ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3577/21 от 15.09.2021 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Административное дело

№ 2а-3577/21 (публиковать)

УИД 18RS0002-01-2021-005186-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 15 сентября 2021 года

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Владимировой А.А.,

при секретаре Андреевой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чулкиной Ю.В. к судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Ижевска УФССП России по УР Ширяевой Е.В., заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска Аминовой А.Р., УФССП России по УР о признании постановлений, действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Чулкина Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Ижевска УФССП России по УР Ширяевой Е.В., заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска Аминовой А.Р. о признании постановлений, действий незаконными. Требования мотивированы тем, что на исполнении у судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. находится исполнительное производство -ИП от <дата>, исходя из которого задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) составляет 159 672,36 руб.

<дата> судебным приставом вынесено постановление о предъявлении административному истцу требований, которым она обязана совершить следующие действия:

1) в срок согласно приложенному к постановлению графику явки должника (Приложение ) оплатить алименты, задолженность по алиментам ООО «Экспресс Коллекшн»;

2) явиться согласно графику на прием к судебном приставу и предоставить квитанции (иные документы) об оплате по исполнительному производству в размере части заработка ежемесячно алиментов, задолженности по алиментам, предоставить судебному приставу трудовую книжку, справку с места работы либо встать на учет в центр занятости (обратиться по направлению судебного пристава):

3) в случае неуплаты суммы долга явиться для дачи объяснений по факту неуплаты и представить документы.

В Постановлении также указано, что:

1)в случае неисполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ;

2) в случае уклонения от явки по вызову судебного пристава административный истец может быть подвергнут принудительному приводу;

3) в случае невыполнения законных требований судебного пристава на административного истца может быть наложен штраф в порядке и размере, установленном ст.17.14 КоАП РФ.

При этом:

- в постановлении размер долга административного истца перед ООО «Экспресс Коллекшн» составляет 171110,09 руб.;

- из содержания пунктов 1-3 следует, что в рамках исполнительного производства -ИП от <дата> с Административного истца взыскиваются алименты и задолженность по алиментам.

Исходя из вышеизложенного, судебный пристав возложил на административного истца обязательство (обязанность) оплатить взыскателю алименты, задолженность по алиментам.

Судебные приставы-исполнители не наделены правом выходить за рамки требований, содержащихся в исполнительном документе.

Судебный пристав возложил на административного истца обязанность встать на учет в центр занятости (обратиться по направлению судебного пристава), для того, чтобы оплатить ООО «Экспресс Коллекшн» алименты, задолженность по алиментам.

В РФ обязанности трудиться нет, это лишь право каждого гражданина, а значит, гражданин самостоятелен в принятии решения о трудоустройстве.

Требование судебного пристава-исполнителя об обязательной постановке на учет в центр занятости для трудоустройства является незаконным и нарушает конституционное право административного истца на свободу труда.

Просит признать незаконным и отменить:

- постановление о предъявлении должнику требований от <дата>, вынесенное судебным приставом-исполнителем Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. в полном объеме, в том числе и приложенный к данном постановлению график явки должника;

- постановление об отказе в удовлетворении жалобы от <дата>, вынесенное заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска Аминовой А.Р.

Признать незаконным следующие действия судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В.:

- по увеличению взыскиваемой с административного истца задолженности по кредиту с 159672,36 руб. до 171110,09 руб.;

- по возложению на административного истца обязательств (обязанности) оплатить ООО «Экспресс Коллекшн» алименты, задолженности по алиментам;

- по возложению на административного истца обязательства (обязанности) встать на учет в центр занятости, обратившись в это учреждение по направлению судебного пристава.

В ходе рассмотрения дела в качестве ответчика привлечено УФССП по УР.

В судебном заседании административный истец Чулкина Ю.В. на удовлетворении исковых требований настоял. Суду пояснила, что она не алименты должна. Она сама вправе решать работать ей или нет. Сумма задолженности другая. К административной ответственности пристав ее не привлекала. К приставу по графику явки не приходила. Направление на трудоустройство, по ее мнению, носит обязательных характер. У нее трое детей, не платит так как не имеет возможности, не с кем оставить детей.

В судебном заседании представитель административного истца Колесников В.В. на удовлетворении исковых требований настоял. Суду пояснил, что требования судебного пристава-исполнителя встать на учет в центр занятости населения либо устроиться на работу для погашения задолженности не могут быть отнесены к исполнительным действиям, определенным ст.64 Закона об исполнительном производстве и нарушает конституционные права на свободу труда. В п.2 резолютивной части постановления от <дата> прослеживается именно обязанность должника встать на учет в центр занятости, что недопустимо.

Кроме того, встать на учет в центр занятости можно только с целью трудоустройства, а не с целью получения пособия.

Действующее законодательство не предусматривает положений, исходя из которых, следует, что у судебного пристава-исполнителя имеются полномочия по контролю трудоустройства должника.

К административной ответственности административный истец не привлекалась. Но это последствия обращения административного истца с жалобой на постановление, с последующим обращением в суд с административным иском. Данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Обоснования принятия решения об отказе в удовлетворении жалобы не содержится.

Доказательством нарушения прав и законных интересов административного истца является само содержание оспариваемых истцом положений постановлений, нарушающих право собственности истца на денежные средства, которые незаконно истребуются от него посредством оспариваемых постановлений, а также нарушающие законный интерес пользоваться, владеть и распоряжаться данными денежными средствами в дальнейшем. Что касается обязания административного истца встать на учет в центр занятости, то такое требование нарушает конституционное право административного истца на свободу труда.

Таким образом, положения закона, на которые ссылается административный ответчик, не предоставляют ему права обязывать должника совершать платежи за рамками исполнительного листа, в том числе самопроизвольно увеличивать взыскиваемую сумму, а также обязывать административного истца встать на учет в центре занятости.

Административным ответчиком вынесено постановление от <дата> о внесении изменений в постановление . Из постановочной части исключены алименты и задолженность по алиментам. Включение в постановление алиментов и задолженности по алиментам по своей природе относится не к описке, а к правовой ошибке, которую судебный пристав-исполнитель не вправе исправлять своими постановлениями. Внесение административным ответчиком изменений юридической силы не имеет.

Дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков, заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Суду представлены письменные возражения представителя судебного пристава-исполнителя Мохначева К.С., действующего на основании доверенности, исковые требования не признал. Указал, что перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве» не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление графика явки, направление в центр занятости в целях получения пособия.

В оспариваемое постановление внесено изменение в части указания алиментов, в связи со взысканием суммы задолженности с должника.

С учетом сокращенных сроков исполнительного производства, указанных в ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» необходимо осуществлять ежемесячный контроль исполнения решения суда, в том числе возможного трудоустройства должника или получения должником иного дохода, для своевременного вынесения постановления об обращении взыскания на доходы должника.

К административной ответственности за невыполнение данного требования административный истец не привлекалась, права не нарушаются, задолженность не погашает.

Постановление от <дата> соответствует требованиям ст.127 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В нарушение ст.62 КАС РФ заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов.

Ввиду отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя, а также ввиду отсутствия нарушения требований законодательства у суда отсутствует возможность возложения обязанности на судебного пристава-исполнителя по отмене постановления, что прямо указывает на невозможность удовлетворения требований заявителя.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Чулкиной Ю.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что <дата> судебным приставом-исполнителем Первомайского РОСП г.Ижевска на основании исполнительного листа от <дата>. выданного Первомайским районным судом г.Ижевска по делу , предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 171 110,09 руб. в отношении должника Чулкиной Ю.В. в пользу взыскателя ООО «Экспресс Коллекшн» возбуждено исполнительное производство -ИП. Постановление получено Чулкиной Ю.В. <дата>.

В целях установления наличия имущества должника судебным приставом-исполнителем направлены запросы в банки, кредитные организации, регистрирующие органы.

Установлено наличие расчетных счетов должника в ПАО Сбербанк, ПАО «Быстробанк» на которые обращено взыскание.

По сведениям ФКУ «Центр ГИМС МСЧ России по УР», Гостехнадзора по УР, ГИБДД МВД по УР движимое, недвижимое имущество на должнике не значится.

Судебным приставом-исполнителем у Чулкиной Ю.В. отобраны объяснения от <дата>, согласно которых в настоящее время должник не трудоустроена.

<дата> судебным приставом-исполнителем Первомайского РОСП г.Ижевска Шряевой Е.В. вынесено постановление о предъявлении требований должнику. Согласно данного постановления постановлено:

1. Обязать должника Чулкину Ю.В. в срок согласно графику явки должника (см. приложение) исполнить решения суда по исполнительному документу, а именно оплатить алименты, задолженность по алиментам.

2. Явиться согласно графику явки должника на прием к судебному приставу-исполнителю и предоставить квитанции (иные документы) об оплате по исполнительному производству -ИП в размере части заработка ежемесячно, а также задолженности по алиментам. Предоставить судебному приставу-исполнителю трудовую книжку, справку с места работы, либо встать на учет в Центр занятости населения (обратиться по направлению судебного пристава-исполнителя).

3. В случае неуплаты суммы долга, явиться для дачи объяснений по факту неуплаты и предоставить запрашиваемые документы.

4. В случае неявки – направить в адрес судебного пристава документы, подтверждающие уважительную причину неявки и неисполнения исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

5. Предупредить должника Чулкину Ю.В.:

5.1. В случае неисполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе в соответствии со ст.67 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении не выезд должника из РФ.

5.1.1. В соответствии со ст.24 ФЗ «Об исполнительном производстве», лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут быть подвергнуты принудительному приводу;

5.2 Что в случае невыполнения требований по настоящему постановлению:

5.2.1 В соответствии со ст.131 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае невыполнения законных требований судебного пристав-исполнителя на виновное лицо будет наложен штраф в порядке и размере, установленном ст.17.14 КоАП РФ;

5.2.2. При неявке в установленный срок на прием к судебному приставу-исполнителю, должник Чулкина Ю.В. либо его законный представитель извещен, что протокол об административном правонарушении будет составлен в отсутствии должника Чулкиной Ю.В. в день явки должника.

Копию постановления Чулкина Ю.В. получила <дата>.

В соответствии с приложением установлен график явки Чулкиной Ю.В. в судебному приставу-исполнителю <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>.

<дата> судебным приставом-исполнителем Чулкиной Ю.В. выдано направление в ГУ «Центр занятости населения» района для содействия в трудоустройстве. Чулкиной Ю.В. разъяснено право на трудоустройство за пределами населенного пункта, в котором проживает.

В соответствии со сводкой по исполнительному производству остаток долга 159 672,36 руб., перечислено 11 437,73 руб.

<дата> в Первомайское РОСП г.Ижевска поступила жалоба от Чулкиной Ю.В. в котором в качестве нарушения прав заявителя указала неправомерное выставления требования, графика явки в рамках исполнительного производства -ИП от <дата>.

<дата> заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска Аминовой А.Р. вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы Чулкиной Ю.В. Признаны правомерными постановление, действие, судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. В удовлетворении жалобы Чулкиной Ю.В. на бездействие СПИ судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. отказано.

<дата> постановлением судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. внесены изменения в постановочную часть постановления о предъявлении должнику требований от <дата>, изложив ее в следующей редакции:

«Обязать должника Чулкину Ю.В. согласно графику явки должника (см. приложение) исполнить решение суда по исполнительному документу судебному приказу -ИП от <дата>, а именно оплатить задолженность».

Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Согласно ст.2 Федерального законом "Об исполнительном производстве" от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ (далее по тексту – Закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

В силу ч.1 ст.36 Закона №229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Административный истец просит признать незаконным и отменить постановление о предъявлении должнику требований от <дата>, вынесенное судебным приставом-исполнителем Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. в полном объеме, в том числе и приложенный к данном постановлению график явки должника.

В силу абз.2 п.1 ст.12 ФЗ от 21.07.1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно п.2 ст.12 ФЗ от 21.07.1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» судебный пристав-исполнитель имеет право давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве.

В соответствии с ч.1 ст.64 Закона №229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно ст.68 Закона №229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

2. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

3. Мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;

10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Согласно ч.3 ст.69 Закона №229-ФЗ взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.

Как было установлено судом и следует из материалов дела, у Чулкиной Ю.В. отсутствует имущество за счет которого возможно исполнение требований исполнительного документа, Чулкина Ю.В. является не трудоустроенной.

Как было указано ранее, следует из ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве» перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве» не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (п.17 ч.1), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (ст.2, 4 Закона), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление графика явки, направление в центр занятости в целях получения пособия.

Поскольку в силу ч.1 ст.36 Закона №229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, необходимо осуществлять ежемесячный контроль исполнения решения суда, в том числе возможного трудоустройства должника или получения должником иного дохода, для своевременного вынесения постановления об обращении взыскания на доходы должника.

Так как на момент вынесения оспариваемого постановления у Чулкиной Ю.В. имелась задолженность в размере 159 672,36 руб., сведения о своих доходах Чулкина Ю.В. судебного приставу-исполнителю не представила, оспариваемое требование о явке к судебного приставу-исполнителю по установленному им графику явки вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах своих полномочий в целях контроля за своевременным, полным и правильным исполнением должником судебного акта и не противоречит положениям законодательства об исполнительном производстве.

Также административный истец просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. по возложению на административного истца обязательства (обязанности) встать на учет в центр занятости, обратившись в это учреждение по направлению судебного пристава.

Согласно ч.1, 2 ст.37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

В силу ст.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Вопреки доводам административного истца постановление о предъявлении должнику требований от <дата> не содержит обязанности должника встать на учет в Центр занятости населения. В п.2 оспариваемого постановления указано о том, что Чулкиной Ю.В. предложено предоставить судебному приставу-исполнителю трудовую книжку, справку с места работы, либо встать на учет в Центр занятости населения (обратиться по направлению судебного пристава-исполнителя). Также Чулкиной Ю.В. выдано направление в Центр занятости населения в случае, если она пожелает обратиться по данному направлению для трудоустройства. В направлении указано, что ей разъяснено право на трудоустройство за пределами населенного пункта, в котором проживает.

При этом ни оспариваемое постановление, ни направление не содержат указаний на то, что Чулкина Ю.В. обязана обратиться Центр занятости населения, а в случае не обращения в Центр занятости населения Чулкина Ю.В. будет привлечена к административной ответственности.

Кроме этого, в указанные в графике явки даты <дата>, <дата> должник Чулкина Ю.В. не являлась, в Центр занятости населения по направлению не обратилась. Нарушений прав Чулкиной Ю.В. оспариваемым требованием о явке, в указанные даты графика, отсутствием обращения в Центр занятости населения судом не установлено, на какие-либо негативные последствия Чулкина Ю.В. не ссылается. К административной ответственности за невыполнение данного требования административный истец не привлекалась. Ссылка административного истца на то, что это связано именно с подачей жалобы на пристава и административным иском в суд являются необоснованными, поскольку исполнительное производство на указанный период времени не приостанавливалось, находилось на исполнении.

Административный истец также просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. по увеличению взыскиваемой с административного истца задолженности по кредиту с 159672,36 руб. до 171110,09 руб.

Вместе с тем, в постановлении о предъявлении должнику требований от <дата> указан размер задолженности по исполнительному документу в размере 171 110,09 руб. Как было указано ранее согласно своде по исполнительному производству остаток задолженности по исполнительному производству составляет 159 672,36 руб., что соответствует сумме задолженной указанной административным истцом.

Кроме этого, административный истец просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. по возложению на административного истца обязательств (обязанности) оплатить ООО «Экспресс Коллекшн» алименты, задолженности по алиментам.

Вместе с тем, <дата> постановлением судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. внесены изменения в постановочную часть постановления о предъявлении должнику требований от <дата>, изложив ее в следующей редакции:

«Обязать должника Чулкину Ю.В. согласно графику явки должника (см. приложение) исполнить решение суда по исполнительному документу судебному приказу -ИП от <дата>, а именно оплатить задолженность».

В силу ч.3 ст.14 Закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.

Данное постановление административным истцом не оспаривалось, незаконным не признано, в связи с чем утверждения истца о том, что оно не имеет юридической силы является необоснованным.

Таким образом, нарушений прав истца не имеется.

Также административный истец просит признать незаконным и отменить постановление об отказе в удовлетворении жалобы от <дата>, вынесенное заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска Аминовой А.Р.

Судом установлено, что <дата> в Первомайское РОСП г.Ижевска поступила жалоба от Чулкиной Ю.В. в котором в качестве нарушения прав заявителя указала неправомерное выставления требования, графика явки в рамках исполнительного производства -ИП от <дата>.

Согласно ч.1 ст.123 Закона №229-ФЗ жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

<дата> заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска Аминовой А.Р. вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы Чулкиной Ю.В. Признаны правомерными постановление, действие, судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. В удовлетворении жалобы Чулкиной Ю.В. на бездействие СПИ судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. отказано.

В силу ч.ч.1,2 ст.127 Закона №229-ФЗ решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

Оспариваемое постановление от <дата> соответствует требованиям ст.127 Закона №229-ФЗ.

Вопреки доводам административного истца оспариваемое постановление содержит обоснование принятого решения. Так в постановлении указано, что перечень исполнительных действий, приведенный в ч.1 ст.36 Закона 229-ФЗ не является исчерпывающим. К числу таких действий относится установление графика явки, направление в центр занятости. Указывая о конституционной гарантии на труд, данную возможность Вы игнорируете, официального дохода из которого могли бы производится удержания в счет погашения задолженности не имеете, в связи с чем направление в центр занятости единственная возможность частично погасить сформировавшуюся задолженность. По ответам кредитных учреждений установлены счета должника, на которые обращено взыскание, однако денежных средств недостаточно для погашения задолженности, по причине отсутствия денежных средств на счетах. Таким образом, постановление, действие, судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г.Ижевска Ширяевой Е.В. является правомерным.

Судебным приставом-исполнителем принимаются исчерпывающие меры для исполнения требований исполнительного документа, при этом данные меры не противоречат тем мерам, которые могут быть приняты судебным приставом-исполнителем в рамках ФЗ «Об исполнительном производстве».

Поскольку судом установлено, что постановление о предъявлении должнику требований от <дата>, действия судебного пристава-исполнителя являются законными, принятыми в соответствии с требованиями действующего законодательства, постановление от <дата> вынесено в соответствии с требованиями ст.127 Закона №229-ФЗ оснований для признания оспариваемого постановления от <дата> не имеется, требования истца удовлетворению не подлежат.

При изложенных обстоятельствах, установленная КАС РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения иска Чулкиной Ю.В. отсутствует, поскольку оспариваемые постановления, действия судебного пристава-исполнителя соответствуют закону, прав административного истца не нарушают.

В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Аналогичные положения содержаться в ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Постановление от <дата> получено истцом <дата>, с жалобой в порядке подчиненности истец обратилась <дата>, постановление от <дата> истцом получено <дата>, исковое заявление направлено в суд <дата>, то есть в 10 дневный срок, в связи с чем суд приходит к выводу, что предусмотренный законом срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.

Следовательно, на момент рассмотрения дела судом, нарушения каких-либо прав административного истца (в рамках заявленного основания и предмета иска) не установлено, а поэтому требования Чулкиной Ю.В. к судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Ижевска УФССП России по УР Ширяевой Е.В., заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска Аминовой А.Р., УФССП России по УР о признании постановлений, действий незаконными, удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Чулкиной Ю.В. к судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Ижевска УФССП России по УР Ширяевой Е.В., заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска Аминовой А.Р., УФССП России по УР о признании постановлений, действий незаконными - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска), в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.

Судья: А.А. Владимирова