№ 2а-3593/2021
24RS0056-01-2021-000815-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2021 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Горпинич Н.Н.,
при секретаре Эрли Е.А.,
с участием представителя административного истца Пачковской А.С.,
представителя административного ответчика Покидышевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сороковых Лины Викторовны к администрации г. Красноярска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Сороковых Л.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Красноярска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что распоряжением администрации г. Красноярска от 13.10.2015 №-р семья в составе: Сороковых Л.В., Сороковых А.А. (сын), Сороковых А.С. (супруг) была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии со ст.ст. 51, 52 ЖК РФ. 28.10.2020 Сороковых Л.В. стало известно, что её семью исключили из числа участников подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, в связи с выявлением отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении или отсутствием оснований для принятия молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) для участия в жилищных программах на дату принятия на данный учет молодой семьи. Из ответа администрации г. Красноярска от 29.12.2020 следует, что при принятии данного решения общую площадь квартиры, находящейся в собственности у Сороковых Л.В. (1/2), отца Сороковых Л.В. (1/2) разделили на четверых человек и норма на каждого человека получилась больше, чем 12 кв.м. Такой расчет административный истец считает необоснованным, поскольку её семья (она, сын и супруг) проживают в принадлежащей ей половине квартиры, вторую половину занимает отец, при этом финансово-лицевые счета разделены, на каждого члена семьи приходится по 8,21 кв.м., что менее необходимой нормы 12 кв.м. Административный истец просит суд признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска №-орг от 22.10.2020 об исключении семьи Сороковых Л.В. из числа участников подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов; обязать административного ответчика внести изменения в приложение к распоряжению администрации города от 09.12.2019 №-орг «Об утверждении списка молодых семей-участников подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, вернув семью Сороковых Л.В. в список участников.
Административный истец Сороковых Л.В., извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя.
Представитель административного истца Пачковская А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Покидышева М.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, приобщенном к материалам дела.
В силу ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 46 Конституции РФ, ст. 218 КАС РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с пп. 14 п. 3 Положения о порядке реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города» подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья, утв. постановлением администрации г. Красноярска от 01.03.2012 № 86 (далее – Положение), управление учета и реализации жилищной политики администрации города в рамках реализации жилищных программ выполняет в том числе следующие функции: в период с 1 июля до 1 ноября (включительно) года, предшествующего планируемому, осуществляет прием заявлений молодых семей об участии в муниципальной жилищной программе и включении в список молодых семей - участников муниципальной жилищной программы, изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в планируемом году; осуществляет проверку документов, предоставленных молодыми семьями для участия в жилищных программах; выносит на обсуждение Комиссии вопрос о признании молодой семьи участником (исключении из числа участников) государственной жилищной программы или муниципальной жилищной программы; в установленный срок уведомляет молодую семью о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником государственной жилищной программы или муниципальной жилищной программы; в порядке, установленном государственной жилищной программой, формирует списки молодых семей - участников государственной жилищной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году; формирует список молодых семей - участников муниципальной жилищной программы, изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в планируемом году; формирует списки молодых семей - получателей социальных выплат в рамках жилищных программ; оформляет и выдает участникам жилищных программ Свидетельства.
В силу п. 5 Положения, право на участие в муниципальной жилищной программе с целью получения муниципальной социальной выплаты имеют молодые семьи, отвечающие следующим критериям: члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;
члены молодой семьи имеют регистрацию по месту постоянного жительства на территории города Красноярска; возраст каждого из супругов в молодой семье либо одного родителя в неполных семьях с детьми не достиг 40 лет на дату обращения в управление учета и реализации жилищной политики с письменным заявлением на участие в муниципальной жилищной программе; молодая семья поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 либо признана администрацией города или районной администрацией нуждающейся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) после 01.03.2005 по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном правовыми актами города, регламентирующими порядок реализации жилищных программ по улучшению жилищных условий молодых семей, в том числе настоящим Положением; молодая семья признана имеющей достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах; члены молодой семьи на момент обращения с заявлением на участие в муниципальной жилищной программе не являются участниками других целевых жилищных программ по обеспечению жильем молодых семей, полностью или частично финансируемых из средств бюджета города.
Согласно п. 31 Положения с целью получения Свидетельства о выделении муниципальной социальной выплаты молодая семья, планируемая в порядке, предусмотренном пунктом 25 настоящего Положения, к включению в список молодых семей - получателей муниципальной социальной выплаты, до 28 февраля (включительно) текущего года представляет в управление учета и реализации жилищной политики администрации города заявление о предоставлении муниципальной социальной выплаты по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению с приложением документов, перечисленных в пунктах 8 (кроме документов, указанных в подпунктах 4, 5), 19 (кроме документов, указанных в подпунктах 2, 4) и (или) 20, 26 (в случае возникновения ситуаций, изложенных в данных пунктах) настоящего Положения.
Основанием для отказа молодой семье в предоставлении муниципальной социальной выплаты является, в том числе, выявление оснований для исключения молодой семьи, планируемой к включению в список молодых семей - получателей муниципальной социальной выплаты, из числа участников муниципальной жилищной программы и снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий), указанных в пункте 22 настоящего Положения.
В соответствии с пп. 9 п. 22 Положения выявление отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении или отсутствие оснований для принятия молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) для участия в жилищных программах на дату принятия на данный учет, является основанием для исключения молодой семьи из числа участников муниципальной жилищной программы (снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий).
Решение об исключении молодой семьи из числа участников государственной жилищной программы или муниципальной жилищной программы принимается Комиссией. На основании решения Комиссии издается правовой акт администрации города.
Как следует из материалов дела, в управление учета и реализации жилищной политики администрации г. Красноярска поступило заявление молодой семьи Сороковых Л.В. о включении в список молодых семей участников подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, изъявивших получить муниципальную социальную выплату в 2021 году.
Согласно выписке из протокола № от 08.10.2020 заседания жилищной комиссии при администрации города Красноярска комиссией принято решение об исключении молодой семьи Сороковых Л.В. из числа участников подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» в связи с выявлением отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении или отсутствием оснований для принятия молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) для участия в жилищных программах на дату принятия на данный учет.
Распоряжением администрации г. Красноярска №-орг от 22.10.2020 молодая семья Сороковых Л.В. (состав семьи 3 человека: Сороковых Л.В. – заявитель, Сороковых А.С. – супруг, Сороковых А.А. – сын) исключена из числа участников подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.
Решение жилищной комиссии мотивировано следующим.
Распоряжением администрации Октябрьского района в г. Красноярске от 13.10.2015 №-р семья Сороковых Л.В. (Сороковых Л.В. – заявитель, Сороковых А.С. – супруг, Сороковых А.А. – сын) признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии со статьями 51, 52 ЖК РФ, постановлением администрации города Красноярска от 01.03.2012 №.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением администрации города Красноярска от 14.04.2005 № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска» для постановки на жилищный учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории г. Красноярска, учетная норма площади жилого помещения установлена в размере менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
На момент принятия решения о признании молодой семьи Сороковых Л.В. нуждающейся в жилом помещении Сороковых А.С. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес> которое принадлежало его сестре. Сороковых Л.В. и Сороковых А.А. были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес> которое принадлежало заявителю и её отцу. На регистрационном учете по месту жительства в данном помещении состояло 3 человека. При расчете нуждаемости молодой семьи жилое помещение, принадлежащее сестре супруга, не учитывалось, так как брат не отнесен ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения. Учитывалось жилое помещение, принадлежавшее заявителю и её отцу.
Расчет нуждаемости молодой семьи Сороковых Л.В. должен производиться исходя из общей площади указанного жилого помещения 49,3 кв.м. и количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, и супруга заявителя, то есть следующим образом: 49,3 кв.м. : 4 = 12,32 кв.м. на одного человека.
В связи с тем, что на одного члена семьи на момент принятия администрацией Октябрьского района в г. Красноярске решения о признании её нуждающейся в жилых помещениях приходилось более 12 кв.м., данная семья не могла относиться к семьям, нуждающимся в жилых помещениях, так как не соответствовала критериям, определенным положениями ЖК РФ и программы, что свидетельствует об отсутствии оснований для принятия данного решения.
Суд соглашается с расчетом нуждаемости семьи Сороковых Л.В., приведенным административным ответчиком, принимая во внимание следующее.
В соответствии с пп. 2 п. 10 Положения в случае, если члены молодой семьи зарегистрированы по месту жительства в жилых помещениях, в которых они являются участниками общей долевой собственности совместно с иными гражданами, не относящимися к членам молодой семьи, либо членами семьи нанимателя по договорам социального найма, определение нуждаемости молодой семьи в жилых помещениях производится исходя из общей площади данных жилых помещений пропорционально количеству граждан, являющихся участниками общей долевой собственности на данные жилые помещения либо нанимателями (членами семьи нанимателя) данных жилых помещений и состоящих в данных жилых помещениях на регистрационном учете.
В случае, если один или несколько членов молодой семьи зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, площадь которого в соответствии с настоящим пунктом не учитывается при расчете нуждаемости молодой семьи, данный член (члены) молодой семьи учитывается при расчете нуждаемости молодой семьи в жилом помещении, площадь которого учитывается при расчете нуждаемости молодой семьи.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не нарушено норм действующего законодательства при принятии распоряжения об исключении семьи Сороковых Л.В. из числа участников подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.
Административным ответчиком доказано, что обжалуемое распоряжение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок его принятия соблюден, основания для исключения семьи Сороковых Л.В. из числа участников программы имелись, оспариваемое решение административного ответчика соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым распоряжением административного ответчика, а также не приведено правовых оснований для возложения на административного ответчика испрашиваемой обязанности.
В связи с чем, заявленные Сороковых Л.В. исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сороковых Лины Викторовны к администрации г. Красноярска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: Н.Н. Горпинич
Копия верна.
Судья: Н.Н. Горпинич