ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3573/2022 от 03.06.2022 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело №2а-3573/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего – судьи Токаевой З.М.,

при секретаре судебного заседания Маликовой А.З.,

с участием представителя административного истца Жилищно-строительного кооператива «РОСТ» по доверенности Гозларова Ш.М.,

представителя административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства г.Махачкалы по доверенности Ахмедова М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Жилищно-строительного кооператива «РОСТ» к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД г.Махачкала» о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства и обязании Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы выдать разрешение на строительство в отношении комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 2Б, 3, 4) на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенном по адресу: РД, г.Махачкала, ул.Фермерская (животноводов мкр) 1,

Установил:

Жилищно-строительный кооператив «РОСТ» обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства города Махачкала о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, обязании устранить допущенное нарушение путем выдачи разрешения.

В обоснование административного иска указывает, что согласно выписке из ЕГРН от 28.01.2021г. на праве собственности ЖСК «РОСТ» принадлежит земельный участок по адресу: г.Махачкала, ул. Фермерская (Животновод МКР). ЖСК «РОСТ» обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство блоков: 2Б, 3, 4 многоквартирных жилых домов по адресу: г.Махачкала, ул. Фермерская (Животновод МКР) 1, на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:3147, с приложением необходимых документов. Письмом от 05.05.2022 г. №51.07/4062/22 отказано в выдаче разрешения на строительство со ссылкой, что выдать разрешение на строительство не представляется возможным из-за отсутствия документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и соответствующих правоустанавливающих и разрешительных документов, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ; земельный участок с к/н 05:40:000077:3147 расположен в зоне с особыми условиями использования территории Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 415-п от 23 апреля 2020 г.; согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с к/н 05:40:000077:3147 зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости - ипотека в силу закона; в отношении ЖСК «РОСТ» ранее управлением было выдано разрешение на строительство 13-этажного многоквартирного жилья, которое в настоящее время на стадии строительства и разрешение на ввод в эксплуатацию не выдано, согласно ст. 110 ЖК РФ ЖСК не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.

Отказ Управления считают незаконным и необоснованным по следующим обстоятельствам.

На основании ст. 209 ГК РФ истец, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Следовательно, со стороны Управления на лицо нарушение свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.

При подготовке Правил землепользования и застройки городского округа «город Махачкала» органом местного самоуправления не учтены нормы закона, вследствие чего зона с особыми условиями использования территории Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ) установлена без учета сложившейся планировки территории.

Согласно выписке из ЕГРН от 28.01.2021 г. в графе «виды разрешенного использования» указано, что земельный участок ЖСК предназначен для многоэтажной застройки. Указанное также свидетельствует о сложившейся планировки территории до принятия Правил землепользования и застройки ГО «город Махачкала».

Согласно ч. 8 ст. 36 ЗК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Из приведенного положения закона следует, что если в отношении земельного участка вид разрешенного использования установлен до введения ограничений, вызванных новым градостроительным зонированием, то собственник может продолжать использовать земельный участок в соответствии с прежним видом разрешенного использования.

Такая позиция была изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 № 136/13.

Согласно п. 3 ст. 6 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 26 мая 2016 г. (утв. Решением Собрания депутатов ГОсВД «город Махачкала») в случае если перечень видов разрешенного использования и/или наименование отдельного вида разрешенного использования, содержащиеся в Правилах застройки, не соответствуют перечню видов разрешенного использования и/или наименованию отдельного вида разрешенного использования, указанных в каком-либо правоустанавливающем или правоудостоверяющем документе, выданном в установленном порядке физическому и юридическому лицу до вступления в силу настоящих Правил застройки (свидетельство о государственной регистрации прав на объект недвижимости, градостроительный план земельного участка, договор купли-продажи или аренды объекта недвижимости и т.п.), не требуется обязательного переоформления указанных правовых документов в целях приведения в соответствие с требованиями настоящих Правил застройки. Изменение перечня видов разрешенного использования и/или формулировки отдельного вида разрешенного использования производится в добровольном порядке путем внесения изменения в соответствующий документ или путем выдачи нового документа.

Следовательно, исходя из ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, отнесение указанного земельного участка к зоне с особыми условиями использования территории Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ) не должно ущемлять права ЖСК «РОСТ» и препятствовать использованию земельного участка способом, установленным до утверждения градостроительного зонирования. Более того, доказательств того, что в результате использования истцом земельного участка и заявленного объекта строительства может возникнуть опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, сторона ответчика в уведомлении от 05.05.2022 г. №51.07/4062/22 не сослалась.

Пунктом 13 ст. 4 ФЗ от 01.07.2017 №135-Ф3 (ред. от 11.06.2021) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» устанавливает, что ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории.

Земельный участок с к/н 05:40:000077:3147 принадлежит ЖСК «РОСТ» на праве собственности. Также согласно градостроительному плану зона О-8 «Зона многофункционального назначения с преобладанием жилой и общественной застройки», в которой расположен земельный участок ЖСК, соответствует Правилам землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденными решением Собрания депутатов ГОсВД «город Махачкала» от 26 мая 2016г.

В выписке из ЕГРН от 28 января 2021 г. не значится, что земельный участок с к/н 05:40:000077:3147 расположен в зоне с особыми условиями использования территории - в седьмой подзоне Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ).

Таким образом, ограничения использования земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении указанного земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости, поскольку права у ЖСК возникли до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории.

Также в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство Управление указано, что не представлен перечень необходимой документации согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, но при этом Управление приводит разделы, которые входят в утвержденную проектную документацию, которая в свою очередь имеется у ЖСК и была представлена в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации; предусмотрено проведение государственной экспертизы (ч. 1 ст. 49 ГрК РФ).

Из выводов положительного заключения экспертизы следует, что результаты инженерных изысканий по объекту «комплекс 13 этажных многоквартирных жилых домов» соответствуют требованиям технических регламентов. Сама проектная документация по указанному объекту соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для её подготовки; соответствует заданию на проектирование и требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.

Таким образом, данный объект не создает угрозу жизни и здоровью людей и не нарушает права третьих лиц. Каких-либо доказательств несоответствия проектной документации требованиям законодательства, в отказном письме не имеется.

В выдаче разрешения на строительство в том числе было отказано со ссылкой на то, что в выписке из ЕГРН на земельный участок с к/н 05:40:000077:3147 зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости - ипотека в силу закона, со сроком действия с 28.01.2021 г. до исполнения обязательств. Согласно ст. 65 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» на земельном участке, заложенном по договору об ипотеке, залогодатель вправе без согласия залогодержателя возводить в установленном порядке здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.

Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок истца установлено ограничение права и обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в силу закона, где лицом, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости указано ООО «Агростройсервис».

Считают необходимым пояснить, что согласно ответу от директора ООО «Агростройсервис» Общество не возражает против получения разрешения на строительство и последующего строительства многоквартирных жилых домов на земельном участке с к/и 05:40:000077:3147. строительства (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ). Наконец, устанавливается допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Проверка соблюдения требований п. 3 ст. 110 ЖК РФ относится к компетенции Министерства строительства РД, а не ответчика. Управление в данном случае вышло за пределы своих полномочий.

Следовательно, оспариваемый ответ (отказ) Управления от 05.05.2022 г. №51.07/4062/22 безусловно нарушает права истца, является незаконным и необоснованным, поскольку фактически привел к невозможности реализации заявителем права на осуществление строительства.

Просит суд признать отказ незаконным и обязать Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкала выдать ООО ЖСК «РОСТ» разрешение на строительство комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 2Б, 3, 4) на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенном по адресу: РД, г.Махачкала, ул.Фермерская (животноводов мкр) 1.

В судебном заседании представитель административного истца ООО ЖСК «РОСТ» и по доверенности Гозларов Ш.М. поддержал административное исковое заявление, просил удовлетворить в полном объеме, дал пояснения, в основном аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства г.Махачкала Ахмедов М.М. исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил суд отказать по основаниям, изложенным в оспариваемом уведомлении.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно частям 8-9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Пунктом 2 ч. 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ закреплено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Данное право собственника земельного участка ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно выписке из государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, ул. Фермерская (животноводов мкр) 1, общей площадью 32277 +/- 63 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для многоэтажной застройки, является ЖСК «РОСТ». Право собственности зарегистрировано 28.01.2021.

Из представленных суду материалов усматривается, что ЖСК «РОСТ» обратилось в Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы с заявлением о выдаче разрешения на строительство комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 2Б, 3, 4) на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенном по адресу: РД, г.Махачкала, ул.Фермерская (животноводов мкр) 1.

Уведомлением от 05.05.2022 № 51.07/4062/22 в выдаче разрешения на строительство отказано.

В качестве одного из оснований указано, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000077:3147 расположен в зоне с особыми условиями использования территории - в седьмой подзоне при аэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) № 415-п от 23.04.2020 г. Также в границах седьмой подзоны не допускается использование земельных участков в целях: размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства. Приведены ссылки на Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон от 01.07.2017 г. № 135-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 г. № 1460 и Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222.

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

В соответствии с ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 указанной статьи и другими федеральными законами.

Выдача разрешения на строительство на территории ГОсВД «Город Махачкала» осуществляется в порядке оказания муниципальной услуги на основании соответствующего Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации г.Махачкалы от 02.11.2018 N 1399 (далее Регламент).

Пунктом 2.8 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен предоставить самостоятельно. Для выдачи разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) заявление о выдаче разрешения на строительство;

2) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

3) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в подпункте 4 случаев реконструкции многоквартирного дома;

4) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством, в случае реконструкции многоквартирного дома или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В уведомлении Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000077:3147 расположен в зоне с особыми условиями использования территории Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ). В границах седьмой подзоны не допускается использование земельных участков в целях размещение жилой застройки и т.д.

Согласно пункту 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон (пункт 3 статьи 47 ВК РФ), в том числе подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 ВК РФ определяется седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно пункту 2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 г. N 1460 решение об установлении приаэродромной территории принимается в отношении в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации; в отношении аэродромов экспериментальной авиации - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта.

Вместе с тем административным ответчиком не представлены доказательства об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома "Уйташ".

В силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее Федерального закона N 135-ФЗ) в случае, если до 1 июля 2021 года седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена (в том числе в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи), седьмая подзона приаэродромной территории таких аэродромов подлежит установлению до 1 января 2025 года в соответствии с требованиями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 13 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории, а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны, или в случаях, если для строительства, реконструкции указанных объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до установления этой подзоны. В случаях, предусмотренных настоящей частью, возмещение убытков указанным лицам в связи с установлением седьмой подзоны приаэродромной территории не осуществляется.

Однако административным ответчиком также не представлены доказательства того, что право на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000077:3147 у его собственника возникло после установления седьмой подзоны приаэродромной территории.

Отказывая в выдаче разрешения на строительство Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» ссылается также на то, что в выписке из ЕГРН на земельный участок с к/н 05:40:000077:3147 зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости - ипотека в силу закона, со сроком действия с 28.01.2021 до исполнения обязательств.

Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", на земельном участке, заложенном по договору об ипотеке, залогодатель вправе без согласия залогодержателя возводить в установленном порядке здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором об ипотеке. Если иное не предусмотрено договором об ипотеке, ипотека распространяется на эти здания и сооружения.

Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок ЖСК «РОСТ» установлено ограничение права и обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в силу закона, где лицом, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости указано ООО «Агростройсервис».

В указанных правоотношениях ЖСК «РОСТ» является залогодателем, следовательно, вправе на основании приведенных выше положений закона без согласия залогодержателя ООО «Агростройсервис» возводить на земельном участке в установленном порядке здания или сооружения.

При этом суд принимает во внимание письмо директора ООО «Агростройсервис», в соответствии с которым Общество не возражает против получения разрешения на строительство и последующего строительства многоквартирных жилых домов на земельном участке с к/н 05:40:000077:3147.

Также в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство административным ответчиком указано на непредставление необходимой документации согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти, приобщив к заявлению соответствующие документы, предусмотренные данной статьей, в том числе исходя из вида, предназначения и характеристик объекта капитального строительства.

В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

По настоящему делу уполномоченный орган рассмотрел заявление административного истца о выдаче разрешения на строительство в установленные сроки, отказав в выдаче разрешения, указав одной из причин отказа отсутствие документов, указанный в ч.7 ст.51 ГрК РФ, а именно:

1.пояснительной записки;

2.схемы планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

3. разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

4. проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

5. разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ);

6.положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса).

Перечень документов с 1-4, указанный в обжалуемом отказе, в соответствии с п.3 ч.7 ст.51 ГрК РФ являются материалами, содержащимися в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ проектной документации, которая была представлена административным истцом в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы (ч. 1 ст. 49 ГрК РФ).

Из выводов заключения ООО «КОИН-С» от 30.05.2022 следует, что результаты инженерных изысканий по объекту «комплекс 13 этажных многоквартирных жилых домов» соответствуют требованиям технических регламентов. Сама проектная документация по указанному объекту соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для её подготовки; соответствует заданию на проектирование и требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.

Утверждение ответчика о необходимости представления в пакете документов также разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является несостоятельным. Данное разрешение в силу пункта 5 части 7 статьи 71 Градостроительного кодекса Российской Федерации должно предоставляться только в случае его выдачи застройщику в соответствии со статьей 40 данного Кодекса. Сведений о наличии у ЖСК «РОСТ» такого разрешения в материалах дела не имеется.

Следовательно, указанное выше административным ответчиком основание для отказа в предоставлении разрешения на строительство документации является необоснованным.

Суд также принимает во внимание, что объект не создает угрозу жизни и здоровью людей и не нарушает права третьих лиц. Каких-либо доказательств несоответствия проектной документации требованиям законодательства, в отказе административного ответчика не нет.

Следующим из оснований отказа указано, что в отношении ЖСК «РОСТ» ранее Управлением было выдано разрешение на строительство 13-ти этажного многоквартирного жилья, которое на сегодняшний день на стадии строительства и разрешение на ввод в эксплуатацию не выдано, согласно ст. 110 ЖК РФ ЖСК не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей не более чем три.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных кодексом.

Таким образом, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты (последние, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (пункт 3 части 2 статьи 30, часть 1 статьи 36, статья 37 ГрК РФ); во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ). Наконец, устанавливается допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.12 Регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которыми являются: отсутствие документов, указанных в пунктах 2.8, 2.9 Регламента; несоответствие представленных документов требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; обращение заявителя за предоставлением муниципальной услуги в отношении объектов капитального строительства многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; в случае если заявление о выдаче разрешения на строительство подано не всеми лицами, в чьей долевой собственности находится объект недвижимого имущества.

Указанный перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является исчерпывающим.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В оспариваемом отказе административным ответчиком не указаны, какие из предусмотренных указанным выше административным регламентом требований к предоставлению муниципальной услуги административным истцом не были соблюдены.

Таким образом, оспариваемое уведомление от 05.05.2022 № 51.07/4062/22 не содержит оснований, предусмотренных законом, при которых застройщику отказано в выдаче разрешения на строительство.

Из содержания ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (п. 1 ч. 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (п. 2 ч. 2).

Частью 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает, что оспариваемое уведомление не соответствует требованиям законодательства и нарушает права административного истца, в связи с чем следует признать его незаконным и отменить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

Решил:

Административные исковые требования Жилищно-строительного кооператива «РОСТ» удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства г.Махачкала от 05.05.2022 № 51.07/4062/22 в выдаче разрешения на строительство комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 2Б, 3, 4) на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенном по адресу: РД, г.Махачкала, ул.Фермерская (животноводов мкр) 1.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы выдать Жилищно-строительному кооперативу «РОСТ» разрешение на строительство в отношении комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 2Б, 3, 4) на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенном по адресу: РД, г.Махачкала, ул.Фермерская (животноводов мкр) 1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме через Советский районный суд г. Махачкалы.

Судья З.М. Токаева

Мотивированное решение суда изготовлено 16.06.2022.