ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3588/2022 от 08.06.2022 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-3588/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2022 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Спортмастер» к ОНД и ПР по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, ГУ МЧС России по Красноярскому краю о признании предписания, представления незаконными,

У С Т А Н О В И Л :

ООО «Спортмастер» обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что по результатам плановой проверки, проведенной на объекте: г. Красноярск, ул. Телевизорная, д. 1, стр. 2, ООО «Спортмастер» было выдано предписание № 981 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 02 августа 2021 года, а также 18 октября 2021 года выдано представление № 1751 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Не согласившись с указанным предписанием, административный истец обратился к начальнику ОНД и ПР по г. Красноярску с жалобой на предписание, по результатам рассмотрения которой, из предписания № 981 был исключен п. 1 касающийся проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций, в отношении п.п. 2, 3, 4 указано на отсутствие оснований для отмены. Ответ на жалобу был получен административным истцом 08.10.2021 года. Полагает предписание и представление незаконными и необоснованными, ввиду следующего. Пункт 2, 3. 4 предписания № 981 от 02.08.2021г. по не обеспечению дистанционного открывания запора двери эвакуационного выхода, ведущего из помещения торгового зала непосредственно наружу, ведущего из административного помещения непосредственно наружу, ведущего из помещений склада при срабатывании автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре – размагничивание двери происходит при ручном нажатии кнопки «Аварийный выход», расположенной рядом с дверью. Пунктом 1 ст. 84 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинаций следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов вол все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию. Исходя из пункта нарушения, указанного в предписании, не ясно как государственный инспектор в своих выводах пришел к мнению, что данный способ ООО «Спортмастер» обязано обеспечить. В магазине «Спортмастер», расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, д. 1, стр. 2 выполнение требований п. 1 ст. 84 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» относится реализация установки ручных кнопок аварийной разблокировки магнитных замков эвакуационных дверей. Магазин «Спортмастер», расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, д. 1, стр. 2, как объект защиты, оборудован системой СОУЭ шифр 20.09.2018-СОУЭ, согласно требований СП 3.ю13130 эта система предусматривает реализацию с 1 по 3 подпунктов п. 1 ст. 84 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в качестве нормативно обязательных. Проект СОУЭ соответствует указанному нормативу в полном объеме. Таким образом, не установлена причинно-следственная связь с указанным нарушением и не обеспечением выполнения требований ст.ст. 84 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», так как для ее реализации достаточно выполнение всего 1 пункта, в данном случае, обеспечивается надлежащее оповещение людей о пожаре и их безопасная эвакуация. В соответствии с п. 26 ППР в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года необходимо обеспечить открывание эвакуационных дверей изнутри без ключа, что тоже обеспечивается установленными кнопками аварийного открывания, работающими по принципу размыкания питания при нажатии указанной кнопки, данные кнопки имеют отличительный окрас (зеленый) с условным обозначением на корпусе. Таким образом, нарушение требований пожарной безопасности отсутствует. Также указали, что ООО «Спортмастер» не было надлежащим образом уведомлено о плановой проверке 20.07.2021 года, поскольку электронное письмо, полученное 19.07.2021 года надлежащим уведомлением не является, что является грубым нарушением и влечет отмену результатов проверки. Кроме того, проверка проведена с превышением сроков, установленных решением о проведении проверки № 981 от 15.07.2021г., что также является грубым нарушением. Просят признать незаконными предписание № 981 об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 02 августа 20221 года, представление № 1751 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 18 октября 2021 года, выданных ОНД и ПР по г. Красноярску.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Спортмастер» Анциферов А.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указал, что в соответствие с п. 26 ППР в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану. В магазине «Спортмастер» двери эвакуационного выхода открывались путем нажатия кнопки разблокировки магнитного замка, в настоящий момент запирающие устройства дверей эвакуационного выхода оборудованы устройствами, позволяющими открыть дверь без ключа. Административный ответчик ссылается на ГОСТ 31471-2011, применение которого в качестве национального стандарта прекращено с 01 января 2022г., кроме того, он определяет требования к конкретному устройству, а не требования пожарной безопасности к объекту. Кроме того, ссылается на СП 484.1311500.2020, при этом, система противопожарной защиты в магазине была спроектирована в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009, который разработан в соответствии с ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Для систем в существующих зданиях и сооружениях, которые были построены и введены в эксплуатацию до 1 марта 2021 года, продолжает действовать СП 5.13130.2009.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Красноярскому краю Лавренова А.Г., действующая на основании доверенности, заинтересованное лицо инспектор ОНД и ПР по Октябрьскому району г. Красноярска ОНД и ПР по г. Красноярску Сизова Т.Б. административные исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указали, что на основании статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в соответствии с решением органа государственного контроля (надзора) № 981 от 15.07.2021 года, подписанным заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Новашовым В.В., в период с 15 ч. 00 мин. 20 июля 2021 года до 15 ч. 00 мин. 02 августа 2021 года проведена плановая выездная проверка в связи с наступлением сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия № 242104850483, включенного в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2021 год № 2021014280 помещений ООО «Спортмастер» (магазин «Спортмастер»), расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр. 2. В ходе проверки в 15 часов 00 минут 02 августа 2021 года непосредственно выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещениях магазина «Спортмастер», расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр. 2, а именно: не обеспечено дистанционное открывание запора двери эвакуационного выхода, ведущего из помещения торгового зала непосредственно наружу, при срабатывании автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (размагничивание двери происходит при ручном нажатии кнопки «Аварийный выход», расположенной рядом с дверью), ч. 1 ст. 6, п. 5 ч. ^ст. 84 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не обеспечено дистанционное открывание запора двери эвакуационного выхода, ведущего из административного помещения непосредственно наружу, при срабатывании автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (размагничивание двери происходит при ручном нажатии кнопки «Аварийный выход», расположенной рядом с дверью), ч. 1 ст. 6, п. 5 ч. 1 ст. 84 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не обеспечено дистанционное открывание запора двери эвакуационного выхода, ведущего из помещения склада, при срабатывании автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (размагничивание двери происходит при ручном нажатии кнопки «Аварийный выход», расположенной рядом с дверью), ч. 1 ст. 6, п. 5 ч. 1 ст. 84 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По результатам проверки подготовлены и направлены на юридический адрес организации (г. Москва, ул. Миклухо - Маклая, 18 к. 2 пом. 102) акт проверки № 981 от 02.08.2021 г. и предписания № 981 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.08.2021 г. с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. 24.08.2021 представителем ООО «Спортмастер» по доверенности от 31.08.2019 № А339/19-СФ Анциферовым А.В. посредством почтовой связи заказным письмом была подана жалоба на предписание № 981. По итогам рассмотрения жалобы на предписание № 981 от 02.08.2021 представителю ООО «Спортмастер» по доверенности от 31.08.2019 № А339/19-СФ Анциферову А.В. был подготовлен и направлен соответствующий ответ с разъяснениями. Не согласившись с разъяснениями, административный истец обратился с исковым заявлением об отмене предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. При этом, в соответствии с п. 26 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479), запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану. Согласно п. 5.3.3.10 ГОСТ 31471-2011 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов. Технические условия» при сохранении основной задачи обеспечения эффективной и безопасной эвакуации электрические системы, дополняющие механические системы устройств "Антипаника", должны обеспечивать: информацию о состоянии дверного блока в режиме реального времени; совместимость с датчиками и системой пожарной или охранной сигнализации; безопасность (при отключении питания дверной блок должен быть немедленно разблокирован), оставаясь при этом запертыми для проникновения снаружи посредством механической системы устройства "Антипаника". В соответствии с п. 7.1.3 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» система пожарной сигнализации должна обеспечивать выдачу инициирующих сигналов управления в следующие системы (при их наличии): СОУЭ; АУПТ; СПДЗ; СПИ; СКУД; системы инженерно-технического обеспечения зданий, сооружений; АСУ ТП, ПАЗ. В рамках реализации требований, установленных к особому режиму содержания помещений магазина «Спортмастер» на дверях эвакуационных выходов смонтирована система контроля управления доступом (СКУД), двери эвакуационных выходов, ведущих из помещений торгового зала, административного помещения и помещения склада, оборудованы электромагнитными замками. При этом, при срабатывании автоматической пожарной сигнализации системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, дистанционное открывание дверей не обеспечивается, также в помещениях магазина «Спортмастер» отсутствует круглосуточная охрана, с возможностью дистанционного открывания дверей в случае возникновения пожара. Таким образом, при возникновении пожара и задымлении в помещениях торгового зала, административном и складском помещениях в условиях ограниченной видимости, возникновении паники среди покупателей и обслуживающего персонала магазина двери эвакуационных выходов, ведущих непосредственно наружу, не позволят в кратчайшие сроки и безопасно покинуть помещения. Руководство магазина «Спортмастер» объясняет наличие дополнительных запорных устройств на дверях эвакуационных выходов тем, что они необходимы для предотвращения проникновения посторонних лиц при сработке систем противопожарной защиты и дистанционном разблокировании дверей в помещения магазина либо вынос товаров через данные выхода. Таким образом, руководство магазина «Спортмастер» не заинтересовано в соблюдении обязательных требований пожарной безопасности, нарушение которых прямым образом сказывается на безопасности людей, в целях сохранения материальной выгоды. С 01.07.2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» на основании которого осуществляется проведение контрольных (надзорных) мероприятий. В соответствии с ч. 5 ст. 2 орган федерального государственного пожарного надзора при проведении контрольных (надзорных) мероприятий руководствуется данным Законом. Ранее действовавший Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, на который ссылается административный истец, на проведение контрольных (надзорных) мероприятий органами федерального государственного пожарного надзора не распространяется. В соответствии ч. 6 ст. 73 Федерального закона о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее, чем за двадцать четыре часа до ее начала. На основании ч. 5 ст. 31 Федерального закона взаимодействие контролируемого лица с контрольным (надзорным) органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Копия решения о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Спортмастер» была вручена директору магазина «Спортмастер» Сибирского филиала ООО «Спортмастер», представителю по доверенности от 11.11.2019 № А024/20-СФ/ Обидиной А.В. 19.07.2021 лично. Также заявитель указывает на превышение сроков проведения выездной проверки. Согласно ч. 7 ст. 73 Закона № 248 - ФЗ срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней. В решении о проведении плановой выездной проверки от 15.07.2021 № 981 указан срок проведения плановой выездной проверки с 20.07.2021 с 15.00 по 02.08.2021 до 15.00. В п. 8 акта проведения плановой проверки указан срок проведения проверки, прописанный в решении, то есть с 15.00 20.07.2021 до 15.00 02.08.2021. Также, в п. 8 акта указан срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом, который составил 4 часа, что не превышает срок, указанный в решении (60 часов). На основании вышеизложенного и не смотря на несогласие с Предписаниями № 981 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 02.08.2021, данные правонарушения посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем. По результатам проверки ООО «Спортмастер» привлечено к административной ответственности, постановлением № 1751 от 18.10.2021 года ООО «Спортмастер» назначено административное наказание в виде предупреждения. Представление № 1751 от 18.10.2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения вынесено и направлено посредствам почтовой связи. Таким образом, в данном случае отсутствуют основания для признания незаконными пунктов предписания 2, 3, 4 № 981 от 02.08.2021 года, а также представления № 1751 от 18.10.2021г..

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Судом установлено, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) № 981 от 15.07.2021 года, подписанного заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Новашовым В.В., в период с 15:00 часов 20.07.2021 года до 15:00 часов 02.08.2021 года проведена плановая выездная проверка помещений ООО «Спортмастер», магазина, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр. 2.

По результатам проведенной проверки составлены акт проверки № 981 от 02.08.2021г. и предписание № 981 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 02.08.2021 года с указанием выявленных нарушений требований противопожарной безопасности и сроков их устранения, которые направлены в адрес административного истца.

Согласно п.п. 2, 3, 4 оспариваемого предписания, инспектором выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещениях магазина «Спортмастер», расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр. 2, а именно: не обеспечено дистанционное открывание запора двери эвакуационного выхода, ведущего из помещения торгового зала непосредственно наружу, при срабатывании автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (размагничивание двери происходит при ручном нажатии кнопки «Аварийный выход», расположенной рядом с дверью), ч. 1 ст. 6, п. 5 ч. ^ст. 84 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не обеспечено дистанционное открывание запора двери эвакуационного выхода, ведущего из административного помещения непосредственно наружу, при срабатывании автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (размагничивание двери происходит при ручном нажатии кнопки «Аварийный выход», расположенной рядом с дверью), ч. 1 ст. 6, п. 5 ч. 1 ст. 84 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не обеспечено дистанционное открывание запора двери эвакуационного выхода, ведущего из помещения склада, при срабатывании автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (размагничивание двери происходит при ручном нажатии кнопки «Аварийный выход», расположенной рядом с дверью), ч. 1 ст. 6, п. 5 ч. 1 ст. 84 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Спортмастер» главным государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору, принято решение об отмене пункта 1 предписания, указано на отсутствие оснований для отмены п.п. 2, 3, 4 предписания, которое получено административным истцом 08 октября 2021 года, о чем указано в административном исковом заявлении.

На основании п. 26 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану.

Согласно п. 5.3.3.10 ГОСТ 31471-2011 «Устройства экстренного открывания дверей эвакуационных и аварийных выходов. Технические условия» при сохранении основной задачи обеспечения эффективной и безопасной эвакуации электрические системы, дополняющие механические системы устройств "Антипаника", должны обеспечивать: информацию о состоянии дверного блока в режиме реального времени; совместимость с датчиками и системой пожарной или охранной сигнализации; безопасность (при отключении питания дверной блок должен быть немедленно разблокирован), оставаясь при этом запертыми для проникновения снаружи посредством механической системы устройства "Антипаника".

В соответствии с п. 7.1.3 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» система пожарной сигнализации должна обеспечивать выдачу инициирующих сигналов управления в следующие системы (при их наличии): СОУЭ; АУПТ; СПДЗ; СПИ; СКУД; системы инженерно-технического обеспечения зданий, сооружений; АСУ ТП, ПАЗ.

В ходе проверки установлено, что в рамках реализации требований, установленных к особому режиму содержания помещений магазина «Спортмастер» на дверях эвакуационных выходов смонтирована система контроля управления доступом (СКУД), двери эвакуационных выходов, ведущих из помещений торгового зала, административного помещения и помещения склада, оборудованы электромагнитными замками. При этом, при срабатывании автоматической пожарной сигнализации системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, дистанционное открывание дверей не обеспечивается, также в помещениях магазина «Спортмастер» отсутствует круглосуточная охрана, с возможностью дистанционного открывания дверей в случае возникновения пожара. Руководство магазина «Спортмастер» объясняет наличие дополнительных запорных устройств на дверях эвакуационных выходов тем, что они необходимы для предотвращения проникновения посторонних лиц при сработке систем противопожарной защиты и дистанционном разблокировании дверей в помещения магазина либо вынос товаров через данные выходы.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что основания для признания предписания № 981 об устранении нарушений требований пожарной безопасности незаконным, поскольку оспариваемое предписание вынесено должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии к тому предусмотренных законом оснований.

При этом, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Поскольку положения п. 26 ППР относятся к противопожарному режиму эксплуатации объекта, в ходе проведенной проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные техническим регламентом, ввиду чего, довод стороны административного истца о не применении СП 484.1311500.2020 и п. 26 ППР в РФ, не может быть принят судом во внимание.

Также суд полагает необоснованными доводы административного истца о ненадлежащем уведомлении ООО «Спортмастер» о проводимой проверке и нарушении сроков ее проведения.

Так, в соответствии ч. 6 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее, чем за двадцать четыре часа до ее начала.

На основании ч. 5 ст. 31 Федерального закона взаимодействие контролируемого лица с контрольным (надзорным) органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, копия решения о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Спортмастер» была вручена директору магазина «Спортмастер» Сибирского филиала ООО «Спортмастер», представителю по доверенности от 11.11.2019 № А024/20-СФ/ Обидиной А.В. 19.07.2021 лично.

При этом, согласно ч. 7 ст. 73 Закона № 248 - ФЗ срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней.

В решении о проведении плановой выездной проверки от 15.07.2021 № 981 указан срок проведения плановой выездной проверки с 20.07.2021 года с 15.00 по 02.08.2021 год до 15.00. В п. 8 акта проведения плановой проверки указан срок проведения проверки, прописанный в решении, то есть с 15.00ч. 20.07.2021 года до 15.00ч. 02.08.2021 года, срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом, который составил 4 часа, что не превышает срок, указанный в решении (60 часов).

Вместе с тем, 18 октября 2021 года заместителем главного государственного инспектора г.Красноярска по ПН ОНД и ПР по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю в отношении ООО «Спортмастер» составлен протокол № 1751 о назначении административного наказания, согласно которому ООО «Спортмастер» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ по факту несоблюдения ООО «Спортмастер» требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», назначено наказание в виде предупреждения.

Указанное постановление вступило в законную силу.

Также установлено, что 18 октября 2021 года заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору, по результатам материалов дела об административном правонарушении № 1751 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в адрес ООО «Спортмастер» внесено представление № 1751 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому указано на необходимость рассмотрения представления в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах заместителю главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору.

Разрешая административные исковые требования ООО «Спортмастер» в части признания незаконным представления, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 29.13 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Согласно ч. 2 указанной статьи, организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из анализа указанной статьи следует, что основанием для внесения административным органом представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, установление им указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.

Анализ правил ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ показывает, что данная норма права императивна. Судья, орган, должностное лицо обязаны вносить представление по делу об административном правонарушении, если они при рассмотрении дела установили причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания преставления № 1751 незаконным, поскольку представление внесено должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, на основании обстоятельств, установленных вступившим в законную силу постановлением о привлечении ООО «Спортмастер» к административной ответственности.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ООО «Спортмастер» к ОНД и ПР по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, ГУ МЧС России по Красноярскому краю о признании предписания, представления незаконными в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ООО «Спортмастер» к ОНД и ПР по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, ГУ МЧС России по Красноярскому краю о признании предписания, представления незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко

Мотивированное решение изготовлено 22.06.2022г.