УИД 04RS0021-01-2021-007854-42
Мотивированное решение составлено 31.01.2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Будаевой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-373/2022 по административному иску Правительства Республики Бурятия к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Бурятия обратилось в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства ...-ИП.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21.03.2018 г. на Правительство Республики Бурятия возложена обязанность принять меры, связанные с организацией деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером ... площадью 72292 кв.м, расположенного на территории г.Северобайкальск РБ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ...-ИП. В соответствии с определением Северобайкальского городского суда РБ от 26.04.2019 года Правительству РБ была предоставлена отсрочка исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ. В целях исполнения решения суда Правительством РБ в лице Министерства природных ресурсов и экологии РБ приняты следующие меры: мероприятие по рекультивации свалки в г.Северобайкальск в 2018 году включено в Федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология», утвержденного Минприроды России. В соответствии с паспортом названного национального проекта сроки его реализации установлены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время разработанная проектно-сметная документация находится на прохождении государственной экологической экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ Правительство РБ обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Информация о возникших затруднениях на стадии исполнения судебного решения была сообщена административному ответчику.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия.
В судебном заседании представитель истца Правительства РБ на основании доверенности ФИО1 исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска.
Представители ответчиков УФССП по РБ, Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица Северобайкальский межрайонный прокурор, Администрация МО «город Северобайкальск», Байкальское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство природных ресурсов и экологии РБ, будучи извещенными о месте и времени слушания по делу, в судебное заседание своих представителей не направили.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Северобайкальского городского суда РБ от 21марта 2018 года на Правительство Республики Бурятия возложена обязанность принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером 03:23:010501:6, площадью 72292 кв.м, расположенного на территории г.Северобайкальск РБ.
На основании исполнительного листа, выданного Северобайкальским городским судом РБ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по РБ возбуждено исполнительное производство ...-ИП. В постановлении о возбуждении исполнительного производства указано, что требование исполнительного документа подлежит исполнению в 5-дневный срок с момента получения копии постановления.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Правительства РБ в размере 50 000,00 руб., данное постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 3 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае, поскольку в течение установленного срока требования исполнительного документа не были исполнены в добровольном порядке, у судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия имелись законные основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с должника – Правительства РБ.
Однако, исходя из доводов административного иска и представленных суду доказательств, суд считает возможным требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Так, согласно п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Суд вправе удовлетворить требование должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора, если установит отсутствие вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, то есть когда должник предпринял все возможные меры для надлежащего исполнения, однако, исполнительный документ не был исполнен в установленный срок по не зависящим от него причинам (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2019 г. №41-КА19-3, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2019 г. №4-КА19-23).
Совершение должником в течение срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ, также может служить основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
По мнению суда, исполнение Правительством РБ требований, содержащихся в исполнительном документе - принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером ... площадью 72292 кв.м, расположенного на территории г.Северобайкальск РБ, в установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя срок, затруднительно.
Как следует из материалов дела, рекультивация свалки в г.Северобайкальск в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории была включена в перечень свалок в рамках приоритетного проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов».
29.04.2019 года между ООО «Экопроект» и Минприроды РБ был заключен государственный контракт на разработку проектно-сметной документации по объекту «Рекультивация свалки в г.Северобайкальск в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории».
04.10.2021 года была разработана проектная документация, которая находится на прохождении государственной экологической экспертизы.
Таким образом, учитывая, что рекультивация свалки, не зависит исключительно от действий должника –Правительства РБ, суд приходит к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, однако, должником по исполнительному производству предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа, соответственно имеются основания для освобождения Правительства РБ от исполнительского сбора.
Кроме того, определением Северобайкальского городского суда РБ определением от 26 апреля 2019 года Правительству РБ предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что несвоевременное исполнение требований судебного пристава - исполнителя вызвано не злостным уклонением должника от исполнения судебного решения, а объективной невозможностью исполнения требований в предложенный срок.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода о том, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано виновным противоправным поведением должника. Исходя из характера обязательства, а также специфики деятельности организации должника, суд признает заслуживающими внимания доводы истца о том, что неисполнение было вызвано объективной невозможностью исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, что в совокупности дает основание для удовлетворения исковых требований об освобождении от взыскания исполнительного сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Правительства Республики Бурятия удовлетворить.
Освободить Правительство Республики Бурятия от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству ...-ИП по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца через Советский районный суд гор. Улан-Удэ
Судья Е.А. Богомазова