ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3575/2017 от 18.12.2017 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

Копия

2а-3575/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи О.С. Ненашевой,

при секретаре Е.Н. Марковой,

с участием: административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ФИО3, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Томска о признании незаконным бездействия администрации города Томска в фактическом уклонении от согласования административному истцу публичного мероприятия в форме пикетирования, возложении обязанности устранить нарушение,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Томска о признании незаконным бездействия ответчика в фактическом уклонении от согласования административному истцу публичного мероприятия в форме пикетирования с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, с целью информирования граждан об общественной кампании в поддержку деятельности политика ФИО13 и его возможного выдвижения кандидатом в Президенты Российской Федерации на выборах Президента Российской Федерации в 2018 году, с предполагаемым количеством участников до 7 человек, ДД.ММ.ГГГГ на площадках, указанных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, то есть в уклонении от исполнения обязанности по согласованию публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ, с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, закрепленной в Постановлении Конституционного суда РФ от 14.02.2013 года №4-П; обязании устранить нарушение, и во исполнение правовой позиции Конституционного суда РФ, закрепленной в Постановлении Конституционного суда РФ от 14.02.2013 года №4-П, принять все необходимые меры, связанные с согласованием заявленного публичного мероприятия путем предложения организатору публичного мероприятия варианта, позволяющего реализовать заявленное мероприятие в параметрах и на условиях, достигнутых в результате возможного компромисса по дате и месту проведения публичного мероприятия.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию г.Томска с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, с предполагаемым количеством участников до 7 человек, которое планировалось провести ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 час. до 21.00 час. в местах:

(ближе к сцене);

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

.

Цель публичного мероприятия: информирование граждан об общественной деятельности политика ФИО14 и его возможного выдвижения кандидатом в Президенты Российской Федерации на выборах Президента Российской Федерации в 2018 году. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик подготовил письмо № ..., в котором содержалось решение об отказе в согласовании публичного мероприятия в связи с проведением других публичных мероприятий в данных местах в тоже время, а также в связи возможными нарушениями общественного порядка. Административный ответчик не в полной мере исполнил обязанности по согласованию публичного мероприятия, тем самым нарушив право истца на проведение публичного мероприятия, установленное ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Административный ответчик в ответе не указал, когда поступили заявки от других организаторов, кто является непосредственным организатором и в какое время будут проводиться данные мероприятия. Действующим законодательством определен закрытый перечень случаев, когда орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия, иные случаи отказа являются незаконными. Администрацией г.Томска проигнорированы требования постановления администрации Томской области от 28.12.2012 № 545а и ч.1 ст.3 Закона Томской области от 08.11.2012 № 195-ОЗ, которыми определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Такими площадками определены территории сквера по и перед зданием Областного дворца народного творчества «...». Административный ответчик не исполнил обязанность по согласованию с организатором публичного мероприятия в том смысле, который вкладывается в термин «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» Конституционным Судом РФ, поскольку им не предложен организатору публичного мероприятия вариант, позволяющий реализовать заявленное мероприятие в параметрах и на условиях, достигнутых в результате возможного компромисса, в том числе, по дате и месту проведения публичного мероприятия. Бездействие ответчика заключается в уклонении от дальнейшего обсуждения возможных вариантов, позволяющих реализовать заявленное мероприятие.

В судебном заседании административный истец иск поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель истца поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении. Полагал, что административным ответчиком не исполнена обязанность по согласованию места и времени публичного мероприятия, предоставил перечень площадок на территории г.Томска, которые возможно использовать для проведения публичного мероприятия в идее пикетирования, численностью до 7 человек, свободных от проведения иных массовых мероприятий, которые административный ответчик истцу не предложил.

Представитель ответчика просил в иске отказать ввиду его необоснованности.

Исследовав материалы дела, выслушав административного истца, представителей сторон, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Согласно статье 46 Конституции РФ, положениям главы 22 КАС РФ, пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд гражданином или организацией.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 4 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что административным истцом оспаривается бездействие Администрации г.Томска, выразившееся в фактическом уклонении от согласования публичного мероприятия в форме пикетирования в связи с подачей уведомления о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ, ответ на которое о невозможности согласования публичного мероприятия дан административным ответчиком в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № С., срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании указанного бездействия административным истцом не пропущен.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия (бездействие) и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 9 статьи 229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения.

Из материалов дела следует, что 04.12.2017 в 09 час. 10 мин. от административного истца в Комитет общественной безопасности администрации города Томска поступило уведомление, зарегистрированное под входящим номером 1427, о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, с предполагаемым количеством участников до 7 человек, которое планировалось провести ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 час. до 21.00 час. в заявленных в уведомлении местах:

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

.

Письмом председателя комитета общественной безопасности администрации г.Томска С.В. от ДД.ММ.ГГГГ... ФИО1 была уведомлена о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные дату и время, поскольку в заявленном истцом месте и время будут проводиться другие публичные мероприятия иными организаторами, уведомления о проведении которых поступили в комитет общественной безопасности администрации г. Томска ранее. Кроме того, в иных общественных местах города с массовым нахождением граждан будут проводиться мероприятия, заявленные другими организаторами с иными целями. Указано, что проведение двух мероприятий одновременно в одном месте невозможно, так как цели их проведения различны, никак не связаны друг с другом. Совместное проведение таких мероприятий заведомо препятствует достижению этих целей каждым из организаторов мероприятия. Ввиду одновременного выражения в одном месте не касающихся друг другу мнений и требований, относительно различных сфер жизнедеятельности (различных целей проводимых мероприятий), лица, участвующие в мероприятиях, а также иные лица, которые пожелают к ним примкнуть, будут введены в заблуждение относительно целей проведения мероприятий. Этим создается угроза нарушения прав участников одного мероприятия со стороны участников другого мероприятия на свободу слова и участие в публичных мероприятиях, гарантированных статьями 29, 31 Конституции РФ. Уведомление о проведении публичного мероприятия «Перед памятником Музе (Сквер возле театра юного зрителя)», находящийся в пределах «Губернаторского квартала», в соответствии со ст. 2 Закона Томской области от 08.11.2012 № 195 –ОЗ «О проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Томской области» подается в администрацию Томской области. Раздельное проведение мероприятий необходимо в целях обеспечения и поддержания общественного порядка, а также безопасности окружающих граждан, поскольку одновременное выражение не касающихся друг друга мнений и требований, создает угрозу возникновения конфликта между участниками разных мероприятий. В связи с чем администрация г.Томска указала о невозможности согласовать заявленные мероприятия во избежание нарушения общественного порядка, заявителю предложено обратиться с уведомлением о проведении данных мероприятий в иные даты.

В соответствии с Положением о Комитете общественной безопасности администрации города Томска, утвержденным постановлением мэра г. Томска № 600 от 28.09.2007 (в ред. постановления № 1139 от 28.10.2016), Комитет общественной безопасности администрации города Томска является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в пределах компетенции администрации города Томска, а также иных вопросов в соответствии с настоящим положением.

Предметом деятельности комитета является организация в пределах своей компетенции решения вопросов участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа; организации охраны общественного порядка на территории городского округа в пределах компетенции органов местного самоуправления, иных вопросов в соответствии с компетенцией (п.2.1 Положения).

В соответствии с предметом деятельности Комитет общественной безопасности администрации города Томска от имени администрации Города Томска осуществляет полномочия органа местного самоуправления по приему и рассмотрению уведомлений о проведении публичного мероприятия на территории муниципального образования «Город Томск», предусмотренных Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; по приему и рассмотрению уведомлений о проведении массового мероприятия на территории муниципального образования «Город Томск», предусмотренных Законом Томской области от 15.01.2003 № 12-ОЗ «О массовых мероприятиях, проводимых в Томской области» (п.3.8 Положения).

Комитет возглавляет председатель комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Мэром города Томска.

Согласно справке администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ...С. С.В. работает в администрации Города Томска с ДД.ММ.ГГГГ, в должности ... с ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ...) по настоящее время.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные административным истцом дату и время, выраженное в письме председателя комитета общественной безопасности администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ..., принято уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок.

Оценивая доводы административного истца о неисполнении административным ответчиком обязанности по согласованию публичного мероприятия и допущенном им бездействии, выразившемся в уклонении от дальнейшего обсуждения возможных вариантов, позволяющих реализовать заявленное мероприятие, суд исходит из того, что обязанности органа местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены положениями частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с нормами названной статьи закона орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;

довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.

В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

На основании части 3 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения - по смыслу взаимосвязанных положений пункта 7 статьи 2, статьи 7, части 1 статьи 10 и статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление, во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Напротив, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.

Из анализа вышеприведенной нормы права следует, что проведение публичного мероприятия носит уведомительный характер. Орган местного самоуправления не управомочен на выдачу разрешения на проведение такого мероприятия и вправе лишь довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения мероприятия.

Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

Право органа местного самоуправления на отказ в согласовании проведения публичного мероприятия возможен лишь в двух случаях прямо предусмотренных законом. Указанный перечень является исчерпывающим.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ... администрация г. Томска в лице С. С.В. уведомила ФИО1 о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные дату и время, мотивируя это тем, что в заявленных административным истцом местах в заявленную дату (ДД.ММ.ГГГГ) и время (с 09 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин.) проведения публичного мероприятия, будут проводиться другие мероприятия иными организаторами, уведомления о проведении которых поступили в Комитет ранее. Проведение же двух мероприятий одновременно в одном месте с различными, не связанными друг с другом целями, будет заведомо препятствовать как достижению таких целей, так и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан, создавая реальную угрозу возникновения конфликта между участниками мероприятий.

Анализируя содержание указанного письма, суд приходит к выводу о том, что оно содержит обоснованное уведомление о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные истцом дату и время с указанием причин.

В подтверждение того, что в указанные административным истцом время и местах проведения публичных мероприятий будут проводиться другие публичные мероприятия иными организаторам, административным ответчиком представлено:

- уведомление о проведении массового мероприятия Управления ... от ... (исх. № ...), поступившее в Комитет ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 30 мин. (вх. № ...), согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в том числе ДД.ММ.ГГГГ, с 08 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. на будут проводиться физкультурно-массовые мероприятия с целью организации условий для массового отдыха жителей города Томска с заявленным количеством участников более 100 человек,

- уведомление о проведении массового мероприятия автономной некоммерческой организацией «...» от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в Комитет ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 30 минут (вх. № ...), согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ДД.ММ.ГГГГ, с 08-00 часов до 22-00 часов на площадках города Томска, указанных в приложении к уведомлению, автономной некоммерческой организацией «...» будут проводиться массовые мероприятия в форме рекламных акций с целью привлечения внимания к деятельности организации с заявленным количеством участников 100 человек,

- уведомление о проведении массового мероприятия ООО «...», Ш. А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в Комитет ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 35 минут (вх. № ...), согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть ДД.ММ.ГГГГ в том числе, с 08-00 часов до 22-00 часов на многих площадках города Томска, перечисленных в приложении к уведомлению, указанными организаторами будут проводиться массовые мероприятия в форме рекламных акций с целью увеличения клиентской базы с заявленным количеством участников до 100 человек.

- распоряжение администрации г.Томска №... от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке и проведении новогодних и рождественских мероприятий на территории муниципального образования «Город Томск» в 2017-2018 годах», распоряжение № ... от ДД.ММ.ГГГГ, которым внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, план мероприятий, посвященных празднованию Нового года и рождества Христова на территории муниципального образования «Город Томск» в 2017-2018 годах.

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

По смыслу указанных правовых норм необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо закреплено в ряде других норм Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, а именно в его статьях 5 ч. 4 п. 4, п. 5, п. 7.1, ст. 6 ч. 3 п. 2, ст. 12 ч. 1 п. 5, ст. 13 ч. 1 п. 3, ст. 14 ч. 1, ч. 3 п. 2, ст. 18 ч. 1, ч. 3.

При этом названные законоположения требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, органам местного самоуправления так и к организаторам, и участникам публичного мероприятия.

В случае невозможности выполнения этих требований закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить общественный порядок и безопасность при проведении публичного мероприятия и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения места проведения публичного мероприятия, убедительно мотивировав свое решение.

Согласно положениям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) (п. 1.1 ст. 8).

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (п. 2.1 ст. 8).

Частью 1 ст. 3 Закона Томской области от 08.11.2012 № 195-ОЗ «О проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Томской области», установлено, что единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (далее - специально отведенные места) определяются постановлением Администрации Томской области.

Постановлением Администрации Томской области от 28.12.2012 № 545а в соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона Томской области от 8 ноября 2012 года № 195-ОЗ определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Томской области согласно приложению к настоящему постановлению.

Таким образом, на территории муниципального образования «Город Томск» законодательством определены специально отведенные места для проведения указанных мероприятий.

На территории муниципального образования «Город Томск» такими местами являются: площадь перед Дворцом народного творчества «...», ; площадка на территории .

В силу ст. 4 Закона Томской области от 08.11.2012 № 195-ОЗ в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органами местного самоуправления.

Административным ответчиком представлены доказательства тому, что ДД.ММ.ГГГГ законодательно определенные на территории муниципального образования «Город Томск» специально отведенные для проведения массовых мероприятий места заняты другими организаторами мероприятий, подавшими в Комитет уведомления об их проведении. Таким доказательством является уведомление инициативной группы граждан от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в Комитет ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 20 мин. (вх. № ...), согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. на площади перед Дворцом народного творчества «...» по адресу ..., и на территории будет проводиться пикетирование с заявленным количеством участников до 30 человек в каждом месте, цель мероприятия: информирование общественности о предстоящих выборах Президента РФ 2018 года; уведомление о намерении проведения физкультурно-массового мероприятия Управления ... от ДД.ММ.ГГГГ (исх. № ...), согласно которому в том числе ДД.ММ.ГГГГ (а также в иные даты с до ДД.ММ.ГГГГ включительно) с 09 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. на площади перед Дворцом народного творчества «...» по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, и на площадке на территории сквера по будет проводиться физкультурно-массовое мероприятие – утренняя зарядка «Здоровый город» с целью пропаганды здорового образа жизни и популяризации различных видов спорта на территории муниципального образования «Город Томск» с заявленным количеством участников до 100 человек на каждой площадке.

При этом в уведомлении инициативной группы граждан от ДД.ММ.ГГГГ, поступившем в Комитет общественной безопасности администрации г.Томска ДД.ММ.ГГГГ, места для проведения пикетирования ДД.ММ.ГГГГ на площади перед Дворцом народного творчества «...» по адресу ..., и на территории заявлены изначально, а не как следствие предложения администрацией г.Томска альтернативных мест проведения мероприятий.

Таким образом, судом установлено, что места, которые могли бы быть предложены ФИО1 в качестве альтернативных заявленным местам проведения публичного мероприятия, согласованы иным лицам, которые изначально уведомили орган местного самоуправления о проведении ими в указанных местах других массовых мероприятий с иными целями.

Согласно ст. 2 Закона Томской области № 195-ОЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в Администрацию Томской области - в случае проведения публичного мероприятия в границах "Губернаторского квартала" города Томска.

Таким образом, административным ответчиком обоснованно в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № ... разъяснено о необходимости подачи уведомления в случае проведения публичного мероприятия перед , находящимся в пределах «Губернаторского квартала», в Администрацию Томской области.

Довод административного истца о том, что административный ответчик уклонился от дальнейшего обсуждения с ним возможных вариантов, позволяющих реализовать проведение заявленного мероприятия, опровергается нормами пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, которыми не предусмотрено право органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления мотивированно предлагать организатору публичного мероприятия изменить кроме места и (или) времени, также дату его проведения.

Административным истцом в судебное заседание в обоснование позиции о бездействии административного ответчика представлен перечень площадок на территории г.Томска, которые было возможно использовать для публичного мероприятия в виде пикетирования, численностью до 7 человек, свободных от проведения иных массовых или публичных мероприятий: , , , , , , , , , , , , , , , .

Вместе с тем, исходя из указанных положений закона, административный ответчик не обязан, получив уведомление о проведении публичного мероприятия, отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Орган публичной власти принимает меры и проверяет возможность проведения мероприятия в заявленном месте, что и было сделано в данном случае административным ответчиком.

Все действия администрации г. Томска в рамках заявленного истцом уведомления соответствовали положениям действующего законодательства, с учетом положений части 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ исходя из безусловной необходимости обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время).

Также административный ответчик обоснованно исходил из того, что проведение двух мероприятий одновременно в одном месте невозможно, так как цели их проведения различны, никак не связаны друг с другом. Совместное проведение таких мероприятий заведомо препятствует достижению этих целей каждым из организаторов мероприятий. Ввиду одновременного выражения в одном месте не касающихся друг друга мнений и требований относительно различных сфер жизнедеятельности (различных целей проводимых мероприятий), лица, участвующие в мероприятиях, а также иные лица, которые пожелают к ним примкнуть, будут введены в заблуждение относительно целей проведения мероприятий. Этим создается угроза нарушения прав участников одного мероприятия со стороны участников другого мероприятия на свободу слова и участие в публичных мероприятиях, гарантированных статьями 29, 31 Конституции Российской Федерации, поскольку одновременное выражение не касающихся друг друга мнений и требований, создает угрозу возникновения конфликта между участниками разных мероприятий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в отсутствии объективной возможности согласования, заявленного истцом 19.12.2017 публичного мероприятия в форме пикетирования, незаконного бездействия администрации г. Томска по фактическому уклонению от согласования публичного мероприятия не имеется.

Требование истца о возложении обязанности устранить допущенное нарушение его прав путем предложения организатору публичного мероприятия варианта позволяющего реализовать заявленное мероприятие в параметрах и на условиях, достигнутых в результате компромисса по дате и месту проведения публичного мероприятия не подлежит удовлетворению, поскольку дата проведения публичного мероприятия определяется в силу закона лицом, обратившимся с уведомлением о проведении публичного мероприятия.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации города Томска о признании незаконным бездействия ответчика в фактическом уклонении от согласования административному истцу публичного мероприятия в форме пикетирования с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, с целью информирования граждан об общественной кампании в поддержку деятельности политика ФИО15 и его возможного выдвижения кандидатом в Президенты Российской Федерации на выборах Президента Российской Федерации в 2018 году, с предполагаемым количеством участников до 7 человек, 19.12.2017 на площадках, указанных в уведомлении от 04.12.2017, то есть в уклонении от исполнения обязанности по согласованию публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ, с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, закрепленной в Постановлении Конституционного суда РФ от 14.02.2013 года №4-П; обязании устранить нарушение, и во исполнение правовой позиции Конституционного суда РФ, закрепленной в Постановлении Конституционного суда РФ от 14.02.2013 года №4-П, принять все необходимые меры, связанные с согласованием заявленного публичного мероприятия путем предложения организатору публичного мероприятия варианта, позволяющего реализовать заявленное мероприятие в параметрах и на условиях, достигнутых в результате возможного компромисса по дате и месту проведения публичного мероприятия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись)

Публикацию разрешаю.

Судья О.С Ненашева

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.

...

...

...

...