ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-356/2022 от 01.08.2022 Усти-катавского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-356/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Усть-Катав 1 августа 2022 года

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Хлёскиной Ю.Р.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Третьякова Алексея Николаевича к администрации Усть-Катавского городского округа, Главе Усть-Катавского городского округа о признании незаконным постановления от 22 апреля 2022 года № 577 в части, обязании внести изменения в указанное постановление,

УСТАНОВИЛ:

Третьяков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Усть-Катавского городского округа о признании постановления от 22 апреля 2022 года в части (таблица 1 цифра 7) незаконным, обязании ответчика внести изменения в таблицу 1 постановления от 22 апреля - цифру 7 на цифру 8, при этом применить к истцу приложение 1 п. 1 из постановления от 8 июня 2020 года .

В обосновании исковых требований указал, что 01.03.2018 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: , признан аварийным и подлежал сносу. 02.06.2020 года решением Усть-Катавского городского суда на ответчика возложена обязанность предоставить истцу квартиру. 08.06.2020 года ответчик вынес постановление , в котором согласно приложения вышеуказанный дом планировалось окончательно переселить в 4 квартале 2021 года и согласно таблице в 2022 году планировалось переселить 105 человек. 26.06.2020 года ответчиком в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области подана заявка. Истцом также подано обращение, 10.02.2021 года на него дан ответ, в котором на вышеуказанную заявку запланированы средства из областного бюджета на 2022 год. 22.04.2022 года ответчиком вынесено постановление , которым внесены изменения в предыдущее постановление от 08.06.2020 года , в таблицу п. 9 «Число переселенных граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания» уже составило в 2022 году 7 человек. Считает, что вынесенным постановлением от 22.04.2022 года и действиями ответчика нарушения требования закона об исполнении решений судов, а также права истца, его свободы и законные интересы, предусмотренные ст.ст. 40, 46 Конституции РФ, а именно: право на предоставление во вне очереди жилого помещения, которое было установлено ответчиком в 4 квартале 2021 года. Согласно официальному сайту «Единая информационная система в сфере закупок» 08.04.2022 года и 05.05.2022 года администрацией Усть-Катавского городского округа приобретены жилые помещения. Согласно сведениям из Реформы ЖКХ - имеет площадь ,4 кв.м и число проживающих 4 чел., имеет площадь 27,1 кв.м и число проживающих 3 чел. Отсюда следует подтверждение в сфере закупок ЕИС, а также злостное неисполнение ответчиком решения суда, нарушение конституционных прав, свобод и законных интересов истца. Постановлением от 22.04.2022 года ответчик предусмотрел в 2022 году переселение 7 человек, которых уже переселил 08.04.2022 года и 05.05.2022 года. Таким образом, вынесенное ответчиком постановление от 22.04.2022 года в части - таблица , год 2022, п. 9 цифра 7, незаконное (л.д. 7-8).

Определением суда от 13 июля 2022 года к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика - Глава Усть-Катавского городского округа, в качестве заинтересованного лица - Управление инфраструктуры и строительства администрации Усть-Катавского городского округа (л.д. 42-43).

Истец Третьяков А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 49), предоставил заявление с просьбой провести судебное заседание в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 53).

Представитель ответчика администрации Усть-Катавского городского округа ФИО3, действующий на основании доверенности от 20.01.2022 года (л.д. 39), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 50), просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что с исковыми требованиями административный ответчик не согласен в полном объеме. В рамках рассматриваемого заявления административный истец считает незаконным постановление администрации Усть-Катавского городского округа от 22.04.2022 года «О внесении изменений в постановление администрации Усть-Катавского городского округа от 08.06.2020 «Об утверждении муниципальной Программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Усть-Катавском городском округе Челябинской области на 2021-2023 гг.» в той части, в которой приложением 1 к данному постановлению (п. 1.4 приложения, таблица 1) администрацией устанавливается количество переселенных граждан из жилых помещений, признанных в установленном законом порядке аварийными и непригодными для проживания. Данное постановление принято в рамках полномочий, определенных федеральным законом по исполнению вопросов местного значения. Ввиду установленной бюджетным законодательством методики программно-ориентированного финансирования все расходы бюджета муниципального образования в соответствующем периоде с целью улучшения контроля за исполнением обязательств должны находить подтверждение и обоснование в соответствующих муниципальных программах, принимаемых местной администрацией по различным функциональным направлениям. Оспариваемое постановление по своей сути является производным документом ненормативного характера, вносящим изменения в действующую и утвержденную муниципальную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации». В принятую муниципальную программу были внесены только те жилые дома, расселение которых включено в областную адресную программу переселения граждан их аварийного жилья, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 29.03.2019 года -П, и на которые выделено финансирование из областного бюджета. Кроме того, если проанализировать содержание областной адресной программы, можно сделать вывод, что она распространяет свое действие только на жилые помещения, признанные в установленном законом порядке непригодными для проживания до 1 января 2017 года (в частности п.п. 2, 3, 7). Таким образом, оспариваемое постановление принято с учетом требований акта более высокого уровня, устанавливающего критерии финансирования для объектов расселения. Из материалов дела не следует, что административный ответчик каким-либо образом отрицает обязательство перед истцом по исполнению решения суда, однако установление числа граждан, которые должны быть переселены в рамках действующей программы, является полномочием органа местного самоуправления исходя из требований областной адресной программы. Жилое помещение ФИО1 не отвечает данным критериям, так как многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение истца, признан в установленном порядке аварийным в марте 2018 года. В силу этого считает, что наличие действующей утвержденной программы по расселению аварийного жилого фонда не нарушает права и законные интересы административного истца, так как его право на исполнение судебного решения в разумный срок регулируется иными правовыми механизмами. По общим принципам права суд не может своим решением подменять государственные или муниципальные органы в их законной деятельности, таким образом, считает, что законом не предусмотрено внесение изменений в принятый надлежащим образом в рамках своих бюджетных полномочий и пределов акт местной власти. Отмечает, что требования административного истца по изменению лишь одного пункта (цифры) в оспариваемом постановлении также носят произвольный характер, ибо иные количественные показатели, заложенные в программу и отраженные в иных её пунктах, находятся во взаимозависимости с оспариваемой цифрой, и механическое изменение одной цифры в акте не позволит сделать исполнение данного акта эффективнее относительно истца ввиду отсутствия финансирования на не подходящие по критерию срока признания аварийными жилые дома (л.д. 54-55),

Административный ответчик - Глава Усть-Катавского городского округа Семков С.Д. в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 51), предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, с исковыми требованиями не согласен в полном объеме, поддерживает позицию, изложенную в отзыве администрации Усть-Катавского городского округа по данному делу (л.д. 57).

Представитель третьего лица Управление инфраструктуры и строительства администрации Усть-Катавского городского округа при надлежащем извещении не принял участия в судебном заседании (л.д. 52).

Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие сведений об уважительности причин их неявки, суд определил рассматривать дело в их отсутствие.

Исследовав представленные материалы, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Ч. 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" целью данного Закона является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда - это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2, 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Третьяков А.Н. является собственником в на основании договора купли - продажи от 10 мая 2017 года.

Постановлением администрации Усть-Катавского городского округа от 1 марта 2018 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Решением Усть-Катавского городского суда от 2 июня 2020 года на администрацию Усть-Катавского городского округа возложена обязанность предоставить Третьякову Алексею Николаевичу благоустроенное жилое помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте Усть-Катавского городского округа Челябинской области, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 33 кв.м. (л.д. 45-48).

Решение вступило в законную силу 10 июля 2020 года.

Из искового заявления следует, что решение суда от 2 июня 2020 года не исполнено, что не оспаривается административным ответчиком.

Постановлением администрации Усть-Катавского городского округа от 08.06.2020 года утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Усть-Катавском городском округе Челябинской области на 2021-2023 годы (л.д. 58).

Программа разработана в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, Жилищным Кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, в целях реализации Государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014-2020 годы, принятой постановлениемПравительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. -П, с изменениями в государственную программу.

Одной из подпрограмм указанной муниципальной программы является подпрограмма «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного не пригодным для проживания» (л.д. 95-101).

Основными задачами указанной подпрограммы являются: формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, находящихся в аварийных многоквартирных домах; обеспечение жилищных прав собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, путем создания условий для обеспечения альтернативности в выборе способа переселения и прозрачности формирования списка участников Программы; переселение жителей аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу или реконструкции; использование освободившихся земельных участков после сноса аварийных МКД под строительство новых объектов.

Число переселенных граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания запланировано: 2021 год - 210, 2022 год - 105, 2023 год - 59 (таблица паспорта муниципальной программы - л.д. 66-67).

Объем финансирования подпрограммы в 2021-2023 годах составляет 151 293, 61 тыс. руб., в том числе: 149 795,65 тыс.руб. - средства областного бюджета, 1 497,96 тыс. руб. - средства местного бюджета (л.д. 95-96).

Многоквартирный включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими расселению в 2021-2023 годах (приложение - л.д. 103-105).

Согласно ответа Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области от 10.02.2021 года на обращение Третьякова А.Н. администрацией Усть-Катавского городского округа 26.06.2020 года в Министерство представлена заявка на участие в подпрограмме «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» государственной программы «Доступное и комфортное жилье гражданам Российской Федерации» в Челябинской области для реализации мероприятий по переселению граждан. После рассмотрения вышеназванной заявки Усть-Катавскому городскому округу на реализацию программных мероприятий запланированы средства областного бюджета на 2022 год. Действующим законодательством РФ обязанности по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, входят в компетенцию органов местного самоуправления. Вопрос о расселении многоквартирных домов решается администрацией Усть-Катавского городского округа в рамках полномочий (л.д. 22).

Данное обстоятельство подтверждается заявкой Главы Усть-Катавского городского округа на участие в 2021 году в подпрограмме «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» государственной программы Челябинской области «Доступное и комфортное жилье гражданам Российской Федерации» в Челябинской области и на предоставление субсидий на приобретение жилых помещений для осуществления мероприятий по переселению граждан, в том числе на расселение многоквартирного дома по адресу: (л.д 20).

Постановлением администрации Усть-Катавского городского округа от 22.04.2022 года внесены изменения в постановление администрации Усть-Катавского городского круга от 08.06.2020 «Об утверждении муниципальной Программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Усть-Катавском городском округе Челябинской области на 2021-2023 гг.» (л.д. 108).

В наименовании постановления, Паспорте, текстовой части Программы наименовании приложений 1,2,4,5,6,7 к Программе исключены слова «на 2021-2023 годы».

В разделе 7 Паспорта, по тексту Программы срок реализации «2021-2023» заменен на «2021-2024» (л.д.109-114)

В главе седьмой Программы «Ожидаемые результаты реализации с указанием целевых индикаторов и показателей» таблица 1 изложена в новой редакции, в том числе: число переселенных граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания запланировано: 2021 год - 70, 2022 год - 7, 2023 год - 320, 2024 год - 320 (л.д.110-111).

Постановление от 22.04.2022 года со всеми приложениями официально опубликовано на сайте администрации Усть-Катавского городского округа.

Постановлением Правительства Челябинской области от 29.03.2019 N 158-П утверждена областная адресная программа "Переселение в 2019 - 2023 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" (с "Изменениями, которые вносятся в областную адресную программу "Переселение в 2019 - 2023 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области").

Объектом рассмотрения Программы является жилищный фонд, расположенный на территории Челябинской области, как совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных по состоянию на 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе эксплуатации (далее именуется - аварийный жилищный фонд).

Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих расселению, приведен в приложении 1 к Программе.

Участниками Программы являются муниципальные образования, отвечающие следующим требованиям: наличие на территории муниципального образования аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, сведения по которому внесены в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ"; выполнение условий, предусмотренных статьей 14 Федерального закона (из числа относящихся к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований).

Очередность включения аварийных МКД в Программу определяется в соответствии со статьей 16 Федерального закона (п. 7).

Основанием для включения многоквартирного дома в Программу является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", по состоянию на 1 января 2017 года (п. 8).

При реализации Программы органы местного самоуправления осуществляют переселение граждан из аварийных МКД в соответствии с перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2017 года (приложение 1 к Программе), содержащим адресный перечень многоквартирных домов, включенных в Программу, и срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, определенный с учетом требований подпункта 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона.

Перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2017 года, формируется на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представляемых органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона (п. 9).

Согласно приложении 1 к Программе «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2017 года» по программе переселения 2019 - 2023 годов, в рамках которой предусмотрено финансирование за счет средств Фонда, в том числе: по Усть-Катавскому городскому округу включены дома: и (пп. 435, 436).

Согласно приложении 3 к Программе «План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года» в 2022-2023 годах планируется к переселению 7 жителей из двух жилых помещений

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, административный истец указывает на то, что вынесенным постановлением от 22.04.2022 года и действиями ответчика нарушены требования закона об исполнении решения суда.

С учётом фактически сложившейся ситуации, не смотря на закреплённую в федеральных законах необходимость немедленного исполнения вступившего в законную силу судебного акта, жилое помещение по решению суда должно быть предоставлено взыскателю Третьякову А.Н., равно как и другим лицам, в порядке существующей очерёдности. Незамедлительное предоставление Третьякову А.Н. жилого помещения по решению суда, без учёта этой очерёдности и без учёта прав других лиц, с неизбежностью привело бы к нарушению прав последних, в том числе тех лиц, которые были поставлены на учёт для получения жилья раньше истца и которые до настоящего времени не получили жилые помещения. Между тем, в силу ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Кроме того, заслуживают внимание доводы административного ответчика, что требования Третьякова А.Н. об изменении одной цифры в оспариваемом постановлении носят произвольный характер, поскольку повлекут изменение иных количественных показателей, заложенных в программу.

Поскольку оспариваемое Третьяковым А.Н. постановление было принято в соответствии с законом в пределах полномочий, предоставленных ответчику, во исполнение программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Усть-Катавском городском округе Челябинской области, то суд не находит оснований для признания незаконным постановления от 22 апреля 2022 года в оспариваемой части.

Оценивая позицию административного истца по возникшему спору, суд приходит к выводу о том, что возражения Третьякова А.Н. против постановления от 22 апреля 2022 года сводятся к несогласию с неисполнением решения суда от 2 июня 2020 года.

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу решения суда являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Причем исполнение вступивших в законную силу решений суда регулируется правовыми нормами Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Суд не вправе конкретизировать действия, которые должен совершить административный ответчик, и указывать порядок и последовательность этих действий, поскольку, осуществляя правосудие, не должен подменять уполномоченный орган с учетом его полномочий, предусмотренных действующим законодательством, и разрешать вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.

Таким образом, требования административного истца удовлетворению не подлежат, поскольку вопрос о предоставлении жилого помещения был разрешен, в связи с чем нарушения прав Третьякова А.Н. суд не усматривает, а вопрос о предоставлении жилья относится к компетенции административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Третьякова Алексея Николаевича к администрации Усть-Катавского городского округа (), Главе Усть-Катавского городского округа о признании незаконным постановления администрации Усть-Катавского городского округа от 22 апреля 2022 года в части, обязании внести изменения в указанное постановление, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд Челябинской области.

Председательствующий Ю.Р.Хлёскина

Мотивированное решение изготовлено 8 августа 2022 года.