УИД 10RS0010-01-2021-000935-86
Дело № 2а-356/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 июля 2021 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательст-вующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., с участием представителя административного ответчика по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Финансовому управлению администрации Олонецкого национального муниципального района о признании незаконным бездействия по исполнению судебных решений, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Финансовому управлению администрации Олонецкого национального муниципаль-ного района (далее – Финансовое управление) о признании незаконным бездействия по исполнению судебных решений, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование требований указала, что вступившим в законную силу хх.хх.хх г. решением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. взысканы с администрации Олонецкого городского поселения в пользу МУП «ЕИРЦ Олонецкого ГП» денежные средства в размере 1 822 573,58 руб. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. произведена замена стороны взыскателя на ФИО2 Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. произведена замена должника администрации Олонецкого городского поселения на администрацию Олонецкого национального муниципального района (далее – Администрация). Исполнительный лист, выданный хх.хх.хх г., направлен в финансовый орган публично-правового образования Администрации для исполнения за счет казны муниципального образования, однако финансовым управлением Администрации от хх.хх.хх г. № 50 документы были возвращены в связи с тем, что финансовый орган муниципального образования исполняет только судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования. В этой связи истцом исполнительный лист был направлен в Управление Федерального казначейства по Республике Карелия, однако документы были также возвращены со ссылкой на то, что исполнительный лист необходимо направить для исполнения снова в финансовое управление Администрации. После этого истцом повторно направлен исполнительный лист в финансовый орган Администрации. В связи с невыплатой в срок денежных средств вступившим в законную силу решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. взысканы с Администрации в пользу истца проценты за пользование денежными средствами по ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в сумме 450 496,17 руб., а также за период с хх.хх.хх г. до момента фактического исполнения обязательства, а также расходы по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист по данному решению суда, выданный хх.хх.хх г., направлен в финансовый орган Администрации хх.хх.хх г. и получено хх.хх.хх г.. До настоящего времени задолженность по исполнительным листам не погашена. С учетом изложенного, полагает незаконным бездействие Финансового управления, выразившееся в неисполнении в установленный п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) трехмесячный срок судебного решения, которое фактически не исполняется 7 лет, и просит суд признать незаконным бездействие Финансового управления по неисполнению в установленный законом срок решения Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014, определения Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 на сумму 1 822 573,58 руб., а также решения Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № 2-253/2020, апелляционного определения Верховного Суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № 33-2836/2020 на сумму 450 496,17 руб. и процентов, начиная с хх.хх.хх г. до момента фактического исполнения обязательства. Также просит возложить на Финансовое управление обязанность устранить допущенные нарушения путем совершения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации действий по включению в бюджет Олонецкого национального муниципального района взысканных указанными выше судебными постановлениями денежных сумм и ассигнований в целях исполнения судебных актов.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Олонецкого национального муниципального района.
Истец ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, телефонограммой просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенном в отзыве на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила, возражений по существу заявленных требований не представила.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства №-ИП, материалы гражданских дел № 2-253/2020 и № 2а-227/2021, рассмотренных Олонецким районным судом Республики Карелия, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-1846/2013 МУП «Единый информационно-расчетный центр Олонецкого городского поселения» признано банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО3
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 с администрации Олонецкого городского поселения в пользу МУП «Единый информационно-расчетный центр Олонецкого городского поселения» взыскана задолженность в сумме 1 822 573,58 руб. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. решение оставлено без изменения. Арбитражным судом Республики Карелия хх.хх.хх г. выдан исполнительный лист ФС №.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 произведена замена взыскателя по исполнительному листу ФС № с МУП «Единый информационно-расчетный центр Олонецкого городского поселения» на правопреемника ФИО2
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Олонецкому району УФССП России по Республике Карелия от хх.хх.хх г. на основании указанного исполнительного листа по заявлению ФИО2 от хх.хх.хх г. в отношении должника администрации Олонецкого городского поселения возбуждено исполнительное производство №-ИП. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 в удовлетворении заявления заместителя начальника ОСП по Олонецкому району УФССП России по Республике Карелия о процессуальном правопреемстве отказано, так как данным судебным постановлением установлено, что по состоянию на хх.хх.хх г. администрация Олонецкого городского поселения являлась действующим юридическим лицом, ее ликвидация не была завершена. Согласно протоколу заседания ликвидационной комиссии № от хх.хх.хх г. и письма администрации Олонеского городского поселения от хх.хх.хх г.№ задолженность по решению суда по делу № А26-2505/2014 включена в ликвидационный баланс.
В связи с установлением факта стадии ликвидации должника постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Олонецкому району УФССП России по Республике Карелия от хх.хх.хх г. исполнительное производство №-ИП окончено. Более исполнительный лист ФС № к исполнению в ОСП по Олонекому району УФССП России по Республике Карелия не предъявлялся.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу А26-2505/2014 ФИО2 отказано в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. определение отменено, произведена замена должника с администрации Олонецкого городского поселения на процессуального правопреемника – администрацию Олонецкого национального муниципального района. Постановлением Арбитражного суда .... от хх.хх.хх г. постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от хх.хх.хх г. оставлено без изменения.
ФИО2 хх.хх.хх г. направила в Администрацию исполнительный лист ФС № и документы для его исполнения, однако письмом от хх.хх.хх г. Администрация возвратила ФИО2 исполнительный лист и иные приложенные к письму документы со ссылкой на то, что в соответствии с п. 4 ст. 242.2 БК РФ финансовый орган муниципального образования исполняет только судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования.
В связи с возвратом Администрацией документов ФИО2 письмом от хх.хх.хх г. направила в Управление Федерального казначейства по .... исполнительный лист ФС № и иные необходимые документы для его исполнения, однако в ее адрес хх.хх.хх г. направлено уведомление о возврате исполнительного документа, в котором разъяснены положения БК РФ и необхо-димость предъявления исполнительного документа для исполнения в финансовое управление Администрации.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 разъяснено, что взыскание в пользу ФИО2 денежных средств в размере 1 822 573,58 руб. должно производиться за счет средств казны муниципального образования «Олонецкий национальный муниципальный район».
В связи с неисполнением исполнительного документа решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № 2-253/2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от хх.хх.хх г., взысканы с Администрации в пользу ФИО2 проценты за пользование чужими денежными средствами за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в размере 450 496,17 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ, начиная с хх.хх.хх г. до момента фактического исполнения обязательства.
ФИО2 направила в финансовый орган публично-правового образования Администрации исполнительные листы ФС № и ФС № с приложением иных документов, необходимых для исполнения исполнительных документов. Все документы получены Администрацией хх.хх.хх г., что подтверждается уведомлением о вручении и не оспаривается Финансовом управлением.
До настоящего времени решение Арбитражного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № А26-2505/2014 и решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по делу № не исполнены.
Полагая бездействие Финансового управления по исполнению судебных решений незаконным, ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен, в частности, БК РФ, Федеральным законом от хх.хх.хх г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», иными актами законодательства.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от хх.хх.хх г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В соответствии с положениями главы 24.1 БК РФ списание денежных средств производится с лицевых счетов получателей бюджетных средств.
На основании п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 242.1 БК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 1 ст. 16 АПК РФ, ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно ч. 7 ст. 242.2 БК РФ органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
В соответствии со ст. 6 БК РФ к финансовым органам относятся Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Частью 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» установлено, что лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
Из Положения о Финансовом управлении Администрации Олонецкого национального муниципального района следует, что Финансовое управление создано в соответствии с решением Совета Олонецкого национального муниципального района от 27.01.2010 № 4 и является финансовым органом Администрации, исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, подчиняется главе администрации района, реализует финансовую политику Олонецкого национального муниципального района и в пределах своей компетенции осуществляет бюджетный процесс, организует исполнение районного бюджета (п. 1.1).
Финансовое управление наделено правами юридического лица, имеет печать с собственным наименованием, угловой штамп, бланки, расчетный и другие счета в банковских учреждениях и органах федерального казначейства Российской Федерации, необходимые для его деятельности (п. 1.4).
Согласно п. 1.6 Положения Финансовое управление представляет интересы администрации района в арбитражном и третейских судах, судах общей юрисдикции по вопросам финансово-бюджетной сферы.
В соответствии с разделом 2 Положения основными задачами финансового управления являются:
- разработка и реализация в пределах своей компетенции финансовой и налоговой политики района;
- составление проекта бюджета, исполнение бюджета и составление отчета об исполнении районного бюджета;
- совершенствование методики финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности.
Исходя из положений раздела 3 Положения, Финансовое управление осуществляет следующие функции:
- организует бюджетный процесс в районе;
- разрабатывает основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики района;
- составляет проект районного бюджета и проект консолидированного бюджета района на очередной финансовый год, представляет его главе местного самоуправления для проведения публичных слушаний и внесения на рассмотрение Совета Олонецкого национального муниципального района;
- составляет и ведет бюджетную роспись районного бюджета;
- организует исполнение и исполняет районный бюджет;
- участвует в работе комиссии Администрации и Совета Олонецкого национального муниципального района по финансовым вопросам, дает свои заключения по рассматриваемым вопросам;
- рассматривает обращения налогоплательщиков и иных лиц и дает заключения по вопросу целесообразности предоставления льгот по местным налогам.
В соответствии с п. 4.2.2 Положения Финансовое управление обязано соблюдать требования действующего законодательства и правовых актов органов местного самоуправления района по вопросам деятельности финансового управления.
Структуру финансового управления составляют: начальник финансового управления, бюджетный отдел, отдел учета и контроля (п. 5.1). Ответственность за деятельность финансового управления возлагается на начальника управления, Финансовое управление несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него полномочий в соответствии с законодательством (п. 6.1, 6.2).
Таким образом, Финансовое управление является юридическим лицом, наделенным соответствующей компетенцией по открытию и ведению лицевых счетов для учета операций бюджета муниципального района, по санкционированию оплаты денежных обязательств и, соответственно, лицом, обязанным исполнять судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования.
Пунктом 3 постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006 установлено, что согласно п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
При этом, как указано в указанном постановлении Пленума, положения ст. 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган финансовый орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, исполнительные листы ФС № по делу № А26-2505/2014 и ФС № по делу № 2-253/2020 соответствуют резолютивным частям решений, получены Финансовым управлением 09.11.2020. Следовательно, орган, исполняющий судебные акты, обязан был исполнить судебные постановления в срок не позднее 09.02.2021, однако обязанность по исполнению судебных решений до настоящего времени не исполнена.
В соответствии с п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение указанных положений норм права каких-либо доказательств совершения действий, направленных на исполнение судебных решений, либо наличия уважительных причин невозможности их исполнения, в установленный БК РФ срок Финансовым управлением в материалы дела не представлено.
Согласно п. 5 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В ч. 2 ст. 215.1 БК РФ в качестве одной из основ исполнения бюджетов установлено, что исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
В соответствии с п. 1 ст. 217 БК РФ установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, то есть Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований.
Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются руководителем соответствующего финансового органа.
В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Следует отметить, что бюджетное законодательство допускает определенное отступление от норм закона (решения) о бюджете на стадии исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О, законоположения гл. 24.1 БК РФ направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами БК РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абз. 9 ст. 69 БК РФ). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абз. 5 п. 3 ст. 217 БК РФ).
В силу специального указания п. 5 ст. 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абз. 10 ст. 6, абз. 1 п. 3 ст. 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Как это вытекает из взаимосвязанных положений п. 4 ст. 21, п. 4 ст. 217 и п. 3 ст. 219.1 Кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Таким образом, положения п. 3 ст. 217 и п. 5 ст. 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.
Судом установлено и на это ссылается Финансовое управление, что для целей исполнения судебного акта в бюджете Олонецкого национального муниципального района на 2021 г. выделено недостаточно денежных средств на исполнение судебных решений.
Однако, как было указано, перераспределение бюджетных ассигнований возможно в рамках бюджетного процесса, с соблюдением процедуры и порядка, предусмотренного бюджетным законодательством.
Учитывая, что сумма взыскания по судебным актом превышает объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования, а начальник Финансового управления имеет право вносить изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, суд приходит к выводу о допущенном бездействии начальника Финансового управления.
Довод о невозможности перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.) является несостоятельным, так как сами по себе разделы и подразделы бюджета представляют укрупненные единицы группировки по отношениям к целевым статьям и видам расходов.
С учетом изложенного и анализа представленных в материалы дела доказательств, суд пришел к выводу о том, что Финансовым управлением не доказана невозможность перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.) как это предусмотрено нормами БК РФ и разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 №1312-О-О.
Следует также отметить, что положения п. 3 ст. 217 и п. 5 ст. 242.2 БК РФ предусматривают возможность перераспределения средств на стадии исполнения, а не принятия бюджета. Таким образом, Финансовое управление должно доказать невозможность перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), а не ссылаться на необходимость изменения бюджета как на единственную возможность такой корректировки на стадии исполнения. Соответствующие доказательства совершения таких действий Финансовым управлением не приведены.
Исходя из предмета и основания заявленного требования, Финансовое управление в силу положений п. 11 ст. 226 КАС РФ должно доказать, что предприняло все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступивших в законную силу судебных актов, в рамках имеющихся полномочий, предоставленных, в том числе, ст. 171 и абз. 5 п. 3 ст. 217 БК РФ.
Между тем такие доказательства, а также доказательства наличия уважительных причин невозможности своевременного исполнения судебных актов, Финансовым управлением не представлены.
Ссылка Финансового управления на то, что предпринимались все меры по исполнению исполнительных листов, является необоснованной так как в установленный законом трехмесячный срок с момента поступления исполнительных листов в Финансовое управление (хх.хх.хх г.) предпринято лишь обращение хх.хх.хх г. в Совет Олонецкого городского поселения о рассмотрении на очередном заседании вопроса о выделении денежных средств (внесении изменений в бюджет, которое, как указано выше, с учетом требований законодательства не требуется) на исполнение судебных решений за счет средств Олонецкого городского поселения.
При этом, фактически действия предприняты Финансовым управлением в последний день (хх.хх.хх г.) срока для исполнения судебных решений, обозначенного самии Финансовым управлением в письме ФИО2 о принятии к исполнению исполнительных листов.
Более того, как указано выше, действительный срок исполнения судебных решений окончился хх.хх.хх г., а не хх.хх.хх г., так как исполнительные листы поступили в Финансовое управление хх.хх.хх г.. То обстоятельство, что Финансовое управление в силу п. 3 Порядка ведения учета и осуществления хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с исполнением судебных актов по искам к муниципальному образованию «Олонецкий национальный муниципальный район», предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета, направляло запрос в Администрацию о проведении юридической оценки исполнительных документов и получило ответ на него только хх.хх.хх г., не означает, что срок принятия Финансовым управлением к исполнению исполнительных документов начинается с указанной даты, как об этом указано Финансовым управлением в письме ФИО2 от хх.хх.хх г..
Также суд учитывает, что Финансовое управление, исходя из отзыва на иск и данных в ходе рассмотрения дела представителем пояснений, в период с хх.хх.хх г. (день поступления исполнительных документов) по хх.хх.хх г. фактически никаких мер по исполнению исполнительных документов не предпринимало, ожидая результат рассмотрения Тринадцатым арбитражным апелляционным судом заявления Администрации о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам дела № А26-3504/2014, надеясь на удовлетворение данного заявления и отсутствия необходимости исполнения исполнительных листов, однако определением от хх.хх.хх г. заявление оставлено без удовлетворения.
Таким образом, в установленный законом трехмесячный срок не были предприняты все меры для исполнения возложенной бюджетным законодательством обязанности по исполнению судебных решений.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на начальника Финансового управления обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не установлено в действиях участников процесса признаков преступления, оснований для принятия мер реагирования путем направления сообщения об этом в органы дознания или предварительного следствия в соответствии с ч. 4 ст. 200 КАС РФ не имеется.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ с Финансового управления подлежат взысканию в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 к Финансовому управлению администрации Олонецкого национального муниципального района о признании незаконным бездействия по исполнению судебных решений, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Финансового управления администрации Олонецкого национального муниципального района, выразившееся в неисполнении исполнительного листа ФС № по делу № А26-2505/2014 и исполнительного листа ФС № по делу № в течение трех месяцев со дня их поступления как несоответствующее п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Возложить на начальника Финансового управления администрации Олонецкого национального муниципального района обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО2 путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись Олонецкого национального муниципального района для исполнения исполнительных листов ФС № по делу № А26-2505/2014 и ФС № по делу №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) И.А. Курсов
Копия верна. Судья И.А. Курсов
Мотивированное решение суда изготовлено 12.07.2021.