Дело № 2а-3571/2018
Решение
Именем Российской Федерации
26 июля 2018 года г. Гатчина
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Шумейко Н.В.,
при секретаре Музыченко М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области к ведущему специалисту Управления Росреестра по Ленинградской области Николаеву Михаилу Юрьевичу, Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в снятии с учет объекта недвижимости,
установил:
администрация Гатчинского муниципального района *** обратилась в суд с иском о признании незаконным решения № от ***, вынесенного ведущим специалистом Управления Росреестра по ***ФИО1, об отказе в снятии с учета объекта недвижимости. В обоснование административного иска указано, что *** истец обратился в Управление Росреестра по *** с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта капитального строительства с кадастровым номером № в виде незавершенного строительством 2-этажного административно-торгового здания, степенью готовности 71%, расположенного по адресу: ***, поставленного на учет *** как бесхозяйное недвижимое имущество. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что истцом не представлен правоустанавливающий документ на объект капитального строительства. Между тем, предоставление указанного документа невозможно, поскольку решением Арбитражного суда *** и *** от *** по делу № А56-5355/2015 истцу отказано в признании права собственности на вышеназванный объект недвижимости, поскольку здание создавало угрозу жизни и здоровью граждан, нахождение в здании и на прилегающей к нему территории небезопасно. С учетом данного обстоятельства, истцом было принято решение о сносе самовольной постройки, после чего, кадастровым инженером был составлен акт обследования, зафиксировавший уничтожение объекта недвижимости.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании поддержала требования настоящего административного иска, просила его удовлетворить.
Административные ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, подготовили отзыв, в котором просили в иске отказать, полагая свои действия законными и обоснованными №
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено, что *** администрация Гатчинского муниципального района *** обратилась в Управление Росреестра по *** с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта капитального строительства с кадастровым номером № в виде незавершенного строительством 2-этажного административно-торгового здания, степенью готовности 71%, расположенного по адресу: ***, поставленного на учет *** как бесхозяйное недвижимое имущество. В обоснование заявления было указано, что объект уничтожен.
Уведомлением от *** Управление Росреестра по *** снятие с кадастрового учета здания в связи с прекращением его существования было приостановлено, а решением № от ***, вынесенным ведущим специалистом Управления Росреестра по ***ФИО1, в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости было отказано.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что истцом не представлен правоустанавливающий документ на объект капитального строительства.
В силу пункта 3 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании пункта 4 части 1 статьи 15 данного закона, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; иного лица в случаях, установленных федеральным законом.
Право владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, имущественными правами и земельными участками, принадлежащими муниципальному образованию «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области и муниципальному образованию «***» Гатчинского муниципального района» на праве собственности, а также земельными участками и иным имуществом, право распоряжения которыми предоставлено законодательством Российской Федерации и ***, осуществляет, в соответствии с Положением, утвержденным Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ***№, КУИ Гатчинского муниципального района ***.
Администрация Гатчинского муниципального района является правопреемником администрации муниципального образования «***» в части передаваемых вопросов местного значения и полномочий, необходимых для их исполнения, при этом администрация осуществляет исполнение переданных органам местного самоуправления «Гатчинский муниципальный район» отдельных государственных полномочий, на основании федеральных законов и законов ***.
Вышеуказанный объект незавершенного строительства поставлен на учет в ЕГРН КУИ МО «***» *** как бесхозяйное недвижимое имущество.
Решением Арбитражного суда *** и *** от *** по делу № А56-5355/2015 истцу отказано в признании права собственности на вышеназванный объект недвижимости, поскольку здание создавало угрозу жизни и здоровью граждан, нахождение в здании и на прилегающей к нему территории небезопасно.
С учетом данного обстоятельства, истцом было принято решение о сносе самовольной постройки, после чего, кадастровым инженером был составлен акт обследования от ***, зафиксировавший уничтожение объекта недвижимости.
Положения пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации об осуществлении гражданами и юридическими лицами принадлежащих им гражданских прав по своему усмотрению и пункта 2 статьи 218 того же Кодекса, устанавливающего основания приобретения права собственности, направлены на реализацию участниками гражданских правоотношений их имущественных прав и интересов, гарантированных статьей 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, как один из принципов земельного законодательства, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
С 01.01.2016 полномочия по распоряжению земельными участками на территории Гатчинского муниципального района, собственность на которые не разграничена, переданы администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", законами Ленинградской области от 22.12.2015 № 137-оз "О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских поселений Ленинградской области" и от 28.12.2015 № 141-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области".
Таким образом, в настоящее время, полномочиями по распоряжению земельными участками на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, собственность на которые не разграничена, обладает администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Распоряжение земельным участком с кадастровым номером 47:25:0107008:199 площадью 3989 кв.м, в границах которого расположен спорный объект недвижимости, и в отношении которого чьи-либо права не зарегистрированы, в силу вышеперечисленных законов, осуществляет администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области, соответственно, имущественное право требовать оформления прекращения соответствующих прав на здание, возведенное на этом земельном участке и по поводу которого возник спор, а равно право осуществить снос этого объекта, принадлежит истцу.
На основании изложенного, суд, применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ, приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказаны те обстоятельства, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что вопрос о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета по существу не был рассмотрен Управлением Росреестра по Ленинградской области, суд при вынесении решения по делу полагает возможным возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление администрации Гатчинского муниципального района о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
признать незаконным решение Управления Росреестра по *** от ***№ об отказе в снятии с учета объекта недвижимости.
Обязать Управление Росреестра по Ленинградской области повторно рассмотреть заявление администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 06.12.2017 о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гатчинский городской суд Ленинградской области.
Судья:
Решение в окончательной форме
принято 02.08.2018