Черкизово- Растениеводство» на праве долгосрочной аренды.

Решением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ФИО46 от 17.08.2021 года по жалобе ООО «Черкизово- Растениеводство» предписание оставлено без изменения.

Общество, полагая предписание незаконным, обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

При определении подсудности суд полагает, что она определена административным истцом верно, исходя из территории, на которой могут возникнуть правовые последствия оспариваемого предписания, и того, что имеют место нарушение земельного законодательства по охране земель.

Проанализировав представленные в дело доказательства, суд полагается, что имеется совокупность условий для признания предписания незаконным, что является основанием к его отмене.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Черкизово-Растениеводство» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.05.2014 года, ее основным видом деятельности является выращивание зерновых, зернобобовых культур и семян масленичных культур.

Из выписки из ЕГРЮЛ так же следует, что ОАО «Липецкмясо» 02.12.2019 года прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ООО «Черкизово-Растениеводство».

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 353,52 га с 2011 года находился в аренде в ОАО «Липецкмясо» с учетом дополнительного соглашения до 24.01.2025 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 30.07.2021 года земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 13.01.2011 года, имеет площадь 3535200 кв. м., категория земель земли сельхозназначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Правообладателями значатся: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО3, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36 ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ООО «Черкизово-Растениеводство». С 12.02.2020 года установлено ограничение в виде аренды на 25 лет в отношении ООО «Черкизово-Растениеводство». Основание для государственной регистрации - договор аренды земельного участка от 21.10.2021 года.

Согласно передаточному акту от 12.08.2019 года АО «Липецкмясо» в связи с реорганизацией в форме присоединения к основному обществу передало ООО «Черкизово-Растениеводство» все имущество, права и обязательства.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером используется ООО «Черкизово-Растениеводство» в целях сельскохозяйственного производства.

Как установлено в ходе проведенной проверки часть данного земельного участка площадью не менее 20 га (координатная точка фотографирования ), не входящая в структуру посевных площадей общества, зарастает сорной травянистой (пырей ползучий, цикорий обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, полынь обыкновенная) и древесно-кустарниковой растительностью (клен канадский, береза обыкновенная). Следы сенокошения и выпаса скота отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре.

В пункте 4 названного Положения указан перечень требований, за соблюдением которых органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору уполномочены осуществлять государственный земельный надзор. К числу таковых относится надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В силу ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры. Ежегодный план разрабатывается в отношении каждого субъекта Российской Федерации. В ежегодный план включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации. Требования пункта 1 настоящей статьи о периодичности проведения плановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства применяются при разработке и утверждении ежегодных планов в отношении одного субъекта Российской Федерации. Порядок разработки и утверждения ежегодного плана устанавливается в положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям от 29.10.2020 года № 199 утвержден план проведения плановых проверок юридических лиц на 2021 год, согласно которому запланировано проведение проверки в отношении ООО «Черкизово-Растениеводство»на июль 2021 года.

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено надлежащим должностным лицом государственного органа, в полномочия которого входит надзор за соблюдением требований, связанных с использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Порядок проведения плановой проверки нарушен не был.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) установлено, что землепользователи обязаны в числе прочего осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии со статьей 6 Закона N 101-ФЗ, обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 71 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обязанность должностного лица органа государственного контроля (надзора) по выдаче предписания возникает в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.06.2021 года № 402 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к числу которых отнесено зарастание сорной растительностью и (или) древесно-кустарниковой растительностью, не относящейся с многолетним плодово-ягодным насаждениям, за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений, земельного участка, свидетельствующее об его неиспользовании для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Данное обстоятельство в свою очередь свидетельствует о том, что органы земельного надзора при осуществлении своих полномочий вправе принимать законные меры в случае выявления вышеуказанного индикатора риска в отношении земель сельхозназначения.

Учитывая, что земли, используемые ООО «Черкизово-Растениеводство», в отношении которых проводилась проверка, имеют категорию сельхозназначения,

4


то землепользователи обязаны соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие и проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия в целях охраны почв, выполняя установленные требования и обязательные мероприятия по обеспечению рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

Установив наличие зарастания сорной растительностью земельного участка и его неиспользования, в отношении ООО «Черкизово-Растениеводство» было вынесено оспариваемое предписание.

Однако при его вынесении контролирующим органом не были учтены следующие обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела в суде.

Из сообщения Управления лесного хозяйства Липецкой области от 25.11.2021 года по запросу суда было установлено, что в целях реализации государственной программы Липецкой области «Развитие лесного хозяйства в Липецкой области», утв. постановлением администрации области от 08.10.2013 года № 453 на малопродуктивных землях сельскохозяйственного назначения ГАУ лесхозами области создавались защитные лесные насаждения. Территория для создания защитных лесных насаждений лесхозами области согласовывалась с администрациями муниципальных районов, администрациями сельских поселений. В границах сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского района Липецкой области ГАУ «Тербунский лесхоз» созданы защитные лесные насаждения на площади 91 га. Указанные лесные насаждения на малопродуктивных землях сельхозназначения оказывают благоприятное экологическое воздействие на окружающую природную среду, выполняют почвозащитную функцию- предотвращение овражной эрозии.

По сообщению заинтересованного лица ГАУ «Тербунский лесхоз» по запросу суда от 29.11.2021 года, на земельном участке с кадастровым номером на площади 11 га созданы защитные лесные насаждения и проведено содействие естественному возобновлению почвы на площади 3 га, ранее земельный участок, на котором произрастают лесные насаждения(11 га) и проведено содействие естественному возобновлению (3 га) не использовался как пашня, а служил для выпаса скота, из- за неровного рельефа местности и заболоченности, лесные насаждения не стоят на балансе ГАУ «Тербунский лесхоз».

Наличие лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером в месте предполагаемых работ по культуртехнической мелиорации подтверждено и фотографиями, кроме того при рассмотрении дела представителем административного ответчика Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям данное обстоятельство не оспаривалось.

Установлено, что посадка лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером на площади 11 га осуществлена ГАУ «Тербунский лесхоз» в рамках государственного контракта по выполнению работ по лесоразведению от 2014 года, на основании электронного аукциона, в соответствии с проектом лесоразведения на весну 2014 года, утв. директором ОКУ «Тербуское лесничество» 10.09.2013 года, в котором имеется план участка, соответствующей части земельного участка, указанного в предписании, высадка лесных насаждений согласована с администрацией Тербунского муниципального района Липецкой области.

Согласно представленной административным истцом карте местности с нанесением на публичную карту сведений о наличии лесных насаждений из 20 га сосновый лес занимает -11 га, овраг и лесополоса -5,44 га, участок для вовлечения в сельхозоборот -3,56 га.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела было бесспорно установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , в отношении которого на площади 20 га выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства в связи с наличием индикатора риска в отношении земель сельхозназначения, на месте предполагаемого проведения работ имеются защитные насаждения на площади 11 га, в том числе на площади 3 га проведено содействие естественному возобновлению.

Однако определить их правовой статус при рассмотрении административного дела не представилось возможным ввиду отсутствия таких сведений в компетентных органах, так судом направлялись запросы в Управление лесного хозяйства Липецкой области и ГАУ «Тербунский лесхоз», сведения о правовом статусе суду не были представлены.

Представитель заинтересованного лица ГАУ «Тербунский лесхоз» ФИО44 при рассмотрении дела предположил, что данные насаждения имеют статус леса.

В силу ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Однако оно не относится к мелиоративным лесным насаждениям. В то же время указанное положение предусматривает, что леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно - правообладатели, земельные участки). При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.

Более того, п. 7 Положения предусмотрено, что правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О мелиорации земель" мелиоративные защитные лесные насаждения - лесные насаждения естественного происхождения или искусственно созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях сохранения и повышения плодородия земель (далее - полезные функции мелиоративных защитных лесных насаждений).

В отношении мелиоративных лесных насаждений действуют Правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их сохранению, утв. приказом Министерства сельского хозяйства 30.06.2020 года, в силу которых обязанность по содержанию насаждений в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими своих полезных функций, и по проведению мероприятий по сохранению насаждений, в том числе по охране, защите и воспроизводству насаждений, возложена на правообладателей земельных участков, на которых расположены насаждения. В целях содержания насаждений в надлежащем состоянии проводятся следующие мероприятия: а) обследование насаждений; б) воспроизводство насаждений; в) уход за насаждениями.

Таким образом, леса и защитные мелиоративные лесные насаждения имеют особый статус, их размещение в силу действующего законодательства допускается на землях сельхозназначения, и в зависимости от правового статуса подлежат охране и защите правообладателями земельного участка в соответствии со специальными законами и подзаконными актами.

В то же время, предписание- это ненормативно –правовой акт административного органа, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении проверки контролирующим органом нарушений законодательства в целях их устранения. Требования, изложенные в предписании должны быть исполнимыми, оно должно содержать конкретные указания, четкие формулировки, относительно конкретных действий, которые необходимо совершить. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта, оно понимается как наличие возможности у лица, получившего предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Неопределенность и неисполнимость предписания являются самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующего положениям закона от 26.12.2008 г. № 294- Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу положений Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. Отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях, на которых располагаются леса, и на иных землях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству Российской Федерации (ст. 4 закона).

Культуртехническая мелиорация относится к одному из типов мелиорации, состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.

Таким образом, из анализа вышеназванных норм права, суд делает вывод о том, что основной целью мелиорации земель является вовлечение в сельхозоборот неиспользуемых земель, при этом культуртехнические работы проводятся на землях сельхозназначения, состояние которых исключает возможность производства сельхозпродукции, о чем свидетельствует замусоренность, засоренность камнями и тд.

Учитывая, что культур-техническая мелиорация – это система мероприятий, направленных на приведение пахотного слоя в пригодное для использование состояние, которое подразумевает удаление пней, камней, выкорчевку, расчистку от древесно-культурной растительности, целью вынесенного предписания являлось проведение мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемой части земельного участка в связи с наличием индикатора риска, в то время как по делу установлено наличие защитных лесных насаждений на месте предполагаемого проведения работ на площади 11 га из 20 га, указанных в предписании, размещение которых допустимо на землях сельхозназначения и они, безусловно, выполняют защитную функцию, в настоящее время их правовой статус не определен, а так же ООО «Черкизово-Растениеводство» на момент вынесения предписания и рассмотрения дела в суде не приняло решение совместно с собственниками долей земельного участка каким образом будут использоваться данные лесные насаждения (как лес или указанный участок будет введен в сельхозоборотоборот), то рассматриваемое предписание не может быть признано законным и исполнимым.

Суд полагает, что до установления правового статуса лесных насаждений, введения их в оборот и определения правообладателями порядка их использования понуждение ООО «Черкизово-Растениеводство» к подготовке проекта культуртехнической мелиорации и проведению культуртехнических работ в целях вовлечения в оборот данной части участка является преждевременным.

В ходе рассмотрения дела площадь участка, подлежащего вовлечению в оборот, административным ответчиком не уточнялась, самостоятельно суд лишен возможности вносить какие либо изменения в выданное административным органом предписание.

Кроме того, исполнение предписания может привести к нарушению законных интересов государства, понесшего затраты на приобретение посадочного материала, а так же владельцев и землепользователей земельного участка, которые в случае установление правового статуса леса имеют право до 21 сентября 2022 года направить в компетентный орган уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов. В таком случае данные отношения будут урегулированы положениями лесного законодательства. А в случае если указанные насаждения являются мелиоративными защитными насаждениями, то на основании подготовленного проекта мелиорации провести мелиоративные мероприятия, который являются отличными от культуртехнических мероприятий, отраженных в предписании.

Более того, суд отмечает, что наличие на земельном участке лесных насаждений не свидетельствует о непринятии обществом мер по охране земель, как это указано в предписании, поскольку они выполняют почвозащитную функцию- предотвращение овражной эрозии.

Сторонам неоднократно в ходе рассмотрения дела предлагалось урегулировать спор мирным путем, однако в ходе переговоров соглашение о примирении заключено не было.

При таких обстоятельствах, суд полагает признать незаконным и отменить предписаниегосударственного инспектора земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ФИО1 № 48-0107/04-ЗН-ВЛ от 30.07.2021 года, вынесенное в отношении ООО «Черкизово Растениеводство».

Учитывая, что Управление лесного хозяйства Липецкой области не является надлежащим административным ответчиком по делу, привлечено судом по ходатайству административного истца, то в иске к нему следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить предписаниегосударственного инспектора земельного надзора Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям ФИО1 № 48-0107/04-ЗН-ВЛ от 30.07.2021 года, вынесенное в отношении ООО «Черкизово- Растениеводство».

ООО «Черкизово- Растениеводство» в иске к Управлению лесного хозяйства Липецкой области о признании незаконным предписания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:(подпись) М. В. Богомаз

Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2021 года.