В окончательной форме решение суда принято 04 октября 2022 года
Дело № 2а-3590/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 29 сентября 2022 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием истца – ФИО1, представителя заинтересованного лица - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Начальнику Департамента социальной политики Администрации города Ялта ФИО3, Департаменту социальной политики Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица – Министерства труда и социальной защиты Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Начальнику Департамента социальной политики Администрации города Ялта ФИО3 о признании незаконными действий (бездействия), связанных с рассмотрением его заявления от <дата>; возложении обязанности передать его заявление от <дата> для рассмотрения по существу заведующей отделом №<номер> Министерства труда и социальной политики Республики Крым для рассмотрения по существу.
Исковые требования мотивированы тем, что после получения бессрочного удостоверения вида на жительство в Российской Федерации, <дата> он обратился в Департамент социальной политики Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ему льготы на проезд в общественном транспорте, выдаче соответствующего удостоверения и компенсации средств, затраченных на оплату проезда с <дата> по <дата>. На указанное заявление, <дата> он получил ответ, в котором ему рекомендовали сначала обратиться в территориальный отдел №<номер> управления по предоставлению мер социальной поддержки и контролю департамента методологии, контроля и организации предоставления мер социальной поддержки Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, а после получения удостоверения о праве на меры социальной поддержки, обратиться за назначением льготного проезда. Считает, что в связи с тем, что ранее ему отказывали в выдаче удостоверения, ответчик был обязан передать его заявление в вышеуказанный территориальный отдел №<номер>, для его повторного рассмотрения и выдаче нового удостоверения.
В ходе рассмотрения дела, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальной политики Администрации города Ялта, в качестве заинтересованного лица - Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о дне и времени судебного заседания в суд не явились, представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против заявленных требований возражал, в письменных возражениях на иск указал, что Департамент социальной политики Администрации города Ялта не относится к ведению Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и не является его структурным подразделением. Услуги по выдаче удостоверений о праве на меры социальной поддержки предоставляются Министерством, в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 30 августа 2018 года № 480. При этом в адрес Министерства заявлений и обращений ФИО1 не поступало. При этом, после получения иска, сотрудник сектора №<номер> связался с истцом по телефону и предложил ему прийти в любой день и оформить заявление на получение удостоверения, однако истец отказался. Несогласие истца с содержанием данного ему ответа не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и их представителей.
Выслушав истца и представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ, каждый вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в случае, когда, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, если иное прямо не предусмотрено законом.
Установлено, что решением территориального отдела Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 02 августа 2021 года №<номер> ФИО1 было отказано в предоставлении государственной услуги о выдаче удостоверения по причинам: наличия в заявлении и документах, представленных заявителем, не соответствующих друг другу сведений; заявитель не относится к категории граждан «Лица, получающие пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Указанное решение истцом в установленном порядке не оспаривалось, незаконным не признавалось.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 15 марта 2022 года, изменено решение Ялтинского городского суда от 16 ноября 2021 года, которым на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым возложены обязанности возобновить ФИО1 выплаты страховой пенсии с <дата> и неполученные им суммы пенсии за период приостановления выплаты пенсии, определить в порядке, установленном ч. 2 ст. 24 ФЗ «О страховых пенсиях» от <дата> № 400-ФЗ, и выплатить их ФИО1 за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена.
Так, указанным апелляционным определением на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность возобновить выплату страховой пенсии ФИО1 с <дата> и обязанность выплатить неполученные ФИО1 суммы пенсии за период с <дата> по <дата>.
В остальной части решение Ялтинского городского суда от <дата> оставлено без изменения.
<дата> истец ФИО1 подал на имя начальника Департамента социальной политики Администрации города Ялта заявление, датированное <дата>, в котором просил предоставить ему льготы на проезд в общественном транспорте, выдать соответствующего удостоверение о праве на меры социальной поддержки и компенсировать средства, затраченные на оплату проезда с <дата> по <дата>.
По результатам рассмотрения указанного заявления, начальником Департамента социальной политики Администрации города Ялта ФИО3 ФИО1 был дан ответ от <дата> за №<номер>, в котором ему было разъяснено, что меры социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан Республики Крым, имеющим право на льготный проезд в соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядком расходов субвенций, предоставляемых из Бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований на компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан на авто-, электро- и железнодорожном транспорте, предоставляются органами труда и социальной защиты населения по месту их жительства на основании оригинала удостоверения о праве на меры социальной поддержки, выданного в соответствии с Положением о выдаче удостоверения, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 08 июля 2015 года №<номер>. Полномочия по приему документов для оформления удостоверения переданы в территориальный отдел №<номер> (<адрес>) управления по предоставлению мер социальной поддержки и контролю департамента методологии, контроля и организации предоставления мер социальной поддержки Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, в связи с чем истцу рекомендовано обратиться за назначением льготного проезда после получения удостоверения о праве на меры социальной поддержки.
Не согласившись с указанным ответом, ФИО1 обратился с данным иском в суд, полагая, что его заявление должно было быть передано ответчиком в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты для рассмотрения по существу, в соответствии с Законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации», к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
К действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению (пункт 4).
Согласно Положению о Департаменте социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым, Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ялта Республики Крым, который реализует отдельные государственные полномочия в сфере социальной защиты населения на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В свою очередь, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в сфере труда, социального партнерства и трудовых отношений, уровня жизни и доходов, оплаты труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, занятости, социальной защиты и социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов; отраслевое и межотраслевое регулирование в установленной сфере деятельности, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым и предприятий, учреждений, организаций, отнесенных к его ведению.
Департамент социальной политики Администрации города Ялта не относится к ведению Министерства труда и социальной защиты Республики Крым и не является его структурным подразделением.
Федеральным законом № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) урегулированы положениями Федерального Закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно ст. 12 вышеуказанного Закона, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по льготному проезду утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 года №<номер>.
Так, согласно п. 7 указанного Порядка, меры социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан Республики Крым, имеющих право на льготный проезд в соответствии с настоящим Порядком (далее - отдельные категории граждан, граждане, отнесенные к льготным категориям), предоставляются органами труда и социальной защиты населения по месту их жительства (далее - органы труда и социальной защиты населения) на основании оригинала удостоверения о праве на меры социальной поддержки, выданного в соответствии с Положением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 8 июля 2015 года N 385, путем оказания услуг по перевозке пассажиров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими такие услуги, за исключением реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, детей из числа многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджета Республики Крым по основным образовательным программам, которым меры социальной поддержки по льготному проезду предоставляются на основании оригинала документа установленного образца, выданного соответствующим исполнительным органом государственной власти Республики Крым, а также на основании единого билета.
Согласно п.п. 16 п. 2 Положения о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 8 июля 2015 года N 385, удостоверение о праве на меры социальной поддержки (далее - удостоверение) выдается территориальными структурными подразделениями исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере труда и социальной защиты (далее - территориальные подразделения) лицам, получающим пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а получающим пенсии или пожизненное содержание по другим основаниям - при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 3 указанного положения, для получения удостоверения граждане из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляют в территориальное подразделение по месту жительства следующие документы:
-заявление;
- фотографию размером 2,5 x 3 сантиметра;
- копию документа, удостоверяющего личность.
Граждане из числа лиц, указанных в подпункте 16 пункта 2 настоящего Положения, дополнительно представляют справку о получении пенсии (кроме лиц, получающих пенсию в Пенсионном фонде Российской Федерации).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 30.08.2018 N 480 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче удостоверений о праве на меры социальной поддержки" (далее – Административный регламент), который регулирует предоставление Министерством труда и социальной защиты Республики Крым посредством его территориальных отделов государственной услуги по выдаче удостоверений о праве на меры социальной поддержки и определяет стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверений о праве на меры социальной поддержки (далее - государственная услуга).
Согласно п.п. 13,14 Административного регламента, выдача удостоверения о праве на меры социальной поддержки предоставляется Министерством посредством Территориальных отделов по месту жительства заявителей в Республике Крым.
Таким образом, меры социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан Республики Крым предоставляются органами труда и социальной защиты населения по месту их жительства на основании оригинала удостоверения о праве на меры социальной поддержки.
С учетом изложенного, с целью получения указанной меры социальной поддержки, истцу необходимо оформить и получить соответствующее удостоверение, о чем истцу было разъяснено в ответе Департамента социальной политики Администрации города Ялта №<номер> от 27.07.2022 года.
При этом порядок оформления удостоверения о праве на меры социальной поддержки и предоставление мер социальной поддержки по льготному проезду четко определены вышеуказанным Порядком и Административным регламентом.
С учетом изложенного, начальником Департамента социальной политики Администрации города Ялта ФИО3 правомерно указано истцу в ответе от <дата> о необходимости его обращения в органы труда и социальной защиты населения с целью оформления удостоверения и для последующего получения меры социальной поддержки, поскольку выдача удостоверений и предоставление указанной льготы не относятся к компетенции Департамента.
Несогласие административного истца с содержанием данного ему ответа, не свидетельствует о его незаконности и бездействии ответчиков.
При этом ошибочным является мнение истца об обязанности ответчика передать его заявление для рассмотрения в территориальный орган труда и социальной защиты населения, поскольку процедура оформления удостоверения о получения мер социальной защиты носит заявительный характер и предусматривает непосредственное обращение лица, которое имеет право на получении соответствующих мер социальной поддержки, процедура предоставления указанной государственной услуги установлена соответствующим Административным регламентом и не регулируется порядком рассмотрения обращений граждан, установленных Законом № 59-ФЗ.
С учетом изложенного, учитывая рассмотрение ответчиком заявления истца с направлением ему ответа, в действиях ответчиков отсутствует бездействие, действия по направлению соответствующего ответа являются правомерными, в связи с чем требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Начальнику Департамента социальной политики Администрации города Ялта ФИО3, Департаменту социальной политики Администрации города Ялта о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова