Дело № ***а-358/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2019 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего - судьи Смолиной Н.И.,
при секретаре – Гуляевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца администрации города Железногорска к начальнику Межмуниципального отдела по Дмитриевскому, Железногорскому и Хомутовскому районам Управления Росреестра по Курской области ФИО1 о признании действий по возвращению материалов внеплановой выездной проверки незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец администрация г. Железногорска обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику начальнику межмуниципального отдела по Дмитриевскому, Железногорскому и Хомутовскому районам Управления Росреестра по Курской области ФИО1 о признании действий по возвращению материалов внеплановой выездной проверки незаконными. В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что 19.10.2018 года в администрацию города Железногорска из Межмуниципального отдела по Дмитриевскому, Железногорскому и Хомутовскому районам Управления Росреестра по Курской области вернулись материалы внеплановой выездной проверки в отношении Г.А., в связи с отсутствием в материалах проверки документа подтверждающего уведомление проверяемого лица о проведении проверки и письменного объяснения проверяемого лица по факту допущенных нарушений земельного законодательства, за подписью начальника межмуниципального отдела ФИО1 (исх. № *** от **.**.**). Административный истец полагает, что возврат материалов проверки осуществлен незаконно, необоснованно, чем нарушено право администрации города Железногорска на осуществление деятельности по контролю за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений, находящихся на территории муниципального образования «город Железногорск» Курской области, требований земельного законодательства за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, созданы препятствия к осуществлению в полной мере возложенных законом полномочий по осуществлению эффективного муниципального земельного контроля, направленного на выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства. Полагает, что решение о возвращении материалов не соответствует действующему Положению о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «город Железногорск» Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 17.03.2016 № 395-5-РД, которым установлен порядок осуществления муниципального земельного контроля органом контроля администрации города Железногорска. Указывают, что в отношении Г.А. повторно была назначена внеплановая выездная проверка на 04.10.2018, без предварительного уведомления о проведении внеплановой выездной проверки. Ссылаясь на ч.5 ст. 5 Положения образования «город Железногорск» Курской области», утвержденного решением Железногорской городской Думы от 17.03.2016 № 395-5-РД, полагают, что данная проверка могла быть проведена без повторного уведомления Г.А., соответственно уведомление о его извещении в материалах проверки не требуется. Указывает, что внеплановая выездная проверка проведена в соответствии с требованиями федерального законодательства и Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «город Железногорск» Курской области, утвержденного Решением Железногорской городской Думы от 17.03.2016 № 395-5-РД, однако, начальником Межмуниципального отдела по Дмитриевскому, Железногорскому и Хомутовскому районам Управления Росреестра по Курской области акт проверки в отношении Г.А. был возвращен в администрацию города Железногорска в связи с отсутствием документа подтверждающего уведомление проверяемого лица о проведении проверки и письменного объяснения проверяемого лица по факту допущенных нарушений земельного законодательства. В связи с чем просит признать незаконными действия начальника Межмуниципального отдела по Дмитриевскому, Железногорскому и Хомутовскому районам Управления Росреестра по Курской области ФИО1 по возвращению материалов внеплановой выездной проверки в отношении Г.А.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик начальник Межмуниципального отдела по Дмитриевскому, Железногорскому и Хомутовскому районам Управления Росреестра по Курской области ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на административной исковое заявление.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 26 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Решением Железногорской городской Думы от 17.03.2016 № 395-5-РД утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «город Железногорск» Курской области (далее - Положение), которым определен порядок проведения плановой и внеплановой проверки в рамках муниципального земельного контроля.
В судебном заседании установлено, что заместителем прокурора межрайонной Железногорской прокуратуры Н.И. в адрес администрации города Железногорска внесено представление об устранении нарушений законодательства от 10.05.2018 № *** (вх № *** от **.**.**).
В соответствии с требованиями данного представления об устранении нарушений федерального законодательства, администрации города Железногорска необходимо провести внеплановые выездные проверки в отношении собственников земельных участков, расположенных в микрорайоне № 11 г. Железногорска.
На основании представления прокуратуры от 10.05.2018 № 95-2018, администрацией города Железногорска были организованы внеплановые выездные проверки, в том числе в отношении Г.А., являющегося собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: № ***, с местоположением: ***.
Распоряжением администрации города Железногорска от 30.07.2018 года №898 внеплановой выездной проверка в отношении Г.А. была назначена на 28.08.2018.
Проведение внеплановой проверки 28.08.2018 оказалось невозможным ввиду отсутствия проверяемого лица Г.А. на участке. Уведомление с копией распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 30.07.2018 № 756 направлено в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением 30.07.2018. На момент проведения проверки Г.А. уведомление не получил, что подтверждалось отчетом об отслеживании отправления от 28.08.2018 с почтовым идентификатором № ***.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «город Железногорск» Курской области», утвержденного решением Железногорской городской Думы от 17.03.2016 № 395-5-РД, в случае если проведение плановой или внеплановой проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, гражданина, их уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, гражданина, их уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа муниципального земельного контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган муниципального земельного контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина плановой или внеплановой проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина.
Распоряжением администрации города Железногорска от 03.10.2018 № 1089 в отношении Г.А. повторно была назначена внеплановая выездная проверка на 04.10.2018, без предварительного уведомления о проведении внеплановой выездной проверки.
04.10.2018 в отношении Г.А., проведена внеплановая выездная проверка на земельном участке с кадастровым номером № ***, с местоположением: ФИО3 без предварительного уведомления о проведении проверки и в отсутствие правообладателя, поскольку по месту расположения проверяемого земельного участка Г.А. не проживает.
По результатам внеплановой выездной проверки было установлено что в действиях Г.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 6 Соглашения о взаимодействии, заключенного между Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области и администрации города Железногорска Курской области 27.04.2018(далее - Соглашение), в случае выявления в ходе проверки в рамках муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства, в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляет копию акта в соответствующее структурное подразделение Управления Росреестра по Курской области. Аналогичные требования содержит пункт 1 ст. 7 Положения.
Согласно пункту 7 Соглашения, муниципальные инспекторы направляют материалы проверки в Управление Росреестра по Курской области в случае выявления признаков, указывающих на наличие состава административных правонарушений: ст.ст. 7.1, 7.34, ч.ч.1, 3, 4 ст. 8.8 КоАП РФ.
09.10.2018 года административный истец направил копию акта внеплановой выездной проверки № 14 от 04.10.2018 в отношении Г.А. с приложением материалов на 22 листах в Межмуниципальный отдел по Дмитриевскому, Железногорскому и Хомутовскому районам Управления Росреестра по Курской области.
19.10.2018 года в администрацию города Железногорска из Межмуниципального отдела по Дмитриевскому, Железногорскому и Хомутовскому районам Управления Росреестра по Курской области вернулись материалы внеплановой выездной проверки в отношении Г.А., в связи с отсутствием в материалах проверки документа подтверждающего уведомление проверяемого лица о проведении проверки и письменного объяснения проверяемого лица по факту допущенных нарушений земельного законодательства, за подписью начальника межмуниципального отдела ФИО1
Оспаривая действия административного ответчика в указанной части административный истец ссылается на то, что Соглашением о взаимодействии, заключенным между Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области и администрацией города Железногорска Курской области 27.04.2018 не предусмотрена возможность возврата материалов проверки обратно лицу, их направившему, в том числе по причине отсутствия уведомления. Так же ссылаются на то, что при данных обстоятельствах, уведомление Г.А. было не обязательным, а внеплановая проверка могла быть произведена без предварительного уведомления лица.
Однако с данными доводами административного истца суд не может согласиться ввиду следующего.
В целях организации эффективного взаимодействия при осуществлении надзора (контроля) за соблюдением требований земельного законодательства на территории муниципального образования г.Железногорск между Управлением Росреестра по Курской области и Администрацией г.Железногорска было заключено соглашение о взаимодействии от 27.04.2018г. в рамках которого, регулируется порядок проведения проверок, оформления материалов проверок и требования к материалам проверок.
Согласно п.7 Соглашения от 27.04.2018г. материалы проверок должны содержать:
- копию распоряжения (приказа) о проведении проверки юридического или физического лица:
- документы, подтверждающие уведомление проверяемого лица о проведении проверки;
- акт проверки;
- сведения о наличии правоустанавливающих документов;
- фотоматериалы, обмер площади;
- сведения о проверяемом лице;
- письменные объяснения;
- иные документы.
Нормами ФЗ №294 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридический лиц и индивидуальный предпринимателей при осуществлении госконтроля», который так же рекомендовано применять в части не противоречащей при проверке физических лиц: проверка в случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя может быть проведена при условии его своевременного извещения о необходимости прибытия заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату - п.16 ст. 10 данного закона. При этом возможность проведения внеплановой проверки без надлежащего уведомления в соответствии с п.17 ст. 10 Закона №294 предусмотрено только в случаях: причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, музейным предметам, документам Архивного фонда и др.
В случае неявки лиц, в отсутствии которых выездная проверка не может быть проведена, должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, принимает решение о проведении выездных мероприятий в иное время. Лицо, в отношении которого проводится проверка, в течение трех рабочих дней уведомляется о необходимости прибытия для проведения выездных мероприятий.
Соглашение от 27.04.2018г. так же не содержит положений о возможности проведений внеплановой проверки без надлежащего уведомления проверяемого лица.
Между тем, как следует из представленных в суд документов, в поступивших в Управление Росреестра материалов проверки отсутствовало уведомление лица, о проводимой в отношении него проверки, в связи с чем материалы проверки были возвращены на доработку.
Административное правонарушение, выразившееся в самовольном использовании земельного участка, не влечет со стороны Г.А. причинение вреда жизни и здоровью граждан, животных, соответственно п.17 ст. 10 Закона №294 здесь применяться не может. Следовательно, основания для проведения внеплановой проверки без уведомления правообладателя отсутствуют.
Кроме того, в порядке в соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, суд в порядке рассмотрения дела в рамках административного рассматривает споры, вытекающие из публичных правоотношений.
Между тем, административным ответчиком решение о возвращении материалов проверки принималось в рамках Соглашением о взаимодействии, заключенным между Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области и администрацией города Железногорска Курской области 27.04.2018 года, то есть административным ответчиком никаких решений выходящих из публичных правовых отношений не принималось.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, и полагает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении административного иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления административного истца администрации города Железногорска к начальнику Межмуниципального отдела по Дмитриевскому, Железногорскому и Хомутовскому районам Управления Росреестра по Курской области ФИО1 о признании действий по возвращению материалов внеплановой выездной проверки незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение суда изготовлено 07 февраля 2019 года.
Судья: Н.И. Смолина