ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3593/2023 от 19.12.2023 Дзержинского районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023 года г.Оренбург

Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Урбаш С.В., при секретаре Жигулиной М.А., с участием: административного ответчика Сидоренко Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кривошеева Михаила Александровича к инспектору группы по исполнению административного законодательства ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское» Сидоренко Роману Михайловичу, инспектору ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское» Находкину Виталию Игоревичу, командиру ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское» Акташеву Павлу Алековичу, ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское», МУ МВД России «Оренбургское» о признании действий (бездействия) незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Кривошеев М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское», указав, что 02.06.2023 года направил в ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» заявление от 30.05.2023 года о привлечении к административной ответственности по ст.12.24 КоАП РФ Маркова И.В., которое получено адресатом 27.06.2023 года.

07.08.2023 года был получен ответ в форме письма от 26.07.2023 года за подписью командира ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское» Акташева П.А., в котором было указано, что его заявление рассмотрено, установлено, что в ходе полного и всестороннего административного расследования, в отношении Кривошеева М.А составлен административный протокол по ч.1 ст.12.24 КоАП РФ.

Однако, в порядке, установленном КоАП РФ, его обращение, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, не рассмотрено, решение должностного лица не принято, что нарушает его право, в том числе, на обжалование решения административного органа

Ссылаясь на ст. 2, 5, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 3, 8-8.3, 91, 139, 144, 145, 151, 154 «Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», утв. приказом МВД России от 12.09.2013 N 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации", ст.28.1 КоАП РФ, просит суд о признании незаконными действий (бездействия), выразившегося в не принятии решения по заявлению Кривошеева Михаила Александровича от 30.05.2023 года в порядке установленном КоАП РФ, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем предоставления письменного мотивированного ответа на заявление от 30.05.2023 года в порядке установленном КоАП РФ.

Определением от 27.09.2023 года к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены командир ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» Акташев П.А., МУ МВД России «Оренбургское», в качестве заинтересованного лица – Марков И.В., определением от 26.10.2023 года, в качестве административных ответчиков - инспектор ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское» Находкин В.И., инспектор группы по исполнению административного законодательства ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское» Сидоренко Р.М., в качестве заинтересованных лиц – Яковлев А.В., Маркова Т.В., Матвеева С.Г.

В судебном заседании административный ответчик инспектор группы по исполнению административного законодательства ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское» Сидоренко Р.М. возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что 27.06.2023 года от Кривошеева М.А. поступило ходатайство о привлечении к административной ответственности Маркова И.В. Согласно действующему законодательству данное ходатайство должно рассматриваться должностным лицом, в производстве которого оно находится. Вместе с тем, 06.03.2023 года дело об административном правонарушении в отношении Кривошеева М.А., в рамках которого было заявлено данное ходатайство, было направлено в Ленинский районный суд г. Оренбурга. С учетом этих обстоятельств, а также того, что дело было судом рассмотрено, постановлением от 24.04.2023 года по данному делу Кривошеев М.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 КоАП РФ и 14.06.2023 года Оренбургским областным судом было принято решение об оставлении этого постановления без изменения, а жалобы Кривошеева М.А. без удовлетворения, 27.06.2023 года было вынесено определение об отказе удовлетворении заявленного ходатайства. Определение Кривошееву М.А. не направлялось, поскольку законом такая обязанность не предусмотрена. Вместе с тем, был направлен ответ за подписью командира батальона и представителю Кривошеева было разъяснено, что он вправе ознакомиться с материалами дела.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В случае удовлетворения административного иска об оспаривании бездействия судом необходимо указать, какие действия необходимо предпринять административному ответчику для устранения нарушений (пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из смысла пунктов 1, 2 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).

В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеприведенного закона граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Аналогичные положения содержатся и в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 N 707 (далее – Инструкция).

Пунктом 3 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан предусмотрено, что рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.

В соответствии с пунктом 42 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан, письменные обращения, поданные в территориальный орган непосредственно гражданином или лицом, представляющим его интересы, принимаются в дежурной части и регистрируются в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (далее - КУСП) круглосуточно.

Письменные обращения, не содержащие заявления о преступлении, об административном правонарушении, докладываются руководителю территориального органа и с его поручением передаются в подразделение делопроизводства для регистрации, учета и рассмотрения в соответствии с Инструкцией. В КУСП оперативным дежурным делается отметка о дате и номере регистрации обращения в подразделении делопроизводства. Срок рассмотрения обращения исчисляется от даты его регистрации в КУСП (пункт 43 Инструкции).

Сотрудник органа внутренних дел, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан (пункты 8.1 - 8.3 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан).

Результатом рассмотрения обращений являются: письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов (пункт 113.1 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан).

В соответствии с пунктом 69 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан, обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении, поступившее в подразделение делопроизводства в соответствии с пунктом 27 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан, регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для регистрации в КУСП незамедлительно. Сотрудник подразделения делопроизводства в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации его обращения в КУСП и вносит указанные сведения в учетные формы подразделения делопроизводства.

Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях), пунктом 12 которой предусмотрено, что заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, содержащиеся в письменных обращениях заявителей, направленных посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученных в ходе личного приема, принимаются подразделением делопроизводства и режима территориального органа МВД России, регистрируются в установленном порядке и направляются руководителем (начальником) территориального органа МВД России в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП.

Согласно пунктам 40, 41 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России, его заместителя или заместителя начальника полиции либо начальника управления (отдела, отделения, пункта) полиции или его заместителя, начальника линейного отдела (отделения, пункта) полиции или его заместителя либо лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа, либо его заместителя. По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения).

Пунктами 58, 59, 59.1 - 59.4 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях установлено, что заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с КоАП РФ. Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Закона № 59-ФЗ, а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении дела об административном правонарушении; об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности; о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого совершено административное правонарушение, разрешение которого отнесено к компетенции органов внутренних дел.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 02.06.2023 года Кривошеев М.А. направил в ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» заявление о возбуждении в отношении Маркова И.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 КоАП РФ.

Данное заявление получено адресатом 27.06.2023 года, передано для проведения проверки и принятия решения старшему инспектору группы по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» Сидоренко Р.М.

В тот же день, 27.06.2023 года старшим инспектором группы по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» Сидоренко Р.М. по итогам рассмотрения заявления (ходатайства) Кривошеева М.А. по административному материалу <Номер обезличен>, вынесено определение об отказе в его удовлетворении, в связи с тем, что административный материал по факту дорожно-транспортного происшествия, в рамках которого Кривошеев М.А. просит привлечь к административной ответственности второго участника дорожно-транспортного происшествия 06.03.2023 года был направлен на рассмотрение по подведомственности судье Ленинского районного суда г.Оренбурга, поэтому в силу требований КоАП РФ принятие решения по поступившему ходатайству не входит в компетенцию должностного лица ОБ ДПС.

По итогам принятого старшим инспектором группы по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» Сидоренко Р.М. решения по заявлению (ходатайству) Кривошеева М.А., 06.07.2023 года командиром ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» Акташевым П.А. Кривошееву М.А. дан ответ уведомительного характера, в котором разъяснено, что заявление рассмотрено, установлено, что в ходе полного и всестороннего административного расследования, в отношении него (Кривошеева М.А.) составлен административный протокол по ч.1 ст.12.24 КоАП РФ, который был направлен в Ленинский районный суд г.Оренбурга. При рассмотрении судьей материала была дана правовая оценка всех участников происшествия и вынесено решение, которое может быть обжаловано в установленном законом порядке..

Указанный ответ командира ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» Акташева П.А. был направлен Кривошееву М.А. и получен им, как следует из административного иска, 07.08.2023 года.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий для удовлетворения заявленных административным истцом требований административного иска.

При этом, суд исходит из того, что поступившее 27.06.2023 года в ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» заявление Кривошеева М.А. от 30.05.2023 года рассмотрено, ответ от дан уполномоченным на то должностным лицом органа внутренних дел в рамках его компетенции в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями Закона № 59-ФЗ и указанной выше Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан. Ответ в адрес Кривошеева М.А. направлен в пределах установленного законом срока и административным истцом получен.

Не направление в адрес заявителя копии определения об отказе в удовлетворении ходатайства о возбуждении дела об административном правонарушении основанием для удовлетворения заявленных требований также не является, поскольку направление копии такого определения в адрес заявителя, нормами действующего законодательства, в том числе, ст.24.4 КоАП РФ, регламентирующей порядок заявления и рассмотрения ходатайств в рамках дела об административном правонарушении, не предусмотрено.

Оценка обоснованности принятого должностным лицом ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» определения об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении, не может быть предметом проверки суда в рамках рассмотрения административного искового заявления в порядке главы 22 КАС РФ, поскольку действующим законодательством предусмотрен иной порядок обжалования указанного решения.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что какими-либо действиями (бездействием) административных ответчиков, в том числе изложенными в административном исковом заявлении, были нарушены права и свободы административного истца либо созданы препятствия к осуществлению им своих прав, не установлено.

Доводы, что не направление определения об отказе в удовлетворении заявления лишило Кривошеева М.А. права на обжалование, в том числе в связи с пропуском срока на подачу жалобы отклоняется, поскольку сроки обжалования определений, вынесенных по правилам КоАП РФ, исчисляются не с даты их вынесения или направления заявителю, а с даты получения оспариваемого процессуального документа.

Не согласие административного истца с содержанием ответа командира ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» Акташева П.А. от 27.06.2023 года само по себе основанием для удовлетворения заявленных требований не является, поскольку названный ответ носит уведомительный характер, не является ни решением, ни действием, влекущими негативные последствия для заявителя, подлежащими оспариванию в порядке главы 22 КАС РФ, поскольку не содержит каких-либо властных распорядительных, обязательных для заявителя указаний, не возлагает на него никаких обязанностей и не препятствует осуществлению им прав, установленных законом, в том числе праву на ознакомление с материалом, по которому вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства, предусмотренному КоАП РФ.

Доводы о нарушении административными ответчиками процессуальных прав Кривошеева М.А., предусмотренных КоАП РФ, проверке в рамках рассмотрения настоящего дела не подлежит.

Прочие доводы административного истца и его представителя фактически сводятся к несогласию с результатами производства и рассмотрения дела об административном правонарушении, по которому Кривошеев М.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 КоАП РФ постановлением Ленинского районного суда г.Оренбурга, которое вступило в законную силу и проверке в рамках рассмотрения настоящего дела не подлежат.

Оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть поступившее в его адрес заявление и дать на наго мотивированный ответ суд не усматривает, поскольку указанное заявление рассмотрено, ответ на него дан и получен Кривошеевым М.А., оснований для повторного рассмотрения в соответствии с положениями КоАП РФ не имеется, поскольку повторное рассмотрение ходатайств ст.24.4 КоАП РФ и иными нормами, не предусмотрено.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, поэтому административные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Кривошеева Михаила Александровича к инспектору группы по исполнению административного законодательства ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское» Сидоренко Роману Михайловичу, инспектору ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское» Находкину Виталию Игоревичу, командиру ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское» Акташеву Павлу Алековичу, ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД «России «Оренбургское», МУ МВД России «Оренбургское» о признании действий (бездействия), выразившегося в не принятии решения по заявлению Кривошеева Михаила Александровича от 30.05.2023 года в порядке установленном КоАП РФ, незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем предоставления письменного мотивированного ответа на заявление от 30.05.2023 года в порядке установленном КоАП РФ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Дзержинского района г. Оренбурга в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>