ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-357/2022 от 21.07.2022 Называевского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-357/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Называевск 21 июля 2022 года

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Ю.В. Булгаковой,

с участием прокурора Лукьяновой О.Ш.

при помощнике судьи Никитенко В.В.

и секретаре судебного заседания Бершауэр Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования административное исковое заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мангутского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения законодательства путем внесения в бюджет поселения изменений в части выделения денежных средства на реализацию указанных мероприятий по выявлению бесхозяйного имущества,

УСТАНОВИЛ:

Называевский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным иском к ответчику, в обоснование, указав, что Называевской межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросам исполнения жилищного, жилищно-коммунального законодательства, законодательства о муниципальной собственности при выявлении, оформлении в муниципальную собственность и использовании бесхозяйного имущества, в том числе жилых помещений и объектов коммунальной инфраструктуры, в ходе проверки установлено, что администрация сельского поселения не обладает информацией о наличии на территории муниципального образования жилых домов, квартир, право собственности, на которые не оформлено, являющихся бесхозяйными либо имеющих собственника, но фактически брошенных, а также выморочного имущества. Администраций сельского поселения в 2021 году принято постановление «Об утверждении Положения о порядке выявления, учета и оформления бесхозяйного и выморочного имущества в муниципальную собственность сельского поселения», в котором прописаны основания и порядок проведения указанных мероприятий. В ходе текущей проверки установлено, что в нарушение требований законодательства органом местного самоуправления до настоящего времени не проводятся мероприятия по выявлению, учету и принятию в муниципальную собственность бесхозяйных жилых помещений, постановке на учет указанных объектов недвижимого имущества. Бюджетные средства на данные мероприятия в бюджете сельского поселения не предусмотрены. Указанное бездействие со стороны администрации сельского поселения может вызвать разрушение объектов недвижимого имущества, в том числе жилых помещений.Кроме того, непроведение работы по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных жилых помещений нарушает права лиц, нуждающихся в предоставлении муниципальных жилых помещений по основаниям, предусмотренным законодательством.Все выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственных должностных лиц своих обязанностей, а также ненадлежащем контроле руководителя органа местного самоуправления.В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Мангутского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства.Из ответа на представление следует, что администрацией Мангутского сельского поселения будут устранены нарушения.Однако в ходе повторной проверки установлено, что до настоящего времени соответствующая работа по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в том числе жилых помещений не проведена.

Просит признать незаконным бездействие Администрации Мангутского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившегося в отсутствие в бюджете поселения денежных средств, на реализацию мероприятий по выявлению бесхозяйного имущества.

Обязать администрацию Мангутского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства путем внесения в бюджет поселения изменений в части выделения денежных средства на реализацию указанных мероприятий.

В судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще уведомлен, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.

Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Из содержания ст. 49 вышеназванного закона следует, что муниципальное имущество составляет экономическую основу местного самоуправления.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Аналогичные положения содержатся в Порядке принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.4); заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав (п.8).

По смыслу приведенных правовых норм орган местного самоуправления, на территории которого находятся объекты недвижимого бесхозяйного имущества, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке такого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 8 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Порядок принятия на учет бесхозных недвижимых вещей определен приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 № 931. (далее - Приказ № 931).

Согласно п. 5 Приказа № 931 следует, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, объекты недвижимого имущества, в том числе жилые помещения, относятся к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и может, находиться в муниципальной собственности.

Требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 1151 ГК РФ определено, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

В соответствии с положениями ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В судебном заседании установлено, что администрация сельского поселения не обладает информацией о наличии на территории муниципального образования жилых домов, квартир, право собственности, на которые не оформлено, являющихся бесхозяйными либо имеющих собственника, но фактически брошенных, а также выморочного имущества.

Прокуратурой района в адрес администрации ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении указанных нарушений (л.д. 8-11).

Согласно представленной информации Мангутского сельского поселения Называевского района Омской области, в бюджете поселения денежные средства на мероприятия по выявлению бесхозяйного имущества не предусмотрены (л.д. 12).

Указанные нарушения стали возможны в виду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственным за данное направление работником, а также ослабленного контроля со стороны главы сельского поселения.

При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 3 ст. 114Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.16Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Называевского межрайонного прокурора Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Мангутского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившегося в отсутствие в бюджете поселения денежных средств, на реализацию мероприятий по выявлению бесхозяйного имущества.

Обязать администрацию Мангутского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства путем внесения в бюджет поселения изменений в части выделения денежных средства на реализацию указанных мероприятий.

Освободить администрацию Мангутского сельского поселения Называевского муниципального района от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 27.07.2022.

Судья Ю.В. Булгакова