Дело № 2а-3588/2021
УИД 23RS0040-01-2021-001795-53
Решение
именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года город Краснодар
Первомайский районный суд города Краснодара в составе:
председательствующего судьи Фойгеля К.М.,
секретаря судебного заседания Паниной О.В.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1, предоставившей доверенность 23АВ0717313 от 13.10.2020, диплом КВ № 24637 от 06.07.2012,
представителя администрации муниципального образования город Краснодар – ФИО2, предоставившего доверенность № 2535/01 от 18.12.2020, диплом № 5049969 от 06.07.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
В обоснование требований указано, что 11.02.2021 административный ответчик рассмотрел обращение административного истца и отказал в согласовании перепланировки нежилых помещений первого этажа №№,1/1, ?, 3,4,5,5/1, 6,7,8, 16-19, а также нежилых помещений антресоли №№, 47-53, 53/1, 54-61 строения литер Г18, над/Г18, находящихся по адресу: <адрес>, <адрес>, 1.
Суть перепланировки заключалась в демонтаже кирпичных перегородок помещений № и №, возведении новых перегородок из кирпича и гипсокартона, с дверными проемами на антресоли, что образовало помещение №№, 47-53, 53/1 и 54-56 и увеличило площадь, в связи с чем, ФИО3 необходимо внести изменения в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, для чего необходимо получить согласование административного органа на совершенную перепланировку.
В обоснование отказа указано, что в соответствии со СНиП 31-01-2003 антресольный этаж - это площадка в квартире, загородном доме или любом другом помещении с повышенной высотой, занимающая не более 40% от общей площади, которая располагается ровно на половине общей высоты или, чаще, чуть выше. Кроме того, ссылаясь на приложенное к обращению техническое заключение ИП ФИО6, указано, что площадь образованных помещений антресоли №, 47-53, 53/1, 54-61 составила 64% от общей площади нежилых помещений здания литер Г18 и над/Г18. В связи с чем, для проведения вышеуказанных работ необходимо получить разрешение на строительство (реконструкцию) объекта в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Административный истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, не соответствующим нормам действующего законодательства, просит суд признать незаконным и отменить решение № 29/03-304 от 11.02.2021 об отказе в согласовании перепланировки нежилых помещений 1-ого этажа №№, 1/1, 1/2, 3, 4, 5, 5/1, 6, 7, 8, 16-19, а также нежилых помещений антресоли №№, 47-53, 53/1, 54-61 строения литер Г18, над/Г18, находящихся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, обязать административного ответчика выдать административному истцу решение о согласовании перепланировки вышеуказанных нежилых помещений на основании заявления от 28.01.2021.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, доверил ведение дела своему представителю.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика требования искового заявления не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, по основаниям, изложенным в отказе.
Исследовав письменные материалы административного дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришёл к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных дельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, ФИО3 является собственником нежилых помещений первого этажа №№,1/1, ?, 3,4,5,5/1, 6,7,8, 16-19, а также нежилых помещений антресоли №№, 47-53, 53/1, 54-61 строения литер Г18, над/Г18, находящихся по адресу: <адрес>, <адрес>, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом.
Согласно части второй той же статьи, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лид, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Неправомерный отказ администрации муниципального образования город Краснодар в получении разрешения на перепланировку нежилых помещений препятствует реализации административным истцом прав, предусмотренных ст. 209 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с техническим заключением, изготовленным ИП ФИО4 № 20-536 от 01.12.2020, выполненные работы по перепланировке, переустройству и устройству антресоли нежилых помещений первого этажа №№,1/1, ?, 3,4,5,5/1, 6,7,8, 16-19, а также нежилых помещений антресоли №№, 47-53, 53/1, 54-61 строения литер Г18, над/Г18, находящихся по адресу: <адрес>, <адрес>, 1, не затрагивают конструктивные и другие характеристики, их надежности и безопасности здания, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не снижают несущую способность конструкций здания, не уменьшает эксплуатационный срок нежилого здания, безопасно для эксплуатации гражданами, что соответствует требованиям СП 56.13330.2011 «Производственные здания» и Технический Регламент о требованиях пожарной безопасности и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (этажности), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Реконструкция, переустройство и перепланировка допускаются только с соблюдением нормативных и технических требований. Это обусловлено тем, что при реконструкции помещений производится комплекс работ связанных с изменением объектов недвижимости и появлением новых объектов недвижимости, их состава и функционального назначения, а также систем инженерного оборудования. Все это не должно нарушать установленные технические и санитарно-гигиенические требования, а также нормативы по эксплуатации жилищного фонда.
Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
П. 3.12 СНиП 31-01-2003 предусмотрено определение антресоль, которой является площадка в объеме двусветного помещения, площадью не более 40% площади пола двусветного помещения или внутренняя площадка квартиры, расположенной в пределах этажа с повышенной высотой, имеющая размер площади не более 40% площади помещения, в котором она сооружается.
Ссылаясь в отказе на СНиП 31-01-2003, административный ответчик не учел, что эти правила распространяются на здания жилые многоквартирные, тогда как помещения, принадлежащие административному истцу и расположенные по адресу: <адрес>, находятся в отдельно стоящем, одноэтажном, нежилом здании.
В связи с чем, к данным помещениям применимы нормы СНиП 31-03-2001 «Производственные здания», где антресоль – это площадка внутри здания, на которой размещены помещения различного назначения (производственные, административно-бытовые или для инженерного оборудования).
При этом, СНиП 31-03-2001 «Производственные здания» в отличие от СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», не содержит ограничительного норматива в 40% занимаемой антресолью площади.
Также, при определении этажности здания, согласно названному СНиП, учитываются площадки, ярусы этажерок и антресоли, площадь которых на любой отметке составляет более 40% площади этажа здания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на проведение реконструкции нежилого помещения разрешение не требовалось, а выполненная реконструкция соответствует строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не угрожает жизни и здоровью граждан, в связи с чем, на административного ответчика необходимо возложить обязанность устранить допущенные нарушения, путем обязания департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар повторно рассмотреть в установленном законом порядке и сроки заявление ФИО3 о получении разрешения на перепланировку нежилых помещений.
Отказывая истцу в удовлетворении требований в части возложения на ответчика обязанности выдать решение о согласовании перепланировки, суд исходит из того, что суды не вправе подменять полномочия органов исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения органа местного самоуправления - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования город Краснодар № 29/03-304 от 11.02.2021 об отказе в согласовании перепланировки нежилых помещений первого этажа №№,1/1, ?, 3,4,5,5/1, 6,7,8, 16-19, а также нежилых помещений антресоли №№, 47-53, 53/1, 54-61 строения литер Г18, над/Г18, находящихся по адресу: <адрес>, <адрес>, 1.
Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав ФИО3 путём повторного рассмотрения в установленных законом порядке и сроке заявления о согласовании перепланировки нежилых помещений в нежилом здании с учётом обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения суда.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.М. Фойгель
Мотивированное решение изготовлено 30.04.2021.