ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3582/2017 от 15.12.2017 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

Копия

№ 2а-3582/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи: Лобановой Н.Ю.,

при секретаре Кадыровой К.А.,

рассмотрев 15 декабря 2017 года в открытом судебном заседании в г.Томске административное исковое заявление ФИО1 к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия администрации г. Томска в фактическом уклонении от согласования административному истцу публичного мероприятия в форме митинга, возложении обязанности принять меры, связанные с согласованием публичного мероприятия,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия администрации г. Томска в фактическом уклонении от согласования административному истцу публичного мероприятия в форме митинга, возложении обязанности принять меры, связанные с согласованием публичного мероприятия.

В обоснование административного иска указала, что ею 04.12.2017 в администрацию г. Томска подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, цель публичного мероприятия «Встреча с Алексеем Навальным для информирования о его деятельности», на нижней террасе Лагерного сада 17.12.2017 с 16 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. с предполагаемым количеством участников 499 человек, зарегистрированное за входящим номером 1426.

06 декабря 2017 года административный ответчик подготовил письмо № 10-22/419, в котором содержалось решение об отказе в согласовании проведении публичного мероприятия в связи с проведением других публичных мероприятий в данном месте и в то же время, а также в связи с отсутствием свободных площадок с указанной нормой наполняемости и во избежание нарушения общественного порядка.

Полагает, что административный ответчик не в полной мере исполнил обязанности по согласованию публичного мероприятия, тем самым нарушив ее право на проведение публичного мероприятия, установленное ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку административным ответчиком не указано, когда поступили заявки от других организаторов, кто является непосредственным организатором и в какое время будут проводиться данные мероприятия. Кроме того, действующим законодательством определен закрытый перечень случаев, когда орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия, иные случаи отказа являются незаконными. Им были соблюдены все требования законодательства о направлении уведомления в орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, какие-либо ограничения на подачу уведомлений отсутствуют. Утверждение административного ответчика на отсутствие на территории муниципального образования «Город Томск» площадки для проведения публичных мероприятий с численностью участников до 499 человек является надуманным и не учитывает требования постановления администрации Томской области от 28.12.2012 № 545а и ч.1 ст.3 Закона Томской области от 08.11.2012 № 195-ОЗ, которыми определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Такими площадками определены территории сквера по ул. Высоцкого и перед зданием Областного дворца народного творчества «Авангард». Административный ответчик не исполнил обязанность по согласованию с организатором публичного мероприятия в том смысле, который вкладывается в термин «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» Конституционным Судом РФ, поскольку им не предложен организатору публичного мероприятия вариант, позволяющий реализовать заявленное мероприятие в параметрах и на условиях, достигнутых в результате возможного компромисса, в том числе, по дате и месту проведения публичного мероприятия. Согласно телефонограмме комитета по общественной безопасности г.Томска от 05.12.2017, комитет в полном объеме исполнил свои обязанности, возложенные на него законом, и никаких действий по дальнейшему согласованию с организатором публичного мероприятия в том смысле, который вкладывается в термин «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти», в дальнейшем предпринимать не будет.

Считает, что административным ответчиком обязанность по согласованию публичного мероприятия не исполнена в полном объеме. Бездействие административного ответчика заключается в уклонении от дальнейшего обсуждения возможных вариантов, позволяющих реализовать заявленное мероприятие.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 4 ст.219 КАС установлено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что административным истцом оспаривается бездействие администрации г. Томска, выразившееся в фактическом уклонении от согласования публичного мероприятия в форме митинга в связи с подачей уведомления о проведении публичного мероприятия от 04.12.2017, ответ на которое о невозможности согласования публичного мероприятия дан административным ответчиком в письме от 06.12.2017 № 10-22/419, срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании указанного бездействия, последовавшее 13.12.2017, административным истцом не пропущен.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия (бездействие) и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 9 ст. 229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно положениям ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения.

Из материалов дела следует, что 04.12.2017 в 09 час. 07 мин. от административного истца в администрацию города Томска поступило уведомление, зарегистрированное под входящим номером 1426, о проведении публичного мероприятия в форме митинга на нижней террасе Лагерного сада с 16.00 до 20.00 часов с предполагаемым количеством участников 499 человек. Цель мероприятия: «Встреча граждан с Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования законодательства о направлении уведомления в орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия и о документальном подтверждении получения уведомления соблюдены.

Письмом должностного лица комитета общественной безопасности администрации города Томска С. от 06.12.2017 № 10-22/419 ФИО1 была уведомлена о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные дату и время, поскольку в заявленном истцом месте и указанное время будет проводиться другое публичное мероприятие иным организатором, уведомление о проведении которого поступило в комитет общественной безопасности администрации г. Томска ранее. Кроме того, в иных общественных местах города с массовым нахождением граждан будут проводиться мероприятия, заявленные иными организаторами с иными целями. Указано на невозможность согласования заявленного публичного мероприятия в связи с отсутствием свободных площадок с указанной нормой наполняемости и во избежание нарушения общественного порядка, и предложено обратиться с уведомлением о проведении данного мероприятия в иные даты.

В соответствии с Положением о Комитете общественной безопасности администрации города Томска, утвержденным постановлением мэра г. Томска № 600 от 28.09.2007 (в ред. постановления № 933 от 29.09.2017), Комитет общественной безопасности администрации города Томска является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в пределах компетенции администрации города Томска, а также иных вопросов в соответствии с настоящим положением.

Предметом деятельности комитета является организация в пределах своей компетенции решения вопросов участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского округа; организации охраны общественного порядка на территории городского округа в пределах компетенции органов местного самоуправления, иных вопросов в соответствии с компетенцией (п.2.1 Положения).

В соответствии с предметом деятельности Комитет общественной безопасности администрации города Томска от имени администрации Города Томска осуществляет полномочия органа местного самоуправления по приему и рассмотрению уведомлений о проведении публичного мероприятия на территории муниципального образования «Город Томск», предусмотренных Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; по приему и рассмотрению уведомлений о проведении массового мероприятия на территории муниципального образования «Город Томск», предусмотренных Законом Томской области от 15.01.2003 № 12-ОЗ «О массовых мероприятиях, проводимых в Томской области» (п.3.8 Положения).

Комитет возглавляет председатель комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Мэром города Томска.

Распоряжением и.о. мэра г. Томска о переводе работника на другую работу № 222к от 24.05.2016, справкой администрации г. Томска № 431к от 14.12.2017 подтверждается, что председателем Комитета общественной безопасности администрации г. Томска является С..

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные административным истцом дату и время, выраженное в письме председателя Комитета общественной безопасности администрации г. Томска является С. от 06.12.2017 № 10-22/419, принято уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок.

Оценивая доводы административного истца о неисполнении административным ответчиком обязанности по согласованию публичного мероприятия и допущенном им бездействии, выразившемся в уклонении от дальнейшего обсуждения возможных вариантов, позволяющих реализовать заявленное мероприятие, суд исходит из того, что обязанности органа местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия установлены положениями ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии нормами названной статьи закона орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;

довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.

В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

На основании ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения - по смыслу взаимосвязанных положений пункта 7 статьи 2, статьи 7, части 1 статьи 10 и статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» - не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление, во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Напротив, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.

Из анализа вышеприведенной нормы права следует, что проведение публичного мероприятия носит уведомительный характер. Орган местного самоуправления не управомочен на выдачу разрешения на проведение такого мероприятия и вправе лишь довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения мероприятия.

Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

Право органа местного самоуправления на отказ в согласовании проведения публичного мероприятия возможен лишь в двух случаях прямо предусмотренных законом. Указанный перечень является исчерпывающим.

Согласно письму от 06.12.2017 № 10-22/419 администрация г. Томска в лице должностного лица С. уведомила организатора ФИО1 о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные им дату и время мотивируя это тем, что в заявленном административным истцом месте (нижняя терраса Лагерного сада) в заявленные им дату (17.12.2017) и время (с 16 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин.) проведения публичного мероприятия будет проводиться другое мероприятие иным организатором, уведомление о проведении которого поступило в Комитет ранее. Проведение же двух мероприятий одновременно в одном месте с различными, не связанными друг с другом целями, будет заведомо препятствовать как достижению таких целей, так и обеспечению общественного порядка и безопасности граждан, создавая реальную угрозу возникновения конфликта между участниками мероприятий. Кроме того, в иных общественных местах города с массовым нахождением граждан буду проводиться мероприятия, заявленные иными организаторами с иными целями и свободные площадки с указанной административным истцом наполняемостью отсутствуют.

Анализируя содержание указанного письма, суд приходит к выводу о том, что оно содержит обоснованное уведомление о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанные истцом дату и время с указанием причин.

В подтверждение того, что в указанном ФИО1 месте и заявленное время проведения публичного мероприятия будет проводиться другое публичное мероприятие иным организатором, в судебное заседание административным ответчиком представлено:

- уведомление о проведении массового мероприятия Управления физической культуры и спорта администрации города Томска от 17.11.2017 (исх. № 1372/01-34), поступившее в Комитет 17.11.2017 в 09 час. 31 мин. (вх. № 1365), согласно которому в том числе 17.12.2017 (а также в другие даты) с 08 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. на нижней террасе Лагерного сада будет проводиться физкультурно-массовое мероприятие – спортивный праздник «Зимние забавы» с целью пропаганды здорового образа жизни и популяризации зимних видов спорта на территории муниципального образования «Город Томск» с заявленным количеством участников до 100 человек (л.д.75-76).

- уведомление П. о проведении пикетирования, поступившее в Комитет 04.12.2017 в 16 ч. 20 мин. (вх. №1433), согласно которому 16.12.2017 -19.12.2017, т.е. в том числе 17.12.2017 на Лагерном саду (между орудиями) с 09ч.00 мин. до 22 ч.00 мин. планируется проведение серии пикетирования с целью информирования общественности о предстоящих выборах Президента РФ 2018 года с заявленным количеством участников 25-30 человек.

В подтверждение того, что в требуемые истцом дату (17.12.2017) на других площадках города Томска требуемой вместительностью будут проводиться другие публичные мероприятия иными организаторами, в судебное заседание административным ответчиком представлены:

- уведомление о намерении проведения физкультурно-массового мероприятия Управления физической культуры и спорта администрации Города Томска от 27.11.2017 (исх. № 1418/01-34), согласно которому в том числе 17.12.2017 (а также в иные даты с до 27.12.2017 включительно) с 09 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. на площади перед Дворцом народного творчества «Авангард» по адресу: <...>, и на площадке на территории сквера по ул.Высоцкого (разворотное кольцо) будет проводиться физкультурно-массовое мероприятие – утренняя зарядка «Здоровый город» с целью пропаганды здорового образа жизни и популяризации различных видов спорта на территории муниципального образования «Город Томск» с заявленным количеством участников до 100 человек на каждой площадке (л.д.69-70).

- уведомление о проведении массового мероприятия Управления культуры администрации Города Томска от 23.11.2017 (исх. № 1556), поступившее в Комитет 23.11.2017 в 09 час. 30 мин. (вх. № 1368), согласно которому с 05.12.2017 по 23.12.2017, то есть в том числе 17.12.2017, с 08 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. на площади Ново-Соборная будут проводиться физкультурно-массовые мероприятия с целью организации условий для массового отдыха жителей города Томска с заявленным количеством участников более 100 человек (л.д.73-74).

- уведомление о проведении массового мероприятия автономной некоммерческой организацией «Гармония» от 20.11.2017, поступившее в Комитет 20.11.2017 в 09 часов 30 минут (вх. № 1370), согласно которому с 30.11.2017 по 20.12.2017, в том числе 17.12.2017, с 08-00 часов до 22-00 часов на площадках города Томска, указанных в приложении к уведомлению, автономной некоммерческой организацией «Гармония» будут проводиться массовые мероприятия в форме рекламных акций с целью привлечения внимания к деятельности организации с заявленным количеством участников 100 человек (л.д.71-72).

- уведомление о проведении массового мероприятия ООО «СибВебКом», Ш. от 01.12.2017, поступившее в Комитет 01.12.2017 в 17 часов 35 минут (вх. № 1423), согласно которому с 16.12.2017 по 31.12.2017, то есть 17.12.2017 в том числе, с 08-00 часов до 22-00 часов на многих площадках города Томска, перечисленных в приложении к уведомлению, указанными организаторами будут проводиться массовые мероприятия в форме рекламных акций с целью увеличения клиентской базы с заявленным количеством участников до 100 человек (л.д.77-79).

Таким образом, суд считает установленным факт того, что иной организатор, а именно Управление физической культуры и спорта администрации города Томска, ранее ФИО1, а также П. уведомили администрацию г.Томска о проведении 17.12.2017 массовых мероприятий на нижней террасе Лагерного сада в период с 09ч.00 мин. до 22ч. 00 мин., а также с 16.00 до 20.00 часов.

Соответственно на момент подачи административным истцом органу местного самоуправления уведомления о проведении им публичного мероприятия в указанном месте, в администрации г. Томска уже находилось уведомление иного организатора о проведении в указанном месте массовых мероприятий.

Также суд считает, что в ходе рассмотрения дела довод административного ответчика о том, что в иных общественных местах города с массовым нахождением граждан будут проводиться иные мероприятия, заявленные другими организаторами с иными целями, которые будут занимать иные вместительные площадки города 17.12.2017, нашел свое подтверждение.

Довод административного истца о безосновательности ссылки административного ответчика на отсутствие на территории муниципального образования «Город Томск» площадок для проведения публичных мероприятий с численностью участников до 500 человек, суд полагает необоснованным, не соответствующим установленным по делу обстоятельствам.

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

По смыслу указанных правовых норм необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо закреплено в ряде других норм Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, а именно в его статьях 5 ч. 4 п. 4, п. 5, п. 7.1, ст. 6 ч. 3 п. 2, ст. 12 ч. 1 п. 5, ст. 13 ч. 1 п. 3, ст. 14 ч. 1, ч. 3 п. 2, ст. 18 ч. 1, ч. 3.

При этом названные законоположения требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, органам местного самоуправления так и к организаторам, и участникам публичного мероприятия.

В случае невозможности выполнения этих требований закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить общественный порядок и безопасность при проведении публичного мероприятия и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения места проведения публичного мероприятия, убедительно мотивировав свое решение.

Согласно положениям Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) (п. 1.1 ст. 8).

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (п. 2.1 ст. 8).

Частью 1 ст. 3 Закона Томской области от 08.11.2012 № 195-ОЗ «О проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Томской области», установлено, что единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (далее - специально отведенные места) определяются постановлением Администрации Томской области.

Постановлением Администрации Томской области от 28.12.2012 № 545а в соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона Томской области от 8 ноября 2012 года № 195-ОЗ определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Томской области согласно приложению к настоящему постановлению.

Таким образом, на территории муниципального образования «Город Томск» законодательством определены специально отведенные места для проведения указанных мероприятий.

На территории муниципального образования «Город Томск» такими местами являются: площадь перед Дворцом народного творчества «Авангард», <...>; площадка на территории Сквера по ул. Высоцкого (разворотное кольцо).

Административным ответчиком представлены доказательства того, что 17.12.2017 законодательно определенные на территории муниципального образования «Город Томск» специально отведенные для проведения массовых мероприятий места заняты другими организаторами мероприятий, подавшими в Комитет уведомления об их проведении ранее, что в частности подтверждается:

- уведомлением о намерении проведения физкультурно-массового мероприятия Управления физической культуры и спорта администрации Города Томска от 27.11.2017 (исх. № 1418/01-34), согласно которому в том числе 17.12.2017 (а также в иные даты с 09.12.2017 по 27.12.2017 включительно) с 09 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. на площади перед Дворцом народного творчества «Авангард» по адресу: <...>, и на площадке на территории сквера по ул.Высоцкого (разворотное кольцо) будет проводиться физкультурно-массовое мероприятие – утренняя зарядка «Здоровый город» с целью пропаганды здорового образа жизни и популяризации различных видов спорта на территории муниципального образования «Город Томск» с заявленным количеством участников до 100 человек на каждой площадке (л.д.69-70).

В соответствии с п. 1 постановления администрации г. Томска от 16.10.2012 № 1215 «Об установлении норм предельной заполняемости территорий в местах проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования «город Томск» норма предельной заполняемости территории в местах проведения публичного мероприятия на территории муниципального образования «Город Томск» (за исключением мест проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, а также за исключением мест, предусмотренных статьей 3 Закона Томской области от 08.11.2012 № 195-ОЗ «О проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Томской области» и иными правовыми актами Российской Федерации и Томской области) равна 1 квадратному метру территории на 1 человека.

Из уведомления административного истца о проведении публичного мероприятия следует, что заявлено число участников 499 человек. Таким образом, заявленная истцом территория для проведения публичного мероприятия должна быть не менее 499 кв.м.

Другие, за исключением специально отведенных мест, альтернативные места, которые могли быть использованы для проведения административным истцом 17.12.2017 заявленного публичного мероприятия, также заняты другими организаторами мероприятий, подавшими в Комитет уведомления об их проведении ранее, что подтверждается вышеприведенными уведомлениями, представленными суду.

Таким образом, судом установлено, что места, которые могли бы быть предложены ФИО1 в качестве альтернативных заявленному месту проведения публичного мероприятия, согласованы иным лицам, ранее административного истца уведомившими орган местного самоуправления о проведении ими других массовых мероприятий с иными целями.

Довод административного истца о том, что административный ответчик уклонился от дальнейшего обсуждения с ним возможных вариантов, позволяющих реализовать проведение заявленного мероприятия, опровергается нормами пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, которыми не предусмотрено право органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления мотивированно предлагать организатору публичного мероприятия изменить кроме места и (или) времени, также дату его проведения.

Кроме того, как в административном иске, так и в уведомлении от 04.12.2017 административным истцом не указаны иные даты возможного проведения заявленного мероприятия.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в отсутствии объективной возможности согласования, заявленного истцом 17.12.2017 публичного мероприятия в форме митинга, незаконного бездействия администрации г. Томска по фактическому уклонению от согласования публичного мероприятия не имеется.

Все действия администрации г. Томска в рамках заявленного истцом уведомления соответствовали положениям действующего законодательства, с учетом положений части 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ исходя из безусловной необходимости обеспечения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время).

При этом, по мнению суда, административный ответчик обоснованно исходил из того, что проведение двух мероприятий одновременно в одном месте невозможно, так как цели из проведения различны, никак не связаны друг с другом. Совместное проведение таких мероприятий заведомо препятствует достижению этих целей каждым из организаторов мероприятий. Ввиду одновременного выражения в одном месте не касающихся друг друга мнений и требований относительно различных сфер жизнедеятельности (различных целей проводимых мероприятий), лица, участвующие в мероприятиях, а также иные лица, которые пожелают к ним примкнуть, будут введены в заблуждение относительно целей проведения мероприятий. Этим создается угроза нарушения прав участников одного мероприятия со стороны участников другого мероприятия на свободу слова и участие в публичных мероприятиях, гарантированных статьями 29, 31 Конституции Российской Федерации, поскольку одновременное выражение не касающихся друг друга мнений и требований, создает угрозу возникновения конфликта между участниками разных мероприятий.

Требование истца о возложении обязанности устранить допущенное нарушении его прав путем предложения организатору варианта позволяющего реализовать заявленное мероприятие на условиях достигнутого компромисса по дате и месту проведения публичного мероприятия не подлежит удовлетворению, поскольку дата проведения публичного мероприятия определяется в силу закона лицом, обратившимся с уведомлением о проведении публичного мероприятия.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия администрации г. Томска в фактическом уклонении от согласования административному истцу публичного мероприятия в форме митинга, возложении обязанности принять меры, связанные с согласованием публичного мероприятия отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: (подпись)

Копия верна

Судья Н.Ю. Лобанова

Секретарь К.А. Кадырова

Решение вступило в законную силу _________________________201_ года

Судья:

Секретарь:

Оригинал документа находится в гражданском деле №2а-3582/2017 в Советском районном суде г.Томска