ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3575/19 от 26.09.2019 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2019 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Ахметова Р.М.

при секретаре Кыневой Г.Г.,

с участием представителей административного ответчика аппарата Губернатора ХМАО-Югры ФИО1 и ФИО2, действующих на основании доверенности, представителя административного ответчика Департамента финансов ХМАО-Югры ФИО3, действующей на основании доверенности, представителя департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры ФИО4 действующего на основании доверенности,,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а – 3575/2019 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного объединения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании бездействия в части не предоставления ответа на обращения, соответчики Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент финансов ХМАО-Югры, заинтересованное лицо Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

УСТАНОВИЛ:

Благотворительное региональное молодежное общественное объединение «Уроки финансовой грамотности» (далее по тексту – истец) обратилось в Ханты-Мансийский районный суд с требованиями к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании бездействия в части не предоставления ответа на обращения, соответчики Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент финансов ХМАО-Югры, заинтересованное лицо Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Требования административного истца мотивированы тем, что в целях исполнения пункту 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций истец направил в адрес Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры служебную информацию (Приложение 1 и 2) о начале действия благотворительной программы «Благотворительные уроки финансовой грамотности», утвержденной на 2019 год в соответствии с правовыми актами. До настоящего времени, в нарушение 30-дневного срока ответы на обращения не поступили. Таким образом, нарушены права и законные интересы истца. Просит суд обязать ответчика предоставить ответ по существу заданных в обращении вопросов.

Будучи надлежащим образом уведомленными о дне и месте судебного разбирательства представитель административного истца в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

В судебное заседание заинтересованное лицо Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не явилась. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.

Представитель административного ответчика Аппарата Губернатора ХМАО-Югры ФИО1 и ФИО2 возражали против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве, доводы которого поддерживают в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента финансов ХМАО-Югры ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве, доводы которого поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры ФИО4 также возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве, доводы которого поддерживает в полном объеме.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

ДД.ММ.ГГГГ истец подал обращение Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО5 об оказании благотворительной помощи учреждениям и организациям региона в целях повышения финансовой грамотности с приложением Благотворительной программы на ДД.ММ.ГГГГ год.

Согласно регистрационной карте исх. от ДД.ММ.ГГГГ, данное обращение отписано в работу ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 с пометкой «для учета в работе».

Из обращения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец подал обращение Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО5 о запуске благотворительной просветительной платформе УРФИНГРАМ с приложением проекта соглашения о сотрудничестве.

Согласно регистрационной карте исх. от ДД.ММ.ГГГГ, данное обращение отписано в работу ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 для работы в установленном порядке.

Из устава следует, что целями движения являются оказание содействий защите прав, интересов молодых люде с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), способствованию адаптации таких молодых людей; содействия повышения уровня финансовой и юридической грамотности молодежи; содействие добровольческой деятельности и т.д.

В соответствии с выкопировкой, в сети «Интернет» на Портале Открытого Правительства Югры «Открытый регион – Югра» ДД.ММ.ГГГГ размещена новость «Повышаем финансовую грамотность».

На сайте Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры имеется ссылка на Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности».

В адрес Департамента внутренней политики ХМАО-Югры направлялось сообщение, что направляют информационное письмо Благотворительного регионального молодежного общественного объединения «Уроки финансовой грамотности» о начале запуска платформы УРФИНГРАМ, направленной на самообразование и неформальное обучение целевых групп населения.

Из списка внутренних отправлений от ДД.ММ.ГГГГ следует, Департамент финансов ХМАО-Югры в адрес Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, Аппарата Губернатора ХМАО-Югры и в адрес истца направил уведомления.

Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителей органов местного самоуправления ХМАО-Югры, осуществляющие управление в сфере образования направлены письмо истца от ДД.ММ.ГГГГ, для организации работы по информированию руководителей общеобразовательных организаций ХМАО-Югры, о чем было сообщено научному руководителю истца.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В силу ч.ч.1,2 ст. 3 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

В рамках реализации права граждан, в том числе юридических лиц, принят Закон ХМАО - Югры от 18.04.2007 N 36-оз "О рассмотрении обращений граждан в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 24.08.2012 N 130 утвержден порядок рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, поступающих Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, первым заместителям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, заместителям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Далее - Порядок).

В соответствии с п. 2.1 порядка Письменное обращение Губернатору автономного округа, заместителю Губернатора автономного округа, в Правительство автономного округа может быть доставлено лично, через представителей, почтовым отправлением, факсимильной связью, в форме электронного документа через единый официальный сайт государственных органов автономного округа, публичный информационный уровень государственной информационной системы "Территориальная информационная система Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ТИС Югры)".

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных нормативных актов обращения на имя Губернатора ХМАО-Югры и иных высших должностных лиц ХМАО-Югры предусмотрены специальный порядок направления обращения по специальным каналам связи.

Как установлено в ходе судебного заседания на основании представленных документов ДД.ММ.ГГГГ от представителя административного истца на имя Губернатора ХМАО-Югры по средствам электронной почты направлено письмо о благотворительной программе с целью повышения финансовой грамотности, которое было зарегистрировано во входящей корреспонденции.

При этом, как следует из вышеуказанных документов на имя Губернатора ХМАО-Югры от представителя административного истца по средствам электронной почты направлено письмо о начале благотворительной просветительской платформы УРФИНГРАМ, которое также было зарегистрировано во входящей корреспонденции аппарата Губернатора ХМАО-Югры.

Вместе с тем, как указывалось выше направление обращение на имя Губернатора ХМАО-Югры по электронной почте не отвечает требованиям к каналам связи предусмотренным для подачи обращения на имя Губернатора ХМАО-Югры и иных должностных лиц.

При этом, в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

В силу ч.1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно ч.1.1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как следует из материалов дела какого-либо ответа на письмо представителя истца от ДД.ММ.ГГГГ не представлено, на письмо от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Аппарате Губернатора ХМАО-Югры – ответ предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного ч.1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ срока.

Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.4.1 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается.

При этом, исходя анализа текста представленных обращений следует, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает требованиям предъявляемым к обращениям, установленным ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а по своей сути является рекламой образовательной программы, в связи с чем данное письмо не может быть расценено как обращение, а следовательно на него не распространяются положения Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Кроме этого, проводя анализ письма направленного в адрес Губернатора ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ, следует, что характер также является рекламой и содержит просьбу об оказании содействия в информировании подведомственных учреждений. При этом, указанное письмо не содержит однозначного требования о предоставлении официального ответа, а указывает только на возможность его предоставления в случае заинтересованности в указанной программе. В связи суд приходит к выводу, о невозможности применения к указанном обращению сроков установленных ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку указанное обращение не является однозначным и содержит условие. При этом судом учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ представителю истца направлено письмо в котором дано разъяснение о проделанной по обращению работе, а именно указывается о направлении письма Руководителям органов местного самоуправления, а также о существующих программах действующих на территории ХМАО-Югры по повышению финансовой грамотности.

Таким образом, исходя из установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца и бездействия должностных лиц аппарата Губернатора ХМАО-Югры, а следовательно находит административные исковые требования удовлетворению не подлежащими.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового требования Благотворительного регионального молодежного общественного объединения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании бездействия в части не предоставления ответа на обращения, соответчики Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент финансов ХМАО-Югры, заинтересованное лицо Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 30 сентября 2019 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись Р.М. Ахметов

Копия верна

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Р.М. Ахметов