ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-356/2022 от 09.07.2022 Красногвардейского районного суда (Белгородская область)

№2а-356/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2022 года г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Выродовой Г.И.

при секретаре Сидельниковой Ю.С.

с участием административного истца Шахова В.Н., представителя административных истцов Щекалова А.В. (по доверенности), заинтересованных лиц Прилипчук В.А., Лушпаева В.Н., Власова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шахова В.С., Шаховой Е.Б. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков и снятии их с кадастрового учета,

установил:

Шахов В.С., Шахова Е.Б. обратились в суд с административным иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области) о снятии земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> с кадастрового учета, сославшись в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.

Истцы являются собственниками земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , используемых для прогона и выпаса крупного рогатого скота, принадлежащего Шахову В.С.- главе крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ). Прогон животных к месту выпаса и обратно осуществляется с 2015 г. по одним и тем же земельным участкам, сложился фактический способ их использования. Весной 2021 года Прилипчук В.А., Лушпаевой В.В. и Лушпаевым В.Н. - собственниками земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенных в том же кадастровом квартале , осуществлено межевание участков, в результате чего произошло расклинивание кадастрового квартала на две части, сделано это было намеренно, чтобы не дать истцам пользоваться земельными участками вопреки сложившемуся фактическому порядку их использования. В дальнейшем собственниками участков был произведен выдел земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>. В настоящее время это препятствует административным истцам выделиться и воспользоваться своими правами пользования землей.

Определением от 21.06.2022 г. по делу в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее – Управление Росреестра по Белгородской области).

В ходе подготовки дела административными истцами уточнены требования административного иска, согласно которым они просили признать незаконными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области и Управления Росреестра по Белгородской области по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, принадлежащих Прилипчук В.А., с кадастровыми номерами: <данные изъяты> принадлежащих Лушпаевой В.В., с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащим Лушпаеву В.Н., и обязать административных ответчиков снять их в кадастрового учета.

В судебном заседании административный истец Шахов В.С. уточненные заявленные требования административного иска поддержал, указал на незаконность действий ответчиков по постановке 15 земельных участков на кадастровый учет в части внесения изменений о местоположении их границ, просил исключить сведения об уточнении местоположения границ оспариваемых земельных участков.

Административный истец Шахова Е.Б. в судебное заседание не явилась, извещена путем направления заказного почтового отправления с почтовым идентификатором , представила суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, обеспечив участие в деле своего представителя Щекалова А.В.

Представитель административных истцов Щекалов А.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просил суд их удовлетворить. Указал, что границы принадлежащих заинтересованным лицам земельных участков (15) были определены без учета сложившегося фактического порядка пользования землей (многолетнего прогона крупного рогатого скота в пределах кадастрового квартала), нарушены требования ст.16 Земельного кодекса РФ, не соблюдена процедура согласования границ земельных участков в установленном порядке. Поскольку наличие указанных земельных участков с установленными границами на кадастровом учете препятствует установлению границ земельных участков, принадлежащих Шахову В.С. и Шаховой Е.Б. и внесению соответствующих сведений в ЕГРН, в этой связи просил о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> путем исключения сведений о местоположении границ земельных участков.

Представитель административных ответчиков ФГБУ "ФКП Росреестра по Белгородской области" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, путем электронного заказного почтового отправления с почтовыми идентификаторами , представил суду письменные возражения, согласно которым Законом о государственной регистрации не предусмотрен порядок снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона. Исключение сведений об объекте недвижимости из ЕГРН влечет прекращение его существования, как объекта прав, и прекращает право собственности на объект недвижимости. Указал, что с 01.01.2017 г. на территории Белгородской области функции по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, в связи с чем полагал ФГБУ "ФКП Росреестра по Белгородской области" ненадлежащим ответчиком.

Представитель административного ответчика- Управления Росреестра по Белгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, путем направления заказного почтового отправления с почтовым идентификатором , представил суду письменные возражения, указав, что Управление, его территориальные органы, осуществляют государственный кадастровый учет (ГКУ), государственную регистрацию прав (ГРП), ведение единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в котором имеются сведения об оспариваемых земельных участках. Государственными регистраторами проведение правовой экспертизы документов при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав осуществляется в порядке ст. 29 Федерального Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в рамках наделенных полномочий. Решение о проведении учета на объекты недвижимости может быть принято только при отсутствии оснований для приостановления или отказа в государственной кадастровом учете, предусмотренных статьями 26 и 27 Закона о регистрации.

Заинтересованное лицо Лушпаева В.Н. в судебное заседание не явилась, извещена путем направления заказного почтового отправления с почтовым идентификатором , представила суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, обеспечив участие в деле своего представителя Лушпаева В.Н. (по доверенности).

Заинтересованные лица: Прилипчук В.А., Лушпаев В.Н. (представитель заинтересованного лица Лушпаевой В.В.) в судебном заседании требования административного иска полагали незаконными, просили в их удовлетворении отказать. Указали, что осуществление межевания земельных участков и определение местоположения их границ проводилось кадастровым инженером с соблюдением требований закона. Оснований для аннулирования сведений о местоположении границ участков- не имеется.

Заинтересованное лицо Власов С.Н. в судебном заседании 20.07.2022 г. пояснил, что по заказу Шахова В.С. и Шаховой Е.Б. в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, принадлежащих на праве собственности административным истцам, изготавливал проекты межевых планов земельных участков с кадастровыми номерами: , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного <адрес>, , площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного <адрес>, <данные изъяты> кв.м. <адрес>, на которые накладывались другие земельные участки. В последующие судебные заседание Власов С.Н. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, протокольным определением ходатайство удовлетворено.

В силу статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законодательство об административном судопроизводстве предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, и устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

На основании части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ " к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 21 названного Закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

При этом действующее законодательство не предусматривает права лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается на земельный участок, местоположение границ которого это лицо намерено уточнить. Возможно аннулирование сведений и исключение из государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости, сведения о которых носили временный характер. Действующее законодательство иных случаев аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости не предусматривает.

Судом установлено, что в ЕГРН содержатся сведения о следующих земельных участках с кадастровыми номерами:

- , расположенный по адресу: <данные изъяты> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет 18.07.2013 г.. По заявлению собственника Прилипчук В.А. от 06.10.2021 г. на основании межевого плана, государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <данные изъяты> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Прилипчук В.А. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <данные изъяты> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок постановлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Прилипчук В.А. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <данные изъяты> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Прилипчук В.А. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <данные изъяты> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок постановлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Прилипчук В.А. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка,

- , расположенный по адресу: <данные изъяты> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государтвенный кадастровый учет . По заявлению собственника Прилипчук В.А. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <данные изъяты> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Прилипчук В.А. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Прилипчук В.А. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <адрес> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Прилипчук В.А. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <данные изъяты> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Прилипчук В.А. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <адрес> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Лушпаевой В.В. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <адрес> – для ведения личного подсобного, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Лушпаевой В.В. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <адрес> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Лушпаевой В.В. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <адрес> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Лушпаевой В.В. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

- , расположенный по адресу: <адрес> – для ведения личного подсобного хозяйства, участок поставлен на государственный кадастровый учет . По заявлению собственника Лушпаева В.Н. от на основании межевого плана государственным регистратором принято решение о внесении изменений в части местоположения границы и площади земельного участка.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Вопреки требованиям статей 62, 220 КАС РФ, таких доказательств стороной истцов суду не представлено.

Показания допрошенных по инициативе сторон свидетелей <данные изъяты> Е.В., <данные изъяты> А.А., <данные изъяты> О.А., <данные изъяты> Е.С., <данные изъяты> А.Н. правового значения по настоящему делу не имеют.

Суд отмечает, что фактически административные истцы не согласны по существу с описанием местоположения границ вышеуказанных земельных участков, принадлежащих Прилипчук В.А., Лушпаевой В.В., Лушпаеву В.Н.

Заявленное Шаховым В.С. и Шаховой Е.Б. требование направлено на разрешение межевого спора, который не может быть рассмотрен в порядке главы 22 КАС РФ.

С учетом изложенного, стороной административных истцов неправильно выбран способ защиты права.

Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу пункта 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Шахова В.С., Шаховой Е.Б. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков и снятии их с кадастрового учета- отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд.

Председательствующий судья Г.И. Выродова

Решение в окончательной форме изготовлено 2 августа 2022 г.

Председательствующий судья Г.И. Выродова

Решение02.08.2022