ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-357/2021 от 17.06.2021 Левашинского районного суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


17 июня 2021 года с.Леваши

Левашинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова Т.М., при секретаре Омаровой М.Р., рассмотрев административное дело №2а-357/2021 по административным исковым заявлениям Абдулаева Ш.А., Абдурахманова М.И., Мирзаева Р.Х., Курбановой З.Д. к Администрации МО «село Наскент» Левашинского района Республики Дагестан о признании незаконным отказов административного ответчика от 19.02.2021г. в предоставлении в собственность земельных участков для строительства индивидуального жилища и ведения личного подсобного хозяйства с обязанием административного ответчика в месячный срок предоставить административным истцам в собственность бесплатно земельные участки для строительства индивидуального жилища и ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) по установленным нормам на территории МО «село Наскент» Левашинского района РД из арендного участка,

УСТАНОВИЛ:

Абдулаев Ш.А., Абдурахманов М.И., Мирзаев Р.Х., Курбанова З.Д. обратились в суд с административными исковыми заявлениями к Администрации МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании незаконным отказов от 19.02.2021г. (отказа в отношении каждого из административных истцов) в предоставлении в собственность земельных участков для строительства индивидуального жилища и ведения личного подсобного хозяйства с обязанием административного ответчика в месячный срок предоставить административным истцам в собственность бесплатно земельные участки для строительства индивидуального жилища и ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) по установленным нормам на территории МО «<адрес>» <адрес> РД из арендного участка.

В обоснование своего административного искового заявления административный истец ФИО2 указывает, что он родился и вырос в. <адрес>, создал семью и постоянно там проживает. Как известно администрации МО «<адрес>» (сведения имеются в похозяйственной книге МО), он своего жилого дома не имеет, проживает с семьей (имеет несовершеннолетнего сына) в доме родителей и не имеет земельных участков ни под строительство индивидуального жилого дома, ни для ведения личного подсобного хозяйства. Ранее он, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обращался в адрес главы администрации МО «<адрес>» с заявлениями о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ), но ему земельные участки не были предоставлены.

По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано со ссылкой на арендный земельный участок якобы до устранения обременений на земельный участок, хотя таковые не имеют место и земельный участок находится в аренде у брата жены ФИО1, который является правопреемником своей ныне покойной матери Магомедовой Издаг, которая в лице представителя семейного звена в 1990 году получила в аренду от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ее детьми использовался по назначению до 2016 года включительно.

По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано с указанием на то, что за аренду плата не внесена и что арендованный земельный участок используется не по назначению, хотя глава администрации села сам не дает возможность использовать этот участок по назначению.

01 февраля текущего 2021 года ФИО2 в третий раз обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении ему (его семье) земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), но также получил отказ по тем же основаниям (за от 19.02.2021г. - получил 01.03.2021г., копии заявления и ответа прилагаются), хотя арендатор ФИО1 претензий к этому не имеет.

Его заявление необходимо разрешить и представить в собственность земельные участки для строительства индивидуального жилого дома (ИЖС) и ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в соответствии с Законом РД «О земле» и ст.39.18 ЗК РФ.

В соответствии с земельным законодательством РФ и РД (в частности Законов РД «О земле» от 29.12.2003г. (с последующими изменениями), «О личном подсобном хозяйстве в <адрес>» от 04.03.2005г. (с последующими изменениями) и др.) и ст.ст.39.5-39.19 Земельного кодекса РФ он имеет право получить один раз бесплатно в собственность на территории места проживания (на территории муниципального образования) земельные участки как под строительство жилого дома, так и для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебного участка).

Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, вправе по месту постоянного жительства получить земельный участок в собственность бесплатно для этих целей в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления (п. 2 в ред. Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ), (п.3). Граждане, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.

В данном случае все изложенные требования норм законодательства имеют место и ответчик - администрация МО «<адрес>» обязана представить ФИО2 на праве собственности бесплатно земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование своего административного искового заявления административный истец ФИО3 указывает, что он родился в <адрес>, создал семью и постоянно там проживает. Как известно администрации МО «<адрес>» (сведения имеются в похозяйственной книге МО), он своего жилого дома не имеет, проживает с семьей (имеет четверых детей) в доме родителей и не имеет земельных участков ни под строительство индивидуального жилого дома, ни для ведения личного подсобного хозяйства.

Ранее он, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обращался в адрес главы администрации МО «<адрес>» с заявлениями о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ), но ему земельные участки не были предоставлены.

По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано со ссылкой на арендный земельный участок якобы до устранения обременений на земельный участок, хотя таковые не имеют место и земельный участок находится в аренде у брата жены ФИО1, который является правопреемником своей ныне покойной матери Магомедовой Издаг, которая в лице представителя семейного звена в 1990 году получила в аренду от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ее детьми использовался по назначению до 2016 года включительно.

По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано с указанием на то, что за аренду плата не внесена и что арендованный земельный участок используется не по назначению, хотя глава администрации села сам не дает возможность использовать этот участок по назначению.

01 февраля текущего 2021 года ФИО3 в третий раз обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении ему (его семье) земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), но также получил отказ по тем же основаниям (за от 19.02.2021г. - получил 01.03.2021г., копии заявления и ответа прилагаются), хотя арендатор ФИО1 претензий к этому не имеет.

ФИО3 в своем административном исковом заявлении ссылается на те же нормы материального права, на которые ссылается административный истец ФИО2 в обоснование своего административного иска, указывает, что администрация МО «<адрес>» обязана представить ФИО3 на праве собственности бесплатно земельный участок.

В обоснование своего административного искового заявления административный истец ФИО4 указывает, что он родился в <адрес>, создал семью и постоянно там проживает. Как известно администрации МО «<адрес>» (сведения имеются в похозяйственной книге МО), он своего жилого дома не имеет, проживает с семьей в доме родителей и не имеет земельных участков ни под строительство индивидуального жилого дома, ни для ведения личного подсобного хозяйства.

Ранее он, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обращался в адрес главы администрации МО «<адрес>» с заявлениями о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ), но ему земельные участки не были предоставлены.

По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано со ссылкой на арендный земельный участок якобы до устранения обременений на земельный участок, хотя таковые не имеют место и земельный участок находится в аренде у его отца ФИО1, который является правопреемником своей ныне покойной матери Магомедовой Издаг (бабушки истца ФИО4), которая в лице представителя семейного звена в 1990 году получила в аренду от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ее детьми использовался по назначению до 2016 года включительно.

По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано с указанием на то, что за аренду плата не внесена и что арендованный земельный участок используется не по назначению, хотя глава администрации села сам не дает возможность использовать этот участок по назначению.

01 февраля текущего 2021 года ФИО4 в третий раз обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении ему (его семье) земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), но также получил отказ (письмом от 19.02.2021г.) с указанием тех же причин.

ФИО4 в своем административном исковом заявлении ссылается на те же нормы материального права, на которые ссылаются административные истцы ФИО2 и ФИО3 в обоснование своего административного иска, указывает, что администрация МО «<адрес>» обязана представить ФИО4 на праве собственности бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование своего административного искового заявления административный истец ФИО5 указывает, что она родилась в <адрес>, создала семью и там проживает. Как известно администрации МО «<адрес>» (сведения имеются в похозяйственной книге МО), она своего жилого дома не имеет, проживает с семьей (имеет несовершеннолетнего сына) в доме родителей и не имеет земельных участков ни под строительство индивидуального жилого дома, ни для ведения личного подсобного хозяйства.

Ранее она, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обращалась в адрес главы администрации МО «<адрес>» с заявлениями о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ), но ей земельные участки не были предоставлены.

По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано со ссылкой на арендный земельный участок якобы до устранения обременений на земельный участок, хотя таковые не имеют место и земельный участок находится в аренде у её брата ФИО1, который является правопреемником их ныне покойной матери Магомедовой Издаг, которая в лице представителя семейного звена в 1990 году получила в аренду от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ее детьми использовался по назначению до 2016 года включительно.

По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ отказано с указанием на то, что за аренду плата не внесена и что арендованный земельный участок используется не по назначению, хотя глава администрации села сам не дает возможность использовать этот участок по назначению.

01 февраля текущего 2021 года ФИО5 в третий раз обратилась в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении ей (его семье) земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), но также получила отказ (письмом от 19.02.2021г.) по тем же основаниям, хотя ее брат ФИО1 ничего не имеет против этого.

ФИО5 в своем административном исковом заявлении ссылается на те же нормы материального права, на которые ссылаются административные истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 в обоснование своих административных исков, указывает, что администрация МО «<адрес>» обязана представить ей, ФИО5, на праве собственности бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства.

От представителя всех административных истцов по доверенности – адвоката ФИО11 в суд поступило письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, а также участия административных истцов, при этом поясняет в своем заявлении, что административный истец ФИО5 в действительности после замужества, с 2005 года не проживала в <адрес>, а проживает в <адрес>, однако при этом, будучи прописана всё это время в <адрес>, являясь многодетной матерью, не имеет своего жилья, имеет право на земельные участки под ИЖС и ЛПХ по месту своей регистрации, что равноценно проживанию в указанном селе. Представитель административных истцом также указал, что административные иски поддерживает, административный ответчик по закону обязан выдать земельные участки под ИЖС и ЛПХ бесплатно однократно всем административным истцам из арендной земли площадью 3 га, расположенной на административной территории <адрес>, находящейся в аренде у ФИО1

В суд от заинтересованного лица ФИО1 поступило письменное заявление, в котором указывает, что настоящему делу он является заинтересованным лицом – арендатором участка площадью 3 га, из которых просят выделить им участки под ЛПХ и ИЖС административные истцы. Он не возражает против удовлетворения исковых требований истцов, также он извещен о времени и месте судебного заседания, просит рассмотреть дело без его участия.

В суд от административного ответчика – Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД в лице её главы ФИО10 поступил отзыв на административный иск, в котором административный ответчик указывает, что с доводами исковых требований не согласен по следующим основаниям.

В административном исковом заявлении, в подтверждение позиции административного истца имеется ссылка на ряд законодательных актов, а именно:

- Закон РД «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ (без указания конкретных статей закона) – ответчик заявляет о неприменимости указанного нормативного акта в связи с утратой им силы;

- Закон «О личном подсобном хозяйстве в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (без указания конкретных статей закона) – ответчик заявляет о неприменимости данного законодательного акта в данном деле в силу отсутствия в нем положений, регулирующих безвозмездное предоставление земельных участков;

- Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в статью 32 Закона Республики Дагестан «О земле» - утратил силу в виду принятого Закона Республики от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в <адрес>» статья 9 ч.3;

- ст.39.5 - 39.19 Земельного кодекса РФ. Заявляет о неприменимости указанных статей Земельного кодекса РФ в виду их безотносительности к рассматриваемому случаю.

Согласно ст. 39.19 ЗК РФ если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Истцы не подпадают ни под одну из установленных законом категорий граждан и в административном иске отсутствует ссылка на конкретную статью либо пункт закона, дающий право истцам на получение земельного участка.

Истцы претендуют на предоставление земельного участка площадью 3 га (либо его части), однако в отношении указанного участка имеется обременение в виде аренды (установлено вступившим в законную силу решением Левашинского районного суда РД).

Указанные обстоятельства делают невозможным распоряжение указанным участком.

Более того, ранее выданная справка ФИО5 о составе семьи за от 07.03.2021г., где указано, что она зарегистрирована и проживает в <адрес> по адресу: <адрес>ФИО15, <адрес>, выдана ошибочно, так как после замужества с 2005 г. проживает по <адрес>, в <адрес> РД.

Заявление истцов о предоставлении земельного участка не соответствует установленным нормам, о предварительном согласовании земельного участка и на постановку на учет как нуждающиеся они не обращались.

Ни на каком судебном заседании Администрация МО «<адрес>» не представляла постановление о предусмотренных для жителей села нормах земельных участков в размере 0,50 га для ЛПХ и условиях их предоставления жителям села, имеющим в аренде от совхоза «Кавказ» земельные участки, из арендованных участков, так как такого постановления у Администрации не имеется.

Действительно, он подтверждает, что в настоящее время в похозяйственных книгах Муниципального образования ни за одним из четырех административных истцов не закреплены земельные участки, при этом муниципальное образование <адрес> на данный момент не располагает свободными земельными участками для безвозмездной передачи жителям ввиду отсутствия у Администрации МО «<адрес>» права распоряжаться земельными участками категории земли-поселения до разграничения государственной собственности на них (кроме распоряжения земельным участком площадью 3 га с кадастровым номером 05:31:000010:1952, находящимся в собственности МО и в аренде ФИО1).

На основании изложенного, административный ответчик просит в административном иске отказать.

В судебное заседание административные истцы, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (под роспись каждым истцом и их представителем получена копия определения судьи от 07.06.2021г. о назначении судебного заседания на 14 часов ДД.ММ.ГГГГ), в суд не явились и о причинах своей неявки суду не сообщили.

Представитель административных истцов – адвокат ФИО11, также не явился в судебное заседание, в своем письменном заявлении просит рассмотреть дело без участия его и административных истцов.

Заинтересованное лицо ФИО1, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в своем письменном заявлении просит рассмотреть дело без его участия.

Административный ответчик Администрация МО «<адрес>» <адрес> РД в лице её главы ФИО10, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

При изложенных обстоятельствах судом дело рассмотрено в отсутствие сторон и заинтересованного лица.

Изучив исковые требования, отзыв на иск, поступившие заявления лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Как видно из материалов дела, ответы в форме отказа на свои письменные обращения в Администрацию МО «<адрес>» <адрес> РД, административные истцы получили ДД.ММ.ГГГГ, с настоящими административными исковыми заявлениями в суд обратились ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем трехмесячный срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ на обращение в суд, административными истцами не пропущен.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является уроженцем <адрес> ДАССР, зарегистрирован и проживает по адресу: РД, <адрес>, имеет в составе семьи несовершеннолетнего сына Али, 2004 года рождения, супругу ФИО12

Из заявления ФИО2 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 просит главу Администрации предоставить ему в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам, в том числе для ЛПХ из арендного участка, ссылаясь на наличие несовершеннолетнего ребенка и того, что покойная мать его супруги ФИО12 – Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является ее сын ФИО1) используется по назначению.

Из ответа Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях оформления права собственности на земельный участок (площадью 3 га, находящийся в аренде, откуда ФИО2 просит выделит ему участки) Администрация уже обратилась с заявлением в Управление Росреестра по РД, а также в суд с заявлением о снятии обеспечительных мер, так как ранее на участок был наложен арест. Таким образом, согласно данному ответу, до снятия обременения и завершения регистрации права собственности МО «<адрес>» на указанный земельный участок рассмотреть заявление по существу не представляется возможным.

Из заявления ФИО2 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 со ссылкой на наличие несовершеннолетнего ребенка просит главу Администрации предоставить ему в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам, в том числе для ЛПХ из арендного участка площадью 3 га, который Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет, и который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является ее сын ФИО1) используется по назначению.

Из ответа Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в виду наличия спорных отношений Администрация уведомляет ФИО2 о невозможности рассмотрения заявления по существу до рассмотрения спора по расторжению договора аренды в отношении указанного в заявлении участка.

Из заявления ФИО2 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ (принято главой Администрации под роспись ДД.ММ.ГГГГ) следует, что ФИО2 со ссылкой на наличие несовершеннолетнего ребенка, отсутствие земельных участков во владении, а также на Закон РД «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, Закон РД «О личном подсобном хозяйстве в РД» от 04.03.2005г. , статьи 39.5-39.19 Земельного кодекса РФ просит главу Администрации предоставить ему в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам, из арендного участка, выдав документы о предоставлении земельных участков, ссылаясь на то, что покойная мать его супруги ФИО12 – Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является ее сын ФИО1) использовался по назначению. По притязаниям СПК «Наскентский» на данный земельный участок состоялось несколько судебных процессов и на одном судебном заседании в 2018 году Администрацией было предоставлено постановление сельской администрации о предусмотренных для жителей села нормах земельных участков (для ЛПХ 0,50 га) и условиях их предоставления жителям села, имеющим в аренде от совхоза земельные участки (из арендованных участков).

В ответе Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что решением Левашинского районного суда РД от 19.11.2020г. частично удовлетворены исковые требования Администрации, но ФИО1 подал апелляционную жалобу на решение суда, в связи с чем и в виду наличия спорных отношений заявитель уведомляется о невозможности рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ по существу до рассмотрения спора по расторжению договора аренды в отношении указанного в заявлении участка.

Исходя из росписи на бланке ответа от 19.02.2021г., данный ответ получен заявителем ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ФИО3 является уроженцем <адрес> ДАССР, зарегистрирован и проживает по адресу: РД, <адрес>, имеет в составе семьи 4 несовершеннолетних детей, супругу ФИО13

Из заявления ФИО3 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 просит главу Администрации предоставить ему в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам, в том числе для ЛПХ из арендного участка, ссылаясь на наличие 4 малолетних детей и того, что покойная мать его супруги ФИО12 – Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является ее сын ФИО1) используется по назначению.

Из ответа Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях оформления права собственности на земельный участок (площадью 3 га, находящийся в аренде, откуда ФИО3 просит выделит ему участки) Администрация уже обратилась с заявлением в Управление Росреестра по РД, а также в суд с заявлением о снятии обеспечительных мер, так как ранее на участок был наложен арест. Таким образом, согласно данному ответу, до снятия обременения и завершения регистрации права собственности МО «<адрес>» на указанный земельный участок рассмотреть заявление по существу не представляется возможным.

Из заявления ФИО3 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 со ссылкой на наличие 4 несовершеннолетних детей просит главу Администрации предоставить ему в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам, в том числе для ЛПХ из арендного участка площадью 3 га, который Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет, и который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является ее сын ФИО1) используется по назначению.

Из ответа Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в виду наличия спорных отношений Администрация уведомляет ФИО3 о невозможности рассмотрения заявления по существу до рассмотрения спора по расторжению договора аренды в отношении указанного в заявлении участка.

Из заявления ФИО3 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ (принято главой Администрации под роспись ДД.ММ.ГГГГ) следует, что ФИО3 со ссылкой на наличие несовершеннолетних детей, отсутствие земельных участков во владении, а также на Закон РД «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, Закон РД «О личном подсобном хозяйстве в РД» от 04.03.2005г. , статьи 39.5-39.19 Земельного кодекса РФ, просит главу Администрации предоставить ему в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам, из арендного участка, выдав документы о предоставлении земельных участков, ссылаясь на то, что покойная мать его супруги ФИО13 – Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является ее сын ФИО1) использовался по назначению. По притязаниям СПК «Наскентский» на данный земельный участок состоялось несколько судебных процессов и на одном судебном заседании в 2018 году Администрацией было предоставлено постановление сельской администрации о предусмотренных для жителей села нормах земельных участков (для ЛПХ 0,50 га) и условиях их предоставления жителям села, имеющим в аренде от совхоза земельные участки (из арендованных участков).

В ответе Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что решением Левашинского районного суда РД от 19.11.2020г. частично удовлетворены исковые требования Администрации, но ФИО1 подал апелляционную жалобу на решение суда, в связи с чем и в виду наличия спорных отношений заявитель уведомляется о невозможности рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ по существу до рассмотрения спора по расторжению договора аренды в отношении указанного в заявлении участка.

Исходя из отметки на бланке ответа от 19.02.2021г., данный ответ получен заявителем ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ФИО4 является уроженцем <адрес> ДАССР, зарегистрирован и проживает по адресу: РД, <адрес>, ул.10-я линия, <адрес> имеет в составе семьи несовершеннолетнего ребенка и супругу ФИО12

Из заявления ФИО4 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 просит главу Администрации предоставить ему в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам, в том числе для ЛПХ из арендного участка, ссылаясь на то, что покойная бабушка Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является его отец ФИО1) используется по назначению.

Из ответа Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях оформления права собственности на земельный участок (площадью 3 га, находящийся в аренде, откуда ФИО4 просит выделить ему участки) Администрация уже обратилась с заявлением в Управление Росреестра по РД, а также в суд с заявлением о снятии обеспечительных мер, так как ранее на участок был наложен арест. Таким образом, согласно данному ответу, до снятия обременения и завершения регистрации права собственности МО «<адрес>» на указанный земельный участок рассмотреть заявление по существу не представляется возможным.

Из заявления ФИО4 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 со ссылкой на наличие малолетнего ребенка и отсутствие земельных участков во владении просит главу Администрации предоставить ему в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам, в том числе для ЛПХ из арендного участка площадью 3 га, который Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет, и который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является ее сын ФИО1) используется по назначению.

Из ответа Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в виду наличия спорных отношений Администрация уведомляет ФИО4 о невозможности рассмотрения заявления по существу до рассмотрения спора по расторжению договора аренды в отношении указанного в заявлении участка.

Из заявления ФИО4 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ (принято Администрацией ДД.ММ.ГГГГ) следует, что ФИО4 со ссылкой на наличие малолетнего ребенка, отсутствие земельных участков во владении, а также на Закон РД «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, Закон РД «О личном подсобном хозяйстве в РД» от 04.03.2005г. , статьи 39.5-39.19 Земельного кодекса РФ просит главу Администрации предоставить ему в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам из арендного участка, выдав документы о предоставлении земельных участков, ссылаясь на то, что его покойная бабушка Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является его отец ФИО1) использовался по назначению. По притязаниям СПК «Наскентский» на данный земельный участок состоялось несколько судебных процессов и на одном судебном заседании в 2018 году Администрацией было предоставлено постановление сельской администрации о предусмотренных для жителей села нормах земельных участков (для ЛПХ 0,50 га) и условиях их предоставления жителям села, имеющим в аренде от совхоза земельные участки (из арендованных участков).

В ответе Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что решением Левашинского районного суда РД от 19.11.2020г. частично удовлетворены исковые требования Администрации, но ФИО1 подал апелляционную жалобу на решение суда, в связи с чем и в виду наличия спорных отношений заявитель уведомляется о невозможности рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ по существу до рассмотрения спора по расторжению договора аренды в отношении указанного в заявлении участка.

Исходя из росписи на бланке ответа от 19.02.2021г., данный ответ получен заявителем ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ФИО5 является уроженкой <адрес> ДАССР, и зарегистрирована по адресу: РД, <адрес>, имеет в составе семьи троих несовершеннолетних детей, при этом фактически с семьей проживает в <адрес> РД.

Факт проживания ФИО5 не в <адрес> РД, а в <адрес> РД подтверждает как представитель административной истицы – ФИО11, так и административный ответчик, представивший соответствующую справку о ее месте проживания и указавший в своих возражениях, что справка о проживании ФИО5 по месту регистрации в <адрес> выдана ошибочно, что учитывается судом в своих выводах.

Из заявления ФИО5 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 просит главу Администрации предоставить ей бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам, в том числе для ЛПХ из арендного участка, ссылаясь на то, что её покойная мать Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является её сын ФИО1) используется по назначению.

Из ответа Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях оформления права собственности на земельный участок (площадью 3 га, находящийся в аренде, откуда ФИО5 просит выделить ей участки) Администрация уже обратилась с заявлением в Управление Росреестра по РД, а также в суд с заявлением о снятии обеспечительных мер, так как ранее на участок был наложен арест. Таким образом, согласно данному ответу, до снятия обременения и завершения регистрации права собственности МО «<адрес>» на указанный земельный участок рассмотреть заявление по существу не представляется возможным.

Из заявления ФИО5 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 со ссылкой на наличие 3 малолетних детей и отсутствие земельных участков во владении просит главу Администрации предоставить ей в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам, в том числе для ЛПХ из арендного участка площадью 3 га, который Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет, и который ими (детьми Магомедовой Издаг) используется по назначению.

Из ответа Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в виду наличия спорных отношений Администрация уведомляет ФИО5 о невозможности рассмотрения заявления по существу до рассмотрения спора по расторжению договора аренды в отношении указанного в заявлении участка.

Из заявления ФИО5 на имя главы Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ (принято Администрацией ДД.ММ.ГГГГ) следует, что ФИО5 со ссылкой на наличие трех малолетних детей, отсутствие земельных участков во владении, а также на Закон РД «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, Закон РД «О личном подсобном хозяйстве в РД» от 04.03.2005г. , статьи 39.5-39.19 Земельного кодекса РФ просит главу Администрации предоставить ей однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства и ЛПХ земельные участки по установленным нормам из арендного участка, выдав документы о предоставлении земельных участков, ссылаясь на то, что её покойная мать Магомедова Издаг в лице представителя семейного звена получила в 1990 году от совхоза «Кавказ» сроком на 20 лет земельный участок площадью 3 га, который ими (правопреемником Магомедовой Издаг является ее сын ФИО1) использовался по назначению. По притязаниям СПК «Наскентский» на данный земельный участок состоялось несколько судебных процессов и на одном судебном заседании в 2018 году Администрацией было предоставлено постановление сельской администрации о предусмотренных для жителей села нормах земельных участков (для ЛПХ 0,50 га) и условиях их предоставления жителям села, имеющим в аренде от совхоза земельные участки (из арендованных участков).

В ответе Администрации МО «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное заявление ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что решением Левашинского районного суда РД от 19.11.2020г. частично удовлетворены исковые требования Администрации, но ФИО1 подал апелляционную жалобу на решение суда, в связи с чем и в виду наличия спорных отношений заявитель уведомляется о невозможности рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ по существу до рассмотрения спора по расторжению договора аренды в отношении указанного в заявлении участка.

Исходя из росписи на бланке ответа от 19.02.2021г., данный ответ получен заявительницей ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из возражений административного ответчика, им подтверждается довод каждого административного истца о том, что согласно похозяйственных книг МО за ними каких-либо земельных участков не числится.

Тем самым факт отсутствия закрепленных на каком-либо вещном праве земельных участков у административных истцов в Муниципальном образовании «<адрес>» подтверждается всеми сторонами по делу и дополнительному доказыванию этот факт не подлежит.

Из решения Левашинского районного суда РД от 26.09.2018г., вступившего в законную силу, следует, что судом удовлетворено исковое заявление администрации МО «<адрес>» <адрес> РД, 1. признан недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездной передачи земельного участка площадью 30 000 кв.м. с кадастровым номером 05:31:000010:424, расположенного в <адрес> от СПК «Наскентский» местной религиозной организации «Мечеть <адрес>», 2. признано недействительным зарегистрированное право собственности Местной религиозной организации «Мечеть <адрес>» на названный земельный участок, 3. признано право собственности администрации МО «<адрес>» <адрес> РД на этот земельный участок.

Также, согласно вышеуказанному решению суда, ФИО1 является арендатором земельного участка площадью 30 000 кв.м. по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, участок был передан в аренду его матери Магомедовой Издаг, затем после смерти последней, в порядке универсального правопреемства ФИО1 перешли в числе прав на наследство и имущественные права по вышеназванному договору аренды.

Согласно договору аренды с арендным звеном по закладке сада в <адрес> совхоза «Кавказ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что последний заключен между совхозом «Кавказ» с одной стороны и Магомедовой Издаг с другой стороны о том, что дирекция совхоза обязуется выделить участок сада бригаде в размере 3 га, разрешив построить временный навес на хранение продукции за счет звена. Звено, в свою очередь, исходя из договора, обязуется: - заложить сад на закрепленной площади, начиная с 1990 года, работы по подготовке начать с 1989 года; - сдавать совхозу арендную плату в размере 150 ц. капусты с 1 гектара площади междурядий, урожай выращивать до плодоношения садов, то есть в течение 7 лет; - с начала плодоношения сдавать совхозу арендную плату в размере 25 ц. стандартных плодов с 1 га площади сада, все расходы по закладке и выращиванию сада произвести за свой счет. Договор заключен на 20 лет, с 1990 года по 2010 год. Данный договор обращен к исполнению, что никем не оспаривается, и в связи с тем, что по окончании срока действия договора ни одна из сторон не обратилась с инициативой о расторжении договора, срок действия договора автоматически продлен на неопределенный срок.

Из Выписки из ЕГРН от 23.04.2020г. следует, что земельный участок площадью 30 000 кв.м. с кадастровым номером 05:31:000010:1952 (ранее присвоенный ), расположенный в <адрес> РД, категории земель – земли-поселения, разрешенный вид использования - для ведения личного подсобного хозяйства, находится в собственности МО «<адрес>» <адрес> РД с ДД.ММ.ГГГГ, о чем 14.04.2020г. внесена запись в ЕГРН 05:31:000010:1952-05/099/2020-1.

Из представленной административным ответчиком копии журнала регистрации письменных обращений и заявлений граждан по МО «<адрес>» <адрес> за 2018-2019гг. следует, что административные истцы обращались в Администрацию МО с заявлениями, поступившими 05.03.2019г., о выделении им земельного участка.

Из заявлений (обращений) каждого из административных истцов от 28.01.2021г. в Администрацию МО «<адрес>» следует, что административные истцы просят предоставить им (их семьям) в собственность для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства земельные участки по установленным нормам из арендного участка (участка площадью 30 000 кв.м. с кадастровым номером 05:31:000010:1952, находящегося собственности у МО «<адрес>» и в аренде у ФИО1).

Также в заявлениях административные истцы в обоснование своих требований ссылаются на следующие нормативные акты: Закон РД «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, Закон РД «О личном подсобном хозяйстве в РД» от 04.03.2005г. , статьи 39.5-39.19 Земельного кодекса РФ.

Между тем, Закон РД «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ утратил силу в связи с принятием Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ, а Закон РД «О личном подсобном хозяйстве в РД» от 04.03.2005г. регулирует право на ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ) граждан, которым земельный участок предоставлен или которыми земельный участок приобретен, но не регламентирует сам порядок предоставления такого участка определенному гражданину для ЛПХ.

Земельное законодательство Российской Федерации состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (абзац 1 пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельный кодекс Российской Федерации определяет случаи, когда правовое регулирование земельных отношений должно производиться на уровне субъекта Российской Федерации.

Как вытекает из решений Конституционного Суда Российской Федерации, Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (определения от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О-О). В соответствии со статьями 9 и 72 Конституции Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъектов Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О).

С ДД.ММ.ГГГГ случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Подпунктом 7 указанной статьи предусмотрено право субъектов Российской Федерации определять случаи бесплатного предоставления в собственность земельных участков отдельным категориям граждан, не указанных в подпункте 6 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации.

В подпунктах 6 и 7 ст.39.5 ЗК РФ указано, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

- земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В целях реализации полномочий органов государственной власти Республики Дагестан в сфере земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принят Закон Республики Дагестан «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, по принятии которого утратил силу Закон РД «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, и которым установлено, что гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно;

гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, вправе по месту постоянного жительства получить земельный участок в собственность бесплатно для этих целей;

граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков в случаях и порядке, установленных статьями 10, 11 настоящего Закона (часть 2 статьи 9 Закона).

Граждане, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, имеют право приобрести земельный участок в собственность бесплатно однократно (часть 4 ст.9 Закона).

Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня регистрации заявления принимает решение о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке гражданина на учет (часть 6 ст.11 закона).

Решение о бесплатном предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления в течение тридцати дней со дня постановки гражданина на учет, за исключением случая, предусмотренного частью 9 настоящей статьи. Очередность бесплатного предоставления земельных участков определяется на основании даты регистрации соответствующих заявлений (часть 8 ст.11 Закона).

При отсутствии сформированных земельных участков на дату постановки на учет либо в случае, когда количество заявлений превышает количество сформированных земельных участков, решение о бесплатном предоставлении земельного участка принимается в течение тридцати дней после формирования земельного участка (часть 9 ст.11 Закона).

Основаниями для отказа в бесплатном предоставлении земельного участка являются: 1) отсутствие оснований для отнесения заявителя к категории лиц, обладающих правом на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии со статьей 10 настоящего Закона; 2) предоставление заявителем недостоверных сведений (часть 11 ст.11 Закона).

Административные истцы ФИО2 и ФИО4 трёх и более детей не имеют, являются жителями <адрес>, постоянно там проживают, своего жилого дома не имеют и не имеют земельных участков ни под строительство индивидуального жилого дома, ни для ведения личного подсобного хозяйства.

Исходя из вышеизложенного Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ, гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно;

гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, вправе по месту постоянного жительства получить земельный участок в собственность бесплатно для этих целей.

Между тем, исходя из указанного же Закона, право такого гражданина (в том числе при отсутствии у него трех и более детей) на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и под личное подсобное хозяйство (ЛПХ) реализуется в случаях:

1) когда гражданин, постоянно проживающий на территории Республики Дагестан, состоящий на учете в соответствии с жилищным законодательством как нуждающийся в улучшений жилищных условий, либо граждане, имеющие трех и более детей, проживающие в городе или поселке городского типа, приобрели по основаниям, установленным гражданским законодательством, право собственности на жилой дом, расположенный на этом земельном участке;

2) когда гражданин, постоянно проживающий в сельском населенном пункте, приобрел по основаниям, установленным гражданским законодательством, право собственности на жилой дом на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства или жилищного строительства в границах сельского населенного пункта;

3) когда гражданин, утративший жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, получил в качестве меры государственной или муниципальной поддержки жилой дом, расположенный на этом земельном участке;

4) когда гражданин утратил жилое помещение или жилое строение в результате чрезвычайной ситуации и не имеет иных жилых помещений или жилых строений, принадлежащих ему на праве собственности либо предоставленных ему по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения,

5) когда граждане (сособственники) утратили жилое помещение или жилое строение, находящееся в общей собственности, в результате чрезвычайной ситуации и не имеют иных жилых помещений или жилых строений, принадлежащих им на праве собственности либо предоставленных им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения (часть 3 статьи 9 Закона).

Ни под один из вышеназванных критериев предоставления однократно бесплатно земельного участка для ИЖС и для ЛПХ административные истцы ФИО2 и ФИО4 не подпадают, в связи с чем обязанности у административного ответчика предоставлять им бесплатно однократно земельные участки по установленным нормам для ИЖС и ЛПХ не имеется, на основании чего административные иски указанных административных истцов не подлежат удовлетворению.

Административный истец ФИО3 имеет четверых несовершеннолетних детей, является жителем <адрес>, постоянно там проживает, своего жилого дома не имеет и не имеет земельных участков ни под строительство индивидуального жилого дома, ни для ведения личного подсобного хозяйства.

Исходя из вышеизложенного Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков в случаях и порядке, установленных статьями 10, 11 настоящего Закона (часть 2 статьи 9 Закона).

В статье 10 вышеназванного закона РД, именуемой «Случаи бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности», указано, что граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в следующих случаях:

1) отсутствия у них земельных участков, ранее предоставленных им в собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение;

2) постоянного их проживания в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок (часть 1 статьи 10 Закона).

Указанным в части 1 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований в <адрес> в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона (часть 2 ст.10 Закона).

В статье 11 вышеназванного закона РД, именуемой «Порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности», указано, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Закона и состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом (часть 1 ст.11 Закона).

Ведение учета граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органом местного самоуправления. Учет граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется отдельно (часть 3 ст.11 Закона).

Граждане, указанные в части 1 статьи 10 настоящего Закона, изъявившие желание приобрести бесплатно в собственность земельный участок, направляют в орган местного самоуправления по месту их жительства заявление о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность. Форма заявления устанавливается органом местного самоуправления.

К указанному заявлению прилагаются копии следующих документов с предъявлением их подлинников: 1) паспорт заявителя; 2) свидетельства о рождении детей заявителя; 3) документ об усыновлении (удочерении) в случае наличия у заявителя усыновленного ребенка; 4) справка с места жительства о составе семьи заявителя (часть 4 ст.11 Закона).

Между тем, как видно из заявления от 28.01.2021г. ФИО3, адресованного Администрации МО «<адрес>», заявитель указанные документы к своему заявлению не прилагал, кроме того, ФИО3 до подачи вышеназванного заявления на учете именно в целях предоставления земельных участков, как того требует Закон (часть 1 ст.11 Закона) не состоял и не состоит, такой учет Администрацией МО «<адрес>», как установлено судом, не ведется ввиду отсутствия у Администрации МО «<адрес>» права распоряжаться земельными участками категории земли-поселения до разграничения государственной собственности на них (кроме распоряжения земельным участком площадью 3 га с кадастровым номером 05:31:000010:1952, находящимся в собственности МО и в аренде ФИО1).

Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

При таких обстоятельствах обязанности у административного ответчика предоставлять ФИО3 по его заявлению от 28.01.2021г. бесплатно однократно земельные участки по установленным нормам для ИЖС и ЛПХ не имеется, на основании чего административный иск ФИО3 не подлежит удовлетворению.

Административный истец ФИО5 является уроженкой <адрес> ДАССР и зарегистрирована по адресу: РД, <адрес>, имеет в составе семьи троих несовершеннолетних детей, но при этом фактически с семьей проживает в <адрес> РД.

В соответствии с ч.1 ст.10 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ граждане, имеющие трех и более детей, не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в следующих случаях:

1) отсутствия у них земельных участков, ранее предоставленных им в собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение;

2) постоянного их проживания в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок.

При этом факт отсутствия у ФИО5 земельных участков на каком-либо вещном праве установлен, но при этом одновременно установлено и не отрицается сторонами, что ФИО5, будучи зарегистрированной в <адрес> РД, в указанном населенном пункте не проживает, а живет постоянно с семьей в <адрес> РД.

При таких обстоятельствах обязанности у административного ответчика предоставлять постоянно не проживающей в <адрес>ФИО5 по её заявлению от 28.01.2021г. бесплатно однократно земельные участки по установленным нормам для ИЖС и ЛПХ не имеется, на основании чего административный иск ФИО5 не подлежит удовлетворению.

Суд также обращает внимание, что согласно пункту 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.

Ко времени подачи административными истцами заявлений (28.01.2021г.) о предоставлении им соответствующих земельных участков из арендного участка (площадью 3 га с кадастровым номером 05:31:000010:1952, ранее присвоенный ) испрашиваемый административными истцами земельный участок обременен правами аренды ФИО1, с которым ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды, фактически не расторгнутый к настоящему времени (не зарегистрирован в ЕГРН в связи с его заключением до действия ГК РФ).

Договор аренды является действующим на момент вынесения настоящего решения, и признан таковым в выводах по решению Левашинского районного суда РД от 26.09.2018г. (имеется в материалах дела).

Данный факт (факт наличия обременения на испрашиваемый участок в виде аренды на день рассмотрения дела) ни одной из сторон, а также третьим лицом по делу не оспаривается.

При этом не имеет какого-либо значения согласие арендатора ФИО1 на выделение административным истцам соответствующих земельных участков из арендуемого им земельного участка, в силу того, что прямой запрет на такое действие установлен пунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации

При таких обстоятельствах действия административного ответчика по отказу в удовлетворении заявлений административных истцов от 28.01.2021г. (поступивших административному ответчику 01.02.2021г.) соответствуют закону и по такому основанию, как наличие на испрашиваемый участок обременения в виде арендных отношений

Каких-либо иных нарушений закона административным ответчиком при его письменных отказах в удовлетворении заявлений административных истцов от 28.01.2021г. о предоставлении им в собственность земельных участков для ИЖС и ЛПХ из арендного участка, судом также не установлено. В частности, суд обращает внимание, что ответы в виде отказов в удовлетворении заявлений направлены административным ответчиком административным истцам своевременно, в течение 30 дней, как того требует Закон РД от ДД.ММ.ГГГГ (п.6 ст.11).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.218,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Абдулаева Ш.А., Абдурахманова М.И., Мирзаева Р.Х., Курбановой З.Д. к Администрации МО «село Наскент» Левашинского района Республики Дагестан о признании незаконным отказов административного ответчика от 19.02.2021г. в предоставлении в собственность земельных участков для строительства индивидуального жилища и ведения личного подсобного хозяйства с обязанием административного ответчика в месячный срок предоставить административным истцам в собственность бесплатно земельные участки для строительства индивидуального жилища и ведения личного подсобного хозяйства по установленным нормам на территории МО «село Наскент» Левашинского района РД из арендного участка.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его вынесения в Верховный суд РД с подачей апелляционной жалобы через Левашинский районный суд РД. Мотивированное решение изготовлено к 10 час 25 июня 2021г.

Председательствующий Магомедов Т.М.