ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3573/2016 от 17.05.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-3573/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2016 года Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Туймятовой Н.А., с участием:

от административного истца - представитель Масюков Д.М. - не допущен к участию в деле в связи с отсутствием полномочий на предоставление интересов в рамках КАС РФ в выданной доверенности и не представлением диплома и его копии о высшем юридическом образовании

от административного ответчика - Дубинина В.С., доверенность от 04.05.2016, диплом ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по иску ООО «Мебельный комбинат «Рассвет» к Управлению Росреестра по Забайкальскому краю об оспаривании действий комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. 02 декабря 2015 года в адрес истца администрацией муниципального района «Петровск-Забайкальский район» было направлено уведомление об изменении с 01.01.2015 кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Забайкальского края, утвержденной Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10.12.2014г. № 6/НПА, являющейся базой для исчисления арендной платы земельных участков, находящихся во временном владении и пользовании истца с кадастровыми номерами , , . Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью, а также исчисленной на ее основе арендной платой, истцом была осуществлена оценка рыночной стоимости указанных земельных участков. 30 декабря 2015 года, истец направил в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю (далее - комиссия, ответчик) заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, установленных ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Однако, уведомлением от 14.01.2016г. № 01-43/0090/2016, составленным и подписанным секретарем комиссии, комиссия сообщила об отказе в принятии заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания указала на несоблюдение ООО «МК «Рассвет» ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с тем, что к заявлению не приложены оригиналы положительных экспертных заключений №№003.2015.12.33-1, 003.2015.12.33-2 (комиссия посчитала их непредставленными). Кроме того, отчет об определении рыночной стоимости № 6104ДЛ-2 от 20.12.2015г., а также положительное экспертное заключение № 003.2015.12.33-2 в форме электронного документа считаются непредставленными, т.к. диск, содержащий данную информацию, представлен поврежденным, в связи с чем у комиссии отсутствует возможность просмотра данных документов. Считают отказ комиссии в принятии заявления о пересмотре результатов определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащийся в Уведомлении Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 14.01.2016г. N 01-43/0090/2016, незаконным, нарушающим наши законные права и интересы в связи с тем, что административным истцом был соблюден порядок направления соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, приложен необходимый пакет документов. Согласно описи почтового вложения к заявлению, в числе документов были следующие: Кадастровые справки на 4 земельных участка; нотариально заверенные копии договоров аренды земельных участков; отчеты об оценке № 6104ДЛ-1, 6104ДЛ-2; положительные экспертные заключения №№003.2015.12.33-1, 003.2015.12.33-2; Копия определения арбитражного суда Забайкальского края от 20.07.2015; диск с документами в электронном виде (2 шт.) Организацией почтовой связи данные документы и диски были приняты без замечаний и отметок, неповрежденными. Согласно действующему законодательству о почтовой связи, обеспечение сохранности принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений лежит на операторах почтовой связи. Исходя из содержания пункта 14 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04.05.2012, считаем, что направление дисков посредством услуг почтовой связи приравнивается к непосредственному представлению соответствующих документов в комиссию. В связи с чем делают вывод о том, что диски с документами в электронном виде были представлены в комиссию неповрежденными. Более того, по мнению административного истца, данные обстоятельства не являются неустранимыми, и не могут являться препятствием для принятия заявления к рассмотрению. Незаконным считают и довод комиссии об отказе в принятии заявления к рассмотрению по причине предоставлении копии положительных экспертных заключений. В перечне документов, представленных в комиссию, были как положительные экспертные заключения №003.2015.12.33-1, 003.2015.12.33-2, так и диски с их содержанием, следовательно, заявителем соблюден порядок предоставления документов - на бумажном носителе и в форме электронного документа со ссылками на ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Также указывают, что полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (п.20 Порядка); несоответствие представленных документов по их содержанию и форме заявленным требованиям может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии. В связи с изложенным просят суд признать незаконным отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю в принятии заявления о пересмотре результатов определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащийся в Уведомлении от 14.01.2016г. N 01-43/0090/2016, обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю принять к рассмотрению заявление ООО «МК «Рассвет» о пересмотре кадастровой стоимости, направленное 30.12.2015.

Представитель административного ответчика в судебном заседании полагал доводы, изложенные в иске не обоснованными, а требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела, 30 декабря 2015 года, истец направил в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением следующих документов, указанных в описи вложений: кадастровые справки на 4 земельных участка; нотариально заверенные копии договоров аренды земельных участков; отчеты об оценке № 6104ДЛ-1, 6104ДЛ-2; положительные экспертные заключения №№003.2015.12.33-1, 003.2015.12.33-2; Копия определения арбитражного суда Забайкальского края от 20.07.2015; диск с документами в электронном виде (2 шт.).

Согласно статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии. При этом договором на проведение оценки может быть установлена обязанность исполнителя обеспечить проведение экспертизы отчета.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04 мая 2012 г. утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно пункту 13 Порядка Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:

кадастровый паспорт объекта недвижимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;

отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее -положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.

Согласно пункту 14 Порядка поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.

Уведомлением от 14.01.2016г. № 01-43/0090/2016, комиссия сообщила об отказе в принятии заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания указала на несоблюдение ООО «МК «Рассвет» ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с тем, что к заявлению не приложены оригиналы положительных экспертных заключений №№003.2015.12.33-1, 003.2015.12.33-2 (комиссия посчитала их непредставленными)., также указано, что отчет об определении рыночной стоимости № 6104ДЛ-2 от 20.12.2015г., а также положительное экспертное заключение № 003.2015.12.33-2 в форме электронного документа считаются непредставленными, т.к. диск, содержащий данную информацию, представлен поврежденным, в связи с чем у комиссии отсутствует возможность просмотра данных документов, также имеется ссылка на то, что после устранения указанных недостатков заявитель вправе вновь обратиться в комиссию.

В нарушение положений ст. 62 КАС РФ административным истцом не доказано, что отчет об определении рыночной стоимости № 6104ДЛ-2 от 20.12.2015г., а также положительное экспертное заключение № 003.2015.12.33-2 в форме электронного носителя на дисках, содержащих данную информацию, представлен не поврежденным, а его доводы о том, что направление дисков посредством услуг почтовой связи приравнивается к непосредственному представлению соответствующих документов в комиссию, является не обоснованным, так как не может подтвердить сохранность представленных носителей информации, равно как и наличие самой информации на данных дисках, направленных посредством почтовой связи в адрес административного ответчика. Функциями по проверке находящейся информации на дисках, направляемых посредством почты, сотрудники почты не обладают.

Указание административного истца на то обстоятельство, что в адрес административного ответчика были направлены именно оригиналы положительных экспертных заключений №№003.2015.12.33-1, 003.2015.12.33-2, также не подтвержден соответствующим доказательствами, поскольку в представленной копии описи вложений отсутствует указание на то, что для отправки представлены именно оригиналы вышеуказанных документов, при этом истец данное обстоятельство не оспаривает, а ссылается на ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

При изложенных обстоятельствах секретарем комиссии в рамках предоставленных ей полномочий правомерно была произведена проверка наличия прилагаемых к заявлению истца документов и сделаны правомерные соответствующие выводы на основании ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» о том, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения документов, указанных в названной статье к рассмотрению принято быть не может.

При изложенных обстоятельствах, а также учитывая то обстоятельство, что в оспариваемом уведомлении от 14.01.2016г. № 01-43/0090/2016, имеется ссылка на то, что после устранения указанных недостатков заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с данным заявлением, из чего следует, что истцом не доказано, что данным уведомлением нарушены его какие либо права, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 226,227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска ООО «Мебельный комбинат «Рассвет» к Управлению Росреестра по Забайкальскому краю об оспаривании действий комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости –отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Мотивированный текст изготовлен 24.05.2016.

Судья И.Н. Филиппова