ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3580/2016 от 19.12.2016 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-3580/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2016 года г.Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Рындиной Т.А.,

С участием:

Ст.помощника Серпуховского городского прокурора Кобозевой О.А.,

Административного истца – ФИО1 и ее представителя по доверенности и ордеру – адвоката Воиновой О.М.,

Представителя административного ответчика Главы городского округа Серпухов по доверенности – ФИО2,

Представителя заинтересованного лица ООО УК «Фрегат» по доверенности – ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановление Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016г. № 320 «Об установлении платы граждан за содержание жилого помещения, о признании утратившим силу постановления Главы города Серпухова от 27.02.2015г. № 106»

У с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с иском и просила признать противоречащим федеральному законодательству и не дейст­вующим Постановление Главы городского округа Серпухов, Московской области от 16 февраля 2016 года № 320 "Об установлении платы граждан за содержание жилого помещения, о признании утратившим силу поста­новления Главы города Серпухова от 27.02.2015 г. № 106" в части установления платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> с момента его издания.

Свои требования мотивировала тем, что является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме <адрес> Московской области. 18 ноября 2015 г. по инициативе Совета многоквартирного дома было проведено общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме с повесткой дня: принятие решения о проведении годового собрания собственников многоквартирного дома в порядке, установленном ст.45 п.1 ЖК РФ; принятие решения о распределении сверхнормативного объема коммунальных услуг на общие домовые нужды; обсуждение перечня работ по текущему ремонту в доме на 2016 год; использование остатка денежных средств по текущему ремонту за 2015 год. Согласно протокола общего собрания собственников принято решение, в соответствии с которым объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, определенного исходя из общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Включены в перечень работ на 2016 год – ремонт межпанельных швов 100 кв.м; ремонт ступеней 3-х подъ­ездов (3,4,6) с использованием плитки (подрядчика собственники находят сами); ремонт 2-х подъездов (по определению собственников); ремонт пола тамбура в 1-м подъезде. Кроме того указано что в связи с тем, что запланированные по перечню текущего ремонта 2015 г. работы по дому закончены, а по ст.5 «Непредвиденные работы» и по ст.2 «Выборочный ремонт кровли» остались неиспользованными денежные средства в сумме 35000,00 рублей, собственники решили установить за счет этих средств стеклопакеты между 1 и 2 этажами в подъездах дома. Размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> оставлен собственниками на прежнем уровне в сумме 24,53 руб./кв.м. общей площади жилого помещения. Данный размер платы был утвержден на ОСС в 2014 году. После чего УК «Фрегат» инициирует с 20 ноября 2015 г. по 07 декабря 2015 г., а также с 21.12.2015г. по 28.12.2015г. общие собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования с повесткой дня об утверждении состава счетной комиссии общего собрания, размера платы за содержание жилого помещения (включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание общего имущества в многоквартирном доме) на 2016 год; перечня работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на 2016 год; размера платы за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2016 год; условий договора управления с ООО УК «Фрегат» в новой редакции (с учетом изменений законодательства) с 01 января 2016 года; принятие решения о распределении сверхнормативного объема коммунальных услуг на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллек­тивного (общедомового) прибора учета, между всеми жилыми и нежи­лыми помещениями пропорционально площади этих помещений; утверждение места хранения Протокола настоящего собрания с прилага­емыми к нему документами по <адрес> (офис ООО УК «Фрегат»), которые признаны не состоявшимися по причине отсутствия кворума.

20.01.2016 года представитель ООО УК «Фрегат» обратился в Администрацию города и просил установить плату за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не принявших решение о размере такой платы на их общем собрании.

В соответствии с Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 16 февраля 2016 года № 320 "Об установлении платы граждан за содержание жилого помещения, о признании утратившим силу постановления Главы города Серпухова от 27.02.2015г. № 106», размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещении в спорном многоквартирном доме составляет 5,83 руб./кв.м. общей площади жилого помещения, указанный размер платы данным постановлением был увеличен на 1,30 руб./кв.м.

Административный истец полагает, что указанное постановление нарушает права и свободы граждан, в том числе административного истца, гарантированные Конституцией РФ, а также ЖК РФ и другими нормативными документами, и вступает в противоречие с НПА высшего уровня. Размер платы, установленный спорным Постановлением за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, является завышенным, экономически необоснованным, не учитывает степень износа многоквартирного дома. Тот факт, что в 2015 году собственники не изменили размер установ­ленной платы и оставили его на прежнем уровне, ошибочно считается админи­стративным ответчиком, что размер платы не установлен. Кроме того, полагает, что оспариваемое Постановление противоречит требованиям федерального законодательства, так как в соответствии с ч.7 ст.156 ЖК РФ срок действия установленного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения временными рамками не ограничен, должен только в течение года оставаться неизменным. Следовательно, установленный общим собранием собственников помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в сумме 24,53 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения считается действующим до момента установления нового размера платы в предусмотренном законом порядке.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, представила также письменные объяснения, из которых следует, что положения п.4 ст.158 ЖК РФ и п.п. 31, 34, 35 и 36 Постановления Правительства № 491 от 13.08.2006 могут применяться только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме. В доме <адрес> выбран способ управления – управляющая организация. Протоколом № 5 от 25.12.2014 года установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также утвержден перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Данным протоколом было принято решение оставить размер платы на прежнем уровне и не рассматривать вопросы, связанные с изменением размера платы за жилое помещение, пока ООО УК «Фрегат» не отчитается перед собственниками о проделанной работе по содержанию общего имущества за 2015 год. Решили вернуться к рассмотрению данного вопроса в апреле 2016 года. Административный ответчик превысил свои полномочия и в нарушение требований п.4 ст.158 ЖК РФ и п.п.31, 34, 35 и 36 Постановления Правительства № 491 незаконно издал оспариваемое постановление, которое также противоречит положениям п.17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ № 491, согласно которого собственники помещений на общем собрании обязаны утвердить перечень услуг и работ, условиях их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. На общем собрании 18.11.2015 года это сделано не было. Следовательно, у ответчика в соответствии с требованиями ч.7 ст.156 ЖК РФ не имелось законных оснований для установления размера платы для собственников помещений. Собственники многоквартирного дома обязаны были установить перечень и объем работ, а также размер платы, а управляющая компания – подготовить предложение о перечне работ и размере платы для утверждения на собрании собственников. Решение собственников, принятое на общем собрании, является достаточным основанием для применения утвержденного тарифа. Из положений ч.3 ст.156 ЖК РФ следует, что администрация может устанавливать плату, но только в том случае, если собственники не выбрали способ управления. Тариф администрации действуют только до того момента, пока собственники не выбрали способ управления. После определения способа управления тариф администрации может применяться только при условии, если об этом приняли решение собственники. В данном случае собственники такого решения не принимали, тариф администрации не подлежит применению с момента проведения общего собрания собственников.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности и ордеру – адвокат Воинова О.М. находит требования истца подлежащими удовлетворению, так как при принятия оспариваемого постановления Глава вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку размер платы устанавливается общим собранием собственником жилых помещений, что ими было сделано. В нарушение требований действующего законодательства оспариваемое постановление издано административным ответчиком 16.02.2016 года, а применяется с 01.02.2016 года. Административным ответчиком были нарушены требования действующего законодательства об уведомлении административного истца о повышении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем за 30 дней. Размер платы, который утвердил административный ответчик в оспариваемом постановлении, установлен произвольно, в отсутствие экономического обоснования, не содержит пояснительной записки по расчетам, не соответствует методике, утвержденной приказом Госстроя РФ № 303 от 28.12.200 года и методическим рекомендациям, разработанным Центром Муниципальной экономики и права от 2005 года, существенно завышен по оценке истца на 30%, содержит арифметические ошибки и не является законным и надлежащим доказательством. Доказательств экономического обоснования повышения ставки платы органом местного самоуправления суду не представлено.

Представитель административного ответчика Главы городского округа Серпухов по доверенности – ФИО2 возражала против исковых требований, указав, что оспариваемое постановление законно и обосновано. Пояснила, что до принятия оспариваемого Постановления от 16.02.2016 № 320, действовало Постановление Главы г.Серпухова от 27.02.2015 г. № 106 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, внесение изменений в постановление Главы города Серпухова от 10.01.2014г. № 36 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения», которым было установлено, что с 01.01.2015 г. установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме <адрес>, в котором размер такой платы определен решением общего собрания собственников. Данное Постановление было вынесено, в частности, на основании обращения ООО УК «Фрегат» от 10.02.2015 г. № 2/377, а также протокола № 5 от 25.12.2014 г. общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Из данного протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома видно, что общее собрание собственников 25.12.2014 года установило размер платы на 2015 год. Таким образом, в обращении ООО УК «Фрегат» от 10.02.2015 № вх-2/377 в адрес Администрации г.Серпухова, а также в Протоколе № 5 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проведенного в форме очного голосования от 25.12.2014 года, установлено, что общий размер платы за содержание и ремонт на 2015 год составляет 24,53 руб. за 1 кв.м. общей площади помещения. Указывает, что ссылка истца на то обстоятельство, что размер платы был утвержден в 2014 году и данный размер на 2016 год оставлен собственниками на прежнем уровне и данный срок действия установленного размера платы временными рамками не ограничен, не может быть принята во внимание, поскольку размер платы утверждался на 2015 год. Порядок установления размера платы за жилое помещение для собственников и нанимателей жилых помещений на территории г.Серпухова в случаях, установленных законодательством РФ, утвержден Постановлением Главы г.Серпухова от 08.12.2009 №2558. Постановлением Главы г.Серпухова от 03.12.2012 № 2089 в вышеуказанное Постановление внесены изменения, которыми Порядок установления размера платы за жилое помещение изложен в новой редакции. В 2016 году собственники многоквартирного дома не приняли на их общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. ООО УК «Фрегат» обратилось с соответствующим предложением в адрес Администрации г.Серпухова от 20.01.2016г. № вх-2/79, указав, что собственники не приняли решение о размере платы, приложив соответствующие документы. В связи с чем, руководствуясь п.4 ст.158 ЖК РФ, Постановлением Главы г.Серпухова от 08.12.2009 № 2558, на основании обращения ООО УК «Фрегат» от 20.01.2016 № вх-2/79 было вынесено Постановление Главы г. Серпухова.

Представитель заинтересованного лица ООО УК «Фрегат» по доверенности - ФИО3 в судебном заседании указала, что считает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку ООО УК «Фрегат», осуществляя управление многоквартирным домом <адрес>, на основании пункта 7 статьи 45 Жилищного кодекса РФ инициировало проведение общего собрания собственников в указанном доме по вопросу утверждения перечня работ по ремонту общедомового имущества и платы за них. С целью проведения такого собрания, в соответствии с положениями статьи 45 Жилищного кодекса РФ, регулирующей порядок его проведения, управляющей компанией не менее чем за 10 дней до даты общего собрания собственников были вывешены соответствующие уведомления в местах, доступных для всех собственников (такой порядок предусмотрен договором управления). По итогам проведения общего собрания не набрался кворум, общее собрание собственников было признано несостоявшимся, в связи с чем было поведено повторное собрание, которое также не состоялось. Согласно ч.4 ст.158 ЖК РФ ООО УК «Фрегат» обратилась к Главе города Серпухов по вопросу установления платы за содержание жилого помещения. К обращению были приложены дефектные ведомости и сметы на восстановительные работы (перечень которых был определен на основании результатов осеннего осмотра многоквартирного дома в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 03.04.2013г. №290), а также расчет платы за содержание и управление в соответствии с перечнем работ и услуг в договоре управления. Представленный расчет размера платы был проверен экономическим отделом Управления ЖКХ, после чего разработано и принято оспариваемое Постановление. Порядок утверждения платы определяется постановлением Главы г.Серпухова от 08.12.2009г. №2558. Доказательств несоблюдения указанного порядка в материалах дела не имеется. Представитель заинтересованного лица указывает, что были соблюдены все необходимые требования - общие собрания проведены в установленном порядке, дважды, оба раза не состоялись. Полагает, что у Главы города Серпухов не имелось основания для отказа в принятии оспариваемого постановления. Указывает также, что доводы истца о том, что ООО УК «Фрегат» не захотело исполнять решение общего собрания собственников от 18.11.2015г. и инициировало собственное собрание, не соответствует действительности, поскольку уведомления о проведении первого общего собрания были размещены 06.11.2015г. ООО УК «Фрегат» проводит такие собрания ежегодно, в одно и то же время в конце года, утверждая плату и перечни работ на следующий год. Общее собрание собственников, созванное председателем Совета многоквартирного дома, было, в свою очередь, проведено с грубыми нарушениями действующего законодательства, так как собрание проведено без надлежащего уведомления собственников, не учтено, что в указанный период ООО УК «Фрегат» уже было заявлено о проведении общего собрания с конкретной повесткой дня. Также на повестку дня были вынесены работы без учета предложений управляющей организации, что противоречит пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Администрация города Серпухова, как собственник муниципальных жилых помещений, о проведении общего собрания не уведомлялась и была лишена возможности выразить свое мнение по вопросам повестки дня. При этом, вопрос об утверждении платы на 2016 год, либо об оставлении его на уровне 2015 года на общем собрании 18.11.2015г. не рассматривался. Довод истца о том, что размер платы является завышенным, экономически необоснованным и не учитывает степень износа дома, не подтверждается доказательствами. При расчете тарифа используются следующие данные: по «содержанию» общедомового имущества в 2015 году составляла 1 руб. 46 коп. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения. Данный размер платы был установлен с учетом пожеланий собственников дома ниже расчетной цифры, учитывая размер заработной платы рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом внутридомового инженерного оборудования и конструктивных ремонтов жилых зданий, рассчитан, исходя из трудоемкости работ, численности рабочих и уровня заработной платы, с учетом обязательных отчислений в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, была учтена стоимость материальных ресурсов, используемых на ремонт инженерных систем и конструктивных элементов: жилых зданий, стоимость запасных частей и деталей, а также отдельных конструктивных элементов, которая увеличилась в среднем на 40%. Организации, отпускающие ГСМ и бензин, ежемесячно меняют цены на продукцию, в среднем за год рост составил 7%. Кроме того, ежегодно происходит увеличение стоимости услуг подрядных организаций, выполняющих работы по содержанию общего имущества: от 6% до 10%, и иных организаций, обеспечивающих нормальную организационно-управленческую деятельность ООО УК «Фрегат» (обслуживание компьютерных программ: 1-С, Контур, Консультант, Гранд-смета; содержание и обслуживание оргтехники; плата услуг связи, интернета, банка) - в среднем на 10%. При формировании платы на 2016 год были учтены новые требования Правительства Московской области к паспорту готовности дома к эксплуатации в осенне-зимний период, а именно: в части проведения работ по проверке дымоходов и вентканалов специализированной лицензированной организацией, а также обязательное наличие энергопаспорта дома. Стоимость этих работ на 2016 год - 19740 руб. с НДС, что составляет 0 руб. 36 коп. на 1 кв.м. В феврале 2015 года в доме были установлены общедомовые приборы учета «отопления» и «горячей воды», в связи с чем в 2016 году запланированы расходы на их обслуживание в размере 34 239 руб. с НДС, что составляет 0 руб. 62 коп. на 1 кв.м. Таким образом, вновь появившиеся работы общей стоимостью 0 руб. 98 п. дают рост по статье «содержание инженерного оборудования и конструктивных элементов» на 19 % к прошлому году. В итоговом размере платы по статье «содержание жилого помещения»: 23,45 руб. - 0,98 руб. = 22,47 руб., 22,47 / 21,05 * 100 = 6,7 % рост платы 2016 года к 2015 году, то есть не превышает предельный уровень инфляции, установленный в России на 2016 год в размере 6-7%. ООО УК «Фрегат» полагает, что утвержденный оспариваемым Постановлением размер платы по статье «содержание жилого помещения» 23 руб. 45 коп. является экономически обоснованным. Оспариваемое постановление было принято 16.02.2016 года и опубликовано в тот же день на сайте Администрации. Действия оспариваемого постановления применяются к правоотношениям, возникшим с 01.02.2016 года. Таким образом, в нормативном правовом акте прямо предусмотрено его действие на правоотношения, возникшие до вступления его в силу. При подготовке оспариваемого постановления экономическим отделом управления ЖКХ Администрации г.Серпухова были проверены расчеты, их экономическая обоснованность. Была осуществлена проверка на соответствие увеличения размера платы прогнозируемому уровню инфляции, установленному Министерством экономического развития.

Представитель заинтересованного лица МУП РКЦ «ЖКХ» по доверенности – ФИО4 в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании возражала против заявленных требований, представив письменные пояснений на исковые требования, из которых следует, что МУП «РКЦ ЖКХ» осуществляет расчет и начисление платы потребителям за жилищно-коммунальные услуги на основании договорных отношений с управляющей компанией и не является участником процесса по установлению или обоснованию платы за содержание и ремонт жилищного фонда. Таким образом, начисление платы по услуге «Содержание и ремонт жилищного фонда» потребителям в многоквартирном жилом доме <адрес> с февраля 2016 года производятся по тарифу 25.83 руб./кв.м. общей площади жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав административного истца, представителя ответчика, представителя заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению последующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 является собственником 2/3 доли жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме <адрес>, на основании договора передачи квартиры № 55 в собственность от 11 апреля 1994 года, а также она зарегистрирована в указанном жилом помещении с 26.02.1987 года (т.1 л.д. 22, 23).

01 января 2010 года собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> заключен договор с управляющей организацией ООО УК "Фрегат" № П-101, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.10.2006 года (протокол № 1 от 23.10.2006 года). Условия настоящего договора определены общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме от 23.12.2009 года (протокол № 2 от 23.12.2009 года), согласно которому собственник жилого помещения несет расходы по оплате работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; плата за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома устанавливается в размере, обеспечивающем выполнение работ, предусмотренных приложением № 5 и перечнем работ по текущему ремонту, ежегодно утверждаемому общим собранием собственников (п. 4.1); размер платы за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется ежегодно на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и устанавливается как стоимость за 1 кв.м. общей площади помещения собственника в месяц (п. 4.2). Кроме того, п. 4.3 Договора указывает, что если собственники помещения на своем общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, такой размер устанавливается органом местного самоуправления г.Серпухова. Согласно п.4.4 Договора стоимость работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме для собственников определяется путем произведения размера платы и общей площади помещения собственника. Из п. 4.5 Договора усматривается, что в случае изменения размера платы за управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, Управляющая компания обязана проинформировать об этом собственника в письменной форме не позднее чем за 30 календарных дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлены в Приложениях № 5 к этому договору (т.1 л.д. 80-98).

Согласно протокола общего собрания собственников многоквартирного дома <адрес> от 25.12.2014 года, решением общего собрания была утверждена плата за содержание общего имущества многоквартирного дома <адрес> в размере 21 руб. 46 коп. за 1 кв.м. общей площади помещений собственников в многоквартирном доме. Кроме того, утвержден перечень работ по текущему ремонту на 2015 год и тариф в размере 3 руб. 07 коп. за 1 кв.м. общей площади помещений собственников в многоквартирном доме (т.1 л.д. 119-123).

Постановлением Главы г.Серпухова Московской области от 27.02.2015 года № 106 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, внесение изменений в постановление Главы города Серпухова от 10.01.2014г. № 36 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» установлена с 01.01.2015 г. плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и/или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, в которых размер такой платы определен решением общего собрания собственников» для дома <адрес> в размере 24 руб. 53 коп. за 1 кв.м. жилого помещения, при этом по видам работ и услуг: плата за управление 5,06 руб., плата за содержание – 16,40 руб., плата за текущий ремонт – 3,07 руб. (т.1 л.д. 124-126).

18 ноября 2015 года состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, повесткой дня которого являлось: принятие решения о проведении годового собрания собственников многоквартирного дома в порядке, установленном ст.45 п.1 ЖК РФ в редакции от 12.07.1015 г.; принятие решения о распределении сверхнормативного объема коммунальных услуг на общедомовые нужды согласно ПП №354 ред. от 14.02.15 г.; а также обсуждение перечня работ по текущему ремонту в доме на 2016 год, и использование остатка денежных средств по текущему ремонту на 2015 год. По поставленным вопросам повестки дня приняты решения: проводить годовое общее собрание собственников помещений в МКД в течение второго квартала года, следующего за отчетным (апрель); включить в перечень работ на 2016 год следующие виды: ремонт межпанельных швов 100 кв.м., ремонт ступеней 3- подъездов (3,4,6) с использованием плитки, ремонт 2-х подъездов (по определению собственников), ремонт пола тамбура в 1-м подъезде (т.1 л.д. 10).

В материалы дела представлены уведомления ООО УК «Фрегат» собственников жилья о проведении общих собраний с 20 ноября 2015 года по 07 декабря 2015 года посредством очно-заочного голосования с повесткой дня: утверждение размера платы за содержание жилого помещения (включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание общего имущества в многоквартирном доме) на 2016 год, утверждение перечня работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на 2016 год, утверждение размера платы за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2016 год, а также о проведении повторного собрания собственников дома с 21 декабря 2015 года по 28 декабря 2015 года в связи с тем, что общее собрание, проводимое с 20 ноября 2015 года по 07 декабря 2015 года не состоялось (отсутствие кворума), и протоколы от 15 декабря 2015 года и 29 декабря 2015 года, в которых указано об отсутствии кворума на собраниях (т.1 л.д. 14,15).

19 января 2016 года ООО УК «Фрегат» обратилась к Главе города Серпухов по вопросу установления платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме <адрес> в общем размере 25 руб. 83 коп за 1 кв.м., из них: плата за управление – 5,47 руб., плата за содержание – 17,98 руб., плата за текущий ремонт – 3,38 руб., с указанием периода действия – с 01.01.2016г., с приложением протоколом №8 и № 9 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (т.1 л.д. 74-78).

16 февраля 2016 года Главой города Серпухова издано Постановление № 320 "Об установлении размера платы граждан за содержание жилого помещения, о признании утратившим силу постановления Главы города Серпухова от 27.02.2015 № 106", в соответствии с которым установлена плата за содержание жилого помещения для собственников жи­лых помещений в многоквартирном доме, не принявших решение о размере такой платы на их общем собрании, и для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в размере 25 руб. 83 коп. за 1 кв.м, из них: плата за управление – 5,47 руб., плата за содержание – 17,98 руб., плата за текущий ремонт – 2,38 руб. Признано утратившим силу постановление Главы города Серпухова от 27.02.2015 № 106 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, внесение изменений в постановление Главы города Серпухова от 10.01.2014 № 36 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» (т.1 л.д.16).

Обжалуемое постановление Главы г.Серпухова Московской области от 16.02.2016 № 320 опубликовано в средстве массовой информации – общественно-политическая газета «Серпуховские вести» № 7 от 20.02.2016 года, размещено на официальном сайте администрации г.Серпухова Московской области в сети Интернет – 16.02.2016 года (т.1л.д. 117, т.2 люд. 74-75).

Порядок установления размера платы за жилое помещение для собственников и нанимателей жилых помещений на территории г. Серпухова утвержден Постановлением Главы г. Серпухова от 08.12.2009 года за № 2558 (т. л.д. 60).

Согласно постановления Главы города Серпухова Московской области от 03.12.2012г. № 2089 данным правовым актом внесены изменения в постановление Главы города Серпухова от 08.12.2009 года за № 2558, принята новая редакция порядка установления размера платы за жилое помещение для собственников и нанимателей жилых помещений на территории г. Серпухова (т.1 л.д. 67)

Указанные постановления Главы города Серпухова были в установленном порядке официально опубликовано в средствах массовой информации - общественно-политическая газета «Серпуховские вести».

Согласно вышеуказанного Порядка установления размера платы за жилое помещение для собственников и нанимателей жилых помещений на территории г.Серпухова плата за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (включая случаи, когда собственниками выбран способ как непосредственного управления, так и управляющей организацией), устанавливается администрацией г.Серпухова в размере исходя из стоимости работ и услуг, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни работ и услуг. С предложением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения обращается одна или обе стороны договорных отношений (собственник жилого помещения либо управляющая или подрядная организация) (п.2.4). Плата за содержание и ремонт жилого помещения в случае отсутствия волеизъявления собственников устанавливается в размере, обеспечивающем соблюдение совместных интересов собственников помещений и лиц, управляющих многоквартирным домом (п. 2.5). Порядок принятия решения и определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения гласит, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается из расчета на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц методом экономической обоснованности расходов. Дополнительным методом установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является метод индексации планово-договорной стоимости работ и услуг, включенных в плату, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, устанавливаемого Министерством экономического развития Российской Федерации (л.д. 3.1). Как указано в п. 3.2 Порядка, размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений в доме (в т.ч. находящихся в муниципальной собственности) и определяется исходя из расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество. Пункт 3.3. указывает, что формирование размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и его экономическое обоснование производит управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на момент установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, или подрядная организация в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, отраслевыми методическими указаниями и рекомендациями. Кроме того, управление экономики совместно с Комитетом по управлению ЖКХ администрации города Серпухова проводят анализ представленных материалов и при необходимости запрашивают дополнительную информацию, необходимую для проведения анализа предлагаемого к рассмотрению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. При выявленных несоответствиях представленных материалов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Порядка документы возвращаются на доработку (п.3.6). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается на срок не менее чем один год (п. 3.8). Основанием для пересмотра размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является:

- принятие собственниками многоквартирного дома решения об изменении способа управления домом;

- выбор собственниками помещений многоквартирного дома иной управляющей организации (при условии соблюдения всех действующих норм жилищного законодательства по данному вопросу);

- окончание срока действия установленной цены с учетом положений п. 3.8 настоящего Порядка (п. 3.9).

В материалы дела представлен Устав муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» (т.1 л.д. 24-59).

В соответствии с п. 1 ст. 34 Устава муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа Серпухов, и в пределах полномочий, установленных законодательством, издает правовые акты, постановлении и распоряжения Администрации Городского округа (п.3 ч.1 ст.35 Устава).

Глава городского округа в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета депутатов, издает постановления Администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области, а также распоряжения Администрации городского округа. Глава Городского округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом в соответствии с федеральными законами. Постановления Администрации городского округа, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 14 дней с момента подписания (ч.4 ст.44).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Определение источника официального опубликования муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии со статьей 62 настоящего Устава. Муниципальные правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы заинтересованным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в электронной форме (ст.50).

В материалы дела представлены квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг сформированных на имя ФИО5, по жилому помещению – <адрес>, из которых следует, что плата за содержанию жилого фонда в январе 2016 года рассчитана по тарифу 24.53 коп., из квитанции за февраля 2016 года следует, что тариф за содержание жилого фонда установлен в размере 25.83 коп. (т.2 л.д. 69,70)

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес>. оформленного протоколом № 3 от 19.04.2016 года, утверждены перечень работ по текущему ремонту общего имущества дома на 2016г. сметной стоимостью 258000 рублей. Размер платы по текущему ремонту на 2016г. в сумме 4,68 руб. на 1 кв.м., размер платы за содержание жилого помещения на 2016г. 9включая плату за услуги, работы по управлению домом, содержанию общего имущества МКД) в размере 20,75 руб. (т.2 л.д. 222-234).

В период рассмотрения настоящего административного дела Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области № 2290 от 28 ноября 2016 г. «О внесении изменений в постановление главы города от 16.02.2016 № 320 «Об установлении размера платы граждан за содержание жилого помещения, о признании утратившим силу постановления Главы города от 27.02.2015 № 106» внесены изменения в постановление Главы города от 16.02.2016 № 320 «Об установлении размера платы граждан за содержание жилого помещения, о признании утратившим силу постановления Главы города от 27.02.2015 № 106» в п.4, в соответствии с которым настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 01.03.2016 года, а также в прилагаемом «Плата за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не принявших решение о размере такой платы на их общем собрании, и для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда» столбец 7 изложен в новой редакции: «01.03.2016» (т.2 л.д. 121).

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

С учетом положений ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из содержания оспариваемого постановления Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016 года № 320 «Об установлении размера платы граждан за содержание жилого помещения, о признании утратившим силу постановления Главы города Серпухова от 27.02.2015 № 106» усматривается, что его положения направлены на установление размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме по <адрес>, а также для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в указанном доме.

Согласно ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Часть 1 статьи 37 ЖК РФ закрепляет, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с положениями ст.156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1).

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).

Согласно п.2 ч.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.ч.1, 4 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Статья 36 ЖК РФ закрепляет, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с положениями ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1).

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2).

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).

В соответствии с п.17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (п. 31 Правил).

Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Стандарты, выполнением которых обеспечивается управление многоквартирным домом, установлены пунктом 4 Правил № 416. К их числу отнесена подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ).

Частью 3 статьи 162 ЖК РФ определены существенные условия договора управления многоквартирным домом, в том числе в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

К существенным условиям договора управления многоквартирного дома, в силу п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, а не сам размер платы. Под порядком определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения понимается методика определения стоимости указанных в договоре услуг и работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества.

Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что вопрос о повышении тарифов за содержание и текущий ремонт жилья относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

С учетом приведенных положений закона, суд приходит к выводу о том, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно только по результатам проведенного в указанном ЖК РФ порядке общего собрания либо внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которое созывается по инициативе любого из собственников жилых помещений дома или по инициативе управляющей компании.

Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, проведенного в форме очного голосования и оформленного протоколом № 5 от 25 декабря 2014 года, был утвержден перечень работ по текущему ремонту и платы на содержание и ремонт многоквартирного дома на 2015 год. Постановлением Главы города Серпухова Московской области от 27 февраля 2015 года № 106, на основании обращения филиала ООО УК «Фрегат» от 10.02.2015 года и вышеназванного протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с 01.01.2015 года установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и/или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, проведенного в форме очного голосования и оформленного протоколом № 5 от 18 ноября 2015 года было принято решение о проведении годового общего собрания собственников помещений в МКД в течение второго квартала года, следующего за отчетным (апрель) согласно ст.45 п.1 ЖК РФ, а также включение в перечень работ на 2016 год следующие виды: ремонт межпанельных швов 100 кв.м., ремонт ступеней 3-х подъездов (3,4,6) с использованием плитки, ремонт 2-х подъездов (по определению собственников), ремонт пола тамбура в 1 подъезде.

В соответствии с положениями ч.7 ст.45 ЖК РФ управляющая компания ООО УК «Фрегат» имела право инициировать проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем обратилась к собственникам с предложением проведения общего собрания по вопросу утверждения размера платы за содержание жилого помещения (включающего в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание общего имущества в многоквартирном доме) на 2016 год; утверждение перечня работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на 2016 год, утверждения размера платы за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2016 год. Однако собрания не состоялись в связи с отсутствием кворума, соответственно никакого решения собственниками принято не было, на 2016 год повышенный размер платы за содержание жилого помещения и управление многоквартирным домом собственниками многоквартирного дома не утвержден.

Разрешая требования административного истца о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта суд также учитывает, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом № П-101, заключенным 01 января 2010 года на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, плата за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома устанавливается в размере, обеспечивающем выполнение работ, предусмотренных приложением № 5 и перечнем работ по текущему ремонту, ежегодно утверждаемому общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п.3.9 Порядка установления размера платы за жилое помещение для собственников и нанимателей жилых помещений на территории г.Серпухова основанием для пересмотра размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является: принятие собственниками многоквартирного дома решения об изменении способа управления; выбор собственниками многоквартирного дома иной управляющей организации; окончание срока действия установленной цены с учетом положений п.3.8 настоящего порядка.

Пункт 3.8 Порядка закрепляет, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается на срок не менее чем один год.

Как следует из обращения ООО УК «Фрегат» № 28 от 18.01.2016 года и пояснительной записки от 15.01.2016 года, управляющая компания обратилась к Главе городского округа Серпухов с вопросом формирования и установления размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших такого решения, на 2016 года.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО УК «Фрегат» пояснила, что размер платы устанавливается на соответствующий календарный год. Понятие календарный год дано в ст.2 ФЗ от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени», а именно: это период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней.

В соответствии с п.3.5.6 Порядка установления размера платы за жилое помещение для собственников и нанимателей жилых помещений на территории г.Серпухова документы, представляемые управляющей компанией, должны содержать расчет изменения платы граждан на период действия новой цены. В документах, представленных ООО УК «Фрегат», указано на изменение цены на 2016 год.

Устанавливая размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не принявших решение о размере такой платы на их общем собрании, и для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда с 01.02.2016 года (в редакции постановления № 320 от 16.02.2016 года), и внося Постановлением Главы городского округа Серпухов № 2290 от 28.11.2016 года изменения в Постановление от 16.02.2016 № 320 «Об установлении размера платы граждан за содержание жилого помещения, признании утратившим силу постановления Главы города Серпухова от 27.02.2015 № 106» в части применения его к правоотношениям, возникшим с 01.03.2016 года, тем самым оспариваемым нормативным актом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен на срок менее чем один год, что противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства.

Согласно ч.13 ст.155 ЖК РФ управляющая организация обязана информировать в письменной форме нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

В соответствии с вышеприведенной нормой жилищного законодательства до сведения пользователей информация об изменении размера платы должна быть доведена не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых плата за жилье должна вноситься по новым тарифам. Период, который должен оплачиваться по новым тарифам, начинается не ранее чем через 30 дней после того, как пользователю вручено уведомление об изменении тарифов, ибо платежные документы на оплату по новым тарифам, то есть счета, могут выставляться управляющей компанией на дату, отстоящую от даты уведомления не менее чем на 30 дней. Уведомление в виде опубликования оспариваемого постановления на Интернет-сайте управляющей компании, согласно представленного скриншота, было произведено 17 февраля 2016 года. Платежные документы были сформированы и представлены для оплаты как собственникам, так и нанимателям жилых помещений, до 10 марта 2016 года, что противоречит требованиям федерального законодательства.

В соответствии со ст.50 Устава муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Оспариваемое постановление было размещено на сайте администрации 16 февраля 2016 года, опубликовано в средстве массовой информации 20 февраля 2016 года, в то время как размер платы установлен был с 1 февраля 2016 года. Принимая во внимание приведенные обстоятельства, положения ч.13 ст.155 Жилищного кодекса РФ суд приходит к выводу о том, что данное постановление не могло быть введено в действие ранее 1 марта 2016 года, что было указано в Постановлении Главы городского округа Серпухов № 2290 от 28.11.2016 года, которое распространяет свое действие на ранее возникшие правоотношения. Изложенное свидетельствует о нарушении административным ответчиком предусмотренных законом правил введения нормативного правового акта в действие.

В соответствии с п.3.4 Порядка установления размера платы за жилое помещение для собственников и нанимателей жилых помещений на территории г.Серпухова в случаях, установленных законодательством РФ, утвержденного Постановление Главы города Серпухова № 2558 от 08.12.2009 года, с изменениям, внесенным постановлением № 2089 от 03.12.2012 года, предложения управляющей организации, осуществляющей управлением многоквартирным домом, направляются в Администрацию г.Серпухова не менее чем за 1 месяц до даты окончания действий установленной цены по договору управления и подлежат рассмотрению Управлением экономики и Комитетом по управлению ЖКХ Администрации г.Серпухова.

Указанные сроки не были соблюдены ООО УК «Фрегат», инициировавшей вопрос об изменении размера платы за жилое помещение в конце декабря 2015 года, и обратившейся с заявлением об установлении соответствующего размера платы на 2016 год с приложением протоколов по итогам общего собрания только в конце января 2016 года, что также не было принято во внимание административным ответчиком при вынесении оспариваемого постановления. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка принятия оспариваемого постановления, который должен соответствовать нормам, закрепленным в Постановлении Главы города Серпухова № 2558 от 08.12.2009 года, с изменениями, внесенным Постановлением № 2089 от 03.12.2012 года.

В соответствии с п.3.6 вышеназванного Порядка Управление экономики совместно с Комитетом по управлению ЖКХ Администрации г.Серпухова проводят анализ представленных материалов и, при необходимости, запрашивают дополнительную информацию, необходимую для проведения анализа предлагаемого к рассмотрению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Как следует из представленных в ходе судебного разбирательства в материалы дела копий документов, управляющей компанией в обоснование сметного расчета стоимости отдельных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, включаемых в плату при расчете численности и затрат на расходы по содержанию придомовой территории, уборку дворовой территории, окос дворовой территории, указана площадь тротуаров, газонов, грунтовой поверхности, которая в сумме составляет 4616 кв.м., исходя из данных технического паспорта на дом <адрес>, в то время как Постановлением Главы города Серпухова № 1380 от 25 июля 2012 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по <адрес>, для размещения и эксплуатации многоквартирного дома среднеэтажной жилой застройки, включающего встроенные и пристроенные объекты общественного назначения», утверждена схема расположения из состава земель населенных пунктов земельного участка площадью 3143 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по <адрес>, с установлением вида разрешенного использования земельного участка – «для размещения и эксплуатации многоквартирного дома среднеэтажной жилой застройки, включающего встроенные и пристроенные объекты общественного назначения». Приложением к данному постановлению является Схема расположения земельного участка с описанием координат поворотных точек и указанием площади земельного участка 3143 кв.м., на котором расположен дом (площадь застройки 1231 кв.м.).

Исходя из положений п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П, и п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, который сформирован независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом и несут бремя его содержания в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Таким образом, при расчете платы собственников многоквартирного дома за содержание общего имущества после того как был сформирован земельный участок и постановлением Главы города Серпухова № 1380 от 25 июля 2012 года утверждена схема расположения земельного участка для размещения и эксплуатации многоквартирного дома по <адрес>, именно исходя из размера площади земельного участка, указанного в схеме и сведений Государственного кадастра недвижимости, так как земельный участок поставлен на кадастровый учет, необходимо осуществлять расчет платы за содержание общего имущества в виде земельного участка.

Суд соглашается с доводами прокурора, что собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома не должны нести бремя содержания двух помещений, арендуемых управляющей компанией, как по месту регистрации юридического лица, так и по месту фактического нахождения, поскольку это увеличивает размер оплаты за содержание жилого помещения.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Пункт 2 оспариваемого постановления непосредственно связан с установлением платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на основании поступившего обращения ООО УК «Фрегат» и представленных с данным обращением документов. Постановлением Главы города № 106 от 27 февраля 2015 года был установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения по договору социального найма и/или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, в котором размер платы был определен решением общего собрания собственников – протокол № 5 от 25.12.2014 года общего собрания собственников жилых помещений дома <адрес>. В соответствии с п.2.2. Порядка установления размера платы за жилое помещение, плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда устанавливается в размере, принятом общим собранием собственников многоквартирного жилого дома, и не может быть выше данного размера платы. Поскольку суд пришел к выводу о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления, и его противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а пункты 3-6 указанного постановления носят информационный характер и не имеют самостоятельной в отрыве от оспариваемых норм смысловой нагрузки, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Постановление Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016 года № 320 «Об установлении размера платы граждан за содержание жилого помещения, о признании утратившим силу постановления Главы города Серпухова от 27.02.2015 № 106» подлежит признанию недействующим полностью.

Разрешая в соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд исходит из того, что его положения применялись при расчете платы за содержание жилого помещения для собственников и нанимателей жилых помещений в доме <адрес> с 1 февраля 2016 года, при этом были нарушены процедура принятия, вступления в законную силу, порядок расчета стоимости содержания жилого помещения, в связи с чем считает необходимым признать данный нормативный правовой акт недействующим со дня его принятия.

Руководствуясь ст. ст. 215-216, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать Постановление Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016 года № 320 «Об установлении размера платы граждан за содержание жилого помещения, о признании утратившим силу постановления Главы города Серпухова от 27.02.2015 № 106» не действующим полностью со дня принятия названного муниципального нормативного правового акта.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию муниципальным органом в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Администрации городского округа Серпухов http://serpuhov.ru и в печатном средстве массовой информации, с которым заключен муниципальный контракт на официальное опубликование муниципальных правовых актов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 26 декабря 2016 года