ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3585/18 от 16.10.2018 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-3585/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2018 года г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Головина А.Ю.,

при секретаре Пищухиной А.С.,

с участием представителя административного ответчика по доверенности Саломатиной Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивина Сергея Александровича к Инспекции ФНС России по г. Новороссийску о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Ивин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Новороссийску: 1) о признании незаконными действия ИФНС России по г. Новороссийску об отказе в пересчете земельного налога за 2016 г. Ивину Сергею Александровичу; 2) об обязании ИФНС России по г. Новороссийску произвести Ивину Сергею Александровичу исчисление земельного налога за 2016 г. в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ от кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной приказом № 2640 от 14.12.2016 г. Департамента имущественных отношений Краснодарского края по состоянию на 01.01.2016 г, в отношении следующих земельных участков: - кадастровый <адрес> земельный участок ; - кадастровый <адрес> земельный участок ; - кадастровый <адрес>, <адрес> земельный участок ; - кадастровый <адрес>, <адрес> земельный участок ; 3) об обязании ИФНС России по г. Новороссийску списать Ивину Сергею Александровичу пеню, рассчитанную после 01.12.2017г., на сумму, неверно исчисленных налогов.

В обоснование административного иска указано, что 20.09.2017 г. Ивину С.А. вручено налоговое уведомление N29988553 от 23.08.2017 г. о расчете транспортного налога, земельного налога и налога на имущество за 2016г. Согласно налоговому уведомлению расчет земельного налога за 2016 год по земельным участкам произведен от налоговой базы (кадастровой стоимости): кадастровый - от стоимости 1 022 554 руб.; кадастровый - от стоимости 1 022 554 руб.; кадастровый - от стоимости 1 022 554 руб.; кадастровый - от стоимости 1 157 892 руб. При обращении в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии административным истцом сделан запрос о кадастровой стоимости указанных земельных участков. Согласно полученных выписок (направленных административному ответчику в оригинале) от 22.09.2017 г. №23/ИСХ/17-1946910, №23/ИСХ/17-1946909, №23/ИСХ/17- 1946937, №23/ИСХ/17-1946899 из Единого гос.реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, следует, что кадастровая стоимость указанных выше земельных участков определена по состоянию на 01.01.2016 г. и составляет: кадастровый - стоимость 321165,36 руб.; кадастровый - стоимость 321165,36 руб.; кадастровый - стоимость 321165,36 руб.; кадастровый - стоимость 363672,54 руб. В соответствии с данными выписками Управления Росреестра кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2016г. утверждена приказом № 2640 от 14.12.2016г. Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно п. 2 приказа № 2640 от 14.12.2016 г. Департамента имущественных отношений Краснодарского края кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01.01.2016г. В связи с улучшением положения налогоплательщика и снижением кадастровой стоимости налоговых объектов с 01.01.2016г., и согласно правовой позиции Конституционного суда РФ и Минфина России при расчете земельного налога по спорным земельным участкам за 2016 г. должна быть взята новая налоговая база согласно вышеуказанного приказа №2640. Таким образом, земельный налог по указанным выше участкам рассчитан по неверно определенной налоговой базе. Оплата земельного налога за 2016г. произведена Ивиным С.А. 25.10.2017г. в размере 1 785 руб., исходя из расчета по кадастровой стоимости земельных участков на основании выписок из ЕГРН и налоговой ставки из налогового уведомления № 29988553 от 23.08.2017 г. Впоследствии, 12.10.2017г. административным истцом направлено электронное требование-обращение о пересчете земельного налога за 2016 год по 4 земельным участкам. 15.01.2018 г., и 01.02.2018 г. в ответе налоговый орган отказал в пересчете земельного налога по спорным земельным участкам. 18.01.2018 г. Ивиным С.А. направлена жалоба в порядке ст. 138-139 НК РФ. 12.03.2018 г. по почте им получено решение по жалобе № 24-14-248 от 26.02.2018г. УФНС по Краснодарскому краю об отказе в удовлетворении его жалобы, поданной в порядке ст. 138-139 НК РФ.

Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20.04.2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26.07.2018 г. решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении от Ивина С.А. поступили дополнительные пояснения, согласно которым в случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости не учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу. Налоговый орган исчислил земельный налог по неверно определенной налоговой базе.

В судебное заседание административный истец не явился, о рассмотрении дела уведомлен. В административном иске и дополнениях содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения представителя административного ответчика суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика возражала против удовлетворения иска, подтвердила доводы, изложенные в возражениях. Пояснила, что кадастровая стоимость земельных участков на 2016 год не может применяться в текущем налоговом периоде за 2016 год, поскольку утверждена в декабре 2016 года.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании части 1 и части 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Сведения, необходимые для налогообложения, в рамках действия ст. 85 НК РФ, в налоговые органы представляют: органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно статье 390 НК РФ налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что 20.09.2017 г. Ивину С.А. административным ответчиком вручено налоговое уведомление N29988553 от 23.08.2017 г. о расчете транспортного налога, земельного налога и налога на имущество за 2016г.

Согласно налоговому уведомлению расчет земельного налога за 2016 год по земельным участкам произведен от налоговой базы (кадастровой стоимости): кадастровый в <адрес>, <адрес> земельный участок от стоимости 1 022 554 руб.; кадастровый в <адрес>, <адрес> земельный участок от стоимости 1 022 554 руб.; кадастровый в <адрес>, <адрес> земельный участок от стоимости 1 022 554 руб.; кадастровый в <адрес>, <адрес> земельный участок от стоимости 1 157 892 руб.

В последующем, при обращении в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы гос.регистрации, кадастра и картографии административным истцом сделан запрос о кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Согласно полученным им выпискам (направленным административному ответчику в оригинале) от 22.09.2017 г. №23/ИСХ/17-1946910, №23/ИСХ/17-1946909, №23/ИСХ/17- 1946937, №23/ИСХ/17-1946899 из Единого гос.реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, следует, что кадастровая стоимость указанных выше земельных участков определена по состоянию на 01.01.2016 г. и составляет: кадастровый в <адрес>, <адрес> земельный участок стоимость 321 165, 36 руб.; кадастровый в <адрес>, <адрес> земельный участок стоимость 321 165, 36 руб.; кадастровый в <адрес> земельный участок стоимость 321 165, 36 руб.; кадастровый в <адрес> земельный участок стоимость 363 672,54 руб.

В соответствии с данными выписками Управления Росреестра кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2016г. утверждена приказом № 2640 от 14.12.2016г. Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Согласно п. 2 приказа № 2640 от 14.12.2016 г. Департамента имущественных отношений Краснодарского края кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01.01.2016г.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 32 ГК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Согласно письму Минфина России от 19.12.2012 г. № 03-05-05-02/13 при утверждении органом исполнительной власти субъектов РФ новых результатов государственной оценки земель в нормативном акте, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в случае, если улучшается положение налогоплательщика.

Из содержания письма Минфина России от 20.06.2017 г. № 03-05-04-01/38266 следует, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении № 17-П от 02.07.2013 г., нормативные акты исполнительных органом субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 НК РФ.

В силу ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В связи с улучшением положения налогоплательщика и снижением кадастровой стоимости налоговых объектов с 01.01.2016г., согласно правовой позиции Конституционного суда РФ и Минфина России при расчете земельного налога по спорным земельным участкам за 2016 г. должна быть взята новая налоговая база: кадастровый в <адрес>, <адрес> земельный участок стоимость 321 165, 36 руб.; кадастровый в <адрес>, СНТ Моряк земельный участок стоимость 321 165, 36 руб.; кадастровый в <адрес>, <адрес> земельный участок стоимость 321 165, 36 руб.; кадастровый в <адрес>, <адрес> земельный участок стоимость 363 672,54 руб.

Оплата земельного налога за 2016г. произведена Ивиным С.А. 25.10.2017г. в размере 1 785 руб., исходя из расчета по кадастровой стоимости земельных участков на основании выписок из ЕГРН и налоговой ставки из налогового уведомления № 29988553 от 23.08.2017 г.

Таким образом, расчет земельного налога произведен и уплачен Ивиным С.А. правильно, с учетом снижения кадастровой стоимости земельных участков и улучшения положения налогоплательщика с 01.01.2016 г. В связи с чем, отказ ИФНС по г. Новороссийску в перерасчете земельного налога является незаконным, налоговый орган обязан произвести исчисление земельного налога Ивину С.А. за 2016 г. в соответствии с нормами НК РФ от кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной приказом № 2640 от 14.12.2016 г. Департамента имущественных отношений Краснодарского края по состоянию на 01.01.2016 г., а также списать Ивину Сергею Александровичу пеню, рассчитанную после 01.12.2017г., на сумму, неверно исчисленных налогов, поскольку оснований для начисления налогоплательщику недоимки не имеется.

Вышеуказанное подтверждается правовой позицией апелляционной инстанции, изложенной в апелляционном определении от 26.07.2018 г. по настоящему делу.

В связи с изложенным, иск Ивина С.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ивина С.А. удовлетворить.

Признать незаконными действия ИФНС России по г. Новороссийску об отказе в пересчете земельного налога за 2016 г. Ивину Сергею Александровичу.

Обязать ИФНС России по г. Новороссийску произвести Ивину Сергею Александровичу исчисление земельного налога за 2016 г. в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ от кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной приказом № 2640 от 14.12.2016 г. Департамента имущественных отношений Краснодарского края по состоянию на 01.01.2016 г, в отношении следующих земельных участков:

- кадастровый <адрес>, <адрес> земельный участок ;

- кадастровый <адрес>, <адрес> земельный участок ;

- кадастровый <адрес>, <адрес> земельный участок ;

- кадастровый <адрес>, <адрес> земельный участок .

Обязать ИФНС России по г. Новороссийску списать Ивину Сергею Александровичу пеню, рассчитанную после 01.12.2017г., на сумму, неверно исчисленных налогов.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Полный текст решения изготовлен 19.10.2018 г.