ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3575/2022 от 12.07.2022 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Гатчина 12 июля 2022 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

с участием представителя административного ответчика Богачевой Н.С. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком д ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Кремчеевой Э.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Хисматуллиной РайсыАбдрахмановны к администрации МО город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Хисматуллиной Р.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в реализации мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами, обязании принять Хисматуллину Р.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в реализации мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным иском к административному ответчику, указав в обосновании своих требований, что она ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова участника Великой Отечественной войны. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была прописана и постоянно проживала в частном доме по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ состояла в списке очередности на получение жилья в первоочередном порядке в администрации <адрес><адрес>, как вдова участника войны. Согласно постановлению администрации городского округа <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. В возрасте лет уже не могла себя самостоятельно обслуживать ввиду преклонного возраста, наличия группы инвалидности, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ г. переехала на постоянное место жительства к своим родственникам по адресу: <адрес>.Собственницей данной однокомнатной квартиры, площадью кв.м, является ее невестка ФИО2, совместно с ними также зарегистрирован и проживает ее внук ФИО3ДД.ММ.ГГГГ ее дом в <адрес> был признан аварийным на основании заключения специализированной организации ООО «<данные изъяты>». Членами межведомственной комиссии принято окончательное решение по непригодности для проживания жилого помещения в связи с тем, что были выявлены аварийные конструкции, и техническое состояние объекта оценивается, как аварийное. В связи с чем обратилась в отдел жилищной политики Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО <адрес> муниципального района <адрес> с заявлением о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в реализации мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации МО г. Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области было отказано в принятии на жилищный учет. Отказ мотивирован решением Совета депутатов МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы жилого помещения в МО <адрес>», решением общественной жилищной комиссии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Согласно протоколу которой, она зарегистрирована и проживает в отдельной однокомнатной квартире общей площадью кв.м, принадлежащей на праве собственности ФИО2, где кроме нее зарегистрировано два человека. Таким образом, на каждого члена семьи приходится кв.м. А также в связи с тем, что она не представила архивные справки о регистрации формы , справки БТИ на ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что переезд на новое место жительства к родственникам в <адрес> из аварийного дома в <адрес> был вынужденным, ввиду ее престарелого возраста и болезни. Наличие регистрации по месту жительства в <адрес> не лишает ее права постановки на жилищную очередь, как владельца аварийного жилья. К тому же все справки были собраны и предоставлены административному ответчику. Не предоставление некоторых справок обусловлено отсутствием соответствующих сведений в архивах указанных организаций. В связи с чем административный истец просит признать незаконным постановление главы администрации МО г. Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области об отказе Хисматуллиной Р.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в реализации мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами. Возложить обязанность на администрацию МО г. Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области принять Хисматуллину Р.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в реализации мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами.

Административный истец в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о дате и времени слушания дела, что подтверждается конвертом, вернувшимся в адрес суда с отметкой почтового отделения «за истечением срока хранения».

Представитель административного ответчика,явившись в судебное заседание, требования настоящего иска не признала.Представила возражения на административное исковое заявление о том, чтоадминистративный истец зарегистрирован и проживает в отдельной однокомнатной квартире общей площадью кв.м, принадлежащей ее невестке ФИО2 на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. В указанной квартире кроме истицы зарегистрировано и проживает еще два человека: ФИО2, невестка, осуществляющая постоянный уход за истицей, и внук ФИО3ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Р.А. обратилась в администрацию с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по списку граждан, меры социальной поддержки которым установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 7 ст. 3 Областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления ЛО учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Из оспариваемого постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истицей не представлены архивные справки о регистрации формы 9 ФИО2, а также справки БТИ об отсутствии жилых помещений на праве собственности и по месту постоянного жительства на ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При отсутствии указанной информации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. невозможно достоверно установить, что в собственности ФИО2 не находятся жилые помещения по месту ее постоянного жительства в данный период, которое также не установлено ввиду отсутствия в ОВМ ОМВД России по <адрес> сведений о ее регистрации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При таких обстоятельствах у администрации МО г. Коммунар имелись правовые основания для вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Хисматуллиной Р.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Суд, руководствуясь ст. ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Постановлением администрации МО город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации, Хисматуллина Райса Абдрахмановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкад. Айгай<адрес><адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес><адрес> (л.д. ).

В соответствии со справкой Бюро МСЭ ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России серии МСЭ- от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом (л.д. ).

В соответствии с удостоверением серии от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Р.А. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные пп. 5 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с удостоверением серии от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Р.А. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах».

Исходя из справки Кугарчинского участка Стерлитамакского филиала ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по материалам филиала на территории р-н Кугарчинский, собственником объектов недвижимости не установлена (л.д. 17).

Согласно справкам МУП «<данные изъяты>» <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, Хисматуллина Р.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес><адрес>, совместно с Хисматуллиным Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. ).

Согласно справке ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Р.А., ДД.ММ.ГГГГ.р., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес><адрес>. Снята с регистрационного учета в связи с убытием в <адрес>.

Хисматуллина Р.А. на основании решения <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имеет доли в праве собственности на жилое здание, общей площадью кв.м по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>.

Согласно заключению ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ г. по обследованию жилого дома по адресу: <адрес><адрес>, выявлены аварийные конструкции. За более чем шестидесятилетний срок эксплуатации, здание жилого дома получило существенный физический и моральный износ.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации городского округа <адрес><адрес> об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ принято окончательное решение по непригодности для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> связи с тем, что выявлены аварийные конструкции и техническое состояние объекта оценивается как аварийное (л.д. ).

Согласно справкам о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. При этом, совместно с ней зарегистрированы ФИО2, ФИО3 (л.д. ).

Согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкаг. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>.

Согласно справке о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела ЗАГС <адрес>, имеется запись акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО10 После заключения брака жене присвоена фамилия ФИО16. Вышеуказанный брак расторгнут (л.д. ).

Согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженецг. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу:<адрес><адрес>.

Согласно характеристике жилой площади на жилое помещение, расположенное по адресу:<адрес><адрес>, зарегистрировано 3 человека, общая площадь квартиры – кв.м, количество комнат – , наниматель – ФИО2 (л.д. ).

В соответствии со справкой МУП «<данные изъяты>» городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Также, по данному адресу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Исходя из справки <адрес> участка <адрес> филиала ГБУ РБ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГФИО3 является собственником квартиры по адресу: <адрес>, на основании договора безвозмездной передачи жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Исходя из справки <адрес> участка <адрес> филиала ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГФИО2 имеет доли права собственности в квартире по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГФИО2 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью кв.м, общая долевая собственность – , дата государственной регистрации прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ Также, ФИО2 на праве собственности принадлежалземельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес><адрес>, площадью кв.м, пожизненное наследуемое владение – , дата государственной регистрации прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ Также, ФИО2 на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью кв.м, общая долевая собственность – , дата государственной регистрации прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГФИО3 на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью кв.м, общая долевая собственность – , дата государственной регистрации прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Согласно договору купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от ДД.ММ.ГГГГФИО3, ФИО11, ФИО2 продали квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Согласно справке ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО16 (ФИО17ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также по месту пребывания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Иных сведений о регистрации ФИО2 на территории <адрес> не имеется (л.д. ).

Согласно информационному письму МБУ «Архив городского округа <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ сведения о проживании или прописки семьи ФИО16 (ФИО18 за период с ДД.ММ.ГГГГ гг. на муниципальное хранение не поступали, в связи с чем предоставить данные сведения не представляется возможным (л.д. ).

ФИО2 является собственником квартиры, площадью кв.м по адресу: <адрес>, на основании акта приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к Договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллиной Р.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, общая долевая собственность – , а также жилое здание, расположенное по адресу:<адрес>, общая долевая собственность – (л.д. ).

Согласно архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ отдела по делам архивов администрации МО <адрес>, в документах архивного фонда <адрес> сельского Совета народных депутатов и его исполнительного комитета <адрес><адрес> в похозяйственной книге д. <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ гг., за ДД.ММ.ГГГГ гг. значится следующий состав семьи: ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выбыл в РККА в ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО19ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; за ДД.ММ.ГГГГ гг. значится следующий состав семьи: ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выбыла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выбыла в другое хозяйство ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выбыла, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выбыла, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выбыл. В книгах за ДД.ММ.ГГГГ г. Сведений о составе семьи Хисматуллиной (ФИО21) Р.А. не обнаружено, книги поступили на хранение за ДД.ММ.ГГГГ г. в томе – частично, за ДД.ММ.ГГГГ гг., за ДД.ММ.ГГГГ гг. на хранение не поступали.

Согласно сообщению администрации сельского поселения <адрес> сельсовета муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выдать архивную справку не представляется возможным, в связи с тем, что <адрес> сельсовет был ликвидирован, похозяйственные книги на хранение не передавались.

Согласно ответу администрации <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения Хисматуллиной Р.А., последняя состоит в списке очередности на получение жилья в первоочередном порядке как вдова участника войны, под . Благоустроенное жилье будет предоставлено в порядке очередности, другой возможности у администрации не имеется (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ военный комиссар <адрес> по результатам рассмотрения заявления Хисматуллиной Р.А., обратился с заявлением в администрацию <адрес> по вопросу предоставления жилья гр. Хисматуллиной Р.А. (л.д. ).

Согласно ответу администрации <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Хисматуллина Р.А. состоит с ДД.ММ.ГГГГ в льготном списке очередников, на ДД.ММ.ГГГГ г. она – ая. Предоставить Хисматуллиной Р.А. жилое помещение вне очереди, обойдя таких же по возрасту и заслугам, как ее муж и она, но вставших на учет ранее, администрация города не имеет законных оснований. Жилищные условия Хисматуллиной Р.А. администрация города может улучшить только в порядке очередности (л.д. ).

Согласно ответу администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения Хисматуллиной Р.А., последняя с сыном были зарегистрированы по адресу: <адрес> жилого помещения – кв.м, на каждого члена семьи приходилось по кв.м общей площади, то есть более учетной норма. Данный дом не был признан аварийным (непригодным для проживания). В ДД.ММ.ГГГГ г. Хисматуллина Р.А. выбыла на постоянное место жительства в <адрес>. Согласно постановлению администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Р.А. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Предоставить жилое помещение или социальную выплату на приобретение жилого помещения у администрации нет законных оснований. Разъяснено о том, что по вопросу улучшения жилищных условий Хисматуллина Р.А. может обратиться в администрацию по месту своего жительства (л.д. ).

Согласно ответу администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения Хисматуллиной Р.А., последняя с ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно постановлению администрации городского округа <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Р.А. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета не представлялась (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Р.А. обратилась к главе администрации МО город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по списку граждан, меры социальной поддержки которым установлены федеральным законом «О ветеранах».

В соответствии с выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссии МО <адрес> муниципального района <адрес> главе администрации МО г. Коммунар предложено отказать в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в реализации мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами Хисматуллиной Р.А., зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, <адрес>, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. 7 ст. 3 Областного закона ЛО от 26.10.2005 № 89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления ЛО учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (л.д.

Постановлением администрации МО город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллиной Р.А. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в реализации мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами (л.д. 33).

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) к числу мер социальной поддержки отнесено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Закона подразумевает соблюдение общего правила предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, а именно: установление их нуждаемости в жилых помещениях по правилам ст. 51 ЖК РФ.

Согласно пункт 1 части 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частностине являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с частями 3 и 4 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Частью 1 статьи 54 Жилищного Кодекса РФ установлен отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установлен областным законом Ленинградской области от 26 октября 2005 года N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

В силу положений пункта 7 статьи 3 указанного областного закона отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

а) не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя;

б) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

в) не истекло пять лет со дня совершения гражданами намеренных действий, в результате которых такие граждане могли быть признанными нуждающимися в жилых помещениях;

г) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и(или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 года N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Форма заявления о принятии на учет и перечень документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждаются Правительством Ленинградской области.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 N 4 "Об утверждении перечня и форм документов по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Ленинградской области" утвержден Перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (приложение 2).

Согласно приложению 2 названного Постановления Правительства Ленинградской области от 25.01.2006 N 4 к Перечню документов(действовавшему на момент подачи заявителем заявления), подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся в числе прочих (исходя из оснований, дающих право для постановки на учет): паспорт заявителя и членов его семьи;документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), решение о признании членом семьи и т.п.); выписка из финансового лицевого счета с указанием количества проживающих граждан; справка, выданная филиалом Леноблинвентаризации о наличии или отсутствии жилого помещения на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи (по состоянию на 01.01.1997г., предоставляется на заявителя и каждого из членов семьи).

Требование о предоставлении справки, выданной БТИ о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства заявителя и членов его семьи по состоянию на 01.01.1997г., справки формы 9 (в том числе для подтверждения права граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, содержится в пункте 2.6.3 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации МО город Коммунар от 30.07.2018г. № 472.

Таким образом, необходимость представления заявителем, обратившимся с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, документов, подтверждающих состав семьи, право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами семьи,отсутствия жилых помещений на праве собственности вытекает из требований вышеприведенных норм законодательства.

При этом, в силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Как разъяснено, в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Судом при рассмотрении настоящего дела было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллина Р.А. обратилась к главе администрации МО город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по списку граждан, меры социальной поддержки которым установлены федеральным законом «О ветеранах». При этом, ею были представлены все, указанные в вышеназванном Перечне документы, за исключением документов, подтверждающих отсутствие жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства члена ее семьи ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. г. (справки БТИ), а также адресно-справочной информации – архивной справки формы 9 о регистрации ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ

Однако, как следует из материалов дела, у административного ответчика отсутствовали доказательства того, что административный истец и ФИО2 являются членами одной семьи, напротив Хисматуллина Р. А. просила принять ее одну на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а не составом семьи 3 человека. Кроме того, из справки о регистрации формы 9 (л. д. ) следует, что ФИО2 является собственником <адрес> в <адрес>, при этом Хисматуллина Р. А. от отношению к ней является посторонним лицом. Также, суд обращает внимание, что ФИО2 является бывшей невесткой административного истца, что подтверждается справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ. (л. д. при этом, решение суда о признании Хисматуллиной Р. А. членом семьи ФИО2 отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение нельзя признать законным и обоснованным, а потому требования административного истца в этой части подлежат удовлетворению.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законныхинтересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд полагает, что в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на основании пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление Хисматуллиной РайсыАбдрахмановны от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по списку граждан, меры социальной поддержки которым установлены Федеральным Законом «О Ветеранах», т. к. возложение на орган местного самоуправления обязанности принять Хисматуллину Р. А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в реализации мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами, согласно действующему законодательству относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления и понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, в связи с чем в удовлетворении этой части исковых требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главой администрации муниципального образования город Коммунар Гатчинского муниципального района Ленинградской области «Об отказе гр. Хисматуллиной Р.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в реализации мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами».

Обязать администрацию МО «Город Коммунар» Гатчинского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть заявление Хисматуллиной РайсыАбдрахмановны от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по списку граждан, меры социальной поддержки которым установлены Федеральным Законом «О Ветеранах».

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинный документ находится в материалах

дела

УИД

Гатчинского городского суда Ленинградской области