Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 июля 2021 года г. Осташков Тверской области
Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,
при секретаре Кудревановой Е.С.,
с участием помощника Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по устранению нарушений закона путем совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Осташковский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа, в котором просит признать бездействие Администрации Осташковского городского округа, выразившееся в непринятии мер по включению в реестр муниципальных услуг Администрации Осташковского городского округа, по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по приему и рассмотрению жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей, незаконным, обязать администрацию Осташковского городского округа устранить допущенные нарушения, включить в реестр муниципальных услуг администрации Осташковского городского округа от 03.04.2018 года № 482 муниципальную услугу по приему и рассмотрению жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей, разработать в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по приему и рассмотрению жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей и утвердить административный регламент в порядке, предусмотренном постановлением администрации Осташковского городского округа от 24.04.2018 года №606 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрации Осташковского городского округа».
Свои требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации Осташковского городского округа выявлены нарушения п. 15 ч. 1 ст. l6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.1,4 ч.1 ст.6, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в части непринятия мер по включению в реестр муниципальных услуг, разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по приему и рассмотрению жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей.
В целях устранения нарушений законодательства 26.04.2021 № 52б-2021 в администрацию Осташковского городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Согласно информации администрации Осташковского городского округа от 25.05.2021 № 3032-14 ввиду отсутствия в настоящий момент в реестре муниципальных услуг администрации Осташковского городского округа указанных услуг, планируется внести соответствующие изменения в действующий нормативно-правовой акт и в дальнейшем приступить к разработке регламента, следовательно в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, администрацией муниципального образования Осташковского городского округа до настоящего времени не принято мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению муниципальной услуги по приему и рассмотрению жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей.
Помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель административного ответчика Администрации Осташковского городского округа не явился, извещен надлежащим образом, просил об отложении рассмотрения дела для добровольного исполнения требований прокурора. В письменном отзыве пояснил, что в настоящее время разработан проект Постановления администрации Осташковского городского округа «О внесении изменений в постановление Администрации Осташковского городского округа от 03.04.2018 г. №482 «Об утверждении реестра муниципальных услуг Администрации Осташковского городского округа». Реестр услуг дополнен муниципальными услугами 34 «Прием и рассмотрение жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей» и 23 «Передача в муниципальную собственность ранее приватизированных муниципальных жилых помещений». Указанный проект постановления 02.07.2021 года направлен в Осташковскую межрайонную прокуратуру для проведения правовой экспертизы.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования Осташковского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по устранению нарушений закона путем совершения определенных действий подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. l6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р был утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению № 1 (58 услуг).
Согласно п.3 вышеназванного Распоряжения Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных приложением № 1 к настоящему распоряжению, руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, согласно приложению № 2; при размещении в реестре государственных услуг субъекта Российской Федерации или реестре муниципальных услуг сведений об услуге использовать наименование услуги в соответствии с приложением № 1 к настоящему распоряжению.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Так, согласно требованиям ст. 4, 6 вышеуказанного Федерального закона № 210-ФЗ, одними из основных принципов предоставления муниципальных услуг являются открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с п.п. 1,4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 4 статьей 9 Федерального закона № 210-ФЗ одним из требований к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, является размещение перечня этих услуг на официальных сайтах органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 13 вышеуказанного закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, входящему в состав структуры административного регламента, предусмотрены ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки Осташковской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности администрации Осташковского городского округа выявлены нарушения законодательства, в части непринятия мер по включению в реестр муниципальных услуг, разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по приему и рассмотрению жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей (л.д.15).
Постановлением администрации Осташковского городского округа от 24.04.2018 № 606 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрации Осташковского городского округа (л.д.26-65).
Постановлением администрации Осташковского городского округа № 218 от 15.02.2018 утвержден Порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг (л.д.70-77).
Согласно пунктов 3.4 и 3.5 Порядка включение, исключение муниципальной услуги из реестра и внесение изменений в реестр осуществляется на основании постановления администрации Осташковского городского округа. Основанием для включения муниципальной услуги в Реестр являются законодательные акты Российской Федерации, Тверской области, муниципальные правовые акты Осташковского городского округа, регулирующие вопросы предоставления муниципальных услуг на территории Осташковского городского округа.
Реестр муниципальных услуг администрации Осташковского городского округа утвержден постановлением администрации Осташковского городского округа № 482 от 03.04.2021 (с изменениями от 13.05.2021 № 656).
В целях устранения нарушений законодательства 26.04.2021 № 526-2021 в администрацию Осташковского городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д.16-22).
Согласно информации администрации Осташковского городского округа от 25.05.2021 № 3032-14 ввиду отсутствия в настоящий момент в реестре муниципальных услуг администрации Осташковского городского округа указанных услуг, планируется внести соответствующие изменения в действующий нормативно-правовой акт и в дальнейшем приступить к разработке регламента (л.д.23-25).
Таким образом, суд находит, что в настоящее время Администрацией Осташковского городского округа, не принято мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по приему и рассмотрению жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей. Указанное бездействие затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц.
Разрешая требования о сроках устранения допущенных нарушений, суд учитывает характер необходимых работ для исполнения решения суда, в связи с чем считает необходимым предоставить ответчику срок для устранения нарушений – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по включению в реестр муниципальных услуг Администрации Осташковского городского округа, по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по приему и рассмотрению жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей, незаконным.
Обязать администрацию Осташковского городского округа включить в реестр муниципальных услуг администрации Осташковского городского округа от 03.04.2018 года №482, муниципальную услугу по приему и рассмотрению жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей.
Обязать администрацию Осташковского городского округа в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по приему и рассмотрению жалоб потребителей и консультирование их по вопросам защиты прав потребителей и утвердить административный регламент в порядке, предусмотренном постановлением администрации Осташковского городского округа от 24.04.2018 года №606 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрации Осташковского городского округа».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 20 июля 2021 года.
Судья Н.В. Ракитский
1версия для печатиДело № 2а-358/2021 ~ М-294/2021 (Решения)