ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-356/2022 от 18.01.2022 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело

УИД64RS0-24

Решение

Именем Российской Федерации

18 января 2022 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Григорьевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к общественной организации «Местная еврейская национально-культурная автономия города Энгельса Саратовской области» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к общественной организации «Местная еврейская национально-культурная автономия города Энгельса Саратовской области» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, которая зарегистрирована з за основным государственным регистрационным номером за основным государственным регистрационным номером , учетный регистрационный , прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

В обоснование заявления административный истец указал, что Общественная организация «Местная еврейская национально-культурная автономия города Энгельса Саратовской области» (далее - Организация) зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области за основным государственным регистрационным номером на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее -Управление) от ДД.ММ.ГГГГ, учетный .

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), юридическим адресом Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является: <адрес>.

Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - Председатель Совета ФИО5.

Организационно-правовая форма Организации - общественная организация. Территория деятельности - местная. Вид общественной организации - национально-культурная автономия, территория деятельности - местная.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон), плана проведения проверок некоммерческих организаций на 2021 год, утвержденному приказом Управления от 28.10.2020 № 87, распоряжения Управления от 08.06.2021 № 01-05-44 о проведении плановой документарной проверки Организации, в период с 05.07.2021 по 30.07.2021 Управлением проведена документарная проверка соответствия деятельности общественного объединения и его структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.,

При проведении проверки установлено следующее:

1) Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Организация находится по адресу: <адрес>.

Согласно представленным на проверку пояснениям представителя Организации по доверенности в проверяемом периоде Организацией готовились документы для смены юридического адреса, однако из-за фактического прекращения деятельности документы остались неоформленными.

Согласно сведениям, содержащимся в учетном деле Организации, помещение по указанному адресу, принадлежащее ФИО1 Н.В. на праве собственности, было предоставлено Организации для места нахождения постоянно действующего исполнительного органа Организации, о чем в учетном деле имеется заявление учредителя (члена) Организации ФИО1 Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ. Однако правоустанавливающие документы на Помещение, расположенное по указанному адресу (юридический адрес), у Организации отсутствуют, соответствующий договор не заключался.

Согласно информации, имеющейся в учетном деле, вся корреспонденция, в том числе распоряжение Управления от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление Управления от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой документарной проверки Организации, направляемые У правлением., в адрес Организации, возвращаются в Управление, что свидетельствует о том, что связь с Организацией по юридическому адресу отсутствует. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Таким образом, деятельность Организации осуществляется с нарушением пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, так как у Организации с момента государственной регистрации юридического лица отсутствуют правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона, общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Таким образом, Организацией нарушены ч. 2 ст. 29 Закона, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации.

Исходя из вышеизложенного, Организацией нарушены ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, ч. 2 ст. 29 Закона, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации, у Организации отсутствуют; Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации.

2) Устав Организации, утвержденный Учредительным собранием ДД.ММ.ГГГГ, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

Пункт 2.1 Устава Организации, в соответствии с которым целью деятельности Организации является добровольное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к еврейской национальности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории города Энгельса Саратовской области, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, не в полной мере соответствует ст. 1 Федерального закона 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее - Федеральный закон №74-ФЗ), согласно которой к целям национально-культурной автономии относится также укрепление единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Пунктом 6.2 Устава Организации предусмотрена следующая структура органов Организации:

Общее собрание членов (высший руководящий орган управления);

Совет (постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган);

Председатель Совета (единоличный исполнительный орган). Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

В соответствии с п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона в уставах общественных объединений должны быть определены: структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий.

В нарушение п. 1 ст. 53 ГК РФ, ч. 3 ст. 8, п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона в Уставе Организации не предусмотрено наличие постоянно действующего руководящего органа общественной организации, что свидетельствует о формировании структуры органов управления Организации и определении их компетенции с нарушением требований норм действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Организацией нарушены ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 53 ГК РФ, ч. 3 ст. 8, п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона, ст. 1 Федерального закона № 74-ФЗ, так как в Уставе Организации не предусмотрено наличие постоянно действующего руководящего органа общественной организации, что свидетельствует о формировании структуры органов управления Организации и определении их компетенции с нарушением требований норм действующего законодательства Российской Федерации, а также Устав Организации не в полной мере соответствует положениям законодательства о целях деятельности национально-культурной автономии.

3) Согласно п. 6.3 Устава, Общее собрание членов Организации созывается Советом один раз в год и приурочивается к ежегодному финансовому отчету за предыдущий финансовый год деятельности Организации.

На проверку документы, подтверждающие работу Общего собрания членов в проверяемом периоде, не представлены, что свидетельствует о том, что высший орган Организации деятельность не осуществлял, вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания членов п. 6.10 Устава, не рассматривались.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона, общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ, количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Согласно ч. 10 ст. 19 Закона «при создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности».

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно пояснениям руководителя Организации, организация фактически прекратила свою деятельность, связь с членами Организации утрачена, провести заседание высшего органа управления не представляется возможным.

Согласно представленному на проверку письму Общественной организации «Региональная еврейская национально-культурная автономия Саратовской области» (ОГРН 1186451020854 от ДД.ММ.ГГГГ, учетный ) (далее - ОО РЕНКА) от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), одним из учредителей и членов которой является Организация, ОО РЕНКА не возражает против ликвидации Организации в судебном порядке, поскольку Организация не ведет финансово-хозяйственную деятельность и утратила права члена ОО РЕНКА.

Изложенное является подтверждением нарушения Организацией ст. 18 Закона, п. 1 ст. 123.5 ГК РФ о минимальном количестве членов общественного объединения, которых не может быть меньше трех, и свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Организации.

4) В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон) требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями участниками).

Согласно п. 6.2, п. 7.1 Устава, органами управления Организации являются: Общее собрание членов (высший руководящий орган управления); Совет (постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган); Председатель Совета (единоличный исполнительный орган); Контрольно-ревизионная комиссия (Ревизор) (контрольно-ревизионный орган).

Организацией документы, подтверждающие работу Общего собрания членов, Совета, Председателя Совета и Ревизора Организации не представлены.

Согласно пояснениям Руководителя Организации в проверяемом периоде, вопросы, отнесенные к компетенции указанных органов Уставом, не рассматривались, решения не принимались и не оформлялись в установленном законом порядке. В ходе проверки установлено, что сроки полномочий Совета, Председателя Совета и Ревизора истекли, указанные органы на новый срок переизбраны не были.

Таким образом, Организацией нарушены п. 6.3, п. 6.12, п. 6.13, п. 6.19, п. 7.1, п.7.2 Устава, п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 29 Федерального закона, абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона, так как Общее собрание членов, Совет, Председатель Совета и Ревизор Организации деятельность в проверяемом периоде не осуществляли, нарушен срок полномочий Совета и Ревизора.

По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений, в том числе нарушений требований ст. 29 Закона, в учетном деле Организации отсутствует и в Управление не поступала, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные ст. 29 Закона.

Согласно пояснениям Руководителя Организации от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), представленным на проверку, Организация свою уставную деятельность длительное время фактически не осуществляет, имущества Организация не имеет, расчетный счет закрыт, связь с членами Организации утеряна, и возможность провести ликвидацию самостоятельно у Организации отсутствует. Организация в лице Руководителя Организации согласна с прекращением деятельности Организации в судебном порядке как недействующего юридического лица, поскольку провести процедуру ликвидации самостоятельно не представляется возможным.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона «Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц».

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с Положением об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных&apos;&apos; подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Министерства юстиции РФ по Саратовской области, об уважительности причин неявки суду не сообщил, возражений относительно исковых требований не представил.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ порядке. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы настоящего дела, а также материалы административного дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования административных истцов удовлетворении не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В силу статьи 7 названного Федерального закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно пункту 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания и последствия прекращения недействующего лица, исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные названным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

В силу пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации Управлением министерства юстиции по Саратовской области от 03 ноября 2015 года (л.д. 44) принято решение о государственной регистрации общественной организации «Местная еврейская национально-культурная автономия города Энгельса Саратовской области».

Межрайонной инспекцией ФНС № 19 по Саратовской области Организации присвоен государственный регистрационный (л.д.41).

Общественные и религиозные организации (объединения) являются одной из форм некоммерческих организаций правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в том числе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года № 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.

Судом установлено, что на основании ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ), распоряжения Управления от 08.06.2021 № 64/03-4185 о проведении плановой документарной проверки в отношении Организации, в период с 06.06.2019 по 04.07.2019 Управлением проведена плановая документарная проверка соответствия соблюдения общественным объединением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных ее уставом, в отношении общественной организации «Местная еврейская национально-культурная автономия города Энгельса Саратовской области» (далее по тексту – Организация).

При проведении проверки установлено следующее:

При проведении проверки установлено следующее:

1) Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Организация находится по адресу: <адрес>.

Согласно представленным на проверку пояснениям представителя Организации по доверенности в проверяемом периоде Организацией готовились документы для смены юридического адреса, однако из-за фактического прекращения деятельности документы остались неоформленными.

Согласно сведениям, содержащимся в учетном деле Организации, помещение по указанному адресу, принадлежащее ФИО1 Н.В. на праве собственности, было предоставлено Организации для места нахождения постоянно действующего исполнительного органа Организации, о чем в учетном деле имеется заявление учредителя (члена) Организации ФИО1 Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ. Однако правоустанавливающие документы на Помещение, расположенное по указанному адресу (юридический адрес), у Организации отсутствуют, соответствующий договор не заключался.

Согласно информации, имеющейся в учетном деле, вся корреспонденция, в том числе распоряжение Управления от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление Управления от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой документарной проверки Организации, направляемые У правлением., в адрес Организации, возвращаются в Управление, что свидетельствует о том, что связь с Организацией по юридическому адресу отсутствует. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Таким образом, деятельность Организации осуществляется с нарушением пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, так как у Организации с момента государственной регистрации юридического лица отсутствуют правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона, общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Таким образом, Организацией нарушены ч. 2 ст. 29 Закона, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации.

Исходя из вышеизложенного, Организацией нарушены ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, ч. 2 ст. 29 Закона, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации, у Организации отсутствуют; Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации.

2) Устав Организации, утвержденный Учредительным собранием ДД.ММ.ГГГГ, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

Пункт 2.1 Устава Организации, в соответствии с которым целью деятельности Организации является добровольное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к еврейской национальности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории города Энгельса Саратовской области, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, не в полной мере соответствует ст. 1 Федерального закона 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее - Федеральный закон №74-ФЗ), согласно которой к целям национально-культурной автономии относится также укрепление единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Пунктом 6.2 Устава Организации предусмотрена следующая структура органов Организации:

Общее собрание членов (высший руководящий орган управления);

Совет (постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган);

Председатель Совета (единоличный исполнительный орган). Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

В соответствии с п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона в уставах общественных объединений должны быть определены: структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий.

В нарушение п. 1 ст. 53 ГК РФ, ч. 3 ст. 8, п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона в Уставе Организации не предусмотрено наличие постоянно действующего руководящего органа общественной организации, что свидетельствует о формировании структуры органов управления Организации и определении их компетенции с нарушением требований норм действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Организацией нарушены ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 53 ГК РФ, ч. 3 ст. 8, п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона, ст. 1 Федерального закона № 74-ФЗ, так как в Уставе Организации не предусмотрено наличие постоянно действующего руководящего органа общественной организации, что свидетельствует о формировании структуры органов управления Организации и определении их компетенции с нарушением требований норм действующего законодательства Российской Федерации, а также Устав Организации не в полной мере соответствует положениям законодательства о целях деятельности национально-культурной автономии.

3) Согласно п. 6.3 Устава, Общее собрание членов Организации созывается Советом один раз в год и приурочивается к ежегодному финансовому отчету за предыдущий финансовый год деятельности Организации.

На проверку документы, подтверждающие работу Общего собрания членов в проверяемом периоде, не представлены, что свидетельствует о том, что высший орган Организации деятельность не осуществлял, вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания членов п. 6.10 Устава, не рассматривались.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона, общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 123.5 ГК РФ, количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Согласно ч. 10 ст. 19 Закона «при создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности».

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно пояснениям руководителя Организации, организация фактически прекратила свою деятельность, связь с членами Организации утрачена, провести заседание высшего органа управления не представляется возможным.

Согласно представленному на проверку письму Общественной организации «Региональная еврейская национально-культурная автономия Саратовской области» (ОГРН 1186451020854 от ДД.ММ.ГГГГ, учетный ) (далее - ОО РЕНКА) от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), одним из учредителей и членов которой является Организация, ОО РЕНКА не возражает против ликвидации Организации в судебном порядке, поскольку Организация не ведет финансово-хозяйственную деятельность и утратила права члена ОО РЕНКА.

Изложенное является подтверждением нарушения Организацией ст. 18 Закона, п. 1 ст. 123.5 ГК РФ о минимальном количестве членов общественного объединения, которых не может быть меньше трех, и свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Организации.

4) В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон) требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями участниками).

Согласно п. 6.2, п. 7.1 Устава, органами управления Организации являются: Общее собрание членов (высший руководящий орган управления); Совет (постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган); Председатель Совета (единоличный исполнительный орган); Контрольно-ревизионная комиссия (Ревизор) (контрольно-ревизионный орган).

Организацией документы, подтверждающие работу Общего собрания членов, Совета, Председателя Совета и Ревизора Организации не представлены.

Согласно пояснениям Руководителя Организации в проверяемом периоде, вопросы, отнесенные к компетенции указанных органов Уставом, не рассматривались, решения не принимались и не оформлялись в установленном законом порядке. В ходе проверки установлено, что сроки полномочий Совета, Председателя Совета и Ревизора истекли, указанные органы на новый срок переизбраны не были.

Таким образом, Организацией нарушены п. 6.3, п. 6.12, п. 6.13, п. 6.19, п. 7.1, п.7.2 Устава, п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 29 Федерального закона, абз. 2 ч. 1 ст. 29 Закона, так как Общее собрание членов, Совет, Председатель Совета и Ревизор Организации деятельность в проверяемом периоде не осуществляли, нарушен срок полномочий Совета и Ревизора.

По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений, в том числе нарушений требований ст. 29 Закона, в учетном деле Организации отсутствует и в Управление не поступала, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные ст. 29 Закона.

Согласно пояснениям Руководителя Организации от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), представленным на проверку, Организация свою уставную деятельность длительное время фактически не осуществляет, имущества Организация не имеет, расчетный счет закрыт, связь с членами Организации утеряна, и возможность провести ликвидацию самостоятельно у Организации отсутствует. Организация в лице Руководителя Организации согласна с прекращением деятельности Организации в судебном порядке как недействующего юридического лица, поскольку провести процедуру ликвидации самостоятельно не представляется возможным.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона «Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц».

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с Положением об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных» подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Руководствуясь статьей 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать общественную организацию «Местная еврейская национально-культурная автономия города Энгельса Саратовской области», зарегистрированную за основным государственным регистрационным номером за основным государственным регистрационным номером , учетный регистрационный , прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения об общественной организации «Местная еврейская национально-культурная автономия города Энгельса Саратовской области», ОГРН 11564510301119.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.

Председательствующий: (подпись)

Верно.

Судья: С.В. Нуждин

Секретарь: А.С. Григорьева

01 февраля 2022 года.