Дело №2а-3573/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2017 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Попеновой Т.В.,
при секретаре Галимовой А.А.
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС № по Республике Башкортостан о признании действия налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС № по Республике Башкортостан о признании действия налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц незаконным, указывая на следующее.
ФИО1 является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества собственником, которых является в том числе: Здание с кадастровым номером № (доля в праве №); Кадастровая стоимость указанного здания, установленная на 2015г., составила 47604657 рублей. ФИО1 получил налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о расчете налога на имущество физических лиц. Согласно указанному уведомлению налог на имущество физических лиц на указанный объект был исчислен исходя из его кадастровой стоимости в размере объектов с учетом их долей в праве общей долевой собственности, размера налоговой ставки для соответствующего вида недвижимого имущества, установленной органом местного самоуправления, и сроком владения объектом. В тоже время при его исчислении не был применен понижающий коэффициент, установленный п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в налоговый орган с заявлением о разъяснении порядка исчисления налога. В ответе на указанное заявление налоговый орган указал, что понижающий коэффициент подлежит применению, но в то же время не был применен. К ответу также была приложена квитанция для уплаты налога, без производства его перерасчета, а также квитанция для уплаты пени за просрочку уплаты налога. Для разрешения сложившейся ситуации в досудебном порядке ДД.ММ.ГГГГ. была направлена жалоба на бездействие налогового органа в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан. Указанная жалоба вышестоящим налоговым органом была перенаправлена в адрес Ответчика. Межрайонная ИФНС № по Республике Башкортостан на основании полученной жалобы произвела перерасчет налога на имущество физических лиц на ФИО1 за 2015г. Позднее ДД.ММ.ГГГГ. Административному истцу было направлено решение по жалобе, согласно которому жалоба была оставлена без удовлетворения, содержалась ссылка на то, что перерасчет был произведен. В тоже время при осуществлении перерасчета понижающий коэффициент не был применен, а ставка налога была увеличена в 3 раза (ранее 0,5, при перерасчете 1,5) со ссылкой на то, что объект налогообложения с кадастровым номером № был включен в перечень объектов недвижимого имущества за 2015г., в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, что согласно ст. 406 НК РФ и Решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 27.11.2014г № является основанием для применения налоговой ставки в полуторном размере. Произведенный расчет истец считает неверным, совершенным в нарушении норм установленных законодательством, а действия по его осуществлению незаконными. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015г. утв. Приказом Министерства земельных и имущественных отношений РБ от ДД.ММ.ГГГГ. размещен в сети Интернет на официальном сайте Минземимущества РБ. В указанном перечне здание с кадастровым номером № отсутствует, следовательно, указанный объект включен не был. Налоговый орган сослался на то, что на начало 2015 года задание с кадастровым номером № входило в состав здания с кадастровым номером №, которое включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определялась как их кадастровая стоимость (ст. 378.2 НК РФ). В тоже время налоговый орган не указал, каким способом был образован объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, а также не представил подтверждения того, что он входил в состав здания, которое ранее было внесено в перечень. Если же исходить из того, что объект, принадлежащий ФИО1, был образован в результате предусмотренного законодательством действия из здания с кадастровым номером №, то нормы налогового законодательства устанавливают условия для применения к такому объекту порядка налогообложения для объектов, включенных в перечень. Абз. 2 п. 10 ст. 378.2 устанавливает, в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Таким образом, законодатель устанавливает необходимость наличия одновременно двух условий: образование нового объекта из объекта уже включенного в указанный перечень; соответствие нового объекта критериям установленным ст. 378.2 НК РФ; Критерии отнесения объекта к перечню определены в п. 1 указанной статьи, к ним относятся: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Объект недвижимого имущества принадлежащий на праве собственности ФИО1 не является административно-деловым центром, не предназначено для размещения помещений офисов, объектов общественного питания или обслуживания, или торговых помещений. Фактически представляет собой площадку Маслоблока OЛ НУНПЗ, ранее являвшееся производственным помещением. Доказательств обратного налоговый орган не представил. Таким образом, учитывая, что вновь образованный объект не соответствует признакам установленным в ст. 378.2 НК РВ, налоговый орган при исчислении налога на имущество физического лица, безосновательно применил расчет, применяемый для объектов, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015г. утв. Приказом Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 30.04.2014г. Следовательно, при расчете налога на имущество следовало использовать налоговую ставку, установленную для прочих объектов налогообложения в размере 0,5. В то же время согласно ст. п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (HI - Н2) х К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4-6 настоящей статьи. Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4-6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4-6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года; К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса. Учитывая, что объект налогообложения не включен в перечень в соответствии со ст. 378.2 применение при расчете налога на него понижающего коэффициента является обязательным. Следовательно, при расчете налога на нежилой объект с кадастровым номером № подлежал применению понижающий коэффициент. Таким образом, при осуществлении перерасчета налога на имущество ФИО1 по его жалобе был применен неверный размер налоговой ставки, а также не был применен понижающий коэффициент подлежащий применению. Указанные действия налогового органа в значительной мере увеличили сумму налога подлежащего уплате. Учитывая изложенное, ФИО1 просил признать действие налогового органа по расчету налога на имущество физических лиц незаконным на объект недвижимого имущества с кадастровым номером № принадлежащий на праве собственности ФИО1 незаконным; Обязать налоговый орган произвести перерасчет налога на имущество ФИО1 за 2015г. с использованием налоговой ставки в размере 0,5 и понижающего коэффициента в размере 0,2.
Административный истец ФИО1 в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен.
Представитель административного истца ФИО2, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГ. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № по Республике Башкортостан ФИО3, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., административный иск не признала и показала, что в соответствии с п. 1, п.2 ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных РЖ РФ. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ. Согласно п.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Согласно информации, поступившей из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике (далее - Управление Росреестра) налогоплательщику на праве собственности принадлежит: 1. ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> с кадастровым номером №; 2. Здание (строение, сооружение), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (доля в праве с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ- №). Исходя из сведений Управления Росреестра, объект недвижимости с кадастровым номером № в 2015 году входил в состав здания с кадастровым номером №, которое включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№(данный перечень размещен на сайте: http://docs/cntd.m/document/463515429). Согласно данному перечню, кадастровая стоимость объекта, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 47 604 657,96 руб. На основании указанных сведений налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 182 642 руб. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налоге на имущество физических лиц» в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, налоговая ставка в 2015 году установлена в размере 1,5% (пп.6 п.2). Инспекцией осуществлен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № и сформировано новое налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 547 927 руб., которое было направлено налогоплательщику по почте. Расчет налога произведен в следующем порядке:(47 604 657, 96 руб. * 1доля *6 мес./12 мес.*1,5 %)+(47 604 657,96 руб.*26733/50000доля*6 мес./12 мес.* 1,5%)= 547 927руб. Согласно п.3 ст.402 НК РФ налоговая база объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения. Предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ, определяется исходя из стоимости указанных объектов налогообложения. Таким образом, при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в п.3 ст. 402 НК РФ, не применяются положения п. 8 ст. 408 НК РФ. На сегодняшний день в инспекции отсутствуют данные об исключении недвижимого имущества с кадастровым номером № из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, следовательно, инспекция располагает достоверными сведениями о спорном недвижимом имуществе с кадастровым номером №. Таким образом, перерасчет Межрайонной ИФНС России № по Республике Башкортостан налога на имущество физических лиц за 2015 год в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № является правомерным и оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется. На основании вышеизложенного, просила в удовлетворении административного искового заявление о признании действия налогового органа по исчислению налога на имущество физических лиц незаконным, отказать.
Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен, в суд не явился, о причинах неявки суд не известил.
С учетом надлежащего извещения административного истца, заинтересованного лица, суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества собственником, которых является в том числе:
1. ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> с кадастровым номером №;
2. Здание (строение, сооружение), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (доля в праве с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ- №).
Кадастровая стоимость указанного здания, установленная на 2015г., составила 47604657 рублей.
ФИО1 получил налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о расчете налога на имущество физических лиц в размере 182642руб.
ФИО1 не согласившись с суммой начисленного налога на имуществе физических лиц, просил произвести перерасчет налога за 2015 год по объекту с кадастровым номером 02:55:030404:2140 с учетом понижающего коэффициента.
Инспекция направила в адрес налогоплательщика письмо от ДД.ММ.ГГГГ№-зг, в котором разъяснила порядок исчисления налога.
ФИО1 обратился в Управление Федеральной налоговый службы по Республике Башкортостан с жалобой на бездействие налогового орган выразившееся в уклонении от перерасчета налога на имущество физических лиц.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной налоговый службы Республике Башкортостан указанная жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, налогоплательщик обратился в Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан административным исковым заявлением о признании действия налогового органа исчислению налога на имущество физических лиц незаконным.
В соответствии с п. 1, п.2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных РЖ РФ.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Согласно п.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно информации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике налогоплательщику на праве собственности принадлежит: здание (строение, сооружение), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № (доля праве с ДД.ММ.ГГГГ-1/1, с ДД.ММ.ГГГГ- №
Исходя из сведений Управления Росреестра, объект недвижимости с кадастровым номером № в 2015 году входил в состав здания с кадастровым номером №, которое включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№(данный перечень размещен на сайте: http://docs/cntd.m/document/463515429).
Согласно данному перечню, кадастровая стоимость объекта, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 47 604 657,96 руб.
Согласно ответа МЗИО РБ от ДД.ММ.ГГГГ. за № на обращение Межрайонной ИФНС России № по РБ, объект недвижимости с кадастровым номером № будет исключен в рабочем порядке из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2015 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании разъяснения Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, а также согласно проведенной проверке фактического использования здания.
При этом МЗИО РБ дополнительно сообщило, что перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2015 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, будет направлен в Управление Федеральной налоговой службы РФ по Республике Башкортостан и размещен на официальном сайте Министерства земельных и имущественный отношений Республики Башкортостан в подразделе «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» раздела «Имущество».
Аналогичный ответ был направлен в адрес административного ответчика с указанием на то, что объект недвижимости с кадастровым номером №(в т.ч. помещение №) будет исключен в рабочем порядке из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2017г. определяется как их кадастровая стоимость.
На основании указанных сведений налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 182 642 руб.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налоге на имущество физических лиц» в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, налоговая ставка в 2015 году установлена в размере 1,5% (пп.6 п.2).
Инспекцией осуществлен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № и сформировано новое налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 547 927 руб., которое было направлено налогоплательщику по почте, что не оспаривалось административным истцом.
Расчет налога произведен в следующем порядке:(47 604 657, 96 руб. * 1доля *6 мес./12 мес.*1,5 %)+(47 604 657,96 руб.*26733/50000доля*6 мес./12 мес.* 1,5%)= 547 927руб.
Согласно п.3 ст.402 НК РФ налоговая база объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения. Предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ, определяется исходя из стоимости указанных объектов налогообложения.
Таким образом, при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в п.3 ст. 402 НК РФ, не применяются положения п. 8 ст. 408 НК РФ.
Исходя из имеющихся ответов МЗИО РБ на обращения как административного истца, так и административного ответчика, установлено, что на день рассмотрения административного иска, перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих исключению из перечня объект недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база в в 2015г., 2017 г. определяется как их кадастровая стоимость, не была направлена в Управление Федеральной налоговой службы РФ по Республике Башкортостан и не размещена на официальном сайте Министерства земельных и имущественный отношений Республики Башкортостан в подразделе «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» раздела «Имущество».
Таким образом, перерасчет Межрайонной ИФНС России № по Республике Башкортостан налога на имущество физических лиц за 2015 год в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № является на день рассмотрения административного иска правомерным, поскольку в инспекции отсутствуют данные об исключении недвижимого имущества с кадастровым номером № из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании изложенного, суд полагает заявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 о признании действия налогового органа по расчету налога на имущество физических лиц незаконным на объект недвижимого имущества с кадастровым номером № принадлежащий на праве собственности ФИО1 незаконным и обязании налоговый орган произвести перерасчет налога на имущество ФИО1 за 2015г. с использованием налоговой ставки в размере 0,5 и понижающего коэффициента в размере 0,2, отказать за необоснованностью.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы РБ.
Судья Т.В. Попенова