Дело № 2а-362/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 18 января 2019 год
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи: Самохиной Е.А.,
при секретаре: Бжицких А.А.,
с участием представителя административного истца ОАО «РЖД» - ФИО1, представителя административных ответчиков ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к территориального отделу надзорной деятельности и профилактической работы № 8 УНДПР ГУУ МЧС России по Алтайскому краю, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю о признании незаконным предписания и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД») обратилось в суд с указанным иском, в котором просит признать незаконным и отменить предписание от ДАТАНОМЕР, выданное заместителем начальника ТО НД и ПР №8 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю ФИО3
В обоснование иска указано, что поскольку ОАО «РЖД» не является пользователем услуг железнодорожного транспорта (оно их предоставляет), полагает, что исходя из п. 1 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте № ППБО-109-92 и разъяснений генерального директора ФГП ВО ЖДТ России и заместителя начальника департамента охраны труда от ДАТА, требования, изложенные в п. 2.13 главы 2 указанных Правил, не применимы к объектам инфраструктуры ОАО «РЖД». Необходимость установки систем пожарной сигнализации и пожаротушения на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, к которым относятся объекты эксплуатационного локомотивного депо г. Барнаула, определяется Сводом правил СП153.13130.2013 «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности», утвержденным приказом МЧС России от ДАТАНОМЕР, разработанным для объектов ОАО «РЖД».
Пунктом 4.5 данного Свода правил установлено, что проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать в соответствии с СП5.13130.2009. Проектирование систем пожарной автоматики на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта только сводом правил СП5.13130.2009 или только сводом правил СП153.13130.2013 не допускается.
В соответствии с п. 5.9.1 Свода правил СП153.13130.2013 установки автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать в соответствии с Приложением А. Согласно п. 2 таблицы А.2 (приложение А), производственные помещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта должны оснащаться автоматической установкой пожаротушения в соответствии с пунктами 6-12 таблицы А.3 Свода правил Сп5.13130.2009.
Таким образом, производственные помещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта категории В2-В3 по пожарной опасности должны быть оснащены установками пожаротушения при площади помещения 1000 кв.м и более. Согласно акту предпроектного обследования от ДАТА площадь помещения по обслуживанию тепловозов составляет 925, 70 кв.м, следовательно, установка в данном помещении системы пожаротушения не требуется.
К участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю.
В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» - ФИО1 административный иск поддержал частично, просил признать незаконным только п. 2 предписания по изложенным в иске основаниям.
Представитель административных ответчиков ФИО2 против удовлетворения жалобы возражал. Представлены письменные возражения.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в административном деле, считает возможным рассмотрение административного дела при данной явке.
Исследовав материалы административного дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С административным исковым заявлением о признании незаконным предписания от 22.11.2018 истец обратился 11.12.2018, то есть с соблюдением установленных сроков.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 ФЗ N 69).
В соответствии с уставом ОАО "РЖД", утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585, ОАО "РЖД" является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства РФ и устава. Филиалы и представительства, создаваемые (открываемые) обществом, не являются юридическими лицами и наделяются имуществом, принадлежащим обществу, которое несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств (п. п. 25, 26 устава).
В силу подп. 23 п. 11 Устава, основным видом деятельности общества является выполнение работ по предупреждению и ликвидации пожаров, других аварийных и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, в том числе проведение аварийно-восстановительных работ.
Приложением к уставу ОАО "РЖД" установлен перечень филиалов и представительств ОАО "РЖД", в который в том числе входят филиал – Дирекция тяги.
В соответствии с Положением «О Дирекции тяги - филиале ОАО РЖД» от 20.08.2009 № 76, утвержденным ОАО «РЖД», Дирекция тяги является филиалом ОАО «РЖД», структурным подразделением которой в соответствии с перечнем является Западно-Сибирская дирекция тяги.
Согласно подп. 3 п. 11 положения «О Западно-Сибирской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги» Дирекция обязана обеспечивать промышленную, экологическую и пожарную безопасность.
В соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции плановую (внеплановую) проверку проводят на основании соответствующего распоряжения (ст. 9, 52).
По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя в двух экземплярах (ст. 80).
К акту проверки, акту проверки физического лица - правообладателя прилагаются предписание об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия (п.83).
Частью 2 ст. 96 указанного Административного регламента определено, что в предписании об устранении нарушений указывается перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ, подпункт "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).
Согласно представленным материалам, в связи с истечением срока исполнения предписания от ДАТАНОМЕР, распоряжением главного государственного инспектора г.Новоалтайска и районов по пожарному надзору от ДАТАНОМЕР в отношении объекта защиты, правообладателем которого является ОАО «РЖД», назначена и проведена внеплановая выездная проверка ремонтного локомотивного депо Барнаул Западно-Сибирской железной дороги дирекции по ремонту тягового подвижного состава - структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава филиала ОАО "РЖД", фактически осуществляющего деятельность по адресу: АДРЕС.
По итогам проверки заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору составлен акт НОМЕР, в котором зафиксировано, что: предел огнестойкости несущих элементов здания менее 90 минут (п.7.8 СНиП 21-07-97*); помещение по обслуживанию тепловозов не защищено автоматической установкой пожаротушения (п.8.2, п.20 таб.3 НПБ 110-03 приложения A3 СП 5.13130.2009; п.4.5 СП 153.13130.2013; глава 2. ППБО-109-92); отсутствуют мероприятия по предотвращению распространения возможного пожара или разгерметизации емкостей с топливом пескосушильном отделении и помещении для хранения масел (отсутствуют сборные колодцы) (глава 2, п.2.11, ППБО-109-92).
ДАТА указанным должностным лицом ремонтному локомотивному депо Барнаул Западно-Сибирской железной дороги дирекции по ремонту тягового подвижного состава - структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава филиала ОАО "РЖД" вынесено предписание 524/1/1, обязывающее ОАО «РЖД» в срок до ДАТА устранить выявленные нарушения пожарной безопасности.
Принимая во внимание приведенные выше положения законов, установленные обстоятельства, позицию административного истца, суд приходит к выводу, что указанная проверка проведена уполномоченным лицом в пределах компетенции в соответствии с требованиями закона.
Оценивая требования административного иска, с учетом позиции представителя истца в судебном заседании, поддержавшего иск в части признания незаконным п. 2 предписания НОМЕР от ДАТА, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 2 оспариваемого предписания: помещение по обслуживанию тепловозов не защищено автоматической установкой пожаротушения (п.8.2, п.20 таб.3 НПБ 110-03, п. 20 приложения A3 СП 5.13130.2009; п.4.5 СП 153.13130.2013; глава 2. ППБО.109.92).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
На основании статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
НПБ 110-03 ("Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утв. Приказом от ДАТАНОМЕР), устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Пунктами 8.2, 20 таб. 3 НПБ 110-03 предусматривается оборудование автоматическими установками пожаротушения электромашинные, аппаратные, ремонтные, тележечные и колесные, разборки и сборки вагонов, ремонтно-комплектовочные, электровагонные, подготовки вагонов, дизельные, технического обслуживания подвижного состава, контейнерных депо, производства стрелочной продукции, горячей обработки цистерн, тепловой камеры обработки вагонов для нефтебитума, шпалопропиточные, цилиндровые, отстоя пропитанной древесины, независимо от площади таких помещений.
В соответствии с п. 1.1 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте № ППБО-109-92 (утв. МПС РФ 11.11.1992 N ЦУО-112) настоящие Правила, разработанные в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего деятельность железнодорожного транспорта, устанавливают основные требования пожарной безопасности на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта и являются обязательными для исполнения всеми организациями, учреждениями, предприятиями и объединениями МПС России, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта.
В силу п. 2.13 главы 2 указанных Правил взрывопожароопасные и пожароопасные помещения должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации в соответствии с действующими нормативными документами.
В связи с этим доводы административного истца о том, что они не являются фактическими пользователями услугами железнодорожного транспорта, а их предоставляют, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании материального закона.
Пунктом 4.5 Свода правил СП153.13130.2013 «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности», утвержденным приказом МЧС России от ДАТАНОМЕР, установлено, что проектировании автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать в соответствии с СП5.13130.2009. Проектирование систем пожарной автоматики на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта только сводом правил СП5.13130.2009 или только сводом правил СП153.13130.2013 не допускается.
В соответствии с п. 5.9.1 Свода правил СП5.13130.2009 установку автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта следует предусматривать в соответствии с Приложением А.
Согласно п. 20 таблицы А.3 (приложение А), помещения железнодорожного транспорта: электромашинные, аппаратные, ремонтные, тележечные и колесные, разборки и сборки вагонов, ремонтно-комплектовочные, электровагонные, подготовки вагонов, дизельные, технического обслуживания подвижного состава, контейнерных депо, производства стрелочной продукции, горячей обработки цистерн, тепловой камеры обработки вагонов для нефтебитума, шпалопропиточные, цилиндровые, отстоя пропитанной древесины, подлежат оборудованию на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения независимо от площади такого помещения.
В связи с изложенным ссылка административного истца на то, что исходя из занимаемой площади (менее 1 000 кв.м) на них не возложена обязанность оснащения помещения установками пожаротушения, суд признает необоснованной.
Руководствуясь вышеприведенными положениями закона, а также установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что ремонтное локомотивное депо Барнаул Западно-Сибирской железной дороги дирекции по ремонту тягового подвижного состава относится к организациям МПС России, на которое распространяются основные требования пожарной безопасности на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта. Административный истец, будучи как юридическое лицо и собственник данного имущества, в силу п. 2.13 главы 2 указанных Правил, п. 8.2, п. 20 таб. 3 НПБ 110-03, п. 20 приложения А3 СП5.13130-2009, п. 4.5 СП153.13130.2013, должен обеспечить данное помещение указанными выше установками пожаротушения независимо от площади такого помещения. Предписание в адрес ОАО «РЖД» содержит законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона. В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
Доводы, приведенные в иске и в судебном заседании представителем истца, основаны на неверном толковании закона. Законодательством установлены специальные требования к помещениям железнодорожного транспорта, исходя из специфики таких помещений.
Согласно статье 1 Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт общего пользования - это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;
Принимая во внимание, что локомотивное депо относится к помещениям инфраструктуры железнодорожного транспорта и на него распространяются вышеприведенные требования закона, утверждение представителя административного истца в суде о том, что в депо находится локомотивный комплекс без иных составляющих (вагонов, электромашин), в силу приведенных положений законов правового значения не имеет. По делу установлено, что данное помещение используется по целевому назначению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования не основаны на законе, в связи с чем административный иск подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к территориального отделу надзорной деятельности и профилактической работы № 8 УНДПР ГУУ МЧС России по Алтайскому краю, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю о признании незаконным предписания и его отмене, отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А.Самохина