ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3580/2016 от 10.05.2016 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 10.05.2016 г. Дело №2А-3580/2016РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

04 мая 2016 года г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Волкоморова С.А. при секретаре судебного заседания Жернаковой Т.Д.,

с участием представителя административного истца – Шиловских Л.В., действующей на основании доверенности №2 от 29.03.2016 г., представителя административного ответчика – Логиновой Н.В., действующей на основании доверенности от 01.02.2016 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья «Южное» к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании незаконным предписания от 05.02.2016 г. №29-05-18-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства,

установил:

Товарищество собственников жилья «Южное» (далее – ТСЖ «Южное») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании незаконным предписания от 05.02.2016 г. №29-05-18-1 об устранении выявленных в соответствии с актом от 05.02.2016 г. №29-05-17-01 нарушений обязательных требований жилищного законодательства.

В обоснование исковых требований ТСЖ «Южное» указало, что оспариваемое предписание нарушает права товарищества, как юридического лица, на нормальную финансово-хозяйственную деятельность. Административный истец также не согласен с выводом Департамента в предписании об отсутствии легитимного решения общего собрания членов товарищества по выбору членов правления.

Кворум на общем собрании членов ТСЖ «Южное», проводимом в форме заочного голосования, имелся. Одним из нарушений по мнению Департамента является избрание в члены правления юридического лица – ООО «Селев-Логистик» в лице представителя Сусловой О.А., действующей на основании доверенности. В силу положений статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и подп. 1 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от имени общества с ограниченной ответственностью без доверенности действует его единоличный исполнительный орган. Он же представляет интересы общества и совершает сделки, а также выдает доверенности на право представительства от имени общества. Именно единоличный исполнительный орган ООО или лицо, имеющее специальную доверенность, подписанную данным органом, выступает от имени ООО на собраниях членов товарищества. Никаких запретов на избрание юридического лица в качестве члена правления Жилищным кодексом Российской Федерации не установлено,поэтому Суслова О.А. вправе баллотироваться в члены правления и быть членом правления, руководить деятельностью товарищества от имени юридического лица.

Департаментом необоснованно не приняты к учёту листы голосования Фадеевой Т.М. – собственника квартиры по адресу: ***, поскольку на момент голосования ей исполнилось 17 лет. Согласно ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации родитель Фадеевой Т.М., являясь её законным представителем, имеет право проголосовать за несовершеннолетнего ребёнка на общем собрании членов товарищества. В связи с этим лист голосования Фадеевой Т.М. подлежит учёту.

На информационных стендах было размещено повторное уведомление об окончании голосования 26.12.2015 г.

С выводом Департамента о нарушении мажоритарной системы подсчёта голосов, а именно, её разновидности – абсолютного большинства (50+1), административный истец также не согласен. Анализ диспозиций ч. 4 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает принцип «простого» большинства, который будет считаться соблюдённым при наличии любого арифметического превышения количества голосов. Согласно п. 13.7 устава ТСЖ «Южное» решения принимаются простым большинством голосов, что не противоречит действующему законодательству.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении требования о признании предписания незаконным по основанию,предмету и доводам, изложенным в заявлении,настаивал и дополнительно пояснил, что члены ТСЖ были заблаговременно, за 18 дней до начала голосования, уведомлены о проведении общего собрания.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, в обоснование возражений представил письменный отзыв, по доводам которого пояснил, что Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области проведена проверка исполнения ТСЖ «Южное» требований жилищного законодательства. По результатам проверки 05.02.2016 г. был составлен акт и выдано предписание об устранении ТСЖ «Южное» выявленных нарушений жилищного законодательства путём проведения до 05.05.2016 г. в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации общего собрания членов ТСЖ «Южное» с целью избрания членов правления. В ходе проверки должностное лицо Департамента сделало вывод о том, что решение об избрании членов правления ТСЖ «Южное»,принятое на общем собрании членов ТСЖ, проведённом в заочной форме с 04.12.2015 г. по 19.12.2015 г., и оформленное протоколом от 26.12.2015 г., нелегитимно. В отношении доводов административного истца пояснил, что собственником квартиры и членом ТСЖ «Южное» является ООО «Селев-Логистик», поэтому кандидатом в члены правления может быть исключительно само юридическое лицо, а не его представитель. Фадеева Т.М., 28.07.1998 года рождения, согласно ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации должна голосовать на общем собрании лично, с письменного согласия своих законных представителей, либо через представителя, действующего на основании доверенности. Продление срока голосования является существенным нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку такая процедура законодательством не предусмотрена. В силу ч. 4 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания членов ТСЖ об избрании членов правления принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Статья 146 названного кодекса закрепляет мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства, в связи с чем доводы, изложенные в акте, законны и обоснованы. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объёме.

Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений п. 8 ст. 2, п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.

В пункте 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная, в том числе на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, организацию и проведение проверок указанных лиц, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Согласно п.п. 2, 4 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 г. №431-ПП утверждено Положение о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент).

Согласно п. 1 данного Положения Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор. Положением определены полномочия и функции Департамента.

В соответствии с пунктом 10 Положения Департамент в целях исполнения полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности (далее – обязательные требования); принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, принимает меры по предотвращению таких нарушений.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа Департамента от 14.01.2016 г. №29-05-16-5 в период с 25.01.2016 г. по 05.02.2016 г. главным специалистом правового отдела ФИО1 проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля за исполнением ТСЖ «Южное» предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 21.08.2015 г. №29-04-25-356.

В ходе проведения проверки исследовались вопросы соблюдения обязательных требований жилищного законодательства при проведении общего собрания по вопросам выбора членов правления и председателя ТСЖ «Южное». По результатам проверки должностное лицо составило акт №29-05-17-1 от 05.02.2016 г., в котором указало на следующие нарушения, допущенные при проведении общего собрания членов ТСЖ.

Не во всех случаях соблюдён предусмотренный ч. 1 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации десятидневный срок уведомления членов ТСЖ «Южное» о проведении общего собрания, например, несвоевременно уведомлены собственники квартир *** и *** в доме по ***, квартир ***, ***, *** в доме по ***.

Не представлены документы, подтверждающие проведение собрания в форме очного голосования до момента уведомления о проведении такого собрания в форме заочного голосования по тем же вопросам, включённым в повестку.

Нарушены требования ч. 5 ст. 48, ч. 1 ст. 143, ч. 2 ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно листам голосования членов ТСЖ «Южное» одним из кандидатов в члены правления является ФИО2 – представитель ООО «Селев-Логистик», являющегося собственником ***, действующая на основании доверенности, выданной директором юридического лица ФИО3 Собственником помещений в многоквартирных домах по ***, ФИО2 не является. Передача прав быть избранным в орган, требования к кандидату на избрание в который ограничены, в данном случае – наличием права собственности, законом не предусмотрена. Таким образом, ФИО2 не может быть избрана в состав правления товарищества.

Департаментом при подсчёте голосов некоторые листы голосования членов ТСЖ «Южное» не были приняты к учёту по следующим причинам: 1) не представлены документы, подтверждающие полномочия участников голосования – собственников квартир ***, ***, *** в ***; 2) в листе голосования собственника *** отсутствует дата голосования; 3) листы голосования собственников квартир ***, *** в ***, квартир ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** в *** датированы после окончания даты голосования ***; 4) в листе голосования собственника *** не представляется возможным установить список кандидатов, за которых отдал голоса собственник.

В соответствии с ч. 4 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации после подсчёта голосов в члены правления избран только один кандидат – ФИО4 Следовательно, требования Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым правление является коллегиальным органом и не может состоять из одного члена, пункта 14.3 устава об избрании правления в количестве пяти человек, не соблюдены.

Поскольку решение об избрании общим собранием членов ТСЖ «Южное» членов правления принято с нарушениями требований действующего жилищного законодательства, решение об избрании председателя правления нелегитимно.

05 февраля 2016 года, по итогам проверкигосжилинспектор ФИО1 выдала ТСЖ «Южное» предписание №29-05-18-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства (далее – предписание) путём проведения в срок до 05.05.2016 г. общего собрания членов ТСЖ «Южное» по вопросу выбора членов правления ТСЖ, выбора членов правления и председателя правления. Копия предписания получена председателем ТСЖ «Южное» ФИО4 05.02.2016 г.

04 апреля 2016 года в срок, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ТСЖ «Южное» обратилось в суд с заявлением о признании предписания незаконным.

Оценивая доводы ТСЖ «Южное» о незаконности предписания, суд учитывает следующее.

Оспариваемое предписание выдано Департаментом в соответствии с компетенцией и в рамках полномочий, предоставленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утверждённым Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 г. №431-ПП, Положением о порядке организации и проведения регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области, утверждённым Постановлением Правительства Свердловской области от 08.11.2013 г. №1379-ПП, Административным регламентом исполнения Управлением государственной жилищной инспекции Свердловской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утверждённым Приказом начальника Госжилинспекции №42-А от 13.08.2012 г.,

Как видно из копии устава ТСЖ «Южное»,названное товарищество является некоммерческой организацией собственников помещений в ***, *** по *** в ***.

Согласно протоколу №2 от 26.12.2015 г. было проведено общее выборное собрание членов ТСЖ «Южное» в форме заочного голосования, в повестку дня которого вынесен вопрос об избрании в члены правления кандидатов: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, представителя ООО «Селев-Логистик» в лице ФИО2 В итоге в состав правления избраны ФИО4, ФИО11, ФИО15, ФИО16, представитель ООО «Селев-Логистик» в лице ФИО2

Изучив представленные сторонами документы, суд полагает, что у Департамента имелись законные основания для вынесения предписания об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства, приведённых в акте №29-05-17-1 от 05.02.2016 г.

В уведомлениях от 06.11.2015 г. о проведении общего собрания членов ТСЖ «Южное» указан срок голосования – с 04.12.2015 г. по 19.12.2015 г.

Между тем из представленных реестров уведомлений и листов голосования следует, что в нарушение ч. 1 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации уведомления о проведении общего собрания членов ТСЖ «Южное» выданы позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания, членам товарищества, являющимся собственниками квартир под номерами 2, 23, 117, 129, 138, 140 в ***, квартир ***, *** в ***. Доказательства, подтверждающие своевременное уведомление собственников перечисленных квартир о проведении общего собрания членов ТСЖ, административный истец в ходе проверки и в судебном заседании не представил.

В силу ч. 1.1 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации положения статей 45 – 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено настоящим разделом.

Согласно ч. 1 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).

Однако в имеющемся в материале проверки, приобщенном к делу на дисковом накопителе, протоколе №1 от 30.10.2015 г.,согласно которому признано несостоявшимся выборное собрание членов ТСЖ «Южное» в форме очного голосования, вопросы, вынесенные в повестку данного собрания, не указаны. Иных документов, подтверждающих проведение общего собрания в форме совместного присутствия до момента уведомления о проведении общего собрания в форме заочного голосования, не представлено.

В силу положений ч. 1 ст. 143, ч. 2 ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества.

По смыслу приведённых норм членом ТСЖ и членом правления ТСЖ может выступать только лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме.

В ходе проверки установлено и не опровергнуто административным истцом в судебном заседании, что ФИО2, избранная в правление ТСЖ «Южное», не является собственником помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресу: ***.

При таких обстоятельствах суд соглашается с выводом должностного лица Департамента об отсутствии законных оснований для избрания ФИО2 в состав правления ТСЖ «Южное». В рассматриваемом случае кандидатом в правление товарищества может быть непосредственно юридическое лицо – собственник ***, то есть ООО «Селев-Логистик».

В свою очередь, ООО «Селев-Логистик» при избрании в состав правления может осуществлять свои права и нести обязанности, как члена ТСЖ «Южное», через своего законного представителя или представителя, действующего на основании доверенности.

Избрание на общем собрании в правление ФИО2, даже при наличии у неё полномочий представлять интересы ООО «Селев-Логистик», означает, что осуществлять права и нести обязанности члена правления будет непосредственно ФИО2, а не юридическое лицо.

Квартира,расположенная по адресу: ***, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО17, ФИО18 и несовершеннолетней ФИО19, *** года рождения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** и свидетельством *** от ***

На момент проведения общего собрания ФИО19 достигла 17-лет. От её имени на общем собрании голосовал отец ФИО17

Суд принимает во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.

Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование (часть 2 статьи 48).

Дееспособность гражданина в силу статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

По общему правилу несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей (п. 1 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако голосование на общем собрании членов ТСЖ не относится к действиям, направленным на совершение сделки, по существу – это реализация правомочий ФИО19, как собственника недвижимого имущества. В связи с изложенным суд считает необоснованными доводы представителя Департамента в судебном заседании о необходимости личного участия ФИО19 в голосовании на общем собрании членов ТСЖ «Южное», с письменного согласия своих законных представителей, либо голосовании через представителя, действующего на основании доверенности.

По смыслу части 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации от имени несовершеннолетних в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами выступают и родители, которые являются их законными представителями.

В силу прямого указания в законе родители являются представителями своих несовершеннолетних детей, а, значит, вправе участвовать в общих собраниях членов ТСЖ и собственников помещений в многоквартирном доме, представляя интересы своих детей.

Таким образом, голос несовершеннолетней ФИО19,от имени которой принимал участие в общем собрании её отец ФИО17, необоснованно не был принят Департаментом к учёту при подсчёте кворума и числа голосов по вопросам, внесённым в повестку собрания. Однако исключение голоса ФИО19 не повлияло на принятие решений по вопросам, поставленным на голосование, и не опровергает выводы должностного лица о наличии иных нарушений и нелегитимности избранного правления товарищества, его председателя.

Документы, подтверждающие полномочия лиц, голосовавших от имени собственников квартир ***, *** в ***, на момент проведения проверки не были представлены должностному лицу Департамента, поэтому не опровергают обоснованность выводов, сделанных по результатам проверки, и наличие оснований для выдачи предписания об устранении нарушений жилищного законодательства.

Из протокола №2015-17 от 19.12.2015 г. видно, что на заседании правления ТСЖ «Южное» было принято решение о продлении срока проведения общего собрания членов товарищества до 26.12.2015 г., включительно.

Между тем, продление срока проведения общего собрания членов ТСЖ законодательством не предусмотрено. Голосование на проводится в заранее определённые сроки,так как в силу ч. 2 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации принявшими участие в общем собрании, проводимом в форме заочного голосования (опросным путём), считаются собственники помещений в многоквартирном доме, решения которых получены до даты окончания их приёма, которая обязательно указывается в сообщении о проведении общего собрания.

В нарушение данной нормы листы голосования членов ТСЖ, являющихся собственниками квартир под номерами ******, ***, датированы после 19.12.2015 г. – даты окончания срока голосования, указанной в сообщении о проведении общего собрания.

Поскольку разделом 6 Жилищного кодекса Российской Федерации не установлено иное, положения ст. 48 данного кодекса распространяются и на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья. В частности, применяется правило ч. 3 ст. 48: количество голосов, которым обладает каждый член товарищества на общем собрании, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно протоколу №2 от 26.12.2015 г. общая голосующая площадь членов ТСЖ «Южное» - 17520,62 кв.м., что существенно не противоречит общей площади помещений, указанной в реестре членов товарищества, 17444,91 кв.м. В голосовании приняли участие члены товарищества, обладающие 53,06% голосов (9 297,57 кв.м.). По подсчётам Департамента – 52,85% голосов (9220,38 кв.м.) Таким образом, кворум общего собрания членов ТСЖ имеется при обоих подсчётах.

В соответствии с протоколом процент голосов, отданных за избранных кандидатов, составил: ФИО4 – 67,52%, ФИО11 – 56,64%, ФИО15 – 50,01 %, ФИО16 – 43,19 %, представитель ООО «Селев-Логистик» в лице ФИО2 – 44,45%. Подсчёт голосов производился согласно принципу простого (относительного) большинства, то есть любого арифметического превышения количества голосов.

В соответствии с ч. 4 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания членов товарищества собственников жилья принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

По смыслу данной нормы решения об избрании членов правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Решение считается принятым, если за него подано более 50% голосов от указанного общего числа голосов. При этом подсчёт голосов при голосовании по вопросам, не требующим квалифицированного большинства, осуществляется не от списочного состава членов товарищества, а от числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества (их представителей).

Таким образом, вопреки доводам административного истца, ч. 4 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства, при которой избранным считается кандидат,набравший 50% + 1 голос.

Согласно произведённому Департаментом расчёту, представленному суду на дисковом накопителе в материалах проверки ТСЖ «Южное», за кандидатов в члены правления отдано количество голосов (в процентах): ФИО5 – 18,03; ФИО6 – 23,98; ФИО7 – 13,62; ФИО8 – 27,48; ФИО9 – 21%; ФИО10 – 18,93; ФИО4 – 63,57; ФИО11 – 47,95%; ФИО12 – 13,57%; ФИО13 – 15,32%; ФИО14 – 31,38%; ФИО15 – 46,75%; ФИО16 – 38,15%.

Проанализировав расчёт Департамента, суд находит его правильным, соответствующим материалам дела и требованиям законодательства. Образовавшаяся с протоколом №2 от 26.12.2015 г. разница в количестве голосов явилась следствием обоснованного исключения голосов ряда членов ТСЖ, листы голосования которых не учтены при подсчёте ввиду нарушений: отсутствия документов, подтверждающих полномочия лиц, голосовавших от имени собственников; заполнения листов голосования по окончании даты проведения общего собрания; отсутствия даты голосования в листе, заполненном собственником ***; невозможности установления кандидатов, за которых отдал свой голос собственник *** в члены правления является только один кандидат – ФИО4, набравший количество голосов более 50% + 1 голос.

Перечисленные выше нарушения могут явиться основаниями для недействительности решений, принятых общим собранием членов ТСЖ «Южное», в силу признания их таковыми судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

В соответствии с пунктами 14.3, 14.4 устава ТСЖ «Южное» члены правления товарищества избираются в количестве пяти человек. Правление избирает из своего состава председателя и его заместителя.

Из материала проверки ТСЖ «Южное» видно, что на заседании членов правления ТСЖ «Южное» был избран председатель ФИО4 (протокол №2015-9 от 28.12.2015 г.).

Принимая во внимание, что решение об избрании членов правления принято общим собранием членов ТСЖ с нарушениями норм жилищного законодательства, госжилинспектор пришел к верному выводу о нелегитимности решения, которым ФИО4 избран председателем правления товарищества.

При таких обстоятельствах суд находит соответствующим требованиям нормативно-правовых актов предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 05.02.2016 г. №29-05-18-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о нарушении оспариваемым предписанием права товарищества на «нормальную финансово-хозяйственную деятельность». Действительно, проведение в соответствии предписанием нового общего собрания членов ТСЖ повлечёт несение административным истцом дополнительных расходов. Однако отсутствие законно избранных правления и его председателя в большей степени нарушает права юридического лица, которое не может в установленном порядке приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности: совершать через свои органы сделки, юридически значимые действия. Кроме того,в случае признания судом недействительным решения общего собрания права ТСЖ «Южное» также будут нарушены ввиду возникновения обязанности возместить убытки заинтересованным лицам.

Учитывая изложенное, суд отказывает ТСЖ «Южное» в удовлетворении исковых требований к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании незаконным предписания от 05.02.2016 г. №29-05-18-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В удовлетворении исковых требований судом отказано, поэтому оснований для возмещения ТСЖ «Южное» судебных расходов по оплате государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление товарищества собственников жилья «Южное» к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании незаконным предписания от 05.02.2016 г. №29-05-18-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Волкоморов