ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-358/20 от 08.07.2020 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-358/2020 г.

УИД 69RS0004-01-2020-000523-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бологое 08 июля 2020 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

судьи Бондаревой Ж.Н.,

при секретаре Балан М.С.,

с участием прокурора Евстигнеевой С.А.,

представителя административного ответчика – Главы Администрации муниципального образования «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области Логиновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению заместителя Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений,

у с т а н о в и л:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.

Иск мотивирован тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в администрации МО «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области.

В соответствии с п. 7.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п.9 ст.8 Устава МО «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области к вопросам местного значения муниципального района относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

С учетом изменений от 06.07.2016, ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», дополнена ст. 5.2. согласно которой органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности, терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Данная норма федерального закона «О противодействии терроризму» соотносится с п.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, обладают полномочиями по изданию (принятию) муниципальных правовых актов.

Частью 4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактики терроризма) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Президентом Российской Федерации 05.10.2009 утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5, 6 Концепции общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, которая призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Согласно п. 7 Концепции, субъектами противодействия терроризму являются, в том числе органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

Пунктом 12 Концепции определено, что противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: а) предупреждение (профилактика) терроризма; б) борьба с терроризмом; в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма согласно пп. «е» п. 21 Концепции, относятся, в том числе организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Пунктом 42 Концепции предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетных субъектов Российской Федерации, местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи, с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Правовые и организационные основы противодействия экстремисткой деятельности, установление ответственности за ее осуществление, определены Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующие осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В силу ст. ст. 4, 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 28.11.2014 №Пр-2753, разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму.

В соответствии с пп. «в» п. 4 Стратегии, органы местного самоуправления относятся к субъектам противодействия экстремизму.

Основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму, согласно пп. «в,г» п. 26 Стратегии, являются: консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма; организация в средствах массовой информации информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет" информационного сопровождения деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданской общества и организаций по противодействию экстремизму, а также реализация эффективных мер информационного противодействия распространение идеологии экстремизма.

Пунктом 27 Стратегии определено, что к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности относятся принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов, а в сфере государственной национальной политики разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по противодействию экстремизму.

Согласно п. 29 Стратегии, настоящая Стратегии реализуется субъектами противодействия экстремизму при формировании и исполнении бюджетов всех уровней принятия, в том числе муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Частью 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федераций определено, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Таким образом, анализ вышеприведенной нормативной базы свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложены обязанности по разработке и принятию муниципальных программ по противодействию и профилактике терроризма и экстремизма.

Проведенной Бологовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что муниципальные программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории МО "Куженкинское сельское поселение" Бологовского района Тверской области отсутствуют.

По данному факту 14.06.2019 Бологовской межрайонной прокуратурой в адрес Главы администрации МО "Куженкинское сельское поселение" Бологовского района Тверской области внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Согласно письму Минфина России от 30.09.2014 № 09-05-05/48843 муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с требованиями федерального законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по разработке и реализации муниципальных программ в области профилактики противодействия терроризму и экстремизму, которая до настоящего времени н исполнена.

Бездействие администрации МО "Куженкинское сельское поселение" Бологовского района Тверской области в данной части влечет, как следствие, нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь, охрану здоровья и общественную безопасность, профилактику террористической и экстремистской деятельности, интересов Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и экстремизма, является противоправным и недопустимым.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

В целях защиты прав неопределенного круга лиц, прокурор в силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераций вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле каждого жителя МО "Куженкинское сельское поселение" Бологовского района Тверской области, пребывающих на территории МО "Куженкинское сельское поселение" Бологовского района Тверской области, чьи права нарушены, и нарушение прав граждан продолжается, прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст. 39, ч.4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации МО "Куженкинское сельское поселение" Бологовского района Тверской области, выразившееся в непринятии муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений. Обязать администрацию МО "Куженкинское сельское поселение" Бологовского района Тверской области разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Евстигнеева С.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Глава администрации МО "Куженкинское сельское поселение" Бологовского района Тверской области Логинова О.Н. исковые требования признала полностью.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с п. 7.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п.9 ст.8 Устава МО "Куженкинское сельское поселение" Бологовского района Тверской области к вопросам местного значения относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

С учетом изменений от 06.07.2016, ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», дополнена ст. 5.2., согласно которой органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности, терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Данная норма федерального закона «О противодействии терроризму» соотносится с п.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, обладают полномочиями по изданию (принятию) муниципальных правовых актов.

Частью 4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактики терроризма) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Президентом Российской Федерации 05.10.2009 утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5, 6 Концепции, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, которая призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Согласно п. 7 Концепции, субъектами противодействия терроризму являются, в том числе органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

Пунктом 12 Концепции, определено, что противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: а) предупреждение (профилактика) терроризма; б) борьба с терроризмом; в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма согласно пп. «е» п. 21 Концепции, относятся, в том числе организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Пунктом 42 Концепции, предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетных субъектов Российской Федерации, местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи, с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Правовые и организационные основы противодействия экстремисткой деятельности, установление ответственности за ее осуществление, определены Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующие осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В силу ст. ст. 4, 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 28.11.2014 №Пр-2753, разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму.

В соответствии с пп. «в» п. 4 Стратегии, органы местного самоуправления относятся к субъектам противодействия экстремизму.

Основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму, согласно пп. «в,г» п. 26 Стратегии, являются: консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма; организация в средствах массовой информации информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет" информационного сопровождения деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданской общества и организаций по противодействию экстремизму, а также реализация эффективных мер информационного противодействия распространение идеологии экстремизма.

Пунктом 27 Стратегии, определено, что к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности относятся принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов, а в сфере государственной национальной политики разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по противодействию экстремизму.

Согласно п. 29 Стратегия, настоящая Стратегии реализуется субъектами противодействия экстремизму при формировании и исполнении бюджетов всех уровней принятия, в том числе муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Частью 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федераций определено, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Таким образом, анализ вышеприведенной нормативной базы свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложены обязанности по разработке и принятию муниципальных программ по противодействию и профилактике терроризма и экстремизма.

Согласно письму Минфина России от 30.09.2014 № 09-05-05/48843 муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с требованиями федерального законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по разработке и реализации муниципальных программ в области профилактики противодействия терроризму и экстремизму, которая до настоящего времени н исполнена.

Проведенной Бологовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что муниципальные программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории МО "Куженкинское сельское поселение" Бологовского района Тверской области отсутствуют.

По данному факту 14.06.2019 Бологовской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации МО «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Имеющееся в материалах дела постановление «Об утверждении муниципальной программы «Противодействие терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Куженкинское сельское поселение Бологовского района Тверской области на 2020-2022 гг." №15 от 27.05.2020 требованиям, предъявляемым законом к указанной муниципальной программе, не соответствует.

Непринятие администрацией МО «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений для реализации на территории поселения, свидетельствует о ее бездействии и ненадлежащем исполнении вопроса местного значения, в части участия в профилактике экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления в границах поселения и влечет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности правам и свободам граждан, что является противоправным и недопустимым.

Поскольку материалами дела подтверждается, что в нарушение требований Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 №Пр-2753, муниципальная программа по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений администрацией МО «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области не принята, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.

При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных ч.1 ст.39 и ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Требуемые прокурором сроки исполнения решения суд считает разумными и обоснованными.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление заместителя Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области, выразившееся в непринятии муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.

Обязать администрацию муниципального образования «Куженкинское сельское поселение» Бологовского района Тверской области разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ж.Н. Бондарева

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2020 года.

Дело №2а-358/2020 г.

УИД 69RS0004-01-2020-000523-52